Вопросы геополитического противостояния в различных регионах мира приобретают в условиях глобализации особую актуальность. В данном контексте заслуживает внимания и Латинская Америка, которая ныне претендует на роль суверенного актора в мировой политике. Этими вопросами занимаются многие уважаемые российские авторы, большее число которых работают в Институте Латинской Америки Российской академии наук (ИЛА РАН). Ими под руководством научного руководителя ИЛА РАН В.М.Давыдова на протяжении многих лет проводятся различные исследования по данной проблематике [1, 2, 4]. В то же время вызывают интерес исследования, которые проводятся другими учеными нашей страны.

Поэтому обращение доцента кафедры политологии, ученого секретаря ФГБОУ ВО МГЛУ А.И.Емельянова к обозначенной проблеме представляется вполне оправданным [3]. Особое значение при этом имеет осмысление генезиса цивилизационной идентичности Латинской Америки и его последствий для геополитики региона как субъекта современных международных отношений. Ведь именно цивилизационная идентичность является одним из ключевых факторов интеграции государств и народов, их политического развития и консолидации.

Проанализировав основные теории, разрабатываемые в области цивилиографии, автор выделяет характерные черты латиноамериканской цивилизации и исследует особую роль, которую играет Латинская Америка в становлении полицентрического мира [3, с. 16, 69].

В работе А.И.Емельянова* (*Емельянов А.И. Геополитика Латинской Америки: монография. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. 220 с.) отмечается, что цивилизационная идентичность является просто суммой национальных политических идентичностей и иных компонентов, хотя зачастую речь может идти о ее национально-цивилизационном характере [3, с. 21].

Вступая в соприкосновение, а иногда и в открытый конфликт с политическими идентичностями других международных акторов, цивилизационная идентичность приобретает признаки качественно нового феномена. Недаром, анализируя мировую политику, некоторые ведущие теоретики международных отношений активно применяют цивилизационный подход.

Интерес к латиноамериканской цивилизационной идентичности, которая отличается от западной цивилизации, вполне оправдан. Глобализация нередко приводит к повсеместному распространению худших образцов массовой культуры, что вызывает справедливую реакцию народов, отстаивающих свою самобытность. Поскольку Латинская Америка на протяжении долгого времени находилась в орбите Соединенных Штатов Америки, то и сопротивление глобализации приобретает там характер противостояния американскому образу жизни [3, с. 28]. Такой вывод автора монографии вполне правомерен.

На фоне обострения противоречий, связанных с борьбой разных акторов за обладание ресурсами и доминирование над ключевыми геополитическими точками Латинской Америки, возникает потребность в исследовании той роли, которую играет цивилизационная идентичность государств региона в мировой политике.

Автор обстоятельно описывает геополитический потенциал Латинской Америки, который выражается в значительных запасах природных ресурсов. Борьба за природные богатства препятствует интеграционным процессам в регионе [3, с. 35]. Кроме того, сохраняются идеологические противоречия между различными политическими силами, действующими в регионе, что ведет к сохранению напряженности в отношениях между отдельными странами.

В обратном направлении действует цивилизационная самоидентификация, базирующаяся на духовно-исторической и культурно-лингвистической близости народов Латинской Америки. Формирование цивилизационной идентичности стало ответом на неоколониалистскую политику США и других экономически развитых государств [3, с. 51]. Несомненная удача А.И.Емельянова - исследование генезиса и характерных черт «латино-американизма», присущего различным идеологическим течениям, которые доминируют в регионе.

В данном научном труде изучен значительный массив источников (всего 353), среди которых - материалы архивов, эмпирические исследования, отчеты авторитетных научно-исследовательских организаций, занимающихся Латинской Америкой.

К достоинствам этой работы следует отнести и проработку теоретико-методологических оснований, опору автора на труды отечественных и зарубежных исследователей, а также учет сложившихся в науке цивилизационных теорий. Выбранная логика изложения материала позволяет раскрыть геополитические тенденции в регионе и мире.

Пристального внимания заслуживают размышления А.И.Емельянова о реакции стран и народов региона на экспансионистскую политику США и других западных государств. Весьма продуктивной является и идея автора о том, что новая цивилизационная идентичность является синтезом западной и доколумбовых культур [3, с. 57]. Справедливым также представляется содержащееся в работе заключение о том, что Латинская Америка сохранила свои традиционные культурные черты и особенности, которые позволяют странам региона позиционировать себя на международной арене как единую цивилизационную группу.

Представляет интерес исследование автором проблем взаимодействия православной и латиноамериканской цивилизаций. По его мнению, страны Латиноамериканского региона и Россия имеют значительный потенциал, чтобы развивать двусторонние отношения, и благоприятные перспективы для сотрудничества по различным международным проблемам [3, с. 150].

Одна из задач исследования - рассмотреть формирование геополитики государств Латинской Америки сквозь призму субрегиональных интеграционных процессов. Заслуживают внимания аргументация и вывод автора о существовании некоторого механизма влияния цивилизационной идентичности на интеграционные процессы в Латинской Америке, а также тезис об особых коллективных цивилизационных интересах государств на международной арене.

Автор убедительно доказывает, что идея цивилизационной идентичности латиноамериканцев разделяется не только политическими элитами региона, но и рядовыми гражданами, и это представляется одним из важных выводов монографии.

В результате можно утверждать, что появление подобных научно-исследовательских работ оказывает положительное влияние на раскрытие ранее не исследованных аспектов во взаимоотношениях России со странами Латинской Америки, что имеет большое значение для укрепления двусторонних отношений, развития российской латиноамериканистики и появления центров изучения Ибероамерики в нашей стране. Данная работа является тому подтверждением и играет большую роль в изучении Латиноамериканского региона, заслуживая внимания всех исследователей Латинской Америки, а также дипломатических работников, осуществляющих внешнеполитическую деятельность на данном направлении.

 

Список источников и литературы

1. Давыдов В.М., Бобровиков А.В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике (шансы Бразилии и Мексики в глобальном измерении). М.: ИЛА РАН, 2009. 234 с.

2. Давыдов В.М. Цивилиография и цивилизационная идентификация Латино-Карибской Америки. М.: ИЛА РАН, 2006. 52 с.

3. Емельянов А.И. Геополитика Латинской Америки: монография. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. 220 с.

4. Коваль Б.И. Латинская Америка: социальные вызовы и политические процессы. М.: ИЛА РАН, 2008. 164 с.