Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ШКОЛЫ «РЕПНОЕ» » март, 2015

Марина Корсакова - Крейн
Эмоции в музыке: восприятие расстояний в тональном поле

Нейропсихолог Марина Корсакова-Крейн о квинтовом круге,
улавливании расстояний в тональном пространстве и важности интуиции в восприятии музыки

Хотя музыка известна как «язык эмоций», источники воздействия музыки на психологическое состояние слушателей все еще неясны. Восприятие музыки — это считывание рисунка слышимой информации. Процесс считывания любой информации и создания осмысленного образа требует подходящей системы отсчета. В музыке системой отсчета является гамма, ноты которой отличаются по звуковысотности и по уровню притяжения к первой ноте гаммы — тонике. Другими словами, в тональной системе отсчета тоника служит центром притяжения. Переход с одного тонального центра на другой (из одной тональности в другую) в той же самой музыкальной композиции называется тональной модуляцией. Во время этого перехода слушатели интуитивно следуют за переориентацией гаммы с одной тоники на другую. Для того чтобы получить свободу модуляции, музыкантам пришлось перестроить клавишные инструменты таким образом, что гамма зазвучала систематически слегка фальшиво. Эта болезненная революция восприятия, произошедшая в XVI–XVII веках, была компенсирована свободой движения в тональном пространстве, что дало новое мощное средство выразительности и способствовало созданию новых музыкальных форм. В результате равномерной темперации каждая нота гаммы приобрела потенциальную возможность стать центром системы отсчета, и именно это было необходимо для появления барóчной полифонии, сонат, симфоний и опер. Сегодня трудно представить музыку без модуляций



Другие статьи автора: Корсакова - Крейн Марина

Архив журнала
декабрь, 2015ноябрь, 2015сентябрь, 2015апрель, 2015март, 2015январь-февраль, 2015март 2014 г.
Поддержите нас
Журналы клуба