ЗакрытьClose

Вступайте в Журнальный клуб! Каждый день - новый журнал!

Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Laboratorium » №1, 2016

Вираг Молнар
От конструктивизма к «упрощенному модернизму»: ломаная траектория радикального утопизма в послевоенной Центральной Европе
Просмотров: 334

В статье представлен анализ послевоенного наследия конструктивизма как ключевого примера радикального утопизма в Венгрии, цель настоящего исследования – показать значимое, пусть и не постоянное, влияние этих идей на послевоенные планы по крупномасштабной трансформации городской застройки. В Венгрии и других центральноевропейских странах особенно интересно прослеживать траекторию радикального утопизма при социализме по той причине, что все они находятся на пересечении восточной и западной сфер влияния: после 1945 года все эти страны оказались втянутыми в политическую и культурную орбиту Советского Союза, сохранив при этом интеллектуальные связи с Западной Европой, завязавшиеся еще в межвоенный период. Исследование показывает, как под давлением с мест и извне, со стороны акторов международной политики, эти разнообразные интеллектуальные традиции переводили радикальный утопизм в осязаемые социальные реформы, в частности за счет крупномасштабной трансформации застроенной окружающей среды. Что касается теоретических проблем, то эта статья призывает к пересмотру преобладающей в науке позитивистско-эволюционистской модели искусства и архитектуры, согласно которой художественное развитие представляет собой линейную последовательность вечно прогрессирующих стилей, четко обозначающих и отличающих дискретные исторические эпохи. Заостряя внимание на нетривиальной роли исторического контекста и внештатных ситуаций, пример послевоенного конструктивизма в Венгрии демонстрирует ломаную траекторию и периодическое возвращение художественных тенденций. Кроме того, в представленном исследовании выдвигается предположение о том, что подобные процессы имели место и в других странах, находящихся в схожем геополитическом положении.

From Constructivism to “Routinized Modernism”:
The Zigzag 
Trajectory of Radical Utopianism in Postwar Central Europe

Virág Molnár is Associate Professor in the Department of Sociology, New School for
Social Research. Address for correspondence: Department of Sociology, New School

for Social Research, 6 East 16th Street, Room 1012, New York, NY 10003, USA.

molnarv@newschool.edu.

This article uses the example of constructivist architecture to show how radical utopianism influenced postwar plans for the large-scale transformation of the built environment in a significant but highly fragmentary fashion. Rather than dominating a longer period and slowly fading away, constructivism recurred in Hungary in several short but intensive episodes. The analysis focuses on two crucial episodes—plans for the post-1945 reconstruction of Budapest and the construction of a “strip house,” a massive collective housing superblock— to show how constructivism came to be coupled with various social and political agendas that often caused its demise; yet it left a complex and lasting legacy even when it failed. The article also argues that the zigzag trajectory of postwar constructivist architecture is largely a function of Hungary’s interstitial geopolitical and cultural position between East and West. As a result, Hungary, together with other Central European countries, offers an example that can illuminate the nonlinear ways in which intellectual ideas and cultural models circulate on regional and global scales.



Другие статьи автора: Молнар Вираг

Архив журнала
№3, 2015№1, 2016№3, 2014№1, 2015№1, 2014№3, 2012№2, 2012№1, 2012№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2009№3, 2010№2, 2010№1, 2010
Журналы клуба