Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » МИР И ПОЛИТИКА. TheScientist » №10, 2013

Л.В. Софронова
Кризис культуры или новый виток ее развития?

Возникновение массовой культуры большинство исследователей относят к периоду ломки средневековых устоев и зарождения буржуазного общества, выдвигающего на первый план деятельную активную личность. В периоды смены общественного строя происходят глобальные миграционные процессы, возникает потребность в приспособлении к новым условиям жизни, к новым принципам существования, усвоение которых повышает выживаемость в изменившейся обстановке. Традиционно массовая культура на этих переломных этапах общественного развития выполняла такие функции, как познавательно-образовательную, социально-адаптационную и «утешительную». Прошло много веков с тех пор, изменились виды и жанровые формы массовой культуры, их формульное наполнение, но функции остались прежними. Значение массовой культуры в современном обществе несоизмеримо выше, чем в предшествующие периоды, что связано с ее выходом из ниши. Распространявшаяся ранее ограниченным кругом информационных источников и предназначенная только для низшего в общественной иерархии социального слоя, массовая культура в наше время ориентируется на широкий социальный диапазон и пропагандируется всеми средствами массовой информации. Ее целевая аудитория значительно расширилась и в идеале стремится к бесконечности, пытаясь охватить все слои общества. Вследствие этого мы наблюдаем многообразие жанров, жанровых форм и внутрижанровых формул, при размытости жанровых границ происходит взаимопроникновение жанров, возникновение новых жанровых гибридов. Одним из характерных черт современной культуры является стирание граней между элитарностью и массовостью. Ряд произведений массовой культуры содержат несколько так называемых кодов, раскрываемость и востребованность которых зависит от интеллектуального уровня читателя. Двойное, тройное кодирование предполагает ориентацию одного и того же произведения на более широкую в интеллектуальном плане аудиторию. В предложенном продукте каждый призван найти что-то свое, что отвечает именно его сегодняшним запросам, корреспондирует с его личным опытом, не противоречит его эстетическим представлениям. Успешность того или иного проекта зависит от умения угадать актуальные потребности как можно большего количества потребителей и создать многослойный разнонаправленный продукт, способный оправдать ожидания разных социальных слоев общества. По-прежнему актуальность, сиюминутность, способность ответить на сегодняшние запросы человека в быстро меняющейся социально-экономической обстановке является главным преимуществом этого рода культуры, обеспечивающей ей массовость.

Архив журнала
№10, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба