Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международная жизнь » №10, 2018

Юрий Булатов
Primus inter pares. Факультету международных отношений МГИМО - 75 лет
Просмотров: 56

 

 

 

Primus inter pares (лат.) - первый среди равных.

Факультету международных отношений МГИМО исполняется 75 лет. За прошедшие годы подготовлены тысячи специалистов, которые внесли свой вклад в упрочение внешнеполитических позиций нашей страны на международной арене, в развитие общественных наук и журналистики.

А все начиналось…

31 августа 1943 года вышло постановление Совнаркома СССР о создании в МГУ 13-го по счету факультета - международных отношений, где предполагалось четырехлетнее обучение, с приемом на первый курс 200 студентов, «преимущественно из числа лиц мужского пола». Расположился факультет в отдельном здании в Кропоткинском переулке, 6. Возглавил его декан доктор экономических наук профессор Иван Дмитриевич Удальцов. Но уже через год, в октябре 1944 года, на базе факультета был учрежден Московский государственный институт международных отношений НКИД СССР с приемом на первый курс 250 человек.

Вместе с преподавателями, пришедшими из МГУ, вместе с книгами из необъятной университетской библиотеки новый вуз воспринял и университетские традиции. Именно МГУ дал институту кадры выдающихся ученых, которые заложили основы научной и педагогической школы МГИМО.

Легенда тех лет, конечно же, Евгений Викторович Тарле. При чтении своих курсов он не пользовался ни конспектами, ни какими-либо набросками. Но и записывать его лекции было весьма сложно: это была тонкая игра мысли, с легкой иронией, остроумными обобщениями и замечаниями. Лекции Тарле слушали не для того, чтобы сдать экзамен, а для того, чтобы запомнить и усвоить на всю жизнь1.

Наряду с научной школой академика Тарле, труды которого были посвящены главным образом истории стран Европы, на кафедре всеобщей истории формировалась и школа американистов. Ее основателями были член-корреспондент АН СССР Алексей Владимирович Ефимов и доктор исторических наук профессор Лев Израилевич Зубок. Специальные и общие курсы лекций А.В.Ефимова по истории США были крупным явлением в тогдашней исторической науке и педагогике. Они легли в основу его «Очерков истории США»2.

Сергей Борисович Крылов и Всеволод Николаевич Дурденевский вели курс международного права сначала на факультете международных отношений, а уже затем на образованном позже международно-правовом факультете. С.Б.Крылов опубликовал еще в 1920-1930-х годах фундаментальные труды по бюджетному и воздушному праву, а также книгу «Международное частное право». Курс «Международное право», подготовленный им в соавторстве с В.Н.Дурденевским, увидел свет в 1947 году и положил начало отечественной школе международного права. С.Б.Крылов принимал активное участие в подготовке Устава ООН в Думбартон-Оксе. Его «Материалы к истории ООН» были опубликованы в 1949 году, а затем переизданы в 1961-м3. В.Н.Дурденевский также известен своими трудами по зарубежному государственному, конституционному и международному праву, опубликованными в межвоенное время, и публикациями документов.

Этапы большого пути

На протяжении семи с половиной десятилетий, в ходе многочисленных реформ и реорганизаций, факультет международных отношений продолжал расти и развиваться. К нему присоединяли другие факультеты и даже целые институты (так произошло с Институтом востоковедения), от него отделяли кафедры и студентов для формирования других подразделений, в частности при создании международно-правового факультета в 1968 году, факультета международной журналистики в 1969-м и факультета политологии в 1998-м.

Первая реорганизация факультета произошла в 1954 году, когда было принято постановление Совета Министров СССР о слиянии МГИМО и Института востоковедения в целях «упорядочения подготовки специалистов» по международным отношениям, филологии и истории стран зарубежного Востока. Действовавшие к тому моменту три факультета - международных отношений, международно-правовой и международных экономических отношений - были преобразованы в два: западный и восточный. Перестройка института и факультетов болезненно отразилась на судьбе многих студентов, как МГИМО, так и Института востоковедения.

Большая часть студентов двух вузов была переведена в другие учебные заведения, отказавшиеся от перевода были отчислены. Произошла кадровая перетряска профессорско-преподавательского состава, завершившаяся освобождением от работы более 100 преподавателей.

Протесты студентов и преподавателей, вылившиеся в демонстрацию у здания МИД и получившие международную огласку, привели к частичному смягчению принятых волюнтаристских мер: пятикурсникам дали возможность окончить институт4.

Деканом западного факультета стал С.А.Гонионский, историк, специалист по странам Латинской Америки, деканом восточного - Г.А.Ганшин, экономист, специалист по Китаю.

В ходе начавшейся в 1959 году реформы высшей школы в институте обострилась борьба за сохранение структуры тех коллективов, которые влились в состав института. За год до того, в 1958 году, к МГИМО был присоединен Институт внешней торговли, в результате чего был образован факультет внешней торговли с двумя отделениями - коммерческим и валютно-финансовым. В дальнейшем этот факультет был преобразован в факультет международных экономических отношений.

Слияние трех вузов протекало не без проблем. Г.А.Ганшин взял на себя непростую задачу адаптации целого коллектива востоковедов к условиям нового учреждения, за предыдущее десятилетие зарекомендовавшего себя в основном как учебное заведение, обеспечивавшее подготовку специалистов для работы в странах Европы и Америки. Теперь же задача заключалась в том, чтобы на базе МГИМО готовить и специалистов для работы в странах Азии и Африки в условиях крушения колониальной системы. На путь независимого развития вступили десятки молодых государств, с которыми Советский Союз устанавливал дипломатические отношения сразу после провозглашения ими независимости. Для работы в этих странах требовались высококвалифицированные специалисты, знающие не только язык и литературу страны, но и ее историю, экономику и культуру. К 1960 году МГИМО должен был также начать выпуск специалистов по странам Востока.

И хотя к концу 1950-х годов на восточном факультете обучалось более 500 студентов, в ходе очередной реорганизации верх взяли сторонники идеи о его слиянии с западным факультетом. В мае 1959 года в МИД было принято предложение ректората об открытии на факультете международных отношений двух отделений - западного и восточного. Помимо этого, было сокращено число кафедр. Например, кафедры истории Запада и истории Востока объединялись в одну кафедру - всеобщей истории.

Многочисленные реорганизации оказали неоднозначное воздействие на развитие факультета. Но так или иначе, публикации его ученых оставались заметным явлением в научной жизни страны. Продолжалось становление научных школ - в области изучения теории и истории международных отношений, востоковедения, политологии, регионоведения. Крепли и формировались новые школы преподавания иностранных языков.

Середина 1970-х годов ознаменовалась существенным усилением прикладного характера исследований ученых МГИМО. Под воздействием дискуссии вокруг социологических вопросов международных отношений стали развиваться прикладные междисциплинарные исследования в области внешней политики. Их инициаторами выступили Дмитрий Владимирович Ермоленко, Юрий Александрович Замошкин, Марк Арсеньевич Хрусталев, Анатолий Андреевич Злобин и Владислав Борисович Тихомиров.

В проводимых ими исследованиях внутренняя и внешняя политика отдельных стран, конкретные международно-политические ситуации анализировались с позиций комплекса научных дисциплин - истории, социологии, экономической науки, психологии, а также математики. Тем самым было положено начало политологическому направлению научной работы в МГИМО как области изучения политических процессов с применением комплексных методов и приемов.

Прикладные исследования вызвали значительный интерес со стороны МИД и других практических организаций и получили их поддержку. Для их дальнейшего развития в 1976 году решением МИД и Государственного комитета по науке и технике в МГИМО была создана проблемная научно-исследовательская лаборатория*. (*В настоящее время - Институт международных исследований (ИМИ).) Результаты прогнозно-аналитических разработок лаборатории, опубликованные в научной печати, вызвали интерес и со стороны зарубежных специалистов.

Это дало импульс для внедрения результатов теоретических и прикладных политологических разработок в учебный процесс в виде специальных теоретических лекционных курсов по международным отношениям. Получили распространение новые формы и методы обучения - ситуационные семинары, деловые игры и др.

В начале 1980-х годов на базе языковых кафедр факультета международных отношений был создан научно-методический совет кафедр иностранных языков. Эти годы связаны также с началом широкого использования технических средств обучения в учебном процессе и оснащения аудиторий автоматизированными обучающими системами. Это стало реальностью после окончательного переезда института в новый комплекс на проспекте Вернадского, 76. В декабре 1984 года профессорско-преподавательский состав факультета международных отношений и его студенты последними покинули старое здание МГИМО у Москвы-реки и переехали на Юго-Запад.

Подлинным «моментом истины» в истории МГИМО стал рубеж 1980-1990-х годов. В последние годы перестройки началась деидеологизация учебных планов и учебного процесса. Отказ от представлений о внешней политике как о классовом феномене способствовал оживлению научно-практических дискуссий. Многие мгимовцы как в рамках учебного процесса, научно-практических конференций, так и работая в составе советских делегаций на международных форумах, внесли свой вклад в разработку и реализацию нового внешнеполитического курса Советского Союза, а затем и России.

МГИМО стал в полном смысле открытым институтом. Были сняты все существовавшие ранее ограничения на прием студентов - от абитуриентов не требовалось представлять рекомендации партийных и комсомольских органов, были сняты ограничения на прием девушек, отменены возрастные ограничения. Были ликвидированы спецхраны, в которых накапливались зарубежные научные и периодические публикации. Стали налаживаться и развиваться учебные и научные обмены с зарубежными университетскими и исследовательскими центрами. Устанавливались связи с новыми заказчиками из негосударственного сектора, СМИ, совместных предприятий, которые нуждались в выпускниках факультета.

В первые «перестроечные» годы - с 1986-го по 1988-й - деканом был выпускник МГИМО доктор исторических наук, профессор Герман Васильевич Фокеев. В 1988 году деканом становится выпускник факультета международных отношений Анатолий Васильевич Торкунов. В 1989 году он был назначен первым проректором*, (*В 1989-1990 гг. факультетом руководил доцент кандидат экономических наук Андрей Олегович Строганов.) а в октябре 1992 года на общем собрании коллектива института избран ректором МГИМО.

Наставники и организаторы

Руководители факультета, начиная с первого декана И.Д.Удальцова, внесли весомый вклад в становление и развитие факультета. Безусловно, яркими личностями были Л.А.Никифоров, известный историк, доктор исторических наук, исследователь эпохи Петра Великого и Северной войны; Ф.И.Кожевников, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор юридических наук. Но случалось, что это кресло занимали и молодые энергичные преподаватели: В.В.Егоров, Г.В.Фокеев, А.О.Строганов.

Деканами факультета международных отношений в конце 1950-х - начале 1960-х годов были последовательно кандидат исторических наук К.А.Бобунов, пришедший в МГИМО вместе с коллективом Института внешней торговли, а затем доктор исторических наук С.А.Гонионский. В июле 1962 года ректор института Ф.Д.Рыженко впервые назначил деканом факультета выпускника МГИМО Вадима Константиновича Собакина, доцента кафедры международного права, который до этого два года был заместителем декана. Будучи деканом, он много сделал для разумного сочетания в учебном процессе общеполитических дисциплин, профилизации и профессионализации обучения. После успешной работы В.К.Собакина назначение или избрание деканами выпускников факультета стало делом обычным, в частности, оправдало себя выдвижение для руководства факультетом выпускников института Н.И.Лебедева*, (*Н.И.Лебедев являлся ректором МГИМО с 1974 по 1985 г.) а затем и В.М.Кулагина.

В первой половине 1980-х годов деканат факультета международных отношений возглавлял профессор Михаил Афанасьевич Пережогин. Он принадлежал к героическому поколению наших соотечественников - участников Великой Отечественной войны. Он вспоминал, что деканат принял в рабочем состоянии с хорошо подобранными кадрами, утвержденными учебными планами, твердой дисциплиной. Поэтому работа в деканате продолжалась в таком же деловом, спокойном ритме. Особое внимание было обращено на дальнейшее повышение качества учебного процесса, создание учебников и методических пособий. Наличие последних являлось одним из главных критериев в оценке работы кафедр. Высокие требования предъявлялись к языковой подготовке. Каждая кафедра стремилась держать свою марку и избегать рекламаций со стороны посольств и МИД. В деканате один из заместителей деканов курировал работу языковых кафедр.

Серьезным событием в жизни факультета международных отношений стало присвоение многим преподавателям факультета дипломатических рангов. Всем деканам, отдельным профессорам, в частности заведующим кафедрой истории международных отношений и внешней политики СССР, в 1960-1970-х годах традиционно присваивали дипломатические ранги. Заметное увеличение числа сотрудников МГИМО, имеющих дипломатические ранги, произошло в 1983 году, когда они были присвоены многим профессорам и доцентам факультета международных отношений и международно-правового факультета.

Новая реальность

Факультет, как и весь институт, стойко перенес события 1991 года. В течение последней четверти с лишним века факультет продолжал совершенствоваться - отвечая на вызовы меняющегося времени. Прежде всего это касается организации, оснащения и обеспечения учебного процесса.

На факультете используются самые различные формы и методы обучения – «круглые столы», деловые игры, ситуационные семинары, в том числе с привлечением высококвалифицированных специалистов из других вузов и научных центров. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, которая является важнейшим элементом подготовки выпускника МО.

Факультет обеспечивает обучение по двум направлениям - регионоведение и международные отношения. В его структуру входит 16 кафедр, в том числе семь общественно-политических и специальных, восемь языковых, а также кафедра физического воспитания. На факультетских кафедрах работает более 350 преподавателей. Две трети из них имеют ученую степень, 78 являются докторами наук.

Учебную работу по планам факультета, кроме общеуниверситетских (общеобразовательных) кафедр, выполняют профилирующие и специальные кафедры. К профилирующим кафедрам факультета относятся кафедры международных отношений и внешней политики России, дипломатии, прикладного анализа международных проблем. Преподавание регионоведения, включая историю, экономику и политические системы изучаемых стран, а также стран региона, обеспечивают специальные кафедры факультета: кафедра истории и политики стран Европы и Америки, востоковедения, всемирной и отечественной истории, мировой экономики.

Преподаватели языковых кафедр - это высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт практической работы в качестве устных, синхронных переводчиков и переводчиков на переговорах на высшем уровне. Преподавание иностранных языков ведут на факультете следующие кафедры: английского языка №1, немецкого языка, языков стран Северной Европы и Балтии, языков стран Центральной и Юго-Восточной Европы.

Преподавание языков народов Азии и Африки на всех факультетах института осуществляют кафедры языков стран Ближнего и Среднего Востока, индоиранских и африканских языков, китайского, вьетнамского, лаосского и тайского языков, японского, корейского, монгольского и индонезийского языков.

Свободное владение основным изучаемым языком и овладение вторым иностранным языком достигается в результате регулярных занятий по шесть-десять часов в неделю в течение четырех-шести лет обучения. Хотя выпускники бакалавриата не получают дипломов профессиональных переводчиков или лингвистов, однако по уровню владения иностранными языками в большинстве случаев они не только не уступают выпускникам лингвистических факультетов, но и превосходят их, особенно когда речь идет о сложных политических переговорах, публичных выступлениях в стране пребывания, общении с представителями средств массовой информации. При этом многие выпускники бакалавриата в дальнейшем продолжают обучение в лингвистической магистратуре МГИМО, что позволяет им получить знания, соответствующие квалификации переводчиков-профессионалов высшего уровня.

Перспективы работы факультета в значительной степени связаны с увеличением количества преподавателей высшей квалификации на специальных кафедрах, а также с обновлением педагогического состава за счет привлечения молодых специалистов к научной и педагогической деятельности. Научный рост молодых кадров связан с исследовательской деятельностью, с возможностями публиковать результаты исследования не только в виде статей, но и монографий, учебных пособий.

Отличительной особенностью учебы на факультете является практикоориентированность получаемого образования. Обязательным элементом учебной программы старших курсов являются занятия «Дипломатического модуля» - лекционного курса, проводимого руководством МИД России для более подробного ознакомления со структурой министерства и особенностями работы на всех направлениях деятельности ведомства. На протяжении многих лет студенты факультета МО проходят ознакомительные и преддипломные практики в МИД России, администрации Президента, аппарате правительства, Государственной Думе, Министерстве экономического развития, крупнейших отечественных компаниях, ведущих СМИ и т. д. Ежегодно более 100 студентов имеют возможность получить первый профессиональный опыт в ходе преддипломных практик в посольствах и торговых представительствах России по всему миру, а также секретариатах важнейших международных организаций (прежде всего системы ООН).

Неотъемлемой частью учебного процесса на факультете является поддержание внеаудиторной студенческой активности. Помимо широкого участия в спортивной и культурной жизни института, а также волонтерских движениях, организуемых на базе МГИМО, студенты факультета МО активно вовлечены в такие масштабные проекты, как Московская международная модель ООН им. Виталия Чуркина (MIMUN) и Дипломатический клуб им. А.Г.Карлова.

Ежегодно проводимые модели ООН представляют собой захватывающую ролевую игру, в ходе которой студенты и учащиеся старших классов, приезжающие в МГИМО со всех уголков земного шара, воспроизводят работу органов ООН от лица официальных представителей стран-участниц на всех пяти языках Организации. Умение отстаивать официальную позицию представляемой страны, в том числе и на иностранном языке, а также находить консенсус для принятия резолюции по конкретному вопросу являются необходимыми навыками для будущей профессиональной деятельности студентов.

Дипломатический клуб им. А.Г.Карлова, функционирующий при кафедре дипломатии, является не только сообществом тех, кто планирует связать свою судьбу с Министерством иностранных дел, но и площадкой для научного и созидательного творчества, объединяющей самых талантливых, креативных и инициативных студентов всех возрастов и факультетов. Тематические мастер-классы, «Дипломатические олимпиады» и научно-практический конкурс «Брифинг дипломата» давно стали визитной карточкой главного клуба факультета МО, входящего в Научное студенческое общество МГИМО -  межфакультетскую ассоциацию научных клубов института. 

По окончании факультета открываются широкие возможности для дипломатической, научно-исследовательской и преподавательской карьеры. Благодаря универсальной подготовке, выпускники факультета успешно учатся в экономических, политологических, юридических магистратурах МГИМО и других российских вузов, а также в престижных зарубежных учебных заведениях. При ведущих профессиональных общественно-политических и языковых кафедрах факультета работают аспирантуры с очной формой обучения, имеется также возможность соискательства. Выпускники поступают и в аспирантуру ведущих кафедр других факультетов МГИМО, защищают кандидатские и докторские диссертации по историческим, политическим, экономическим, юридическим и филологическим наукам, пополняя тем самым коллектив высококвалифицированных специалистов-международников МГИМО.

Факультет международных отношений является головным подразделением МГИМО в подготовке специалистов-международников для МИД России и загранучреждений. Его выпускники составляют основной костяк молодых специалистов, ежегодно принимаемых на конкурсной основе на работу в Министерство иностранных дел. Они также работают в различных государственных учреждениях, в международных, общественных и политических организациях, в частных фирмах и банках.

В МИД России выпускники факультета достигают ответственных руководящих должностей: заместителя министра иностранных дел, директора департамента, Чрезвычайного и Полномочного Посла. Они становятся представителями России в международных организациях, в ООН. Министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров также окончил факультет международных отношений.

Факультет является и кузницей кадров «командного состава» МГИМО. Кроме ректора - академика РАН А.В.Торкунова, в числе его выпускников - проректор по магистерским и международным программам А.А.Байков, проректор по учебной работе В.Б.Кириллов, проректор по общим вопросам А.В.Мальгин, проректор по кадровой политике В.М.Морозов и многие другие руководители кафедр и подразделений института.

Известность факультета давно перешагнула рубежи нашей Родины. В настоящее время на факультете обучаются около 200 иностранных студентов из 42 стран, в том числе Вьетнама, Германии, Греции, Египта, Израиля, Индонезии, Испании, Кипра, Ливии, Республики Корея, Перу, Таиланда, Турции, Сирии, США, а также государств СНГ.

Международное сотрудничество факультета осуществляется в рамках общих программ МГИМО. Кроме того, факультет самостоятельно расширяет связи с университетами и молодежными организациями стран дальнего и ближнего зарубежья. Основными формами сотрудничества являются научные стажировки преподавателей и их участие в работе международных конференций, а также языковые стажировки студентов в зарубежных университетах.

Факультет МО окончили многие известные российские политики, дипломаты, ученые, общественные деятели и бизнесмены: руководитель администрации Президента Российской Федерации А.Э.Вайно (1996 г.); помощник Президента Российской Федерации Ю.В.Ушаков (1970 г.); заместитель председателя Совета Федерации И.М.Умаханов (1979 г.); председатель Комитета Совета Федерации по международным делам К.И.Косачев (1984 г.); постоянный представитель России при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Г.М.Гатилов (1972 г.); постоянный представитель России при Европейском союзе В.А.Чижов (1976 г.); заместитель председателя Совета министров Республики Крым - постоянный представитель Республики Крым при Президенте Российской Федерации Г.Л.Мурадов (1979 г.); почетный директор Института Европы РАН академик В.В.Журкин (1951 г.); почетный президент Института Африки РАН академик А.М.Васильев (1962 г.); научный руководитель Института США и Канады РАН академик С.М.Рогов (1971 г.); академик РАН Г.В.Осипов (1952 г.); академик РАН В.С.Мясников (1955 г.); академик РАН Н.А.Симония (1955 г.); академик РАН Ю.С.Пивоваров (1972 г.); академик РАН А.Г.Арбатов (1973 г.); президент ГК «Меркурий» председатель Совета директоров ПАО «ДИКСИ Групп» И.А.Кесаев (1993 г.) и другие.

Иностранные выпускники факультета сегодня занимают высокие посты также в государствах дальнего и ближнего зарубежья: Президент Азербайджана И.Алиев (1982 г.); заместитель председателя Европейской комиссии и европейский комиссар по вопросам энергии М.Шефчович (1990 г.); председатель Сената Парламента Республики Казахстан К.-Ж.Токаев (1975 г.); вице-премьер и министр иностранных дел Словакии М.Лайчак (1987 г.); министр иностранных дел Киргизской Республики Э.Абдылдаев (1989 г.); министр иностранных дел Монголии Д.Цогтбаатар (1994 г.) и другие.

Сегодня в российском и мировом образовательном пространстве происходят серьезные перемены. Меняется институциональная система образования, обновляются формы функционирования высших учебных заведений. Непрерывно расширяется и усложняется проблемно-информационная структура содержания образовательного процесса, обновляются учебные и научно-исследовательские технологии.

Все семь с половиной десятилетий своей истории факультет международных отношений стремился быть на острие модернизационных тенденций своего времени. И сегодня удержание лидерских позиций требует значительных усилий всего коллектива факультета. Его высокий профессиональный потенциал дает основания для формирования и реализации инновационных программ развития.

Факультет международных отношений уже много лет работает в условиях стабильности. Перспективы его развития определяются с учетом национальных, региональных и общемировых тенденций. Это позволяет совершенствовать учебный процесс и с уверенностью смотреть в будущее.

 

 

 1См.: Полвека спустя. (1948-1998). Говорят выпускники МГИМО. М., 1998. 300 с.

 2Зубок Л.И. Очерки истории США, 1877-1918. М., 1956. 590 с.

 3Крылов С.Б. Материалы к истории Организации Объединенных Наций. М.,1949. 343 с.

 4Пядышев Б.Д. On strike // Международная жизнь. 2003. №2.



Другие статьи автора: Булатов Юрий

Архив журнала
№10, 2018№9, 2018№8, 2018
Поддержите нас
Журналы клуба