Журнальный клуб Интелрос » Laboratorium » №2, 2010
Ольга Ултургашева, Ванесса Элиза Гротти, Марк Брайтман
Личность и «приграничная территория» в современных Амазонии и Сибири
В данной статье анализируются концепции «приграничной территории» (англ. frontier) и личности (англ. personhood) в современном общественном контексте коренных народов Амазонии и Сибири. Эти понятия стали главными темами двух международных конференций, организованных авторами статьи. Первая конференция под названием «Концепция приграничной территории в Амазонии и Сибири: сырьевая экономика и социально-политические трансформации» прошла в стенах Института полярных исследований имени Скотта в июне 2006 года в Кэмбридже (Великобритания). Материалы конференции были опубликованы в специальном выпуске журнала «Cambridge Anthropology» (2006/2007, Vol. 26/27, no. 2). Вторая конференция «Люди, животные, растения и материальные объекты: личность в Амазонии и Сибири» состоялась в Париже в июне 2008 года в Музее на набережной Бранли, где была рассмотрена концепция личности в анимистических онтологиях народов Амазонии и Сибири. Обе конференции представили возможность рассмотреть в кросс-культурном аспекте социально-политические тенденции, повлиявшие на формирование общественных устройств и культурного мировозрения коренных народов обоих регионов. Основной акцент был сделан на восприятии социальных трансформаций, экологическом знании и онтологических связях человека с животным и растительном миром аборигенного населения обоих регионов. Первая часть статьи представляет собой сравнительный анализ процессов, связанных с колониальной практикой экстрактивизма природных ресурсов на территории данных регионов. Для колониальных центров Амазония и Сибирь представляли и представляют собой зоны хищнической индустриальной эксплуатации, где местное аборигенное население является лишь неудобной и нечеловеческой компонентой чужой и дикой природной среды этих территорий. Утилитарная идеология технократического прогресса и освоения «пустых» территорий, которой руководствовались колониальные державы, и по сей день движет бесконечным процессом имперской экспансии. Основным предметом обсуждения стали интересы небольших аборигенных групп, населяющих эти территории, их современный социально-экономический и культурный контекст, а также новые тенденции, связанные с деятельностью не-правительственных и международных организаций по защите прав коренного населения, дискурсами самоопределения и риторикой охраны окружающей среды. Вторая часть работы посвящена классической для антропологических исследований Амазонии и Сибири теме: отношениям человека и его окружающей среды. Анимистические представления и шаманская космология являлись центральными темами в этнографической литературе обоих регионов. Центральную роль в анимистических онтологиях народов Амазонии и Сибири занимала и занимает личность шамана. Основным предметом обсуждения стала тема отсутствия или присутствия шамана в обществе в результате репрессивной религиозной политики советского государства в Сибири и процесса христианизации в Амазонии. Доклады конференции в целом были сфокусированы на теоретическом анализе существующих моделей шаманской мысли и действия в современных обществах этих регионов. Вопрос личности в обоих регионах включает характерные для охотничьих и оленеводческих обществ проблемы множественности компонентов категории личности, транскорпоральности, рекурсивного содержания и множественной референтности. Концепции личности в анимистических онтологиях чужды детерминированность, разграничение и классификация. Такие компоненты, как человек, растение, животное и материальный объект, отражают гетерогенность и пластичность данной концепции.