Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №11, 2012

Василенко Е.В.
Дэвид Кэмерон за столом переговоров: особенности личностного стиля

© flickr.com/number10gov
 
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон - амбициозный и современный лидер, стремящийся к модернизации британской политики. Своим кредо Кэмерон - самый молодой глава кабинета с 1812 г. - называет ценности свободы, справедливости и ответственности. В политическую историю Британии аристократ Кэмерон вошел в демократичном образе искреннего и открытого «своего парня», который катается на велосипеде и любит инди-рок.

Мы …представляем собой народ,

не выносящий резких скачков,

с опаской относящийся ко всяким крайностям,

черпающий силы в своем защитном юморе,

уравновешенный, не терпящий вмешательства в свои дела,

… наделенный способностью

быстро оправляться от потрясений.

Мы ни во что особенно не верим, но мы верим в самих себя.

 

Джон Голсуорси

 

Несмотря на внешнее обаяние и открытость, в политике и на переговорах Кэмерон сумел показать свою решительность, жесткость и принципиальность, способность отстаивать собственную позицию в самых сложных ситуациях. Так, по данным исследования политического лидерства в Великобритании, часть опрошенных даже считает его современным Черчиллем, что является лучшим комплиментом для любого британского политика. При этом ключевыми характеристиками Кэмерона британцы назвали «решительность, компетентность, жесткость и самонадеянность».

Для более глубокого анализа личностных особенностей Д.Кэмерона, определяющих его переговорный стиль, необходимо проанализировать его биографию. В своих выступлениях премьер неоднократно подчеркивал, что огромную роль в формировании его политических и общественных взглядов сыграла семья, и он придерживается ценностей и идеалов, заложенных в юности.

Дэвид Уильям Дональд Кэмерон (David William DonaldCameron) родился 9 октября 1966 года в Лондоне в богатой аристократической семье. Его отец Иэн Дональд Кэмерон был биржевым маклером и прямым потомком короля Великобритании Вильгельма IV (1765-1837). Мать Дэвида, Мэри Флер Маунт - дочь баронета, несколько ее дедов и прадедов были парламентариями от партии Тори.

Известно, что наряду с семьей, весьма важным фактором, воспитывающим характер личности в Великобритании, являются школы и университеты. Именно в британских школах из маленьких томов, диков или гарри формируют единый тип британского джентльмена. Дэвид Кэмерон – выпускник лучших учебных заведений Великобритании: Итонского колледжа (по традиции его заканчивают члены королевской семьи) и Оксфордского университета (BrasenoseCollege), где изучал политику, философию и экономику. В ИтонеКэмерон не считался очень прилежным учеником и особенного интереса к политике не проявлял. Говорят, что самое заметное упоминание о нем в школьном журнале Итона относится к инциденту, когда он потянул щиколотку, зажигательно танцуя под звуки волынки во время поездки с одноклассниками в Рим. В целом, по свидетельству сокурсников, Кэмерон был дружелюбным, веселым и общительным, легко сходился с людьми. За склонность к лидерству ему дали кличку «Премьeр-министр».

Во время обучения в Оксфорде Кэмерон избегал политической деятельности, которой занимаются многие студенты, поскольку, как говорят его университетские друзья, он хотел наслаждаться жизнью. Тем не менее, профессор Вернон Богданор, курировавший Кэмерона в Оксфорде, называет его одним из самых способных студентов за все годы работы и отмечает, что его политические воззрения были «умеренно и разумно консервативными». Впрочем, существует оправданная точка зрения, что обучение в Оксфорде и Кембридже – этих «фабриках джентльменов» - прежде всего, направлено на то, чтобы сформировать тип человека, предназначенного управлять страной. Именно это, а не науки и обучение, является главным. Более того, в британских учебных заведениях тип прилежного студента-интеллектуала совершенно не популярен, напротив, особым престижем пользуются спортсмены - капитаны крикетной, гребной и футбольной команд.

Можно предположить, что именно в Оксфорде, известном своими студенческими дискуссионными клубами, Кэмерон овладел ораторским мастерством, столь необходимым политику и переговорщику. Дискуссионные клубы учат будущих представителей элиты искусству полемики, умению логично и убедительно излагать свои аргументы, парировать доводы противника, быстро находить ответы на неудобные вопросы. Позже, с развитием политической карьеры, Кэмерон стал известен как хороший оратор, умеющий ясно и доходчиво изложить свою позицию, обладающий хорошим чувством юмора, в том числе способный посмеяться и над собой. Впрочем, как тонко подметил писатель Андре Моруа, «легко смеяться над собой в мелочах, если ты восхищаешься собою в крупном. Отсюда — безукоризненный юмор англичан».

Дэвид Кэмерон начал политическую карьеру 26 сентября 1988 года, устроившись на работу в исследовательский отдел Консервативной партии Великобритании, который занимался разработкой стратегии партии и созданием брифингов для парламентских дебатов. В июне 1993 года Кэмерон получил место специального советника в министерстве внутренних дел Великобритании, где отвечал за брифинги министра Майкла Говарда, будущего лидера Консервативной партии. В июле 1994 года ушел с поста специального советника и занял пост директора по корпоративным связям телекомпании Carlton Communications. В феврале 2001 года покинул фирму для участия в парламентских выборах.

После трех неудачных попыток избраться в Палату Общин (в 1994, 1997 и 2000 годах) Кэмерон одержал победу на довыборах от избирательного округа Уитни в графстве Оксфордшир в 2001 г. С этого момента он стал быстро подниматься по карьерной лестнице. После своего избрания в Палату общин возглавил специальный комитет по внутренним делам, активно участвовал в дебатах и стал известен как хороший оратор. В ноябре 2003 года стал вице-председателем партии при новом лидере консерваторов - Майкле Говарде. В 2005 г. после отставки Говарда Д.Кэмерон победил на общепартийных выборах лидера Консервативной партии, набрав 66 процентов голосов однопартийцев. Таким образом, Д. Кэмерон проделал путь от рядового парламентария до лидера партии за четыре c половиной года.

Стоит отметить, что Кэмерона-политика отличает неукротимый оптимизм. В 2006 г. он запомнился британским избирателям своим лозунгом: «И да воссияет солнце!», - и призвал консервативную партию стать партией оптимистов, строящих лучшее будущее, а не сожалеющих о славном прошлом. Однако последовавший финансовый кризис заставил Кэмерона несколько подкорректировать оптимистическую риторику и поменять акценты. Уже в 2011 г., выступая на съезде партии тори, он призвал британцев продемонстрировать боевой дух.

Британия никогда не имела многочисленного населения, обширной территории, богатых природных ресурсов, но мы всегда обладали силой духа. Помните: в схватке важны не размеры собаки, а ее бойцовский азарт»,
- отметил премьер.

 

Упоминания о «бульдожьей хватке» и боевом духе вызывают ассоциации с выступлениями У.Черчилля во время Второй мировой войны. Подобные аллюзии говорят о том, что Кэмерон стремился показать себя сильным лидером, способным управлять страной в суровое время, «британским бульдогом» (так нередко называли Черчилля), готовым к сражениям. Примечательно, что большинство британцев, согласно социологическим исследованиям, ассоциируют премьера с тигром, львом или бульдогом – мощными, агрессивными, хищными животными. При этом лидер лейбористов Эд Милибэнд ассоциируется со щенком, пуделем или котом.

Таким образом, основными чертами Кэмерона являются уверенность в себе и решительность. «Он ни во что особенно не верит, он верит только в себя», - сказал о Кэмероне один из его коллег по партии Ф.Оппенхейм (практически дословно повторив фразу Д.Голсуорси об английском национальном характере).

Известно также, что Д.Кэмерон общителен, открыт для телекамер (этой чертой могут похвастаться немногие британские политики). Однако, как профессиональный пиарщик, он может эффективно использовать манипулятивные приемы, избегать прямого ответа на неудобные вопросы. При всей внешней открытости и коммуникабельности, он не склонен к разговорам по душам (будь то с журналистами или партнерами по переговорам), не открывая ни на йоту больше того, что планировал сказать изначально в рамках интервью.

Друзья Кэмерона отмечают его острый ум и склонность подшучивать над собой, говорят, что он любит компании и вечеринки по выходным в своем доме в графстве Оксфордшир, и терпеть не может пустой болтовни. В шутливо-аллегорической форме Кэмерон говорит о себе так: «Я думаю, я скорее собака, чем кошка. Я люблю компанию, я люблю людей, а это скорее собачья черта, чем кошачья».

Ценности и этика также играют важную роль в мировоззрении Кэмерона. В первую очередь, это семейные ценности.

Семья значит для меня больше, чем что бы то ни было»,
- говорит он.

 

Д.Кэмерон женат, имеет троих детей. По его словам, семья всегда была для него на первом месте по сравнению с амбициями стать премьер-министром. Кроме того, Кэмерон признает важность религиозных убеждений: как последователь англиканской церкви, он имеет вполне определенные нравственные убеждения и всегда знает, что «хорошо», а что – «плохо».

Анализ личностных особенностей и коммуникативных качеств Д.Кэмерона позволяет сделать вывод, что в его характере доминирует экстраверсия (он общителен), логика, рациональность (последовательно добивается своих целей), сенсорность (стремится точно выражать свои мысли, прирожденный практик). С точки зрения Международного стандарта психологических типов, в основе которого лежит теория психических базовых констант личности К.Юнга, Дэвида Кэмерона можно отнести к психотипу Администратор, который отличается ответственно-исполнительным личностным стилем ведения переговоров.

Сам Дэвид Кэмерон считает себя рациональным и прагматичным политиком. Так, в интервью газете TheTelegraph, он отметил, что не верит людям с "большим видением", добавив, что сам он – «практичный человек, прагматичный». Если бы он мог определить свой подход к политике одним словом, сказал Кэмерон, это было бы слово «ответственность». Таким образом, в политике он исходит не из общих идей и концепций, а стремится к практическим решениям.

Одним из свидетельств прагматичной политики Кэмерона является его визит в Москву в сентябре 2011 г. Как известно, отношения между Лондоном и Москвой находятся на самом напряженном уровне с момента окончания холодной войны. Причины сложных взаимоотношений известны: для Британии это убийство Литвиненко, для России - проблема юридической взаимопомощи и экстрадиции. Однако визит британского премьера был призван показать, что, несмотря на разногласия, страны по-прежнему сотрудничают в различных областях, преимущественно в сфере торговли, культурных связей, организации Олимпийских игр и др. Кэмерон привез в Москву делегацию британских бизнесменов, включая исполнительных директоров нефтяных гигантов BP и Royal Dutch Shell.

Я хочу создать условия для нового подхода, основанного на сотрудничестве",
- сказал Кэмерон, выступая перед студентами МГУ.

 

Он подчеркнул, что Россия и Британия сильнее, когда они вместе. В свою очередь, президент России Д. Медведев назвал главным итогом переговоров то, что был сделан "важный шаг, чтобы наши двусторонние отношения были на высоком уровне, на уровне конструктивном и плодотворном, чтобы они отражали современное состояние наших государств, наших обществ". Однако визит Кэмерона в Москву показал, что о «перезагрузке» российско-британских отношений говорить пока рано. Достигнутые соглашения носили в большей степени формальный характер. В частности, были подписаны Декларация о партнерстве в сфере модернизации, заявление о сотрудничестве в области культуры, а также несколько меморандумов о взаимопонимании (в частности, между Росатомом и Роллс-Ройсом). Фонд «Сколково» подписал соглашения о сотрудничестве с научными центрами Великобритании. При этом стороны признали, что разногласия по поводу убийства А.Литвиненко и сотрудничества спецслужб двух стран остаются. В целом, основным итогом визита Кэмерона в Москву можно назвать то, что британский и российский лидеры снова начали разговаривать друг с другом. Таким образом, визит Кэмерона носил прагматический характер: он стремился наладить отношения для того, чтобы создать более благоприятные перспективы для британского бизнеса в России.

Таким образом, за обаянием, вежливостью и прекрасными манерами остроумного собеседника скрывается жесткий переговорщик, который действует по модели «быть мягким снаружи, но жестким внутри». Ярким примером трудных переговоров, где Кэмерон проявил лидерские качества и способность «держать удар», является саммит ЕС в Брюсселе в декабре 2011 г., главной темой которого стало преодоление долгового кризиса в еврозоне.

Выступая в парламенте перед саммитом, Кэмерон обещал продемонстрировать в Брюсселе «бульдожью хватку», защищая национальные интересы. Таким образом, британский лидер изначально был нацелен на стратегию переговоров в условиях соперничества и конфликта. На переговорах Кэмерон возражал против предложенных Германией и Францией механизмов финансового регулирования, которые отразились бы на работе лондонского Сити. Он потребовал для своей страны исключений в сфере финансового контроля. По его словам, бюджетно-налоговая реформа, которая получила поддержку остальных членов ЕС и одобрение других стран, причинит ущерб ключевому для Великобритании рынку финансовых услуг.

Я ехал в Брюссель с единственной целью – защитить национальные интересы Великобритании. Именно это я и сделал»,
– заявил премьер.

 

«Я ясно дал понять, что если страны еврозоны хотят заключить соглашение между всеми 27 членами Евросоюза, мы будем настаивать на мерах защиты наших национальных интересов. Удовлетворительных гарантий нам не предложили, и потому я отказался подписать соглашение». По мнению Кэмерона, новые правила вынудят Великобританию передать часть своих суверенных полномочий властям ЕС, что ставит под угрозу национальный рынок финансовых услуг. Он отметил также, что коллеги отказались предоставить ему необходимые гарантии, которые позволили бы этого избежать. К новому договору Евросоюза Лондон требовал приложить протокол, который бы освобождал британский финансовый рынок от ряда общеевропейских норм и правил. Эти требования назвал «неприемлемыми» президент Франции Н.Саркози. Кэмерон, напротив, назвал свой отказ от нового союзного договора «трудным, но правильным решением». По словам Кэмерона, новые правила противоречат интересам Великобритании. После того, как участники саммита отказались предоставить Британии возможность не участвовать в отдельных положениях нового договора, британский премьер-министр отверг его полностью.

В Британии позиция Кэмерона встретила неоднозначную оценку. Евроскептики назвали премьера «британским бульдогом», который не захотел стать «брюссельским пуделем». В свою очередь, парламентская оппозиция подвергла решение Кэмерона жесткой критике. Лидер лейбористов Эд Милибэнд обвинил премьер-министра в том, что тот обрекает страну на изоляцию, отдалив ее от партнеров по ЕС и лишив возможности участвовать в дальнейших переговорах по экономическим вопросам. «Он лишил нас права голоса. Он не защитил британский бизнес, а поставил его под угрозу. Он оставил Британию в проигрыше», – подчеркнул Милибэнд, отказавшись, однако, ответить на вопрос, что бы сделал он сам на месте премьера. Таким образом, Кэмерону приходится отстаивать свою позицию в сложной обстановке не только за рубежом, но и у себя дома. Тем не менее, в ситуации жесткого давления премьер-министр стремился спокойно и логично аргументировать свою позицию, с достоинством, без малейшего замешательства реагировал на сложные вопросы. При этом он не только успешно сдерживал натиск критиков, но и приобрел ряд сторонников своей позиции как среди британских «евроскептиков», так и среди лидеров стран еврозоны, недовольных условиями нового Европейского договора.

Переговоры в Брюсселе показали, что ключевыми характеристиками личностного стиля ведения переговоров британского премьер-министра являются способность отстаивать свою позицию, уверенность в себе и целеустремленность. Кэмерон не боится брать на себя ответственность в сложной ситуации, готов принимать жесткие и непопулярные решения, если это необходимо для достижения поставленных целей. Поэтому на переговорах он способен эффективно решать вопросы в условиях конфликтов и разногласий.

На наш взгляд, поведение премьер-министра Великобритании в процессе этих сложных переговоров отражает не только особенности личностного стиля самого Д.Кэмерона, но и существенные черты английского национального характера. В первую очередь, это безукоризненная вежливость и невозмутимость, самоконтроль и умение владеть собой, способность «держать удар» в сложных обстоятельствах. В английском языке для обозначения подобных качеств существует выражение «жесткая верхняя губа» (to keep a stiff upper lip). Другими словами, англичане умеют проигрывать и философски относятся как к победам, так и к поражениям (этому их учит спорт). Согласно изречению сэра Уинстона Черчилля, успех – это способность мужественно идти от поражения к поражению, не теряя энтузиазма.

Говоря о недостатках личностного стиля Кэмерона, можно сказать, что они являются продолжением его сильных сторон. Обратными сторонами целеустремленности и уверенности в себе являются жесткость, желание достичь цели любой ценой. Ум в сочетании с высокой степенью самоуверенности может породить упрямство, догматизм, нетерпимость к критике и чужим взглядам, отсутствие гибкости и способности к переменам. Известно, что Кэмерон может быть довольно нетерпелив, резок и раздражителен. Представители оппозиции нередко пользуются вспыльчивым характером премьер-министра, критикуя и провоцируя его во время выступлений в парламенте. Рассерженный колкими замечаниями лейбористов, премьер-министр отвечает оппонентам нелицеприятными и даже «непарламентскими» выражениями («ворчливый идиот», «ископаемое», «динозавр» и др.). Стоит заметить, что подобная раздражительность и несдержанность Кэмерона могут осложнить проведение переговоров в ситуации кризиса и конфликта.

Таким образом, переговорный стиль Д.Кэмерона складывается из его личностных и профессиональных качеств, образцов поведения и особенностей коммуникации, определяющих формы взаимодействия с партнерами по переговорам. Следует подчеркнуть, что британский премьер-министр является жестким и принципиальным переговорщиком, сочетающим в себе ум, обаяние и манеры аристократа с компетентностью и прагматичностью государственного деятеля. К числу достоинств переговорного стиля Д.Кэмерона можно отнести коммуникабельность, уверенность в себе, ответственность, целеустремленность, стрессоустойчивость.В личностном стиле Кэмерона также находят отражение типичные черты английского национального характера: практичность, рациональность, независимость мышления, способность «держать удар» и владеть собой в сложных обстоятельствах. Подобные качества позволяют ему эффективно выступать на переговорах, успешно отстаивать национальные интересы и последовательно добиваться поставленных целей.

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба