Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международная жизнь » №2, 2019

Мария Кожемяк
От Декалога* до современной дефиниции «права человека»

 

 

*Декалог (в переводе с греческого «десять слов») - общепринятое в мире название Десяти заповедей, выражающих суть еврейского Закона. Их принципы легли в основу 613 требований к поведению евреев. Первые пять заповедей касаются отношений человека с Богом, последние пять - считаются законом и определяют отношения человека с соплеменниками. Косвенно, речь в них идет и о правах человека.

 

В 2018 году в издательстве «Национальное обозрение» вышла книга «Права человека в иудаизме и еврейской правовой традиции»**. (**Воробьев. В.П., Илиев Р.Л. Права человека в иудаизме и еврейской правовой традиции. М.: Национальное обозрение, 2018. 248 с.) Она включает в себя перевод опубликованной ранее одноименной статьи на десять иностранных языков (иврит, арабский, китайский, японский, английский, французский, испанский, немецкий, итальянский и португальский). Ее авторы - Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических наук В.П.Воробьев и президент Фонда по изучению гражданского общества и человеческого капитала «Синергетика» Р.Л.Илиев - не впервые обращаются к этой теме1.

Объектом исследования представленной работы выбрано понятие «права человека» в его современном виде, предметом - динамика развития данной концепции. Следует отметить, что авторы статьи фокусируются не только на сравнении сегодняшнего представления о правах и свободах человека с пониманием этих терминов в иудейских священных писаниях, в работе также отводится внимание мнениям западных ученых XVII-XVIII веков, внесших серьезный вклад в развитие данного понятия, и современным документам, освещающим эту тему. Рассматривая динамику развития понятия «права человека», авторы наглядно показывают, что, несмотря на тот факт, что современное понимание исследуемой концепции окончательно было сформулировано в таких документах, как Декларация независимости США 1776 года и Декларация прав человека и гражданина Франции 1789 года, первое упоминание о «правах и свободах» можно найти в том числе и в рамках еврейской религиозной традиции.

Стоит подчеркнуть, что новая совместная работа В.П.Воробьева и Р.Л.Илиева вызвала неподдельный интерес не только в России, но и за рубежом. Данное исследование было удостоено внимания как государственных и общественных деятелей, так и ученых и исследователей в различных странах. Выход книги приветствовали, в частности, король Марокко Мухаммед VI, а также генеральный директор ЮНЕСКО О.Азулай.

Основной идеей статьи В.П.Воробьева и Р.Л.Илиева является утверждение, что права и свободы человека в их современном представлении не могли бы существовать без длительного периода эволюции данной концепции - от десяти христианских заповедей до таких, более знакомых современному обществу документов, как Декларация прав человека и гражданина или Декларация независимости.

Известно, что иудаизм является древнейшей религией на Земле - ее появление относят к XII-XIII векам до н. э., когда уже освобожденным от египетского рабства евреям был дарован Закон Божий. Две другие монистические религии появились гораздо позднее: христианство возникло 2019 лет назад, ислам - 1440. Все три религии являются авраамическими при преобладающем понимании, что сам Авраам был евреем. Соответственно, многие понятия, принципы и нормы человеческого взаимодействия в той или иной форме содержатся во всех трех основных религиях, имея одну общую «корневую базу».

Авторы рецензируемой работы осторожно подходят к толкованию термина «права человека», утверждая, что «само понятие было сформулировано в рамках еврейской религиозной традиции, а иудаизм является одним из самых богатых и понятных первичных источников по данной проблематике, но тем не менее не единственным. Однако современная дефиниция «права человека» в значительной мере зиждется на принципах, обозначенных именно в этой религии».

В первой части работы В.П.Воробьев и Р.Л.Илиев проводят параллель между 20-й главой книги «Исход» и Всеобщей декларацией ООН о правах человека 1948 года. Авторы выявляют, что оба текста практически дублируют друг друга, что говорит о том, что основы еврейской правовой традиции берут свое начало из священных иудейских писаний. Авторы приводят в качестве примера и другие священные еврейские тексты, где основными положениями являются такие привычные для современного человека понятия, как право на жизнь, на самооборону или отдых. Упоминание этих прав в священных древних трактатах говорит о том, что, несмотря на отсутствие самой формулировки термина «права человека», понимание необходимости их существования появилось задолго до возникновения демократии как таковой.

Особое внимание В.П.Воробьев и Р.Л.Илиев уделяют праву на безопасность: в современном мире понятие «права человека» подразумевает, что человеку гарантируется свобода и безопасность в стране, где он живет. В западной цивилизации признание необходимости существования права на безопасность имело действительно большое значение: именно оно привело к отмене рабства и формированию современного представления о правах и свободах. Однако, по мнению многих еврейских богословов, право на безопасность было одной из основ иудаизма: это право означает избавление от зависимости. В качестве примера авторы статьи приводят исход евреев из Египта как главный символ освобождения от рабства.

Говоря о свободе, авторы касаются и таких понятий, как свобода слова, свобода на самоопределение и свобода убеждений. Так, В.П.Воробьев и Р.Л.Илиев признают, что и Библия, и Талмуд содержат множество положений об ограничении свободы слова, однако эти ограничения носят исключительно моральный и религиозный характер, наиболее важным из которых является запрет на клевету. Талмуд и Тора также касаются отношения к иноплеменникам: приводя в качестве примера жизнь евреев в Египте, священные писания призывают относиться к чужеземцам снисходительно: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской», что может свидетельствовать о зарождении основ равенства и существенном возрастании ценности человеческой жизни в еврейской религиозной традиции.

В целом, говоря о «самоценности» каждого отдельного человека, авторы статьи, используя метод сравнительного анализа, приводят множество цитат из священных еврейских трактатов, объясняя это тем, что основная идея иудаизма заключается в том, что существование каждого человека имеет определенный смысл и есть неотъемлемая часть Божьего замысла. Именно поэтому убийство является преступлением не против человека, но против Бога.

В исследовании В.П.Воробьева и Р.Л.Илиева неоднократно подчеркивается, что право на жизнь - это основа еврейской религиозной традиции, что подтверждается цитатой из Талмуда, согласно которой «жизнь самого последнего отступника остается жизнью человека, который имеет такую же важность для Бога, как и наше собственное существование».

Авторы статьи также отмечают, что во многих древних еврейских трактатах прослеживается мысль, что каждый человек обязан относиться к другим людям с уважением, не причинять им вреда: «Не делай ближнему своему того, чего не выносишь сам». Авторы исследования подчеркивают, что именно такое отношение к другому человеку говорит о том, что «в еврейской правовой традиции первенство закреплено за обязанностями по отношению к человеку, а не за обязанностями по отношению к Богу», что еще раз подтверждает тот факт, что основы понятия «права человека» появляются задолго до формирования самой концепции.

В.П.Воробьев и Р.Л.Илиев касаются и вопроса богатства: «Богатство рассматривается как дар Всевышнего» и налагает особую ответственность. Однако авторы отмечают, что богатство ни коем образом не накладывает на человека обязательств перед обществом или государством, в первую очередь это ответственность перед Богом, подразумевающая благотворительность и честные, взаимовыгодные отношения с наемными работниками. Такой подход наглядно демонстрирует зарождение таких понятий, как честность и порядочность в деловой и бизнес-сферах.

Отдельное внимание авторы исследования уделяют актуальному на сегодняшний день вопросу о правах женщин. Так, они, применяя метод контент-анализа, приводят цитаты из Талмуда, в соответствии с которыми женщина и мужчина равны перед лицом всех законов Торы. Право женщины на работу и «профессиональную реализацию» признавалось еще с древнейших времен. Также авторы заявляют, что многие положения еврейских трактатов подчеркивают священную роль женщины как матери и жены. Очевидно, что еврейская традиция не рассматривает женщину как равную мужчине, однако утверждает, что женщина не создавалась исключительно ради мужчины и у нее есть свои собственные права и обязанности.

Большое внимание уделяется также становлению судебной системы. То, что на сегодняшний день является само собой разумеющимся, впервые упоминается в Талмуде: последняя из заповедей сыновей Ноя, по сути дела, признает «необходимость соблюдения законов каждым членом общества, тем самым давая каждому человеку возможность рассчитывать на защиту закона». Также авторы приводят положения из Библии, посвященные справедливому и бесстрастному суду.

Однако наряду с этим В.П.Воробьев и Р.Л.Илиев в заключительной части исследования открыто критикуют современные религиозные круги, которые, по их мнению, препятствуют дальнейшему развитию концепции прав и свобод человека. Давление религиозных кругов современного Израиля оказывает существенное влияние на такие области жизни, как брак, статус женщины в израильском нынешнем обществе, трудности с общественным транспортом и магазинами по праздничным дням и отношение религиозных кругов к людям нееврейского происхождения.

Несмотря на интересную идею проведения параллели между современным пониманием термина «права и свободы человека» и положениями в еврейских священных писаниях, представляется спорным, что основы данных понятий были почерпнуты именно из еврейской религиозной традиции. Однако стоит отметить, что авторы не отрицают того факта, что иудаизм не является единственным основоположником концепции «права человека», упоминая в статье Римскую империю и возможность наличия подобных положений в других религиях. Некоторые рассматриваемые понятия, к примеру свобода убеждений или свобода мысли и вероисповедания, не подкрепляются цитатами из священных еврейских трактатов, что, однако, не ставит под сомнение существование этих понятий в иудаизме.

В данном исследовании авторы, используя различные методы, наглядно демонстрируют тот факт, что исторически иудаизм сыграл значимую роль в развитии концепции прав и свобод человека и оказал серьезное влияние на становление израильской правовой системы. Однако, несмотря на все приведенные доказательства, сложно с уверенностью утверждать, что еврейская религиозная традиция стала «первопроходцем», заложившим основы современного понимания термина «права человека».

Стоит отметить, что перевод рецензируемой статьи на десять иностранных языков представляет собой, по сути, учебное пособие, которое можно использовать с целью дальнейшего совершенствования знаний данных языков, что может быть полезно как в дипломатической работе, так и для контактов в рамках межгосударственных связей, включая их бизнес-составляющую.

 

 1Воробьев В.П.  Конституционно-правовая система Государства Израиль. М.: Национальное обозрение, 2002; Воробьева Е.В., Илиев Р.Л. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Государстве Израиль. М.: МГИМО-Университет, 2009.



Другие статьи автора: Кожемяк Мария

Архив журнала
№7, 2019№6, 2019№2, 2019№4, 2019№5, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018
Поддержите нас
Журналы клуба