Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международная жизнь » №1, 2019

Юрий Саямов
Биоэтика и глобальные вызовы
Просмотров: 238

 

 

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), занимаясь социальными и этическими вызовами, стоящими перед человечеством, уделяет особое внимание проблемам биоэтики [6]. Биоэтика - как междисциплинарная область знания на стыке философии, права, медицины, социологии, политологии, демографии, культурологии, религиоведения - обращается к нравственным аспектам отношения человека к жизни и смерти. Она включает в себя широкий круг социально-экономических, морально-этических и юридических проблем, исходя из того, что общечеловеческие ценности не должны рассматриваться отдельно от биологических фактов, имеет своей целью разработку моральных и нравственных норм, требований и принципов, создания механизмов, обеспечивающих использование научно-технических достижений во благо человека и природы.

Она охватывает изучение проблем врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других научных дисциплин. Она предусматривает образовательную деятельность и представляет собой  бурно развивающийся социальный институт со сложной системой международных, национальных, региональных и локальных этических комитетов. Биоэтика в определенном смысле является правозащитным движением в своей области.

Программа ЮНЕСКО по биоэтике  была предложена генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором, биохимиком по профессии, и начала осуществляться с 1993 года. Позже в своей статье, написанной для юбилейного издания ЮНЕСКО по случаю 20-летия Программы по биоэтике [1], Федерико Майор отмечал, что востребованность и важность этой программы непосредственно объяснялись растущим значением биоэтики для человека, основой прав и обязанностей которого в обществе выступали его достоинство и равенство. Задаваясь вопросами, является ли этически приемлемым все то, чего можно достигнуть, и допустимо ли использование какого-либо инструмента во всем спектре возможностей его применения, он отвечал на оба вопроса отрицательно. Знание всегда позитивно, считает Ф.Майор, но не всегда оно применимо, так как на самом деле может быть извращенным. Именно поэтому, указывает он, этика стала столь востребованной, в особенности в связи с расширяющимся новым знанием и влиянием экономических интересов на его применение [2]. 

ЮНЕСКО внесла большой вклад в успешное завершение проекта по геному человека, что открыло беспрецедентные возможности для здравоохранения, но одновременно повлекло за собой новые этические и социальные вызовы. Знаменитый французский ученый-гематолог Жан Бернар в числе первых в мире занялся определением базовых этических принципов биологических исследований [3]. Проанализировав различные аспекты моральных последствий биологической революции, он обратился к смежным областям знания - медицине, философии, теологии, политике, экономике и праву, прокладывая вместе с работавшими параллельно американским психиатром из Мэрилендского университета Юджином Броди [4], Федерико Майором [5], испанским генетиком из Мадридского университета Хуаном Рамоном Лакаденой [6] и другими учеными [7, 8] путь к пониманию биоэтики как составной части проблематики обеспечения прав человека и самого важного из них - права на жизнь.

Именно Жан Бернар, стремившийся сделать медицину гуманитарной дисциплиной, инициировал учреждение во Франции Национального консультативного комитета по этике наук жизни и здоровья и возглавил его в 1983 году. В 1990 году он выступил за повсеместное создание комитетов по биоэтике и подтолкнул ЮНЕСКО к формированию и введению три года спустя международной Программы по биоэтике. Юрист Ноэль Ленуар, возглавившая Международный комитет по биоэтике, полагала, что концепция биоэтической протекции должна распространяться на все формы жизни [9].

Обратившись к новым социальным и этическим вызовам, которые возникли как следствие развития науки и технологий, ЮНЕСКО занялась разработкой проблематики генетики человека и биоэтики на глобальном уровне. Важным достижением в этой работе стало принятие в октябре 2005 года Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека (Universal Declaration on Bioethics and Human Rights) [10].

Декларация помогла определить универсальные принципы, на основе которых можно было искать адекватный ответ на все новые дилеммы и противоречия, встающие перед человечеством в результате развития науки и технологий. Наряду с общими биоэтическими принципами в декларацию были включены положения о социальной ответственности и обращено внимание на важность сокращения пропасти в неравенстве между Севером и Югом. ЮНЕСКО рассматривает декларацию как уникальный инструмент в сфере биоэтики, поскольку договоренности о ее содержании были приняты и утверждены Глобальным форумом государств. Этому документу предшествовали формировавшие его основу Всеобщая декларация о геноме и правах человека (1997 г.) [11] и Международная декларация о генетических данных человека (2003 г.) [12].

Наряду с ними для международного правового регулирования в области биоэтики используются такие нормативные документы, как Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека» (1964 г., применяется редакция 2000 г.) [13], Конвенция Совета Европы о правах человека и биомедицине (1997 г.) и дополнительные протоколы к ней, касающиеся запрета клонирования человека, трансплантологии, биомедицинских исследований [14],  Декларация ООН о клонировании человека (2005 г.) [15].

Программа ЮНЕСКО по биоэтике осуществляется в рамках деятельности Сектора социальных и гуманитарных наук Секретариата ЮНЕСКО в Париже. В 1993 году для управления программой был создан Секретариат. Международный комитет по биоэтике (МКБ) составили 36 экспертов, предложенные государствами-членами и назначенные генеральным директором ЮНЕСКО по рекомендации Секретариата программы. В 1999 году структура программы была дополнена Межправительственным комитетом по биоэтике (МПКБ), также в составе 36 членов, которые представляли государства, избранные в комитет на четырехлетний срок. Таким образом, в ЮНЕСКО действуют два комитета по биоэтике - международный и межправительственный [16]. В 1997 году была учреждена Международная комиссия по этике научных знаний и технологий (World Commission on Ethics of Scientific Knowledge and Technology), значительную часть деятельности которой составили вопросы биоэтики.

Рост внимания мирового сообщества к биоэтической проблематике подтвердило создание Межведомственного комитета ООН по биоэтике для координации деятельности спецучреждений ООН в этой сфере [17].

В Совете Европы данной тематикой стал заниматься Руководящий комитет по биоэтике. Рабочая группа по биоэтике существует и в рамках ВОЗ. 19 октября 2017 года был широко проведен Всемирный день биоэтики. В кафедральной программе ЮНЕСКО появились кафедры ЮНЕСКО по биоэтике и ее различным аспектам. Одна из наиболее активных кафедр ЮНЕСКО по биоэтике действует с 2001 года в университете Хайфы. В 2005 году был запущен проект Глобальной этической обсерватории, в электронную базу данных которой стали размещаться обучающие материалы и программы по биоэтике, а также сведения об ученых всего мира, способных выступать экспертами по биоэтическим проблемам и их отдельным аспектам [18]. Все это свидетельствовало о росте значения биоэтики и внимания к ней.

Биоэтика составляет важнейшую часть современной биополитики, под которой в широком смысле понимается применение в политической и социальной сферах положений наук о жизни (биологии, экологии, генетики и др.) [19]. Биоэтика рассматривает этические проблемы, связанные с проблематикой жизнеобеспечения в различных ее формах и часто именуется этикой жизни [20]. Для решения задач биоэтики большое значение имеет разработка и применение биозаконодательства - свода законов, регулирующих деятельность человека в его отношениях с собой и природой [21].

Биоэтика представляет междисциплинарную сферу и выступает как исследования и практика применения их результатов в отношении этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом науки в целом и биомедицинской науки в частности и внедрением новейших технологий в различных сферах жизни, среди которых особое место занимают медицина и здравоохранение  [22].

Термин «биоэтика» представляет собой весьма многозначное понятие. Считается, что впервые этот термин употребил в 1927 году немецкий пастор Фритц Яр (1885-1953 гг.), предлагая свой биоэтический императив, который, в отличие от Канта, требовал уважительного отношения не только к человеку, но и животным и растениям [23]. В этом он перекликался с жившим в то же время другим теологом и гуманистом, лауреатом Нобелевской премии Альбертом Швейцером (1875-1952 гг.), создавшим этику благоговения перед любой жизнью, которая предполагала признание человеком его нравственного долга в отношении всех других живых организмов [24].

Задолго до них истоки биоэтической мысли обнаруживаются в буддистской философии ахимсы - непричинения зла,  в трудах и воззрениях  античного гуманиста, мыслителя и математика Пифагора (VI в. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), Плутарха (46-127 гг. н. э.), Фомы Аквинского, Франциска Ассизского (XIII в.), Томаса Мора (1478-1535 гг.), Мишеля де Монтеня (1533-1592 гг.), Рене Декарта (1596-1650 гг.), Генри Мора (1614-1687 гг.), Джона Локка (1632-1704 гг.), Вольтера (1694-1778 гг.), Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.), Иммануила Канта (1724-1804 гг.), Джереми Бентама (1748-1832 гг.), высказывавших разные, подчас противоположные биоэтические взгляды [25].

Американский ученый, один из основателей ныне широко известного Общества охраны дикой природы Альдо Леопольд (1887-1948 гг.) [26] и позже его коллега по Висконсинскому университету Ван Ренсселер Поттер (1911-2001 гг.) первоначально обозначали биоэтику как некий особый вариант экологической этики. Позже Поттер в своей книге «Биоэтика: мост в будущее» [27] наметил основные пути развития экологических и этических идей Леопольда в их приложении к области биологических исследований и медицинской практики.

Однако много раньше Поттера проблемы биоэтики применительно к медицине обозначил наш соотечественник Викентий Викентьевич Вересаев в своей революционной книге «Записки врача» (1901 г.) [28]. Он выступил за этику в науке в широком, философском смысле, которая прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью. Вересаев видел главную задачу этики во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении между личностью и врачебной наукой в тех границах, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки. Он подчеркивал, что вопрос о правах человека перед посягающей на эти права медицинской наукой неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики. По существу, именно Вересаева следует считать отцом биоэтики, хотя сам термин он не использовал.

Большой вклад в формирование биоэтических представлений внес великий русский ученый В.И.Вернадский (1863-1945 гг.) - основатель биохимии и биогеохимии, разработавший биосферную теорию, которая явилась вершиной экологического мышления [29]. В 1940 году выдающийся советский биолог Д.П.Филатов выступил за «этику любви к жизни», в идее которой отчетливо ощущаются биоэтические начала. В 1952 году другой отечественный ученый А.А.Любищев написал статью «Основной постулат этики». Большой вклад в развитие биоэтических представлений внесли выдающиеся отечественные ученые Ю.М.Лопухин [30] и А.Г.Чучалин*. (*Председатель Российского национального комитета по биоэтике, вице-президент Межправительственного комитета ЮНЕСКО по биоэтике.)

В дальнейшем понятие биоэтики в различных странах и на глобальном уровне обретало новые смыслы по мере того, как биологическая жизнь людей все больше и больше подчинялась социальным, политическим, культурным, морально-нравственным, духовным потребностям, открывая поле для общественного диалога, призванного обеспечить согласование достижений науки с интересами человека [31]. Однако современное мировое сообщество оказалось интеллектуально и морально неподготовленным к революционным научным открытиям. Опасность знания, которым обладает современный человек, заключается в появившейся возможности вмешиваться в основы жизни на Земле и менять посредством новейших технологий стиль жизни и образ мышления. Перед обществом встали вопросы о способах выживания человека как биологического вида и сохранении биосферы Земли. Сегодня биотехнологии:

- выводят устойчивые к болезням растения, что позволяет не применять химические средства защиты, вредные для человека и природы;

- решают проблему биопереработки бытовых отходов с помощью микроорганизмов;

- используя особые микроорганизмы, очищают воды Мирового океана от продуктов нефтехимии;

- дают дешевое белковое питание для борьбы с голодом в бедных странах;

- обеспечивают новые возможности переработки и хранения продуктов питания. Этим список отнюдь не исчерпывается.

Биотехнологии открывают блестящие перспективы в поддержании здоровья человека и лечении различных болезней посредством получения белков растений, животных и человека, необходимых для производства широкого спектра лекарств; направлении транспорта лекарств в организме человека; диагностике и последующем лечении наследственных болезней и др. Однако новые технологии породили новые этические проблемы, опасные для благополучия человека.

Развитие научных знаний сегодня требует больших материальных затрат, что ведет к удорожанию квалифицированного медицинского обслуживания. Получение качественных медицинских услуг становится привилегией богатых.

Успехи трансплантологии позволяют спасать жизни многих людей. Это привело к дефициту донорских органов, что криминализировало всю сферу трансплантологии.

Биотехнологии позволяют расширять и удешевлять производство лекарственных средств для лечения редких болезней. Однако фармацевтические фирмы из-за коммерческого расчета либо их не производят, либо искусственно поддерживают высокие цены. Допускаются нарушения прав испытуемых при клинических исследованиях новых лекарств.

Использование современных методов диагностики помогает выявить людей, страдающих редкими и врожденными генетическими заболеваниями. Но информация о таких заболеваниях может использоваться в дискриминационных целях: увольнение с работы, отказ в страховке, нанесение морального ущерба. Возможна перспектива возникновения биологически низшего класса, представители которого окажутся париями общества.

Решение демографической проблемы с помощью искусственного воспроизводства создает сложные этические проблемы в отношении родителей и ребенка.

На фоне искусственного продления жизни с помощью новейших лекарств и методик лечения происходит старение населения в экономически развитых странах.

Развитие профилактической медицины позволяет спасти многие жизни, но имеет своим следствием  неконтролируемый рост населения и обострение демографической ситуации в мире.

Человек от рождения до смерти в силу своей биосоциальной природы оказывается под контролем медиков. Это позволяет вовремя выявлять болезни и их лечить. Но это же приводит к ограничению права человека распоряжаться своим телом и принимать решения относительно своей жизни и смерти.

Внедрение новых технологий изменило традиционное понимание жизни и смерти - их начала и конца. Это породило проблему прав нерожденных детей на жизнь, эвтаназию, поддержание жизни с помощью искусственных аппаратов жизнедеятельности.

Долгое время врачи зачастую даже не подозревали о новых последствиях, а когда сталкивались - не знали, как их избежать. Все моральные и правовые проблемы, возникавшие в ходе их профессиональной деятельности, обсуждались за закрытыми дверями. Врачебные ошибки утаивались от общественности. Медицина все больше и больше утрачивала свое гуманистическое содержание: в техническом плане становилась более совершенной, но при этом более бездушной.

Технократическое мышление в медицине, ориентация на технику и технологии привели к кризису традиционной медицинской этики. Ее принципы и правила стали утрачивать функцию регулирования медицинской и фармацевтической практики с позиции добра и справедливости. Таким образом, новые возможности медицины и фармации, связанные с лечением, управлением человеческой жизнью, психикой, сознанием и деятельностью, вступили в противоречие с моральными ценностями и принципами. Это привело к тому, что доверие людей к медицине в целом было основательно подорвано.

Перед обществом встали важные вопросы:

- соответствует ли современная наука принципам уважения человеческой личности?

- как относиться к уже накопленным биомедицинским знаниям, если они могут быть использованы и во благо, и во зло человеку?

- развивать ли научный поиск и где этические пределы научных изысканий?

- какова роль ученого, которому зачастую неподконтрольны его открытия, и медика, использующего новые методы вмешательства в организм человека?

Составной частью биоэтики выступает медицинская этика, которая исторически представлена в четырех основных моделях:

- модель Гиппократа («не навреди»). В знаменитой дискуссии 1975 года двух выдающихся мыслителей - японца Дайсаку Икеды и англичанина Арнольда Тойнби последний высказывался за то, чтобы клятвой Гиппократа руководствовались все, а не только медики [32];

- модель Парацельса  («делай добро»), когда на первый план выдвигаются такие этические принципы, как гуманизм, милосердие, благодеяние, и врачевание рассматривается как творение любви к ближнему;

- деонтологическая модель исходит из нравственной безупречности медика и соблюдения его долга;

- биомедицинская модель  предполагает внедрение новых моделей взаимоотношений, основанных на автономии пациента и уважении его прав на информированное согласие, конфиденциальность и правдивость. В этих целях в медицинских и научно-исследовательских учреждениях создаются комитеты по биоэтике, которые постепенно складываются в глобальную сеть, поскольку вопросы, связанные с исследованием на человеке, трансплантацией органов, эвтаназией, искусственным воспроизводством потомства, клонированием, генной инженерией затрагивают интересы человечества в целом.

Сложные биоэтические проблемы затрагивают многие стороны развития современных сообществ. Выводы и рекомендации этических комитетов серьезно влияют на качество общественного мнения, подготавливая его к решению сложнейших проблем морального и правового характера, касающихся каждого человека [33]. Ведь, к примеру, первая в мире операция по пересадке сердца, которую выполнил южноафриканский хирург Кристиан Барнард 3 декабря 1967 года, породила наряду с восторгами обвинения в убийстве.

Идеология экологического движения является исторически первой и наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики. Научно-технический прогресс не только представляет собой источник цивилизационных благ, но и зачастую угрожает жизни человека, разрушая природную среду его обитания. Существует предел использования природных ресурсов. В докладе Римского клуба «Пределы роста» (1972 г.) констатировалось, что человек вышел за границы этого предела. Недавно был опубликован доклад-2018, приуроченный к 50-летию Римского клуба и выражающий его консолидированную позицию. Доклад имеет название: «Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» [34].

Клуб прежде всего видит необходимость достижения баланса в отношениях между человеком и природой на основе устойчивого развития и экологического сознания. Эта позиция находится на первом месте в списке первоочередных задач. Если и дальше жить по прежним правилам, коллапс не заставит себя долго ждать, утверждает доклад. В этой связи представляется важным формировать новый нравственный императив: то, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Экологическое образование и воспитание на всех уровнях необходимо дополнить биоэтическим в единой системе представлений в качестве инструмента формирования массового экологического и биоэтического сознания.

Между тем ситуация в рассматриваемой области ухудшается. Она характеризуется усугублением существующих и появлением новых биоэтических вызовов [35]. Гипертрофированная толерантность привела к гендерной шизофрении, к нормализации противоестественного, к атакам на семейный уклад, чрезвычайно опасным для биоэтического здоровья общества. Пропаганда гомосексуализма и лесбианства, внедряемая в западную интеллектуальную продукцию, выражается сейчас, к примеру, в обязательном включении в фильм героев-извращенцев. Это недавно дополнилось кампанией против так называемого «харассмента», объявившего естественный интерес мужчины к женщине «демонической фаллократией».

Падение нравов отмечается и в медицинской среде. Совсем недавно хирург в Англии был уличен в том, что расписывался на внутренних органах пациентов во время операций.

Однако имеются и гораздо более весомые основания для беспокойства. Есть признаки того, что продолжается разработка биологического оружия на новых принципах с использованием последних научных и технологических достижений, с тем чтобы сделать его направленным, например действующим на русских, но безопасным для европейцев. Предполагается, что именно в этих целях США пытаются собрать биоматериал в России, но, потерпев несколько неудач и конфискаций на российской таможне уже собранных образцов, переключились на Украину, где это сделать проще, а народ с биологической точки зрения, по существу, тот же.

Боевые вирусы незаметны и дешевле ядерного оружия, но могут представлять не меньшую угрозу. Бывшие советские биотехнологические лаборатории в Грузии и Прибалтике сейчас используются американцами. Есть предположение, что вирус, выкосивший поголовье свиней на Юге России, был запущен из лаборатории в Грузии, а вирус ложной пневмонии - на самом деле опасного инфекционного легочного заболевания - мог прийти из Прибалтики.

Не менее опасны биотехнологии, призванные сделать человека управляемым. Саммит Бильдербергского клуба, который многие считают клубом теневых правителей мира, в 2017 году обсуждал тему человека будущего как человека управляемого элитами. Имеется в виду менять человека, а также животных и растения, которыми он питается, посредством генной инженерии. Генная модификация должна быть направлена на создание управляемого и слабого волей и здоровьем человека, который будет постоянно нуждаться в медикаментозной поддержке и не сможет дожить до пенсионного возраста. Журнал «Сан» показал на своей обложке прообраз «человека будущего» - дегенерата с длинными конечностями и меньшим количеством зубов, которых будет достаточно, чтобы жевать генно-модифицированную пищу [36].

Крупнейший акционер лидера в сфере ГМО - компании «Монсанто», миллиардер Билл Гейтс, предложивший проект «зеленой революции» в Африке на основе ГМО-растений, выделил 120 млн. долларов на проекты генной инженерии. Выступающие против ГМО в связи с неизученностью и непредсказуемостью последствий их использования подвергаются настоящим  преследованиям со стороны тех, кто делает на этом бизнесе огромные деньги. Это непосредственно коснулось и российских ученых. Известен пример российского биолога Ирины Ермаковой, выступающей против ГМО, которой закрыли доступ в зарубежные научные журналы, перестали приглашать на международные симпозиумы и угрозами принуждали отказаться от своей позиции [37].

На пороге нового технологического уклада следует готовиться к генетическим войнам, в ходе которых может решаться вопрос о том, кто имеет шанс уцелеть. Создается вирусное и генное оружие, призванное радикально сократить население Земли. На это же направлены проекты, такие как недавно ставший известным секретный проект «Берег» в ЮАР, разрабатывавший бактерии, которые делали чернокожее население бесплодным. Сейчас в ЮАР работает кафедра ЮНЕСКО по наноэтике, которая ведет ряд исследований в контексте биоэтической проблематики.

В России биоэтика в настоящее время выходит на новые горизонты. 28 августа 2018 года в Министерстве иностранных дел Российской Федерации состоялось заседание Российского национального комитета по биоэтике при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в обновленном составе, который возглавил известный российский ученый академик РАН А.Г.Чучалин. На заседании выступил многолетний председатель комитета, а ныне его почетный президент академик РАН Р.В.Петров, который внес большой вклад в его деятельность.

Комитет обозначил круг вопросов российского участия в Программе ЮНЕСКО по биоэтике и наметил план действий по его развитию. В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже 10-14 сентября 2018 года прошли 25-я сессия Международного комитета по биоэтике, заседание Межправительственного комитета ЮНЕСКО по биоэтике, а также 10-я внеочередная сессия Всемирной комиссии по этике научных знаний и технологий.

Российская делегация в составе председателя Российского национального комитета по биоэтике академика РАН А.Г.Чучалина, ректора Казанского государственного медицинского университета профессора А.С.Созинова и автора статьи активно участвовала в дискуссиях и переговорах. Важным свидетельством международного признания российского научного вклада в развитие биоэтики явилось избрание председателя Российского национального комитета по биоэтике вице-президентом Межправительственного комитета ЮНЕСКО по биоэтике.

Следующим шагом стало проведение в Москве 30 ноября - 1 декабря 2018 года Конференции Российского национального комитета по биоэтике «Этические вызовы XXI века», на которую согласился приехать и выступить с докладом, а также принять участие в торжественном открытии в Российском национальном исследовательском медицинском институте имени Н.И.Пирогова сетевой секции по биоэтике как глобальной проблеме и международному праву кафедры ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем президент Межправительственного комитета ЮНЕСКО по биоэтике доктор Кристиан Бик (Франция).

Быстрое развитие представлений о биоэтике и расширение спектра относящихся к ней вопросов побудили задуматься об этой дисциплине в контексте международных отношений, образующих этически насыщенную сферу человеческой активности. Если полагать, что существует феномен биоэтики международных отношений как этически насыщенной сферы человеческой активности, то было бы важно обратиться к рассмотрению ее аспектов и особенностей.

Биоэтика, став новой научной дисциплиной, понималась как призванная разрабатывать этические проблемы, связанные с потенциальными угрозами для выживания человека в современном мире, и явиться своего рода мостом между наукой и гуманитарными принципами. Как представляется, сегодня международные отношения в гораздо большей степени могут рассматриваться в биоэтическом контексте, чем в прошедшие эпохи, когда они почти исключительно определялись государствами и их внешней политикой. Но и тогда за действиями и решениями государств стояли конкретные люди с их моралью, отношением к жизни и смерти и окружающему миру.

Исходя из существования понятий морального лицензирования и биоэтических ценностей в международных отношениях, следует обратить внимание на то, что мировой порядок, построенный на взаимодействии государств и балансе их сил, вытесняется новыми международными отношениями, философия которых формируется гораздо более широким кругом участников и наполняется новыми ценностями и смыслами. Развитие сущностных представлений о биоэтике международных отношений играет в этом процессе возрастающе значимую роль.

Глобальные социальные и этические вызовы ставят перед человечеством вопросы экзистенциального характера, на которые надо совместными усилиями мирового научного сообщества искать и находить адекватные ответы.

 

Список использованных источников:

1. Mayor F. Dignity as the foundation for all Human Rights, in Global Bioethics: What for? Twentieth anniversary of UNESCO’s Bioethics Programme. Paris, 2015. Р. 47-52.

2. Ibid. Р. 48.

3. Bernard J. De la biologie à l’éthique. Paris: Buchet/Chastel, 1990.

4. Brody E.B. Biomedical Technology and Human Rights. Paris: UNESCO, 1993.

5. Mayor F. Mañana siempre es tarde. Madrid: Espasa-Calpe, 1987.

6. Lacadena J.R. Patentes de genes humanos, ¿sí o no? Reflexiones en torno a la sentencia del Tribunal Supremo de los Estados Unidos, in Revista de Derecho y Genoma Humana. 2013. №38. Р. 167.

7. Corral García E. El derecho a la reproducción humana. ¿Debe permitirse la maternidad subrogada?, in Revista de Derecho y Genoma Humanaэ. 2013. №38. Р. 45.

8. Casado M. Estudios de Bioética y Derecho, Barcelona, Cedes, see ‘Buscando acuerdos universales’ and intra. 1996. Р. 69-72.

9. Lenoir N. Respect de la vie et droit du vivant, in The ethics of life / L’éthique du vivant. Paris: UNESCO, 1998. Р. 175-211.

10. Universal Declaration on Bioethics and Human Rights, 2006 // http: //www. unescodoc.unesco.org

11. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека. Принята 11 ноября 1997 г. Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры // http: // www.un.org 

12. Международная декларация о генетических данных человека. Принята резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО по докладу Комиссии III на 20-м пленарном заседании 16 октября 2003 г. // http: // www.un.org

13. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации. Этические принципы при проведении медицинских исследований с привлечением человека // http: // www. elibrary.ru

14.  Конвенция о правах человека и биомедицине Совета Европы (1997) // http: // www. bioethics.imbp.ru

15. Декларация Организации Объединенных Наций о клонировании человека. Резолюция 59/280 Генеральной Ассамблеи от 8 марта 2005 г. // http: // www.un.org

16. См.: Guide №1. Establishing Bioethics Committees…

17. http://webarchive.unesco.org/frame/20151214145100/http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001448/144835R.pdf

18. http: // www.unesco.org/shs/ethics/geobs).

19. См.: Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992.

20. The ethics of life / L’éthique du vivant Paris, UNESCO, 1998.

21. См.: Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.

22. См.: Введение в биоэтику. М., 1998.

23. Jahr Fritz. Bio-Etiс: eine Umschau über die ethischen Beziehungen des Menschen zu Tief und Pflanze - 1927.

24. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

25. См.: Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Вопросы философии. 1994. №3.

26. См.: Meine Curt. Aldo Leopold: His Life and Work. Madison, Wis.: University of Wisconsin Press, 1988.

27. Potter Van. Rensselaer Bioethics: Bridge to the Future. Englwood Cliffs N. J., 1971; ПоттерВ.Р. Биоэтика. Мост в будущее. К., 2002.

28. Вересаев Викентий. Записки врача. М.: ЭКСМО, 2010.

29. Вернадский В.И. Собрание сочинений. М.: Наука, 2013.

30. Лопухин Ю.М. Биоэтика. Избранные статьи и доклады. М., 2003.

31. Биоэтика и биотехнологии: пределы улучшения человека. 
М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2017.

32. Избери жизнь. Диалог Арнольда Тойнби и Дайсаку Икеды. М.: Издательство Московского университета, 2007.

33. Global Bioethics: What for? Twentieth anniversary of UNESCO’s Bioethics Programme / Germán Solinís (ed.) Published in 2015 by the United Nations  Educational,  Scientific and Cultural Organization.

34. Доклад Римского клуба - 2018.

35. UNESCO documents and materials on bioethics. UNESCO, 2017 // http: // www.unesco.org/shs/ethics

36. Cм.: yandex.ru/images>в журнале «Сан» прообраз человека будущего.

37. Экология и жизнь // Сайт Ирины Ермаковой.



Другие статьи автора: Саямов Юрий

Архив журнала
№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018
Поддержите нас
Журналы клуба