Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Laboratorium » №1, 2015

Джинмари Руей-Уиллоби
ГУЛАГ как священное место: мемориальные нарративы о Святом ключе в Искитиме. Резюме

Искитим – мрачный индустриальный город с советской застройкой, расположенный в Западной Сибири, примерно в 50 километрах от Новосибирска – крупнейшего города в этой части России. Несмотря на довольно мрачное прошлое и несколько тусклое настоящее, сегодня Искитим связан с одной из важнейших святынь Западной Сибири. Здесь в помещении, где в советское время был магазин, располагается храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», основанный в 2002 году. Здание меняло свою функцию постепенно: сначала, пока магазин еще работал, в распоряжении верующих были всего лишь небольшой неф и трапезная, сейчас же это настоящая церковь. С тех пор как все здание целиком отошло во владение Русской православной церкви, здесь появились и просторная комната для религиозного обучения и проведения церемоний, и кабинет священника, и даже еще более вместительный, чем вначале, зал для отправления служб. Церковь названа в честь родника, расположенного примерно в трех километрах от самого Искитима, в поселке Ложок. В самом Ложке когда-то находился исправительно-трудовой лагерь особо строгого режима – Отдельный лагерный пункт № 4 Сиблага (ОЛП-4). Работал лагерный пункт «Ложок» с 1929 по 1956 год, на этой территории располагался карьер, в котором заключенные добывали известь, щебень и известняк для строек по всей территории СССР. Таким образом, в силу своего расположения источник, который считается «живоносным», находится на «пересечении» самых разных аспектов местного прошлого – от советской лагерной системы до ориентации страны на индустриализацию и научные достижения, – воплощенных, соответственно, в Ложке, Искитиме и Академгородке (научно-исследовательском центре, который находится к востоку от Новосибирска, на полпути из Новосибирска в Искитим). Кроме того, родник связан с представлениями о религиозной вере и религиозных практиках, в том числе с сохранением веры в период официально насаждаемого атеизма, с возрождением русского православия в постсоветскую эпоху и, наконец, с народной религией, поскольку, судя по всему, изначально именно местные мирянки провозгласили этот источник святым. С 2004 года под руководством искитимского приходского священника Игоря Затолокина начались работы по созда нию мемориально-религиозного комплекса на роднике; ядром его должен стать храм Новомучеников и исповедников российских.



Другие статьи автора: Руей-Уиллоби Джинмари

Архив журнала
лаб№1, 2021№3, 2019№2, 2018№3, 2015№1, 2016№3, 2014№1, 2015№1, 2014№3, 2012№2, 2012№1, 2012№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2009№3, 2010№2, 2010№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба