Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международная жизнь » №11, 2018

Михаил Ванин
Фрегат «Александр Невский»: трагедия или счастливое спасение?

 

 

Важность исторического события во многом можно оценить благодаря его историческому наследию. Именно такой позиции придерживаются жители двух небольших городков Лемвиг и Тюборён, расположенных на северо-западном побережье полуострова Ютландия. Уже полтора столетия они бережно хранят память о драматических событиях 25 сентября 1868 года у ютландского побережья, справедливо названного местными жителями «железным берегом».

Ровно 150 лет назад у берегов северо-западной Ютландии, недалеко от города Тюборён, произошло кораблекрушение, которое до сих пор остается для жителей наиболее знаковым в истории региона. 25 сентября, в 4 часа утра, во время сильного шторма у датского побережья сел на мель возвращавшийся из Средиземного моря в Кронштадт один из самых крупных и оснащенных фрегатов Российского императорского флота «Александр Невский» (построен в 1861 г.). Для постройки корпуса было использовано 7400 кубических метров дуба (курляндского, казанского, прусского и итальянского), более 2 тыс. кубических метров лиственницы, более 1 тыс. кубических метров сосны, 300 тонн железа, 57 тонн меди, 30 тонн пеньки. Максимальная численность экипажа составляла 750 человек, в том числе 48 офицеров.

Вооружение фрегата состояло из 51 чугунной бомбической пушки (гладкоствольная пушка большого калибра, стрелявшая артиллерийскими бомбами по настильной траектории) системы «Дальгрена» калибром 60 фунтов (196 мм) - 23 «длинных» и 28 «коротких». Дальность стрельбы была 3,8 и 2,8 километров соответственно. Орудия размещались на закрытой батарее, по 17 орудийных портов на каждый борт, и на верхней палубе.

Возглавлявший поход вице-адмирал К.Н.Посьет в ту ночь принял роковое решение идти в пролив Скагеррак под парусами, отказавшись от использования парового двигателя. Командир фрегата капитан 1-го ранга О. фон Кремер посчитал такое решение неверным, однако перечить К.Н.Посьету не мог.

Местные жители проснулись от грохота орудий, при помощи которых экипаж фрегата пытался привлечь к себе внимание, призывая о помощи. Когда датские рыбаки прибыли на берег, перед ними предстала картина, которую многие в своих воспоминаниях сравнивали с Судным днем. Фрегат стоял примерно в полукилометре от берега на фоне темных тяжелых туч, посреди бушующего Северного моря. Было видно, что экипаж предпринял все возможные действия для того, чтобы корабль не опрокинулся - мачты были срублены, тяжелые вещи брошены за борт, орудия перекатили на сторону, обращенную к берегу, чтобы обеспечить необходимый крен.

Началась крупнейшая в истории не только города Тюборёна, но и всей Дании спасательная операция. Первые попытки экипажа фрегата спустить шлюпку на воду и завести на берег трос, к сожалению, завершились трагедией. В бушующих волнах Северного моря погибли два офицера, квартирмейстер и два матроса. После неоднократных попыток местным жителям посредством спасательных ракет (в то время всегда имелись на берегу для оказания помощи кораблям, севшим на мель) все же удалось закинуть на борт фрегата веревку, которая связала корабль с берегом, и экипаж начал переправлять на спасательной шлюпке пассажиров. Среди них находился его императорское высочество великий князь Алексей Александрович (обучался морскому делу у К.Н.Посьета).

Только благодаря совместным усилиям русских и датчан из 724 человек удалось спасти 719. Сразу по окончании спасательной операции на берегу отслужили благодарственный молебен, а затем панихиду по погибшим. Данные события нашли свое отражение в творчестве русского художника А.П.Боголюбова, посвятившего трагическому крушению фрегата «Александр Невский» две свои картины.

Невзирая на языковой барьер, датчане радушно приняли спасшихся и расселили их по своим домам. Хранящиеся в местных музеях Лемвига и Тюборёна воспоминания местных жителей свидетельствуют о том, что, несмотря на весь трагизм события, местные крестьяне были рады столь внезапному появлению русских матросов, которые, в свою очередь, отвечали взаимностью и благодарили своих спасителей.

Спустя несколько дней его императорское высочество великий князь Алексей Александрович и адмирал К.Н.Посьет покинули Ютландию и отправились в Берлин, в то время как остальные члены экипажа проследовали в Орхус, а затем вернулись на родину на предоставленном датским Королевским двором фрегате «Юлланд».

В благодарность за спасение экипажа фрегат со всем содержимым был оставлен в распоряжение рыбаков и жителей Тюборёна. Местное население свезло на берег все, что имело какую-либо ценность, передавая эти предметы из поколения в поколение, - тяжелую мебель из красного дерева, зеркала в золотых рамах, личные предметы экипажа и даже гвозди. Как известно, большинство вещей было впоследствии продано на аукционах, однако до сих пор многие из местных жителей гордятся тем, что в их семьях имеются предметы с российского фрегата «Александр Невский».

В память о том трагическом крушении в центре Тюборёна 60 лет назад (в 1958 г.) был установлен один из якорей с фрегата «Александр Невский», а в музее Лемвига имеется постоянная экспозиция, повествующая о драматических событиях 25 сентября 1868 года.

В нынешнем году в этот день в рамках памятных мероприятий, посвященных историческому событию, в Харбоёре, рядом с городским кладбищем, на котором похоронены квартирмейстер унтер-офицер Одинцов, матросы Шилов и Поляков (тела двух офицеров, погибших во время крушения, перевезли в Россию), был установлен второй якорь, поднятый с фрегата «Александр Невский».

Одновременно с этим в Береговом центре Тюборёна была торжественно открыта обновленная музейная экспозиция находящихся до настоящего момента в частных коллекциях предметов с фрегата «Александр Невский». В мероприятиях приняли участие бургомистр коммуны Лемвиг Э.Флюухольм, представители органов местного самоуправления, потомки командира корабля О. фон Кремера, а также российская делегация.

В этот день, как и 150 лет назад, в датских городах северо-западной Ютландии вновь звучала вместе русская и датская речь, гости вспоминали успешную операцию по спасению русских моряков, ставшую символом единения русских и датчан в столь трудный час.

В датской провинции Лемвиг до сих пор бережно хранят память об этой малоизвестной странице истории Российского императорского флота. Трагические события 150-летней давности отчетливо демонстрируют, что в час беды люди готовы отбросить любые разногласия, оказать необходимую помощь и сообща преодолевать трудности - посыл, не потерявший своей актуальности и спустя полторы сотни лет. Крушения у этих опасных берегов северо-западной Ютландии происходили достаточно часто, однако именно события 25 сентября 1868 года местные жители по-прежнему называют «тем самым крушением», передавая память о нем будущим поколениям.

Во все времена историческая память имела особую ценность. Примечательно, что благодаря местным жителям и властям коммуны Лемвиг память о драматических событиях осени 1868 года продолжает жить и сегодня. Посредством реализации проектов по сохранению исторического наследия российско-датский диалог в культурной сфере продолжается. Россия всегда была и остается открытой для сотрудничества со всеми, кто проявляет неподдельный интерес к нашей общей истории.

Большой вклад в сохранение памяти о событиях тех лет внесли Российский государственный архив ВМФ, Центральный военно-морской музей (г. Санкт-Петербург), Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса в отставке А.Б.Сверчков, секретарь Группы по связям с парламентом Финляндской Республики ГД ФС Российской Федерации А.И.Белов, директор музея Лемвига М.Лунд Андерсен и бургомистр коммуны Лемвига Э.Флюухольм.



Другие статьи автора: Ванин Михаил

Архив журнала
№7, 2019№6, 2019№2, 2019№4, 2019№5, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018
Поддержите нас
Журналы клуба