Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международная жизнь » №1, 2019

Татьяна Воротникова
Кому в Эквадоре «жить хорошо»? Социальные реформы и Buen Vivir
Просмотров: 307

 

 

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант №17-37-01019 «Кризис левых режимов в Латинской Америке: политические и экономические последствия для России».

 

Достойная жизнь, благополучие, общее благо, прогресс, развитие есть универсальные понятия человеческого бытия, конкретные формы и реальное наполнение которых тем не менее варьируются в разных культурных парадигмах и исторических условиях. В начале XXI века эквадорское государство предложило уникальный социально-политический проект по развитию страны, поставив первостепенными задачи социального включения граждан, искоренение бедности и создание общества равных возможностей [6].

Концептуальной основой новой политики стала распространенная среди индейского населения страны формула «Sumak Kawsay» (кечуа), или Buen Vivir (исп.), построенная на андско-амазонских институтах, образе жизни и культуре коренных народов [10]. Ценностное и этическое измерение Buen Vivir (буквально «хорошая жизнь», или «достойная жизнь») не имеет четких нормативных очертаний [4], однако характеризуется в первую очередь принципами мирного сосуществования, толерантности и этнического многообразия, плюрализма, жизни в гармонии с природой и окружающей средой. Социально-политическая стратегия Buen Vivir выходит за рамки экономических показателей и предлагает новое видение государственного развития, транспарентности и гражданского участия, которое может быть осуществлено путем предоставления и соблюдения правовых, этических, культурных и экономических прав и возможностей.

На протяжении трех президентских сроков Рафаэль Корреа (2007-2017 гг.) предпринял серьезное реформирование экономической и социальной политики государства, которое позволило снизить негативное влияние внешних факторов, таких как мировой финансовый кризис 2008-2009 годов и продолжительное падение мировых цен на энергоносители последних лет, и создать условия для роста благосостояния населения. В числе мер, принятых эквадорским правительством (среди которых новое налоговое законодательство, действия по борьбе с безработицей, пересмотр внешнего долга и нефтяных контрактов), наиболее эффективно сработали финансовая, регуляторная и институциональная реформы, а также инновационная антиинфляционная и монетарная политика [23]. Увеличение поступлений в национальный бюджет позволило существенно повысить уровень государственных вложений в социальную сферу, что обеспечило широкую общественную поддержку реформ и политическую стабильность в стране [5]*.(*На выборах 2017 г. на очередной пятилетний президентский срок был избран Ленин Вольтер Морено Гарсес, ранее занимавший пост вице-президента (2007-2013 гг.).)

Приоритеты социальной политики

Основы правительственной политики и принципы нового государственного устройства были закреплены в Конституции, принятой на всенародном референдуме в 2008 году.  Новый Основной закон Эквадора считается уникальным и одним из наиболее прогрессивных на планете, в котором центральное место отведено принципам гуманизма и социальной справедливости. Помимо признанных и важнейших неотъемлемых прав каждого человека, эквадорский документ декларирует свободный доступ к источникам воды, а также здоровым и качественным продуктам питания, право на общение, получение информации и образование, право на нормальные жилищные условия, охрану здоровья и проживание в экологически сбалансированной и благоприятной окружающей среде [3].

Особое внимание уделено коренным народам страны. В обязанность государству ставится обеспечение сохранения и поддержания образа жизни этнических и национальных общностей, соблюдение и защита их свобод и прав, в том числе на самоопределение и политическое участие [7]. Помимо Конституции, к концу первого мандата Р.Корреа было принято более 170 законов, реформирующих все сферы государства, из которых треть отводилась гарантиям прав граждан [22].

Стратегия развития страны была сформулирована в «Национальном плане для хорошей жизни» (Plan Nacional para el Buen Vivir), рассчитанном на пять лет и представляющем собой «Дорожную карту» преобразований. До 2017 года включительно действовал уже третий по счету документ, в котором отражены приоритетные направления развития государства и общества с целью повышения уровня жизни населения и благосостояния нации. Учитывая опыт предыдущих планов, он включил 12 целей, объединенных основными принципами, в соответствии с которыми должно происходить обновление: равенство, интегральное развитие, культурная революция, городская революция, аграрная революция и революция знаний.

Среди этих целей, по крайней мере, пять можно отнести к задачам социальной направленности, а именно: содействие социальному и территориальному равенству, единству, включенности и равноправию в многообразии; улучшение качества жизни населения; развитие гражданского потенциала; создание условий для социального взаимодействия и укрепления национальной самобытности и межкультурности; совершенствование судебной системы и укрепление всеобщей безопасности при строгом соблюдении прав человека.

Документ содержит комплексный анализ данных по ключевым секторам общественного развития, а также конкретные указания и директивы по различным направлениям, в том числе экономическому и социальному развитию. В соответствии с принятыми обязательствами, начиная с 2007 года увеличение объема государственных инвестиций достигло рекордного уровня в 14,5% от ВВП в 2011 году, что вывело Эквадор на лидирующие позиции среди стран Латинской Америки [18, р. 415].

Социально ориентированная политика правительства имела значительные результаты. Важнейшим из них стало снижение на 38% бедности в стране (с 36,7% в 2007 г. до 22,9% в 2016 г.) и на 47% доли населения, живущего в условиях нищеты (соответственно с 16,5% до 8,7%) [23, р. 5]. Цифры свидетельствуют о существенном сокращении социального неравенства в этот же период. Коэффициент Джини упал с 0,55 до 0,47, что можно считать значительным рывком на фоне увеличения социального и экономического неравенства в предыдущее десятилетие (1996-2006 гг.) [23, р. 2]. Эти показатели были обеспечены за счет роста экономики, создания рабочих мест, а также специальных государственных программ помощи социально незащищенным слоям населения. Правительству удалось снизить уровень безработицы, сократив цифры до среднего значения - 4,9% за время реформ. Реальная минимальная оплата труда с учетом инфляции выросла почти на 50% [23, р. 6], что способствовало снятию социального напряжения и общему улучшению благосостояния граждан.

Одним из наиболее известных достижений администрации Р.Корреа считается значительное расширение государственного финансирования социальных программ, помогающих незащищенным слоям населения интегрироваться в общество, улучшить условия своей жизни и повысить возможности социальной мобильности. Такие пособия получили название «Боны человеческого развития» (Bono de Desarollo Humano), начисляемые гражданам, чей доход был ниже прожиточного минимума.

Уже к концу первого мандата социальными выплатами любого типа были охвачены 1,9 млн. человек, из них боны в размере 50 долларов ежемесячно получали 1,2 млн. эквадорцев [12]. Кроме этого, были предусмотрены субсидии на улучшение жилищных условий - «Боны на жилье» [8, с. 16]. Несмотря на серьезную нагрузку на национальный бюджет, эти программы помогли многим вырваться из нищеты, дать детям базовое образование или даже открыть собственный небольшой бизнес.

Благодаря государственной поддержке, доступному медицинскому обслуживанию и климатическим условиям, Эквадор был признан лучшей страной для проживания после выхода на пенсию, согласно рейтингу International Living в 2013 году. Помимо пенсионного пособия, для граждан старше 65 лет в Эквадоре предусмотрены дисконтные программы, в том числе льготное налоговое обложение, система скидок на оплату электроэнергии и воды, посещение культурных и спортивных мероприятий, государственные и частные перевозки в пределах страны и др. [2, с. 102].

Правительство Эквадора существенно продвинулось вперед в оказании помощи людям с ограниченными физическими возможностями, включая принятие Органического закона об инвалидности и осуществление денежных выплат (в размере 240 долл.), увеличив в десятки раз государственный бюджет на нужды людей с тяжелыми заболеваниями и недееспособностью.

Большая работа проделана по реализации специальных программ (Миссия солидарности «Мануэла Эспехо», программа «Хоакин Гальегос Лара») с целью улучшения диагностики, лечения и технической и финансовой поддержки инвалидов. Президент Эквадора, Ленин Морено (2017 - наст. вр.), после вооруженного нападения вынужденный передвигаться в инвалидном кресле, в 2012 году был номинирован на Нобелевскую премию мира за его личный вклад в содействие социальной включенности и борьбу против дискриминации в отношении граждан с ограниченными возможностями.

Особое внимание уделено воспитанию и защите подрастающего поколения. Важнейшим приоритетом правительства стала разработка специальной детской политики в отношении самых маленьких - от 0 до пяти лет. Среди конкретных механизмов - строительство новых детских садов. Детские центры «хорошей жизни» (Centros Infantiles del Buen Vivir) работают при различных предприятиях и организациях для детей сотрудников. В 2013 году их уже посещали 314 тыс. детей. Помимо этого, существуют программы помощи матерям на дому [12]. Открытие «Школ тысячелетия» стало частью масштабного плана по реструктуризации школьной инфраструктуры на национальном уровне.

Проведение реформ по улучшению качества жизни населения стало возможным за счет увеличения бюджетных ассигнований в социальную сферу. В соответствии с целями правительства социальные расходы государства в процентном отношении к ВВП были увеличены вдвое, с 4,2% в 2006 году до 8,6% в 2016 году. Приоритетным направлением политики стало обеспечение защиты прав граждан, прежде всего в сфере здравоохранения (2,5% ВВП) и образования (4,5% ВВП), речь о которых пойдет ниже [17, р. 112].

Здоровье нации - залог процветания

Как уже отмечалось, Конституция Эквадора обязывает государство заботиться о здоровье своих граждан. В соответствии со ст. 362 государственные медицинские услуги, включая диагностику, лечение, медикаменты и реабилитацию, предоставляются бесплатно [9]. Это потребовало увеличения бюджета и крупных инвестиций в инфраструктуру и медицинское оборудование. За несколько лет было отмечено значительное улучшение сферы охраны здоровья и расширение доступа населения к получению медицинских услуг. В рейтинге эффективности здравоохранения 2014 года Bloomberg поставил Эквадор на 13-е место в мире по соотношению цены и качества медицинского обслуживания [16].

Право на жизнь является, несомненно, фундаментальным, без которого невозможно осуществление других прав. Ожидаемая продолжительность жизни с 2007 года увеличилась на несколько лет - с 71,8 до 
76 лет (2014 г.) [24]. Всемирная организация здравоохранения отмечает сокращение уровня материнской и детской смертности. Следует сказать, что в целом по Латиноамериканскому региону в этой области наблюдается заметный прогресс. Мексика и Венесуэла добились сокращения детской смертности на 64% с 2000 по 2010 год, и в тот же период Бразилия, Коста-Рика, Перу и Эквадор сократили этот показатель вдвое [17, р. 161]. Тем не менее среди коренных народов детская смертность систематически оказывается значительно выше. По-прежнему в стране сохраняется проблема замедленного физического развития детей до пяти лет, несмотря на то, что за десять лет - с 2002 по 2012 год также удалось снизить этот показатель с 33,5% до 25,3% [11].

Эквадор входит в число стран с наибольшим числом заболеваний туберкулезом в регионе. Около 13% населения не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды [24]. В сельских общинах клиники недостаточно укомплектованы, находятся в плохом состоянии и не располагают всем необходимым оборудованием. Важными задачами остаются преодоление нехватки врачей и медперсонала и расширение сети медицинских учреждений, прежде всего в удаленных районах и горной местности.

Эквадорская система здравоохранения довольно сложная и многосоставная. В нее входят Министерство здравоохранения, Эквадорский институт социального страхования, Институт социального страхования полиции, Институт социального страхования армии и другие организации, находящиеся в ведомстве местных администраций и других министерств. Звенья системы работают независимо друг от друга и обладают автономными источниками финансирования [15, р. 756].

Одним из наиболее значительных изменений стало реформирование Института социального обеспечения (El Instituto Ecuatoriano de Seguridad Social - IESS). В его структуру вошли больницы и поликлиники, в которых медицинское обслуживание доступно для всех работающих граждан и членов их семей, пенсионеров и детей в возрасте до 18 лет. Взносы на обязательное медицинское страхование осуществляются посредством налоговых отчислений, которые работодатели платят в систему IESS. Помимо государственных, в стране свои услуги предоставляют частные клиники. Как правило, ими пользуются обеспеченные граждане из высшего и среднего классов, так как лечение обходится в немалую сумму. Частное медицинское страхование предлагают эквадорские и международные компании.

Цель реформы состояла в построении национальной системы здравоохранения, призванной обеспечивать функционирование структур любого уровня и способствовать достижению «хорошей жизни». Первоочередными задачами стали обеспечение доступа наиболее уязвимой части населения к медицинским услугам, расширение сети медицинских учреждений, повышение заработной платы медработникам, увеличение численности персонала. Государственные расходы на здравоохранение за период с 2006 по 2016 год в выражении ВВП удалось удвоить, увеличив с 4% в 2006 году до 10% в 2016 году. В 2013 году бюджетные ассигнования составили рекордные 14,8% ВВП [23, р. 8].

Хорошие результаты были достигнуты по многим категориям. Совершенствованию медицинского обслуживания способствовало включение скорой помощи в единую службу спасения ECU-911, оказывающую помощь населению в случае чрезвычайных ситуаций. Улучшилась обеспеченность населения выездными бригадами - с 115 тысяч до 35 тыс. жителей на карету скорой помощи, хотя необходимый уровень все еще не был достигнут [15, р. 756] (для сравнения - в России норматив составляет одну бригаду на 10 тыс. человек). В больницах на 23,5% увеличилось количество койко-мест. В 2013 году было отмечено 38 млн. случаев оказания медпомощи гражданам по сравнению с 14 миллионами в 2006 году [15, р. 756], при этом число пациентов, получивших обслуживание в государственных клиниках, выросло на 40% [23, р. 7].

Были построены новые поликлиники и больницы, закуплено и установлено новейшее оборудование, приглашены зарубежные специалисты, прежде всего из Испании и Кубы. С целью воспитания собственных квалифицированных кадров правительство приняло решение о предоставлении целевых стипендий на обучение студентов по различным направлениям медицинских наук.

Комплексный подход к реформированию системы здравоохранения предполагал необходимость изменений и в других сферах, предусмотренных концепцией «хорошей жизни». Так, Министерство здравоохранения получило полномочия участвовать в определении государственной политики в смежных областях. Например, это касается налогообложения на такие виды продукции, как алкоголь или табак, ограничения цен на лекарственные препараты, а также регламента маркировки продуктов питания. В этих рамках в Закон об информации была включена статья 94, которая в соответствующей части гласит: «СМИ не должны рекламировать продукты, регулярное или неоднократное употребление которых может иметь негативные последствия для здоровья людей. Для любого рода рекламы продукции, которая предназначена для питания или поддержания здоровья, необходимо получить специальное разрешение министерства» [15, р. 758].

Образование: право или привилегия?

Эквадорское государство придает первостепенное значение образованию и развитию человеческого таланта как инструмента развития общества и бесспорный вклад в будущее страны. Эквадор занимает одно из ведущих мест в Латинской Америке по уровню вложений в образовательный сектор, объем которых составляет около 13% государственных расходов (World Bank на 2015 г.) [13].

Конституция 2008 года гарантирует право каждого гражданина на образование, независимо от пола, расы и национальной принадлежности. Одной из ключевых обязанностей государства является предоставление населению образовательных услуг и обеспечение равного доступа к ним. Помимо Конституции, базой для реализации образовательной деятельности и обеспечения ее надлежащего качества являются Всеобщий (органический) закон о высшем образовании (Ley Orgánica de Educación Superior, LOES) и Всеобщий (органический) закон о межкультурном образовании (Ley Orgánica de Educación Intercultural, LOEI), принятые в 2010 году и установившие основные контуры системы образования.

В стране разработан Десятилетний план по образованию (Plan Decenal de Educación 2016-2025), постулирующий несколько важнейших задач: обеспечение стопроцентного доступа детей к дошкольному обучению и обязательной базовой школе, сокращение неграмотности, распространение бакалавриата, улучшение образовательной инфраструктуры, повышение качества образования и профессионального уровня учителей, увеличение государственных расходов на нужды образования.

Реформы правительства были призваны кардинально изменить многолетнюю реальность, ставшую следствием экономической отсталости, необдуманной политики и культурно-социальных предрассудков. По сути, образование оставалось привилегией наиболее благополучной части общества, которая имела возможность оплачивать детям дорогостоящие частные школы и университеты. Серьезным препятствием на пути получения знаний стояли экономическое неравенство, социальная незащищенность и этническая сегментация общества.

Эквадор по-прежнему входит в число стран, не преодолевших безграмотность. Около 5% мужчин и 7% женщин старше 15 лет не умеют читать и писать ни на одном из языков, то есть ни на испанском, ни на каком-либо индейском [14]. Причем число неграмотных среди жителей сельских районов (12,9%) значительно выше, чем в городе (3,7%), а значит превосходит более чем в четыре раза. Наиболее критичен этот показатель среди индейских женщин - 27% не владеют элементарными навыками чтения и письма [18, р. 64].

Социальный разрыв является одним из ключевых факторов образовательного неравенства и отчуждения. Так, среди молодежи, не заканчивающей среднюю школу, большинство учеников - выходцы из семей с низким уровнем доходов, проживающие в сельской местности, а также принадлежащие к коренным народам или африканского происхождения. К счастью, потихоньку ситуация выправляется. С 2002 по 2014 год в пяти странах региона (Боливия, Бразилия, Чили, Эквадор и Гватемала) регистрируется значительное увеличение числа получивших диплом об окончании среднего звена во всех этих группах.

Изменения наиболее ярко выражены в отношении коренных народов (на 64%), то есть в группе, которая изначально демонстрировала самый низкий уровень охвата [17, р. 140]. Этому, в частности, способствовало принятие Закона о межкультурном образовании, который признает право коренных народностей на двуязычное образование, предполагающее обучение на языках коренного населения. Тем не менее дискриминация этнических меньшинств по-прежнему заметна и преодоление этого отставания потребует немалых усилий.

В Латинской Америке другой серьезной проблемой, затрудняющей процесс интеграции молодежи в общество, является переход от получения образования к трудовой деятельности. Предмет особого беспокойства составляют молодые люди, принадлежащие к так называемому поколению «ни-ни», которые нигде не учатся и не работают. Такая ситуация способствует воспроизведению неравенства и не позволяет использовать «окно возможностей», которое предоставляет демографический бонус. Наиболее уязвимыми группами в данном отношении также остаются женщины и коренные народы. Несмотря на это, Эквадор вошел в число стран региона, которым удается добиться положительной динамики в решении этого вопроса [17, р. 26].

Общее базовое образование в Эквадоре является бесплатным. В стране действует около 1100 начальных образовательных учреждений. Посещение школы обязательно с возраста шести лет, тем не менее, несмотря на то что количество поступающих в первый класс составляет 95% от общего числа детей, уже к концу пятого класса часть школьников бросает учебу. Озабоченность государства вызывают обе эти группы - те 5%, кто не пошел в первый класс, и те, кто оставил школу. Основная причина видится в вынужденной необходимости работать и помогать семьям по хозяйству.

Использование детского труда по-прежнему остается важной проблемой эквадорского общества. Статистика показывает, что 360 тыс. детей в возрасте от 5 до 17 лет вовлечены в трудовую деятельность, из них 71% заняты в сельском хозяйстве, 21% работают в секторе услуг, а 8% - в промышленности [17, р. 138]. Тем не менее некоторые позитивные результаты уже есть. В семьях, получающих «Боны человеческого развития», родители обязаны отправлять ребенка в школу, благодаря чему увеличилось число детей, включенных в систему образования.

Среднее образование охватывает старшую среднюю школу (три года) и бакалавриат средней ступени, который предлагает программы по гуманитарно-естественно-научному и техническому направлениям. По окончании бакалавриата учащиеся могут поступить в организации неуниверситетского уровня - педагогические, технические и политехнические колледжи и институты и др. В данном секторе готовятся учителя начальных классов, техники, социальные работники, средний медицинский персонал и т. д. Именно среднее образование может стать катализатором снижения социального неравенства. Тем не менее из-за больших различий в качестве и эффективности образования, которое получают молодые люди, остаются значительные пробелы в обучении и уровне профессионализма выпускников.

Высшее образование можно получить в университетах, политехнических школах или технических институтах. Первым уровнем высшего образования являются лиценциатура и курс обучения инженерному делу. Продолжительность обучения колеблется от двух до четырех лет плюс магистерский курс (два года). Несмотря на то что качество преподавания постепенно улучшается, только два эквадорских университета регулярно попадают в рейтинг 100 лучших вузов Латинской Америки. Ведущие позиции среди вузов Эквадора и 57-е место в рейтинге занимает Университет Сан-Франциско-де-Кито, основанный в 1988 году. В нем обучается 5,5 тыс. студентов. В восьмую десятку также входит Папский католический университет (7 тыс. учащихся). Оба университета являются частными образовательными учреждениями. Помимо них, к лучшим вузам относятся Высшая политехническая школа Побережья (в 2018 г. она также вошла в рейтинг), Центральный университет Эквадора, Университет города Куэнка, Католический университет Сантьяго-де-Гуаякиль [20].

Многие, у кого есть возможность, выбирают обучение за границей. Студенты из Эквадора получают высшее образование прежде всего в Испании, США, Кубе, России и других странах. С целью привлечения преподавателей и ученых из-за рубежа и возврата на родину эквадорских выпускников с 2013 года правительство запустило программу «Прометей» (Prometeo). Востребованы прежде всего специалисты по возобновляемым источникам энергии, нано- и биотехнологиям и программисты. Ведущее место среди российских университетов, развивающих связи с эквадорской стороной, занимают Российский университет дружбы народов и Юго-Западный государственный университет. Поступая в РУДН, где неуклонно растет число студентов из латиноамериканской страны (в 2017 г. на разных ступенях образовательного цикла обучалось 87 человек), эквадорцы отдают предпочтение медицине, инженерным наукам, изучению экологии и проблем аграрного хозяйства, а также сфере нанотехнологий [1].

Эквадор стремится развивать инновационный потенциал. За десять лет расходы на науку и технологии в ВВП выросли с 0,20% в 2006 году до 0,56% в 2014 году. Численность научных кадров увеличилась c 2 тыс. человек до 15 тысяч, то есть больше, чем в семь раз [21]. В стране работают 11 государственных научно-исследовательских институтов. В 2014 году был открыт «Город знаний Ячай», построенный с привлечением российских специалистов и включающий в себя технологический университет, технопарк, зону экспериментального сельского хозяйства и биотехнологический центр. «Ячай» является уникальным проектом для Латинской Америки и призван стать центром эквадорской науки.

 

Приоритет социальной политики в Эквадоре установлен в Национальном плане развития на 2017-2021 годы, названном «Вся жизнь», где обозначены задачи и цели государства на предстоящие годы. Среди них: расширение гарантий социальной интеграции, экономического, культурного и территориального равноправия; укрепление комплексной защиты и охраны здоровья населения; развитие потенциала молодежи, стимулирование производительных сил общества; обеспечение сохранения традиционных языков, многоязычия, и создание устойчивой системы межкультурного образования; ведение «зеленой» дипломатии и продвижение идей за экологическую справедливость и права природы [19].

И все же относительная краткосрочность положительной динамики в таких сферах, как образование и здравоохранение, требующих постоянных вложений, не гарантирует достаточных системных изменений. Низкий уровень образования населения, гендерное и этническое неравенство, проблемы на рынке труда, рост реальной безработицы остаются серьезными вызовами для Эквадора. Достичь поставленных целей и удержать результаты предыдущих лет - главная задача эквадорского государства сегодня.

 

Библиография:

1. Борзова А.Ю., Медина Гонзалес Винисио Ксавиер. РУДН и Латино-Карибская Америка: новые направления взаимодействия в образовательной сфере // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. №1. С. 208-220.

2. Вергара С.Э.Х. Оптимизация системы управления человеческими ресурсами как движущей силы развития национальной экономики (на примере Республики Эквадор). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2017.

3. Мартынова М.Ю. Новая конституция Эквадора: социализм XXI века // Право и управление. XXI век. МГИМО, 2009. №2. С. 69-80.

4. Павлова Е.Б. Концепции «хорошей жизни» в Боливии и Эквадоре: расцвет и упадок нормативной силы // Латинская Америка. 2016. №3. С. 22-31.

5. Пятаков А.Н. Победа Ленина Морено в Эквадоре: международный и внутриполитический аспекты // Латинская Америка. 2017. №6. С. 17-27.

6. Чавес Савала П.А. Ориентиры и достижения плана «Достойная жизнь» // Латинская Америка. 2014. №3. С. 56-74.

7. Шинкаренко А.А. Проблемы политического участия индейских движений // Индейский мир перед вызовами XXI века. Сборник статей / Отв. ред. М.Л.Чумакова. М., 2011. С. 11-37.

8. Эквадор на пути «гражданской революции». Серия аналитических изданий «Cаммит» / Отв. ред. серии В.М.Давыдов. М., 2009. 108 с.

9. Constitución de la República del Ecuador. 2008 // URL: http://www.asambleanacional.gov.ec/documentos/constitucion_de_bolsillo.pdf

10. Cuestas-Caza J. Sumak Kawsay is not Buen Vivir // Alternautas Vol. 5. Issue 1. 2018. P. 51-66.

11. Country cooperation strategy at a glance: Ecuador. World Health Organization. 2017 // URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/137163/1/ccsbrief_ecu_en.pdf?ua=1

12. El bono: salto de la pobreza a la inclusión social // Diario El Telégrafo. 27 Enero 2014 // URL: http://www.eltelegrafo.com.ec/noticias/masqmenos-2/1/el-bono-salto-de-la-pobreza-a-la-inclusion-social

13. Expenditure on education as % of total government expenditure (%). World Bank // URL: https://datos.bancomundial.org/indicador/SE.XPD.TOTL.GB.ZS

14. Literacy rate. The World Bank Data // URL: https://data.worldbank.org/indicator/SE.ADT.LITR.FE.ZS

15. Malo-Serrano M.Malo-Corral N. Reforma de salud en Ecuador: nunca más el derecho a la salud como un privilegio // Rev Peru Med Exp Salud Publica. 2014. 31(4). P. 754-761.

16. Most Efficient Health Care 2014. Bloomberg // URL: https://www.bloomberg.com/graphics/best-and-worst/#most-efficient-health-care-2014-countries

17. Panorama Social de América Latina 2016. CEPAL. Santiago de Chile, 2017. 290 p.

18. Plan Nacional de Desarrollo / Plan Nacional para el Buen Vivir 2013-2017. Secretaría Nacional de Planificación y Desarrollo. Quito, 2013. 595 p.

19. Plan Nacional de Desarrollo 2017-2021. Toda la Vida. Secretaría Nacional de Planificacíon y Desarrollo. Quito, Ecuador, 2017 // URL: http://www.planificacion.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2017/10/PNBV-26-OCT-FINAL_0K.compressed1.pdf

20. QS University Rankings: Latin America 2018 // URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/latin-american-university-rankings/2018

21. Red de Indicadores de Ciencia y Tecnología Iberoamericana e Interamericana // URL: http://db.ricyt.org/ui/v1.0/index.html#

22. Secretaría Nacional de Planificación y Desarrollo. Quito, 2014 // URL: http://www.planificacion.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2014/04/folleto_7_esp_web-2.pdf

23. Weisbrot M., Johnston J., Merling L. Decade of reform: Ecuadors’s macroeconomic policies, institutional changes, and results. Center for Economic and Policy Research. Washington, 2017. 25 p.

24. World Health Organization. Complete data set 2004-2017 // URL: http://apps.who.int/gho/data/node.cco.latest?lang=en



Другие статьи автора: Воротникова Татьяна

Архив журнала
ж№7, 2019м№6, 2019№2, 2019№4, 2019№5, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018
Поддержите нас
Журналы клуба