Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международная жизнь » №11, 2018

Сергей Бойко
Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности: регулирование и механизмы реализации

 

 

Документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности об основах государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности

24 июля 2018 года исполнилось пять лет со дня утверждения в 2013 году Президентом Российской Федерации одного из ключевых документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности - «Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года»1.

Обеспечение международной информационной безопасности в современных условиях беспрецедентного роста угроз в информационной сфере является одной из приоритетных областей в осуществлении национальной безопасности. Этот вывод подтверждается положениями основного документа стратегического планирования в области безопасности - «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №6832, а также рядом других документов подобного рода.

В Стратегии подчеркивается, что обеспечению национальных интересов способствует активная внешняя политика России, направленная на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений, опирающейся на международное право и основанной на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического урегулирования глобальных и региональных кризисных ситуаций.

В этом контексте в качестве целеполагания обозначено сохранение стратегической стабильности, в интересах которого государство - согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации - «содействует формированию системы международной информационной безопасности»3.

Также подходы государства в рассматриваемой области закреплены в утвержденной 30 ноября 2016 года Президентом Российской Федерации  Концепции внешней политики Российской Федерации4.

В обновленной редакции этого документа стратегического планирования государства в качестве одного из приоритетов в решении глобальных проблем, связанных с укреплением международной безопасности, обозначено принятие Россией необходимых мер для обеспечения национальной и международной информационной безопасности, противодействия угрозам государственной, экономической и общественной безопасности, исходящим из информационного пространства. Отмечается, что на передний план выходит борьба с терроризмом и иными криминальными угрозами с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В документе указывается, что Россия будет противодействовать использованию таких технологий в военно-политических целях, не соответствующих нормам международного права, включая действия, направленные на вмешательство во внутренние дела государств или представляющие угрозу международному миру, безопасности и стабильности.

Одновременно в Концепции делается акцент на то, что наша страна активно добивается выработки под эгидой ООН универсальных правил ответственного поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности, в том числе посредством интернационализации на справедливой основе управления информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет».

Также в ключевом внешнеполитическом документе стратегического планирования отмечается, что  Россия активно участвует в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимает необходимые меры по противодействию угрозам своей информационной безопасности. При этом Россия будет добиваться формирования комплекса правовых и этических норм безопасного использования ИКТ.

Важным документом стратегического планирования в рассматриваемой области является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года №6465.

В документе одним из национальных интересов в информационной сфере обозначено содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета России в информационном пространстве.

В Доктрине отмечается, что состояние информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства характеризуется стремлением отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве.

В документе подчеркивается, что существующее в настоящее время распределение между странами ресурсов, необходимых для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет», не позволяет реализовать совместное справедливое, основанное на принципах доверия управление ими.

Кроме того, в данном тексте делается вывод о том, что отсутствие международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве, а также механизмов и процедур их применения, учитывающих специфику информационных технологий, затрудняет формирование системы международной информационной безопасности, направленной на достижение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

В Доктрине определены основные направления обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства. Это, прежде всего, защита суверенитета России в информационном пространстве путем осуществления самостоятельной и независимой политики по реализации национальных интересов в информационной сфере.

Особое место отводится участию в формировании системы международной информационной безопасности, обеспечивающей эффективное противодействие использованию информационных технологий в военно-политических целях, противоречащих международному праву, а также в террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целях.

Указывается на необходимость создания международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, для предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве.

Немаловажное значение придается продвижению в рамках деятельности международных организаций позиции России, предусматривающей обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех заинтересованных сторон в информационной сфере, а также развитию национальной системы управления российским сегментом сети «Интернет».

Ключевым документом стратегического планирования в области международной информационной безопасности являются Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 24 июля 2013 года, №Пр-1753.

В Основах сформулировано, что их главное предназначение продвигать на международной арене российские инициативы в области формирования системы международной информационной безопасности, включая совершенствование правового, организационного и иных видов ее обеспечения, а также для организации межведомственного взаимодействия при реализации государственной политики России в указанной области.

В документе впервые в рамках стратегического планирования в Российской Федерации закреплено понимание основополагающих понятий в области международной информационной безопасности:

- «международная информационная безопасность» - такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивное и противоправное воздействие на элементы национальной критической информационной инфраструктуры;

- «система международной информационной безопасности» - совокупность международных и национальных институтов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства.

Одновременно зафиксировано основное предназначение указанной системы - оказать противодействие угрозам стратегической стабильности и способствовать равноправному стратегическому партнерству в глобальном информационном пространстве.

В Основах отмечается, что сотрудничество в области формирования системы международной информационной безопасности отвечает национальным интересам России и способствует укреплению ее национальной безопасности.

Основной угрозой в области международной информационной безопасности в тексте документа определено использование ИКТ в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву; в террористических целях; для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, а также для совершения преступлений.

В качестве цели государственной политики Российской Федерации в рассматриваемой области обозначено содействие установлению международного правового режима, направленного на создание условий для формирования системы международной информационной безопасности.

Следует отметить, что достижение заявленной цели возможно только при условии участия России в решении задач, способствующих формированию системы международной информационной безопасности на двустороннем, многостороннем, региональном и глобальном уровнях.

Важной задачей признано создание условий, обеспечивающих снижение риска использования ИКТ для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

В качестве одной из приоритетных задач обозначено формирование механизмов международного сотрудничества в области противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в террористических целях, а также создание условий для противодействия угрозам использования информационных и коммуникационных технологий в экстремистских целях, в том числе в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Также отмечена необходимость содействия для повышения эффективности международного сотрудничества в области противодействия преступности в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.

Подчеркивается важность создания условий для обеспечения технологического суверенитета государств в области информационных и коммуникационных технологий и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами.

В документе определены основные направления государственной политики Российской Федерации, связанные с решением всех вышеперечисленных задач, а также механизмы ее реализации.

Основы государственной политики РФ в области международной информационной безопасности на период до 2020 года призваны способствовать активизации внешней политики России в достижении согласия и учета взаимных интересов в интернационализации глобального информационного пространства.

Наряду с основополагающими документами в данной области большое значение для формирования и реализации государственной политики по этому направлению имеют соответствующие решения Совета безопасности Российской Федерации.

Они  не только развивают положения основных документов стратегического планирования, но и определяют конкретные первоочередные задачи в рассматриваемой области.

Так, на заседании Совета безопасности Российской Федерации, состоявшемся 1 октября 2014 года и посвященном вопросам противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере, Президент Российской Федерации отметил, что «мы активно взаимодействуем с партнерами в области обеспечения международной информационной безопасности, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества»6.

В числе дополнительных мер в области информационной безопасности, которые предстояло выработать и реализовать в ближайшей перспективе, было обозначено расширение сотрудничества в сфере обеспечения международной информационной безопасности с глобальными и региональными организациями.

По мнению Президента Российской Федерации, одной из площадок для оценки рисков и  выработки совместных мер в сфере информационной безопасности, для анализа правовых последствий принимаемых решений должна стать Организация Объединенных Наций, ее профильные группы и специализированные структуры7.

Также проблематика обеспечения международной информационной безопасности обсуждалась на заседании Совета безопасности Российской Федерации 26 октября 2017 года при рассмотрении вопросов по  защите информационной инфраструктуры государства, а также мерам по ее развитию.

Президент Российской Федерации в числе главных направлений, требующих концентрации условий в первоочередном порядке, назвал необходимость активного содействия в создании системы меж-дународной информационной безопасности, развитии сотрудничества с партнерами на глобальных и региональных площадках, таких как ООН, БРИКС, ШОС, ОДКБ, СНГ, ОБСЕ, Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), проведении межведомственных консультаций и переговоров.

Основным условием эффективной борьбы с современными угрозами в информационной сфере было обозначено объединение усилий мирового сообщества на данном направлении8.

По итогам указанных заседаний были приняты решения, направленные на повышение эффективности реализации государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, а также на содействие созданию глобальной системы, способной противодействовать вызовам и угрозам мировому сообществу в информационной сфере.

Основные механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности

Государственная политика в рассматриваемой области как целенаправленная деятельность органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности, позволяющая государству достичь определенных целей в конкретной области (в данном случае - в области обеспечения информационной безопасности), используя правовые, экономические, административные методы воздействия и опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении, берет свое начало в 1998 году, когда впервые на заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по информационной безопасности были одобрены концептуальные основы государственной политики в области международной информационной безопасности.

В течение последующего времени на государственном уровне последовательно формировалась система, способная обеспечить эффективное решение задач в рассматриваемой области.

Важнейшим шагом на данном направлении стало утверждение Президентом Российской Федерации в июле 2013 года Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года, в которых не только сформулированы цель и основные задачи государственной политики в указанной области, но и определены механизмы ее реализации на системной основе.

В настоящее время реализация государственной политики России в области международной информационной безопасности обеспечивается функционированием соответствующей государственной системы.

Основными элементами этой системы являются заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, реализующие  государственную политику Российской Федерации в указанной области в пределах своих полномочий.

К таким органам власти относятся:

- федеральные министерства (Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерство юстиции);

- федеральные службы (Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю).

Практическую деятельность указанных министерств и служб  в области международной информационной безопасности, а также взаимодействие с другими органами власти, входящими в государственную систему в данной области, как правило, осуществляют их уполномоченные структурные подразделения.

Общая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с реализацией государственной политики Российской Федерации, а также продвижением ее согласованной позиции по этому вопросу на международной арене, возложена на Министерство иностранных дел России.

В качестве основного механизма обеспечения координации такой деятельности выступают созданные при МИД России соответствующий межведомственный рабочий орган из числа представителей указанных федеральных органов исполнительной власти, самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и аппарата Совета безопасности Российской Федерации, а также группа профильных экспертов.

Руководство деятельностью данного рабочего органа в период с 2011 по 2013 год осуществлял специальный координатор по вопросам политического использования ИКТ, должность которого (в ранге посла по особым поручениям) была введена в Министерстве иностранных дел России для повышения эффективности реализации возложенных на него функций по координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой области.

Начиная с 2014 года эти рабочие органы возглавил специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, исполнение обязанностей которого Указом Президента Российской Федерации от 6 февраля 2014 года №66 было возложено на посла по особым поручениям МИД России А.В.Крутских9.

Подготовку предложений Президенту Российской Федерации по реализации основных направлений государственной политики России в указанной области в настоящее время осуществляют рабочие органы Совета безопасности Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и организациями.

Ключевая роль в организации данной деятельности принадлежит рабочему органу Совета безопасности Российской Федерации - Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по информационной безопасности. Комиссию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №1711 «О составе Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по информационной безопасности по должностям» (с изменениями и дополнениями)10 возглавляет по должности заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации. С февраля 2017 года - О.В.Храмов.

В состав Межведомственной комиссии наряду с заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику Российской Федерации в области международной информационной безопасности, входит специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности11.

К числу основных функций комиссии, связанных с решением задач в области информационной безопасности (в том числе в области международной информационной безопасности), относится подготовка предложений и рекомендаций Совету безопасности Российской Федерации в рассматриваемой области:

- по предотвращению выявленных и недопущению прогнозируемых угроз (на основе прогнозирования, выявления и оценки угроз и их источников);

- по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти (на основе анализа информации о состоянии информационной безопасности Российской Федерации);

- по выработке и реализации основных направлений государственной политики и по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти для исполнения решений Совета безопасности;

- по разработке проектов нормативных правовых актов, а также по другим направлениям12.

Ежегодно на своих заседаниях Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по информационной безопасности подводит итоги реализации основных направлений государственной политики России в области международной информационной безопасности в прошедшем году, определяет приоритетные направления деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также первоочередные задачи на текущий и, как правило, очередной год.

Решения Межведомственной комиссии по данному вопросу являются основой для планирования работы всех заинтересованных сторон на данном стратегически важном направлении обеспечения национальной безопасности России в информационной сфере и направляются для реализации во все федеральные органы исполнительной власти и организации, представленные в комиссии13.

Стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (в том числе в области обеспечения международной информационной безопасности) на среднесрочный (от трех до шести лет) и долгосрочный (более шести лет) периоды в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)14 осуществляет Совет безопасности Российской Федерации15.

Функции контроля выполнения спланированных мероприятий по реализации государственной политики России в области международной информационной безопасности в соответствии с решением Президента Российской Федерации возложены на аппарат Совета безопасности Российской Федерации, который ежегодно обобщает информацию заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций о проделанной в пределах их компетенции работе в этой области.

Итоговые результаты с предложениями о повышении эффективности деятельности на данном стратегически важном направлении обеспечения национальной безопасности в информационной сфере ежегодно докладывают Президенту Российской Федерации. На основе решений главы государства аппарат Совета безопасности Российской Федерации во взаимодействии с МИД России корректирует задачи в рассматриваемой области и уточняет ранее спланированные мероприятия.

Таким образом, в настоящее время Россия проводит  государственную политику в области международной информационной безопасности, позволяющую реализовывать на международной арене национальные интересы в информационной сфере. Важнейшими из них являются содействие формированию системы международной информационной безопасности, способной эффективно противодействовать угрозам стратегической стабильности в условиях равноправного стратегического партнерства в глобальном информационном пространстве, а также защита суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

Системный подход к достижению заявленной цели государственной  политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности позволяет на основе созданного эффективного механизма ее реализации успешно решать задачи в рассматриваемой области.

 

 

 1Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 24 июля 2013 г., №Пр-1753)  // URL: http://www.scrf.gov.ru/security/ information/document114/

 2Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. // URL: http://base.garant.ru/ 71296054/

 3Там же.

 4Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. // СURL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_207990/. Предыдущая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации была утверждена Президентом Российской Федерации в феврале 2013 г.

 5Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. // URL: http://base.garant.ru/ 71556224/. Первая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации была утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.

 6Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Совета безопасности Российской Федерации 1 октября 2014 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 46709

 7Там же.

 8Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Совета безопасности Российской Федерации 26 октября 2017 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 55924

 9Указ Президента Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. №66 «О специальном представителе Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности» // URL: // http://www.kremlin.ru/acts/ bank/38105

10Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №1711 «О составе Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по информационной безопасности по должностям» (с изменениями и дополнениями) // URL: // http://base. garant.ru/70291492/

11В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2014 г. №119 // URL: // http://base.garant.ru/70291492 /#block_1000#ixzz4wrMVHkP4

12Положение о Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по информационной безопасности (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №590) // URL:  // http://base.garant.ru/55171261/#block_5000

13Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №1711 «О составе Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по информационной безопасности по должностям» (с изменениями и дополнениями).

14Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/70684666/

15В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» и Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации  от 6 мая 2011 г. №590 «Вопросы Совета безопасности Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).



Другие статьи автора: Бойко Сергей

Архив журнала
№7, 2019№6, 2019№2, 2019№4, 2019№5, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018
Поддержите нас
Журналы клуба