Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Laboratorium » №1, 2011

Александра Яцык
Анна Новикова. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб.: Алетейя, 2008.

Анна Новикова. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб.: Алетейя, 2008. 208 с. ISBN 978-5-9141-9042-9.

Александра Яцык. Адрес для переписки: Казанский федеральный университет, Центр социологии культуры, ул. Кремлевская, д. 18, Казань, 420008, Россия. ayatsyk@gmail.com.

Эту книгу о генезисе способов представления социальной реальности в постсоветской телевизионной культуре вряд ли можно отнести к разряду социологических. Здесь читатель не найдет ни описания используемых методов анализа эмпирического материала, ни ссылок на исследования аудитории. Вместо этого он столкнется с множеством красочных эпитетов, метафор и оценок, которые в отсутствие методологической нити Ариадны рискуют оставить его в междисциплинарном хаосе выводов. Однако, социологу работа Анны Новиковой может быть интересна как образец исследования, выполненного в рамках отечественной традиции изучения масс-медиа, с позиции философско-описательной, как истории искусств (Согомонов 1998).

Отправным пунктом работы является тезис журналиста и культуролога Вячеслава Вильчека о том, что телевидение есть особая форма обрядового искусства (с. 11). Автор развивает эту мысль, полагая, что искусство зрелища, в частности, зрелища телевизионного, основано на ритуальности и документальности. В его основе лежат базовые литературные фабулы (приключение, любовная история и другие). Основным принципом или методом художественного воздействия здесь оказывается принцип аттракциона. Разные типы аттракционов вкупе с вариациями формульных жанров характеризуют содержание продуктов телевизионной культуры. Задача исследования заключается в том, чтобы проанализировать самые распространенные ее форматы (сериалы, ток- и реалити-шоу, телевизионные игры) и проследить их генезис.

В первой главе автор рассуждает об истоке современных телевизионных зрелищ – триаде «театр – эстрада – цирк». Объединяющими ее элементами являются использование комического и обращение к жанру документальной драмы как своеобразному способу инсценировки реальности. Автор приводит многочисленные случаи использования этих приемов в советских документальных эпосах. Она говорит, например, о «заражении документальностью» или «поэтизации хроники» в советской драме-репортаже (с. 36), документальной мелодраме или кинопоэме, телевизионном литературном театре.

Во второй главе автор прослеживает, как с помощью этих приемов на телевидении представляются разные «социальные маски» (с. 53), каждая из которых представлена тем или иным человеком «в кадре». Повышенная значимость последнего является очередным этапом в развитии телевидения, в его переориентации с жанра документального эпоса на более персонифицированные форматы. В этой связи осмысляются различные типажи дикторов и ведущих, как мужские («воины», «яппи», «интеллектуалы»), так и женские («феминистки», «эксцентричные», «гламурные»).

Третья глава, пожалуй, одна из самых интересных в книге. Автор анализирует телевизионный жанр новостей как «infotainment», синтезирующий приемы драматизации, документальной драмы, формульных жанров и гламура. Исследуя их вариативные сочетания в техниках «luft», «life», «action», «trip» (различных комбинаций живого звука, закадрового текста, картинки, визуальных планов и формульных жанров), автор говорит о драматической сущности телевизионной культуры. По ее мнению, этот драматизм возникает вследствие внутреннего диалогического конфликта между жанрами (с. 105). В качестве примеров таких конфликтных форматов автор приводит «трэш-публицистику» и «хип-хоп-новости», которые оказываются эстетической альтернативой засилью «пафосного гламура» или показа «неприглядной реальности» (с. 119), а также «эмоциональным эпатажем» гражданского сознания, «упакованного» в формы современного телевизионного зрелища (с. 111).

Аттракционам времени и пространства посвящена четвертая глава книги. Здесь автор обращается к множественным трансформациям жанра документальной драмы в программах о путешествиях, исторических экскурсиях и интеллектуальных загадках. По мнению Анны Новиковой, столкновение разных жанров на современном российском телевидении приводит к тому, что вместо реконструкции истории с помощью документальной драмы происходит ее создание. Для этого активно используются аффективные приемы художественного представления: например, использование крупного плана.

В заключительной пятой главе автор говорит о самых гибридизированных, на ее взгляд, формах телевизионной реальности – различных шоу. Она полагает, что именно здесь принцип аттракциона находит свое наиболее полное выражение. Составляющими шоу являются дискуссия и игра, которые направляются фигурой ведущего. Автор прослеживает связь между средневековыми бурлесками, розыгрышами, провокациями и современными хэппенингами. Она выявляет в реалити-шоу методы социологической драматургии, а в ток-шоу – элементы игры, построенной на формуле драмы, детектива и других литературных жанров. Исследование аттракционов в телевизионных шоу, таким образом, оказывается последним логическим звеном в рассуждении автора. Вопрос о том, что же будет после них, остается открытым. Здесь мы вновь сталкиваемся с трудностями перевода используемых автором терминов на язык современной социологии. Так, определяя шоу как эстетический продукт «массовой» культуры (с. 161), Анна Новикова отделяет его от более «элитарно ориентированного» спектакля и возникающего в «эгалитаристском обществе» карнавала (с. 161). По ее мнению, шоу ориентировано на «инстинкты», в отличие от «смыслосодержащего» спектакля (с. 161).

Столь подчеркнутая оригинальность используемой здесь терминологии, в отличие от уже устоявшихся в социогуманитарном дискурсе понятий спектакля (Дебор 2000; Kellner 2009) и карнавала (Бахтин 1990), существенно осложняют восприятие данной работы социологами. Это досадно, учитывая, что автор собрала поистине разнообразный и во многом уникальный эмпирический материал.

Тем не менее, книга интересна своей отчетливо выраженной позицией эстетизированного анализа и может быть полезна всем интересующимся советской и постсоветской телевизионной культурой.

БИБЛИОГРАФИЯ

Бахтин, Михаил. 1990 (1965). Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература.

Дебор, Ги-Эрнст. 2000 (1969). Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. М.: Логос-Радек.

Согомонов, Александр. 1998. Социология культуры: теоретический аспект // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. М.: Ин-т социологии РАН. С. 335–345.

Kellner, Douglas. 2009. Media Spectacle and Media Events: Some Critical Reflections. Pp. 76–92 in: Media Events in a Global Age. Edited by Nick Couldry, Andreas Hepp, and Friedrich Krotz. London: Routledge.



Другие статьи автора: Яцык Александра

Архив журнала
лаб№1, 2021№3, 2019№2, 2018№3, 2015№1, 2016№3, 2014№1, 2015№1, 2014№3, 2012№2, 2012№1, 2012№3, 2011№2, 2011№1, 2011№1, 2009№3, 2010№2, 2010№1, 2010
Поддержите нас
Журналы клуба