Журнальный клуб Интелрос » Laboratorium » №1, 2015
Андрей Завадский – выпускник магистерской программы «Public History»
Московской высшей школы социальных и экономических наук (совместно с Манчестерским университетом).
Адрес для переписки: ул. Лобачевского, 52/1, кв. 4, Москва, 119454, Россия. аndrei.zavadski@gmail.com.
Автор этого эссе анализирует, каким образом возможность регулярно писать письма помогла советскому художнику-иллюстратору Григорию Филипповскому, приговоренному в 1938 году к пяти годам исправительно-трудовых работ, выжить в ГУЛАГе. С помощью метода нарративного анализа автор выделяет в письмах Филипповского, приведенных в неопубликованных воспоминаниях его жены Лии Нельсон, три основных «нарратива», или «истории» (stories), которые способствуют сохранению художником связи с прежней жизнью: ограниченный круг общения в лагере; рефлексия о творческом пути; любовь к жене. С помощью этих «историй» Филипповский (ре)конструирует в письмах к жене «нормальную», долагерную повседневность, одновременно отчуждаясь от повседневности тюремной