Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Международная жизнь » №8, 2018

Игорь Халевинский
Цифровая экономика: как без нее сегодня…

Игорь Халевинский

 

Председатель Совета Ассоциации
российских дипломатов,
кандидат экономических наук

ard.midrf@yandex.ru

 

Цифровая экономика: как без нее сегодня…

 

 

Технологические уклады сменяют друг друга, и скорость изменений стремительно растет. Чтобы оставаться конкурентным в современном цифровом мире, необходимо не только осваивать новые технологии, но и видеть их возникновение на ранних этапах. Сегодня одним из самых явных трендов в развитии мировой экономики является процесс цифровизации всех сфер общественных отношений. Традиционные продукты и услуги приобретают черты цифровых продуктов, что, в свою очередь, влечет за собой совершенствование программного обеспечения, вычислительных ресурсов, информационно-коммуникационных сетей, а также развитие способов хранения, обработки, передачи и надежной защиты информационных массивов.

Разработчики новых цифровых технологий и продуктов ориентируются в первую очередь на массовый рынок и облачную модель их предоставления, а номенклатура цифровых технологий выходит за рамки традиционных информационно-коммуникационных продуктов и услуг. По данным PwC1, новая технология за 35 дней набирает «критическую массу» в 50 млн. пользователей, что может привести не только к успеху компаний, но и «подрыву» традиционных бизнес-моделей цифровыми моделями. Это обуславливает необходимость выявлять и оценивать наиболее перспективные сферы применения цифровых технологий в различных отраслях бизнеса, национальной экономике в целом и различных сферах национальной безопасности.

В современной экономике нет ни одной отрасли, ни одного развитого государства, которое не было бы подвержено цифровой трансформации. Потребность в использовании цифровых технологий очевидна: любая экономическая деятельность при переходе к цифровым технологиям получает новый импульс, необходимый для ее дальнейшего роста. Однако развитие цифровых технологий связано не только с их изобретением, но и условиями патентования, которые отличаются в различных странах, от объема инвестирования в их внедрение и коммерциализацию, от уровня государственной поддержки и государственного регулирования различных отраслей и сфер народного хозяйства (см. таблицы 1, 2, 3).

Как и всякий другой глобальный кризис, текущий кризис в мировой экономике ведет к обновлению производства на новой материально-технической базе. Наступила эра цифровой экономики - «умных орудий труда» с внедрением новейших информационных технологий для работы с «экономикой больших данных» в целях развития инфраструктуры (в том числе и цифровой) и перехода глобальных рынков к новому типу общественного воспроизводства.

Америка является одним из мировых лидеров в сфере цифровой экономики. Министерство торговли США в 2015 году объявило о разработке повестки дня цифровой экономики, состоящей из четырех основных направлений: свободный и открытый Интернет, доверие и безопасность в Сети, профессиональные навыки, инновации и новые технологии.

Таблица 1

Активность стран в развитии сферы ИКТ
по количеству разработок новых цифровых технологий*(*Таблицы 1-3. Разработано нами на основании данных: Мониторинг глобальных трендов развития ИКТ. С. 21; ПАО «Ростелеком», 2017.)

 

Место

Страна

Доля от общего
количества

1

США

35,8

2

Китай

7,8

3

Германия

6,6

4

Великобритания

5,3

5

Франция

3,9

6

Испания

3,9

7

Япония

3,9

8

Канада

3,9

9

Италия

2,9

10

Республика Корея

2,8

11

Другие страны

19,7

12

Россия

0,3

 

 

Таблица 2

Активность стран в развитии сферы ИКТ
по патентованию новых цифровых технологий

Место

Страна

Доля от общего
количества

1

США

34,7

2

Китай

33,3

3

Япония

14,9

4

Республика Корея

9,2

5

Тайвань

3,2

6

Другие страны

4,2

7

Россия

0,1

 

 

Таблица 3

Активность стран в сфере развития ИКТ
по объему инвестиций в новые цифровые технологии

Место

Страна

Доля от общего
количества

1

США

74,8

2

Китай

11,2

3

Великобритания

3,7

4

Индия

3,3

5

Канада

2,2

6

Германия

1,4

7

Франция

1,2

8

Израиль

0,9

9

Россия

0,9

 

США добиваются свободного перемещения информации, снятия территориальных ограничений на ее хранение и обработку. Чтобы повысить защищенность коммерческой информации и персональных данных потребителей, заключены различные соглашения с ЕС и другими странами о правилах обмена персональными данными. Запущена программа «Широкополосные США» с целью развития инфраструктурных широкополосных сетей связи, повышения эффективности патентной системы, совместимости различных платформ, разработки новых технических стандартов для развития интернета вещей.

США активно используют новейшие информационные технологии для обеспечения лидерства в международной торговле. Ими разработана программа «Цифровая экономика»2, согласно которой США будут поддерживать распространение Интернета в качестве глобальной платформы для общения, торговли, инноваций и т. д. Уже сейчас электронная торговля составляет более половины всего экспорта товаров и услуг и около одной шестой ВВП страны. Для оказания помощи малому бизнесу в увеличении доли электронной торговли в США запустили пилотную программу «Цифровой атташе», что, в свою очередь, способствует развитию экономики в стране.

В Европейском союзе электронная торговля начала бурно развиваться после принятия Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза 2000/31/ЕС о некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности об электронной торговле. Основной целью ее принятия было формирование фундаментальной правовой основы по развитию электронной торговли и устранению препятствий для развития цифровой экономики в рамках единого европейского рынка.

Электронная торговля всегда связана с определенным риском, обусловленным виртуальной идентичностью субъекта, занимающегося хозяйственной деятельностью. До недавнего времени существовало два способа проверки соответствия заявленной виртуальной идентичности и фактической идентичности. Речь шла о квалифицированной и неквалифицированной электронной подписи. В результате принятия Регламента Европейского парламента и Совета Европейского союза 910/2014 от 23 июля 2014 года об электронной идентификации и услугах доверия для электронной торговли на европейском внутреннем рынке возможности использования электронной подписи расширились и наступило упрощение идентификации юридических и физических лиц.

Одним из направлений регулирования развития цифровой экономики ЕС является введение единой программы налогообложения компаний цифрового сектора экономики. Усредненный налог на прибыль для цифровых компаний, работающих в виртуальном пространстве, составляет 10,1%, тогда как другие сферы облагаются по ставке 23,2%.

С другой стороны, государства ЕС теряют значительные налоговые отчисления от крупнейших международных IT-компаний, поскольку те используют европейские сети, но налоги платят в других странах. Это касается прежде всего компаний из США, например «Facebook», «Twitter», «Google» и т. д. Власти ЕС намерены обложить такие международные компании новым налогом
от 1 до 5% в зависимости от местонахождения их пользователей и получаемой прибыли на рынке Евросоюза.

Посредством масштабного законотворческого процесса в этой области Европейский союз стремится регламентировать сферу цифровой экономики. Новое законодательство ориентировано на создание атмосферы доверия в использовании цифровых транзакций в рамках внутреннего рынка путем формирования общей платформы для взаимодействия между государственными органами, коммерческими структурами, гражданами, что позволит повысить эффективность государственных и частных онлайн-услуг, электронной торговли и цифровой экономики в Европейском союзе.

Больших достижений в развитии электронной торговли достиг Китай. Свыше 10% экспорта осуществляется через интернет-магазины. Более высокие показатели только у Германии и Великобритании. В целях модернизации экономики руководство КНР приняло десятилетний план «MadeinChina 2025», направленный на развитие цифровой экономики. По этому плану к 2025 году Китай должен превратиться из мировой фабрики в «планетарную лабораторию». В качестве приоритетного направления принято непрерывное развитие информационных технологий. С этой целью разработана программа привлечения иностранных IT-специалистов в технопарк Чжунгуаньцунь в Пекине (аналог Силиконовой долины в США). В первую очередь приглашаются специалисты по искусственному интеллекту и суперкомпьютерам - главным сферам конкуренции с США.

На реализацию этой программы власти КНР потратят около 300 млрд. долларов. Также продолжают увеличиваться объемы инвестиций в научные исследования и разработки, прежде всего в развитие искусственного интеллекта. К 2025-2030 годам КНР планирует стать мировым лидером в этой сфере, а рынок цифровых технологий достигнет 150 млрд. долларов.

Согласно международному индексу сетевой готовности стран к цифровой экономике, Россия в 2015 году заняла 41-е место*. (*Индекс сетевой готовности (NetworkReadinessIndex) - комплексный показатель, характеризующий развитие информационно-коммуникационных технологий в странах мира.Выпускается Всемирным экономическим форумом.)В программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.07.17 №1632-р., особое место уделяется правовому регулированию отношений, возникающих в цифровой экономике, подготовке кадров, созданию к 2024 году не менее десяти компаний - лидеров в области информационных технологий, конкурентоспособных на глобальных рынках. В отличие от программ развития цифровой экономики других стран, например США, определяющих их конкурентные преимущества для мирового лидерства, в программе России отсутствует устремление стать глобальным лидером в развитии цифровой экономики, хотя в Национальной технологической инициативе, выдвинутой В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию в 2014 году, высказана мысль о создании условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

Программа рассчитана до 2024 года и состоит из пяти направлений, посвященных нормативному регулированию, образованию и кадрам, кибербезопасности, формированию исследовательских компетенций и развитию информационной инфраструктуры. Планы мероприятий по некоторым направлениям уже реализованы. Совокупно на реализацию планов мероприятий потребуется более 522 млрд. рублей.

На развитие информационной инфраструктуры предусмотрено выделение 100,46 млрд. рублей из федерального бюджета, причем 2 млрд. рублей было выделено уже в 2017 году, а в 2018-м предполагается выделить 27,17 миллиарда, в 2019-м - 33,73 миллиарда, в 2020-м - 37,61 млрд. рублей. Из внебюджетных источников ожидается финансирование в объеме 336,1 млрд. рублей в 2018-2020 годах3.

В настоящее время внедрением цифровых технологий активно занялись не только банки, ритейлеры и телекоммуникационные компании, но и крупные промышленные предприятия. Основная часть затрат - 299 млрд. рублей - потребуется на создание многофункциональной спутниковой системы для покрытия территории РФ и всего мира. Предполагается, что это будут средства из внебюджетных источников, прежде всего ПАО «Ростелеком» и ПАО «Роскосмос».

Среди мероприятий по инфраструктуре можно выделить развитие сетей связи, в том числе 5G, запуск производства и внедрение отечественного телекоммуникационного оборудования, развитие интернета вещей, подключение к интернету всех больниц и образовательных учреждений, обеспечение доступа к интернету вдоль всех автомобильных и железнодорожных дорог, устранение цифрового неравенства в части обеспечения широкополосным интернетом к 2021 году малых населенных пунктов (менее 250 жителей).

Процесс внедрения современных информационно-телекоммуникационных технологий сегодня охватывает все сегменты экономики: производственный, государственный, потребительский и кросс-индустриальный. Особенно активно цифровые решения, в частности интернет вещей, осваивают и реализуют в производственном секторе - до 64,3% рынка в 2015 году4. От интенсивности и масштабов их применения в отдельных отраслях промышленности напрямую зависит конкурентоспособность и эффективность производственного процесса. Дальнейшее внедрение передовых производственных технологий позволит отечественным компаниям значительно повысить производительность труда и выйти на международные рынки с инновационными продуктами и услугами за счет автоматизации рутинных процессов и снижения влияния человеческого фактора. Использование технологий интернета вещей и других цифровых нововведений способно гарантировать существенные преимущества всем отраслям экономики.

Что касается других направлений программы цифровой экономики, то на них выделяется гораздо меньше средств, чем на инфраструктуру. Так, на формирование исследовательских компетенций предусмотрено выделить в 2018-2020 годах 50,16 млрд. рублей, из них 48,12 млрд. рублей - из федерального бюджета, на обеспечение информационной безопасности - 34 млрд. рублей, из них 22,33 миллиарда из федеральных средств.

План мероприятий по нормативному регулированию развития цифровой экономики предполагает выделение из бюджета 269 млн. рублей и привлечение 15 млн. рублей из внебюджетных источников в 2018 году. В последующие годы финансирование этого направления не предусмотрено5.

В мартовском Послании Федеральному Собранию РФ этого года президент заявил о необходимости избежать технологического отставания от передовых стран, обеспечить «прорывное развитие России», поскольку от этого решающим образом зависит судьба страны и качество жизни ее граждан.

Послание содержит ряд положений, непосредственно связанных с развитием цифровой экономики: предстоит внедрение информационных технологий в работу социальных объектов, на транспорте, в ЖКХ. Стране крайне необходима современная инфраструктура. «Россия должна стать не только ключевым логистическим, транспортным узлом планеты, но и одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надежной защиты информационных массивов, так называемых больших данных»6, - сказал В.В.Путин.

Широкое распространение ИКТ, повсеместное использование персональных компьютеров и смартфонов, всеобъемлющее проникновение Интернета и другие характерные для цифровой эпохи явления не могли не затронуть довольно консервативную сферу общественной жизни - дипломатию. Процесс вовлечения информационных технологий для решения дипломатических и политических задач начался еще в конце XX века параллельно с началом массового применения персональных портативных коммуникационных устройств и усовершенствованием сетей распространения информации.

Сегодня масштабы и активность использования ИКТ в сфере дипломатии несоизмеримо велики. Государственные ведомства, внешнеполитические и правительственные органы власти, неправительственные организации и прочие субъекты, в чью компетенцию входит реализация внешнеполитической повестки, используют все доступные средства для успешного продвижения своих внешнеполитических интересов.

В последние годы значение цифровой дипломатии неуклонно растет. Наиболее активно цифровые технологии задействуются в следующих направлениях и областях дипломатической деятельности:

1) публичная дипломатия: поддержание контакта с целевой аудиторией в Интернете, использование новых коммуникационных инструментов для сбора информации и влияния на общественное мнение. Главная цель - построение позитивного и привлекательного образа своей страны на международной арене;

2) посольские и консульские коммуникации: создание прямых, личных каналов связи с гражданами, находящимися за границей. Упрощение их доступа к необходимой информации;

3) прямое взаимодействие с общественностью: в последнее время в политических, в том числе высших, кругах набирает обороты тенденция более активного использования социальных сетей и других интернет-площадок для взаимодействия с аудиторией в обход интерпретирующих высказывания средств массовой информации.

Россия к настоящему времени добилась довольно больших успехов в этой области. Министерство иностранных дел рассматривает цифровую дипломатию как полезный и эффективный инструмент реализации государственных внешнеполитических интересов. Современные ИКТ дают возможность напрямую контактировать с широкими массами людей, что позволяет доносить информацию более оперативно.

В 2012 году в России была поставлена задача превратить цифровую дипломатию в один из действенных инструментов внешней политики. Процесс освоения преимуществ цифровой дипломатии в России идет высокими темпами. На сегодняшний день страна обладает четвертой крупнейшей дипломатической сетью в мире7. Подавляющее большинство российских дипломатических загранучреждений имеют аккаунт хотя бы в одной из популярных социальных сетей.

В современном мире для успешной реализации внешнеполитической повестки необходимо продвигаться в сфере ИКТ. В этом смысле использование всех доступных средств коммуникации является наилучшим путем достижения этой цели. Россия сегодня находится на переднем крае освоения и оптимизации новых информационных технологий в сфере дипломатии. Многие успехи российской внешней политики неразрывно связаны именно с этим вектором деятельности. Правительство страны рассматривает развитие и распространение ИКТ как одну из приоритетных задач на ближайшие годы, что позволяет рассчитывать на дальнейшее движение вперед российской цифровой дипломатии.

 

 

 1Доклад PwC на Международной конгресс-выставке «Интеллектуальное производство и промышленный интернет вещей». 20.11.2016.

 2Davidson A., Director of Digital Economy, Commerce Department Digital Economy Agenda. May 2016 // https://www.ntia.doc.gov/files/ntia/publications/alan_davidson_digital_economy_agenda_deba_presensation_051616.pdf

3«Цифровая экономика» России обрела первые контуры // ТАСС. Экономикаибизнес. 09.01.2018.

4IDC, IoT Spending Guide, Russia, 2015.

5«Цифровая экономика» России...

 6http://kremlin.ru/events/president/news/56957

 7https://globaldiplomacyindex.lowyinstitute.org/country_rank.html

 

Ключевые слова: цифровая экономика, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), инновации, электронная коммерция, интернет вещей, цифровая дипломатия.



Другие статьи автора: Халевинский Игорь

Архив журнала
№7, 2019№6, 2019№2, 2019№4, 2019№5, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018
Поддержите нас
Журналы клуба