Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №11, 2012

Ракоти В.Д.
Права человека и права гражданина РФ

© flickr.com/43257267@N08
 
Наша страна еще до начала предвыборной кампании в Госдуму и особенно в период между выборами в Госдуму и Президента страны подверглась ранее невиданной атаки со стороны как внутренних оппозиционных сил, так и внешних.

Государственная власть подверглась небывалому давлению взбудораженной части российского общества. Атака получила четкую направленность – за честные выборы.

Момент атаки выбран был неслучайно. Россия демонстрирует другим странам возможности проведения самостоятельной политики. Вместе с Китаем и некоторыми другими странами она своей деятельностью подрывает монополию США в мире, препятствует вмешательству во внутренние дела суверенных государств ради навязывания американского образа жизни.

Критическое давление сконцентрировалось на персоне В.Путина. Западные страны и прежде всего США помнят его мюнхенскую речь в защиту национальных интересов России и с обличением лицемерной системы права одного государства. Поэтому на выборах можно было бы попытаться изменить расклад политических сил на внутренней арене.

Вместе с тем надо признать, что в народе стало просыпаться желание использовать свое право голоса не просто за конкретную личность, а поддержать своим голосом экономическую и социальную программы, отвечающие его интересам. В связи с изменением базиса общества россияне распробовали вкус частной собственности и почувствовали личную ответственность за собственную судьбу. Снятие «железного занавеса», устранение цензуры, развитие Интернета и начало демократизации общества способствовали объективному процессу повышения уровня самосознания россиян, усилению их общественной активности.

Однако политическая надстройка общества в основном осталась прежней. Верховная власть оказалась недостаточно легитимной в глазах людей. Имевшийся лимит легитимности был израсходован раньше, чем были решены многие первоочередные задачи, так как власть стремилась оградить народ от новых социальных потрясений. Нерешенность проблем породила у народа неудовлетворенность властью.

С помощью широкой кампании по шельмованию выборов оппозиционным силам удалось значительную часть общества убедить в несоблюдении законодательства на выборах. Имеющиеся нарушения очевидны, но их количество не может кардинально повлиять на окончательные итоги голосования. Вместе с тем оказалось, что оппозиция не готова обеспечить масштабный контроль за выполнением установленного порядка выборов.

Что такое честные выборы? Может быть, в США – «светоче демократии» – знают? Мы помним проигрыш А.Гором президентства Д.Бушу, хотя набрал на 300 тыс. голосов больше. По американским данным, в выборной кампании 2012 г. в списках избирателей 1.8 млн. «мертвых душ», 2.75 млн. жителей зарегистрированы сразу в нескольких штатах. Чуть ли не обычной практикой становится избрание умерших людей в представительные органы власти, а собак и кошек – мэрами городов. Это тоже демократия? Видимо, по мнению российской оппозиции, честные выборы только такие, в результате которых побеждает она.

В Страсбурге на весенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЭ) были заслушаны наблюдатели президентских выборов в РФ, которые пришли к выводу об очевидной победе одного кандидата, который набрал абсолютное большинство голосов. Такова воля большинства россиян.

Однако протестное движение продолжается, принимая новые формы, меняя методы, приобретая все более радикальные черты борьбы.

В основу протестного движения оппозиционные силы вернули борьбу за права человека. Их реализацию правозащитники оценивают главным образом свободой использования. По ее мнению, эта свобода не должна ограничиваться. Неважно, что действующие ограничения предусмотрены законами страны. Если ограничения мешают протестным акциям, то оппозиционные силы считают возможным ими пренебрегать, в некоторых случаях сознательно идут на нарушения. Эти нарушения оправдываются оппозиционными силами устарелостью законов, которые уже не учитывают наступивших изменений в общественной жизни или страдают излишней бюрократической регламентацией. Вместо цивилизованного решения проблемы (в отсутствии чего часто упрекается власть) оппозиция идет напролом, стремясь подмять установленный порядок проведения массовых акций.

Приоритет прав человека, особенно естественных, несомненен перед полномочиями государства. Они являются первичным, определяющим и системообразующим признаком правового государства. Однако законодатель закрепляет только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Пока не созрели необходимые условия законодатель не праве необоснованно увеличивать объем прав и свобод человека, а также и сужать их. Неоправданные отклонения чреваты социальными конфликтами. Если власть они очень тревожат, то оппозиция их приветствует, подталкивает общественное мнение к столкновению с государственной политикой, чтобы на негативе заработать дивиденды. 

Ведя борьбу за права человека, оппозиция регионам подсовывает в качестве образца западные ценности. Из всей совокупности политических, экономических, социальных и культурных составляющих права человека она выделяет те, которые отдают предпочтение нравственным взглядам личности перед интересами общества, котируют существенно ниже наших критериев значимость семейных уз и отношения детей к родителям, производственного коллективизма и взаимопомощи, национальных традиций и исторической памяти. По западным меркам обычным является быть безработным и бездомным, торговать наркотиками и заниматься проституцией, гордиться нетрадиционной сексориентацией, а главное – быть гражданином мира, чтобы он без угрызения совести мог не уважать Родину, запросто отказаться от нее, бросить, если нужно, родителей и друзей ради личного благополучия. Яркий пример - Лондонская олимпиада, на которой славу старым европейским странам приносят легионеры из других регионов земли.

Однако надо признать, что россияне, у которых желание покинуть Родину, начинают ощущать отчуждение дома и города проживания, окружающих лесов и рек от них самих, как граждан страны. Их не устраивает положение песчинок в огромной человеческой массе, принятие масштабных решений без учета мнения россиян. У людей пропадает чувство ответственности за свою «малую» родину, с которой начинается патриотическое отношение к собственному Отечеству. Такие люди - благодатный материал для внешних сил по сманиванию их к эмиграции.

Опыт разных стран показывает, что нет единых идей свободы личности, правовой системы и конституционного устройства государства. Правовые идеи в сознании отдельного народа получают своеобразное осознание и собственную оценку значимости. Поэтому попытки насадить западные ценности без учета национального образа жизни встречает отторжение со стороны россиян. 

Отстаивая права человека, оппозиция избирательно относится к ним. Из объемистого перечня человеческих полномочий она сосредоточила усилия на правах политического характера, относящиеся к правам гражданина. За пределами ее внимания остаются другие права – социальные, экономические и культурные. Оппозицию не интересуют состояние с реализацией прав на достойную работу, доступное жилье, своевременную медицинскую помощь, квалифицированное образование и т.д. Общественно полезней было бы вместо пустопорожних митингов 31 числа каждого месяца заняться злободневными проблемами содержания собак среди людей, сохранение окружающей природы, исторических и архитектурных памятников. Чтобы ими заняться, надо много работать и на «земле» (в регионах), а многим еще придется выезжать за пределы московского Садового кольца. Но, может быть, главное, что не устраивает оппозицию, выполняя эту работу, не приближаешься к финансовым ресурсам и разделу собственности. 

Выдвигая на первый план обеспечение конституционных прав россиян на свободу проведения митингов, шествий, демонстраций и других массовых акций, оппозиция отстаивает права на самом деле не человека, а гораздо более объемные – права гражданина. Различие в правах вытекает из отличия гражданского общества от государства. Реализация индивидуальных интересов осуществляется в гражданском обществе, что создает условия для социального определения и выражения личности, обеспечения ее автономности и независимости. Права гражданина охватывают сферу отношений личности с государством, от которого она получает помощь в обеспечении своих прав, но и имеет больший объем обязанностей, должен активно содействовать государству в выполнении мер по реализации прав человека. Оппозицией обязанности человека практически игнорируются.

В отличие от индивидуума гражданин наделяется большим объемом прав. Они преимущественно политического характера: права на собрания, митинги, демонстрации, участвовать в управлении государством, отправлять правосудие, избирать и быть избранным, доступа к государственной службе. Только граждане могут землю иметь в собственности. Одновременно у граждан обязанность перед государством: защищать Отечество. Гражданин не может быть выдан другому государству. 

Таким образом, движение за права вроде человека в интерпретации оппозиционных сил концентрируется на его правах политического характера, для личности без гражданства, для которой Отечество малозначащий предмет и от которого можно в любой момент отказаться безболезненно для себя.

Но все массовые протестные акции, проводимые оппозицией под лозунгом смены власти при отсутствии конструктивных идей по дальнейшему поступательному развитию страны, приведут к повторению опыта 1991 г. Строя свою пропаганду на обличении фактов коррупции, нарушении законов, зависимости от власти судебной системы и т.п. оппозиция способна выдвинуть лишь требования смены исполнителей властных функций. А дальше что?

Пропагандистская вакханалия вокруг хулиганской выходки в Храме Христа спасителя высветила всю нищету идейной позиции российского протестного движения, чуть ли не животное неприятие политики государственной власти и православной церкви, а порой и ненависти к ним. На поведение оппозиции не влияют зримо видимые отрицательные последствия в дальнейшем хулиганской выходки для РПЦ и других конфессий, а также уголовное преследование во многих западных странах подобных выходок. При поддержке хулиганства девиц оппозиции не чужда возможность спровоцировать власть. Протестуя, в частности, против недоказанного фактами якобы телефонного права в судебной системе, она требовала от Президента РФ вмешательства в судебный процесс.

В протестном движении участвует явное меньшинство россиян. Одна из причин этого –имидж лидеров внесистемной оппозиции в глазах народа. Их состав достаточно пестрый. В нем преобладают люди, побывавшие во власти и почувствовавшие ее вкус. Они жаждут вернуться. На большинстве из них весит груз лихих 90-х годов. Под лозунгом борьбы за права человека оппозиция пытается присвоить себе право представлять чаяния большинства российского общества. Эти попытки не достигают успеха, и тем самым оппозиции не удается диктовать власти «правила игры». Ей чуждо прислушиваться к мнению других. Лидеры оппозиции весьма болезненно реагируют на обоснованную критику, считая такое право может быть только у них. Это притом, что за душой пусто – нет привлекательных идей, конструктивной программы, а без дорожной карты можно повторить печальный опыт обновления власти в 90-х годах. 

Оппозиционные силы не хотят видеть реальные меры по либерализации политической системы: возвращение выборов губернаторов и местных мэров, облегчение условий создания и регистрации политических партий, привлечение представителей оппозиции к выработке правительственных решений в составе Совета по правам человека и Экспертного совета, введение региональных уполномоченных по правам человека и защите предпринимателей. Однако оказалось оппозиция не готова воспользоваться открывшимися возможностями политической деятельности. Ее больше волнуют законы о порядке проведения массовых акций, повышении ответственности за клевету, официальным признанием получения из-за «бугра» денег на политическую деятельность. Не нравятся цивилизованные правила, широко применяемые на Западе – привыкли к беспорядку и главное – к безответственности.

Оппозиция, видя в проведении массовых акций одно из главных средств привлечения новых сочувствующих, стремиться добиться их масштабности, широкой известности, что затем даст возможность придать легитимность своим требованиям к власти. Примеры работы команды М.Прохорова по завоеванию мандатов сначала на региональных выборах или латышской оппозиции по использованию правовых путей по отстаиванию интересов русскоязычного населения нашу внесистемную оппозицию не привлекают. Также не подходит пример КПРФ. Учитывая сложность добиться разрешения на федеральный референдум, партия проявила инициативу создать прецедент на уровне региона. Верховный суд РФ поддержал инициативу КПРФ, начиная с московского. Именно захват власти на федеральном уровне позволяет ближе всего приблизиться к контролю финансовых потоков. Примеры вхождения в бизнес А.Навального и С.Алексашенко (дела «Кировлес» и «Аэрофлота») раскрывают истинные цели оппозиционеров дорваться до власти. 

Смена власти по лекалу оппозиции было бы новым тяжелым испытанием для российского народа. Если тогда в 90-х годах было что делить - народное достояние, ставшее вмиг бесхозным, смена власти теперь приведет к переделу частной собственности, когда все тяготы достанутся простым россиянам.

Внесистемные оппозиционные силы поддерживаются из-за рубежа. Денег от российских предпринимателей поступает мало. Оппозиция считает – из-за страха от возможных репрессий со стороны власти. Однако жесткость уголовного преследования коррупции, воровства, мошенничества и откатов не удерживает заинтересованные лица от нарушения законов. Видимо, дело в том, что предприниматели не видят в оппозиции выразителя своих интересов и защитников их. Они в них видят больше политиканов, чем деловых людей.

Активность движения за права человека подпитывается материально с помощью грантов из различных зарубежных фондов. В наибольшей мере за права человека в России радеют США. Уж больно много за границей лиц, горящих желанием осчастливить россиян большим объемом прав.

Отечественные правозащитники не скрывают зарубежную финансовую помощь. Их даже не смущает получение денег от спецслужб. Некоторые из числа элиты правозащитников, посещающих Вашингтон, не просят, а требуют от администрации президента и конгресса большей поддержки их деятельности, в том числе посредством дополнительного финансового вливания и ужесточения санкций к своей стране. Исторический опыт свидетельствует, что получение «серебряников» придется обязательно отрабатывать, расплачиваясь государственной собственностью и имиджем страны. Учитывая нынешние реалии, в настоящее время принято решение усилить прозрачность зарубежного финансирования политической деятельности в России и придать этому публичность. Уже сейчас оппозиционеры отрабатывают «серебряники», критикуя свое Отечество за рубежом, настойчиво требуя от других стран ужесточения их политики в отношении России, видимо, перестав считать ее своим Отечеством, аппелируя к мировой общественности по поводу мнимых и действительных ошибок государственной власти. «Выносить сор из избы» у россиян всегда считалось паскудным делом. Иностранцы также предпочитают свои дела улаживать у себя дома. Не берут западный пример наши поборники прав человека. Отсутствие внутри страны широкой поддержки позиции правозащитников и чувства бесперспективности и бессилия добиться заметных успехов толкает борцов за права к безнравственным поступкам. К радикализации противостояния с властью в России усиленно подталкивают россияне, скрывшиеся за границей и сами находящиеся в безопасности.

Вся возня вокруг прав человека, особенно в свете ее поддержки из-за рубежа, выглядит явно неискренной. Фальшивость заботы о правах человека хорошо видна на использовании двойных стандартов. В первых рядах радетелей американцы. Основной поток финансовых средств из различных фондов США идет в Россию, часть из которых идет на финансирование политических мероприятий, что в самих Штатах запрещено по закону.

Упрекая Россию в несоблюдении в полном объеме прав человека, Штаты, ради своих национальных интересов, нагло попирают международные соглашения. Западные страны, до истошного крика осуждая терроризм в любых формах, не нашли возможным осудить августовский теракт в Дамаске, поскольку это противоречит их позиции в отношении Сирии. По мнению б.президента США Д.Картера, Америка сама нарушает 10 из 30 пунктов Всеобщей декларации прав человека. Осуждая компьторный терроризм, американцы им воспользовались против иранских атомных объектов. Наиболее показателен двойной стандарт в признании независимости Косово и отказу в этом Ю.Осетии и Абхазии. Критикуя Россию за положение с соблюдением прав человека на С.Кавказе, западные страны не видят низведение русскоязычного населения Латвии и Эстонии до положения людей второго сорта. В Англии в 2012 г. были арестованы девять журналистов газеты TheSun , можно представить какой поднялся бы шум, если что-то подобное случилось в нашей стране.

Отмечая проведение большинством российских СМИ государственной политики, «свободные» западные СМИ целый год вводили в заблуждение мировую общественность по факту агрессивного нападения Грузии на Ю.Осетию. Заявляя о своем праве защиты своих национальных интересов в информационном пространстве, США и их сторонники расценивают позицию Россию, Китая и некоторых других стран как попытку насадить цензуру для контроля над национальным сегментом Интернета. Вспомним в какой истерике забилась Америка, когда на Кубе появились советские ракеты, способные накрыть всю территорию Штатов, а сейчас ничего, что военные американские базы окружают Россию.

Нельзя сказать, что Россия не видит нарушений прав человека за рубежом. В декабре 2011 г. МИД РФ обнародовал доклад «О ситуации с правами человека в ряде государств мира» с резкой критикой в адрес США, ЕС и Грузии. В феврале 2012 г. К. Долгов, уполномоченный по вопросам прав человека МИДа РФ, осудил США, что «в реакции американских властей очевидны элементы жестокости и непропорционального применения силы». По оценке правозащитников США, в стране с осени 2011 г. задержано уже более 6 тыс. чел. в 110 городах.

Перечень фактов двойных стандартов в защите прав человека можно продолжить. Главное – наши правозащитники ни слова не произнесли об обличении двойных стандартов, в поддержку правозащитного движения в других странах. Наши правозащитники, как и администрация Б.Абамы, ни слова осуждения не промолвила в адрес властей Бахрейна, систематически травящих ядовитыми газами шиитское большинство страны. Они оглядываются на США, которые не осуждают из-за размещения в этом государстве штаб-квартиры американского пятого флота. Какая PR-кампания развернулась вокруг хулиганской выходки группы PussyRiotи одновременно они ни слова не промолвили в защиту Д.Авелланжа из Wikilaeks, по крупному разоблачившего коварную и фарисейскую политику США. Разве можно критиковать тех, кто кормит?

Сила движения за права человека – в слабости действий власти. Характерной чертой поведения власти была оборонительная тактика, когда она в основном отбивалась от нападок оппозиции и редко выступала на опережение протестных акций.

Власть не поспевала за активизацией оппозиции, в чем находит выражение объективный процесс взросления общества. Политически повзрослев, россияне стали слышать и видеть больше, думать и оценивать иначе, чем хотелось бы власти, у них возросли требования к качеству осуществляемой политики.

Если не считать сознательную радикализацию оппозицией движения за права человека, протестное движение хорошо подпитывается со стороны власти просчетами, ошибками, медлительностью и имитацией разрешения назревших проблем. Особенно раздражает россиян нерешаемость, например, вопроса неоправданно большого социального расслоения населения. Рост миллиардных состояний не в меру работы на благо России. Возмущение вызывает безнаказанность приватизации народного достояния по методу А.Чубайса. Население недовольно необоснованным ростом тарифов на услуги ЖКХ и естественных монополий, даже больше официально объявляемых темпов инфляции. К невыносимому пределу приближается размах коррупции в обществе.

Жесткость властной вертикали не уравновешивается учетом мнения общественности. Проводившиеся всенародные обсуждения законопроектов не заканчивались обратной связью – россиянам не сообщали об основных внесенных поправках и главное – причины их отклонения. Даже решение весьма значимых для российского общества вопросов, как например, из последних – вчетверо увеличение территории столицы за счет области или изменение времени проведения футбольного чемпионата страны - принимались келейно, без одобрения со стороны россиян. Ощущение россиянами своей малозначимости для власти подкрепляется сознанием отсутствия прав влиять на принимаемые государством решения, касающиеся их интересов.

Видимо, власть в России еще не научилась работать в конкурентной обстановке, ей не хватает навыков и терпения в правовом поле отстаивать свои взгляды и принципы при наличии альтернативных вариантов и особенно в случаях провокаций, искать компромиссы при обоснованном и конструктивным возражении. Многим представителям правящей партии ЕР недостает искусства вести дискуссию по злободневным вопросам.

Судя по предвыборной борьбе в 2011 - 2012 гг., власть в основном разбирается в назревших проблемах и примерно знает направления их разрешения, хотя она продолжает проявлять сдержанность, учитывая степень зрелости общества, недостаток необходимых материальных ресурсов, неготовность к радикальным изменениям региональных и местных органов, а также - чего греха таить - и самих трудящихся.

После президентских выборов власть перешла в наступление. Как в жизни, тигра долго дергали за усы и теперь в ответ он поднял лапу. Сразу после инаугурации В.Путин подписал ряд указов, в которых обозначены цели, задачи, направления и меры по развитию РФ до 2018 г. В них нашло воплощение провозглашенные предвыборные программы по решению социальных, экономических, оборонных и политических проблем страны. Активизировалась работа по усилению прозрачности принятия решений, разъяснению их причин, укреплению обратной связи с населением, уменьшению возможностей для коррупции и т.п. Теперь задача в скорейшем и возможно большем объеме воплощении в жизнь принятых мер.

На горизонте просматриваются и другие проблемы. Ключевым шагом по оздоровлению общества и реализации прав человека может быть независимость судебной системы. Показателем ее действительной независимости могло бы стать право системы расследовать проступки и судить высшие лиц страны. Нелишним было бы введение института ответственности адвокатов за охаивание еще не вынесенных приговоров, а также за данное поручительство, когда освобожденный из-под ареста скрылся от суда. Хорошим дополнением были бы полномочия Госдумы и Совета Федерации проводить собственные расследования.

Как многие олигархи не хотят гордиться историей первого миллиона своего состояния, так и значительная часть высших чиновников не любят придавать гласности некоторые начальные этапы собственной карьеры. Для оздоровления руководящих кадров было бы целесообразно кандидатуры федеральных и региональных министров, подобранные их будущими руководителями обязательно обсуждать на заседаниях федеральных и региональных представительных органов. Для повышения ответственности министров за результаты своей работы неплохо было бы также оценивать этими органами.

Оздоровлению климата для предпринимательской деятельности в России благодатным подспорьем могло бы послужить повышение роли самих российских предпринимателей. Наряду с имеющимся их профсоюзом – РСПП, имеет смысл создание союзов (гильдий) предпринимателей по отраслям производства. Союзы можно было бы наделить правом представлять интересы членов союза перед властными структурами, защищать их в судах, заботиться о развитии отрасли, а также блюсти соблюдение членами союза действующего законодательства, удерживать от нарушения его и общественным образом наказывать нарушителей, а на съезде союза – исключать злостных нарушителей из числа своих членов с запрещением самому или своим капиталом работать в отрасли.

 

Права человека и гражданина – действенные средства развития производственного и творческого потенциала россиян, дальнейшего повышения могущества нашего государства. Имитация борьбы за права – ходовой инструмент в арсенале оппозиционных сил в их противостоянии с государственной властью, ослаблять внимание к использованию которого во вред стране недопустимо.

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба