Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №12, 2012

Лузянин С.Г.
Саммит АТЭС 2012: первые итоги

© flickr.com/gobiernodechile
 
В качестве приоритетов председательства России в АТЭС в 2012 году были заявлены либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция, укрепление продовольственной безопасности, формирование надежных транспортно-логистических цепочек, интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста.

Принятая по итогам саммита Владивостокская декларация отражает заявленные приоритеты периода председательства РФ в АТЭС. Страны АТЭС договорились воздерживаться до конца 2015 года от введения новых экспортных ограничений, создания барьеров для инвестиционной деятельности и торговли, а также взяли на себя обязательства по отказу от протекционизма. Кроме того, участники Форума подтвердили свою приверженность борьбе с коррупцией, укреплению государственных и мировых финансовых систем, а также снижению резкого колебания цен и повышению уровня продовольственной безопасности. Для России саммит, похоже, сложился удачно. Авторы этих строк еще до открытия Делового Форума АТЭС - 2012 высказали предположение о том, что Россия инициирует новые идеи относительно азиатской региональной интеграции. Смысл выступлений В.В.Путина на Форуме совпал с предположениями.

Геополитические реалии и стратегические инициативы

В настоящее время многие происходящие в мире процессы играют на руку России. Расстановка сил складывается таким образом, что для РФ сейчас вполне благоприятный момент для политического прорыва в азиатской политике и диверсификации рынков сбыта. "Арабские революции" и обострение иранского вопроса усиливают востребованность в географически близких и безопасныхв плане транспортировок российских углеводородах. Происходит переориентация крупнейших потребителей энергоносителей. Как отмечают российские эксперты, «на сегодняшний день не существует дефицита углеводородов и, в частности, нефти. И на этом фоне имеет место усиление конкуренции экспортеров за рынки сбыта. Вопрос только в обеспечении логистики ее поставок и снижении политических рисков». Что касается торговой либерализации, то вступление РФ в ВТО в декабре 2011 г. ускорит правовую и тарифную совместимость с ведущими торговыми партнерами, в том числе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Российский президент, отметив важность диалога между крупными интеграционными структурами, особо подчеркнул необходимость развития евразийского вектора интеграции , а именно - сближение экономик АТЭС через Единое Экономическое Пространство (ЕЭП) и Таможенный Союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии с Европейским Союзом. Декларация о создании ЕЭП вступила в силу с 1 января 2012 г., Таможенный Союз фактически начал функционировать с 2007. «На форуме АТЭС мы будем продвигать общие позиции России, Белоруссии и Казахстана – участников интеграционной «тройки». Таможенный Союз, ЕЭП, а в перспективе и Евразийский экономический союз призваны не только эффективно вписаться в глобальные экономические процессы, но и играть активную роль в формировании региональной и международной повестки дня. И Таможенный Союз, и Единое экономическое пространство построены полностью на принципах ВТО».

Таким образом, российский лидер сумел переключить внимание участников Форума с идеи США о создании Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП) на преимущества евразийского маршрута интеграции. Образованное в 2006 г. с целью постепенного (приблизительно, до 2015 г.) снятия всех тарифных барьеров в межгосударственной торговле стран - участниц, ТТП первоначально включало тогда в себя Чили, Новую Зеландию, Сингапур и Бруней. В 2008 г. США начали переговоры с четвёркой стран-участниц ТТП на предмет вступления в эту организацию. Далее к переговорам подключились Австралия, Перу, Вьетнам и Малайзия. Напомним, что американцы предложили подписать соглашение о свободной торговле между 9 экономиками (Австралия, Бруней, Малайзия, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Вьетнам, Япония и США). Таким образом, в случае реализации ТТП, в АТЭС наметился бы четкий раскол на проамериканский и прокитайский блоки. ТТП способен подорвать существующие инструменты экономической кооперации, такие как АТЭС и АСЕАН+3, а также понизить уровень экономического влияния КНР в регионе. Эту концепцию можно рассматривать как экономическую составляющую вашингтонской стратегии «возвращения в Азию». Напомним, что в 2011 г. администрация Барака Обамы анонсировала, что США планируют наращивать свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе и в долгосрочной перспективе. Владимир Путин озвучил следующие преимущества евразийского интеграционного вектора - более короткие торговые и транспортные пути, единое таможенное пространство трех стран (России, Казахстана и Белоруссии), возможности использования стратегически важных транспортных коридоров - Транссиба, БАМа и Северного Морского Пути. Кроме того, позиционируя себя в АТЭС представителем еще двух государств (Казахстана и Белоруссии), не входящих в Форум, Россия автоматически укрепляет свое политическое влияние на пространстве СНГ.

Вопрос реформирования международной валютной системы входит в повестку дня большинства авторитетных политических форумов на протяжении последних лет. Обсуждался он и на Форуме во Владивостоке. По мнению Владимира Путина, российский рубль вполне может претендовать на статус региональной резервной валюты . Это не только упростит финансовые расчеты во внешнеторговых операциях, но и будет способствовать стабильности мировой финансовой системы в целом.

Вопреки пессимистическим прогнозам, в ходе саммита не было серьезных разногласий между традиционными геополитическими соперниками. В частности, Россия и США подписали меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в Антарктике. По словам С.Лаврова, документ закладывает правовую основу для перевода взаимодействия России и США на полярном континенте на качественно новый уровень и является наглядным примером конструктивного сотрудничества стран в этой сфере. Россия и Япония на полях саммита АТЭС также подписали ряд важных документов. В частности, были подписаны соглашения по борьбе с браконьерским промыслом морских живых ресурсов в приграничных районах, меморандум о взаимопонимании между ОАО «Газпром» и японским Агентством по природным ресурсам и энергетике по проекту «Владивосток СПГ». Экспорт энергоносителей и отлаженные транспортные коридоры неразрывно взаимосвязаны. Геополитический статус евразийской державы и богатейшие запасы природных ресурсов во многом являются основополагающими для российской политики в АТР. Поэтому рассмотрим их подробнее.

Азиатский вектор российской внешней политики: кратковременный импульс или долгосрочная стратегия?

В последнее десятилетие Россия много сделала для интеграции в политические и экономические процессы, бурно развивающиеся в АТР. Россия последовательно укрепляет не только двусторонние отношения с ключевыми партнерами в регионе, но и стремится играть более активную роль в международных организациях . В 2010 г. был проведен второй саммит Россия – АСЕАН, а с 2011 г. Россия стала полноправным участником Восточноазиатского Сообщества. В этом году в рамках председательства в АТЭС основное внимание было уделено транстихоокеанскому вектору сотрудничества. Масштабы инфраструктурного строительства, развернувшегося во Владивостоке в преддверии саммита, можно рассматривать как сигнал мировому сообществу, что АТР в ближайшие десятилетия будет одним из приоритетных направлений российской внешней политики. Общий объем финансирования строительства объектов саммита в рамках форума АТЭС во Владивостоке за 2008-2012 годы составил 679,3 млрд рублей, что в 4,6 раза больше, чем планировали изначально, говорится в сообщении Счетной палаты.

Уже были сделаны конкретные шаги в области институционального обеспечения новой восточной политики . Указом Президента № 612 от 21 мая 2012 г. было образовано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. В целях продвижения интересов российских деловых кругов в АТР в 2011 г. был учрежден Национальный деловой центр АТЭС (НДЦ АТЭС). Основная задача НДЦ АТЭС – поддержка участия отечественных бизнес-структур в проектах Делового консультационного совета АТЭС. Создание Национального делового центра АТЭС в случае успешного функционирования может способствовать расширению российского экономического присутствия в регионе. Отечественные исследователи неоднократно отмечали, что, несмотря на рост за последние годы числа совместных предприятий, эта форма сотрудничества пока оказывает слабое воздействие на развитие товарооборота России со странами АТР.Кроме того, по мнению А. Федоровского, стратегическая слабость российской политики в отношении АТЭС состоит в чрезмерной ставке на государственные институты, в то время как именно бизнес играет определяющую роль в формировании интеграционных процессов в АТР. Однако, отечественные бизнес-структуры также активизировали работу на дальневосточном направлении. Дочерняя компания Внешэкономбанка (ВЭБ) — ОАО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" (ФРДВ) — в ближайшее время направит в правительство разработки относительно повышения инвестиционной привлекательности Дальнего Востока через создание специального института развития. ФРДВ не употребляет термин "госкорпорация", уже отвергнутый правительством, и не упоминает в документе Министерство по развитию Дальнего Востока, но смысл инициативы тот же — предусмотрено создание специального закона для инвестирования в проекты в регионе.

Многие исследователи справедливо полагают, что главной проблемой на пути активизации деятельности России в АТЭС остается низкий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами – членами АТЭС. Сейчас на этом направлении происходят знаковые изменения . В настоящее время Россия ведет переговоры о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом и Новой Зеландией, что в перспективе может привести к кардинальной перестройке торговых отношений России со странами АТЭС. Соглашение с Новой Зеландией будет первым внешнеэкономическим документом Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана с дальним зарубежьем. Это имеет не только экономическое, но и политическое значение. На Саммите АТЭС, как и предполагалось, эти инициативы получили дальнейшее развитие. «Россия на настоящий момент получила 35 предложений от различных стран по формированию зон свободной торговли, в том числе с Китаем и Индией», - сообщил министр экономического развития РФ Андрей Белоусов на брифинге по итогам встречи министров иностранных дел и министров торговли стран АТЭС во Владивостоке 6 сентября.

Российская энергетика: желаемое и действительное.

В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России открыто 140 крупных месторождений нефти и газа и планируется открытие еще 220 месторождений. Среди стран АТЭС не очень много государств-производителей, поставщиков углеводородов. В основном это Россия, Вьетнам и Индонезия. По официальным данным, на Россию приходится 5,3% мировых запасов нефти, на Китай – 0,9%, на Австралию, Вьетнам, Малайзию и Индонезию – приблизительно по 0,3%. За РФ в регионе безусловное лидерство. Круг стран, остро нуждающихся в энергоносителях,значительно шире. Это и огромный Китай, и две Кореи, и Япония, и страны латиноамериканского континента, а также большая часть государств Юго-Восточной Азии.

Основу российского экспорта в 2011 годув страны дальнегозарубежьясоставили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,6% . В товарной структуре экспорта в страны СНГв 2011 году доля топливно-энергетических товаров составила 56,6% отвсего экспорта . Для России, в экспорте которой в течение последних лет преобладают энергоресурсы, новые азиатские энергетические "коридоры" – с одной стороны, просто спасение. Поскольку традиционные европейские рынки сжимаются, испытывая финансовые затруднения, Россия каждый год теряет большие деньги на сбыте энергоресурсов. И перевод части углеводородного экспорта на Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион, – хорошая компенсация. На протяжении последних лет Китай является самой быстрорастущей экономикой в мире, соответственно, и потребление энергоресурсов в Китае стремительно растет. В настоящее время Китай по объемам потребляемой нефти является вторым в мире экспортером после США. Тем не менее, несмотря на относительную территориальную близость Восточной Сибири и Дальнего Востока к АТР, поставки энергоносителей на крупнейший в мире Тихоокеанский рынок пока не играют значительной роли в российском экспорте. Доля экспорта нефти на тихоокеанском направлении, прежде всего в Китай, Корею, Японию, а также в США, составляет порядка 15% от российских поставок на международные рынки. Поставки СПГ в перечисленные выше страны не превышают 7% от суммарного экспорта газа. Однако, проблема в том, что восточноазиатское направление де-факто появилось в России только в 2008 г. с пуском нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО). Точнее, его первой очереди "Тайшет – Сковородино" с веткой на Китай и годовой мощностью в 30 млн тонн. Основная инфраструктура для полноценного российского углеводородного бизнеса со странами Азиатско-Тихоокеанского региона только начинает создаваться. При этом в российских политической и бизнес - элитах почему-то сохраняются некие иллюзии относительно того, что нашу нефть и газ "ждут, не дождутся" в Азии. Многие эксперты утверждают, что основным потребителем российских энергоресурсов будет Китай. Так ли это на самом деле?

Последние три года между Москвой и Пекином шли безуспешные переговоры о возможности реализации российских газовых проектов в Сибири, ориентированных исключительно на китайского потребителя. Основная проблема – неуступчивость КНР по вопросам закупочных цен на сибирский газ. Предлагаемые китайские варианты делают российские варианты нерентабельными. Китайские переговорщики пока не уступают, ссылаясь на возможность покупать относительно дешевый туркменский газ.

Согласно официальной риторике, дальневосточные регионы России должны быть интегрированы в АТР. Некоторые исследователи скептически относятся к подобным заявлениям и полагают, что на деле большинство заявленных проектов служат внутренним потребностям России, а не региональной интеграции, за исключением трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Чтобы увеличить российский сегмент в структуре импорта энергоносителей стран АТР необходимо создать единую и надежную систему добычи, переработки и транспортировки нефти и газа. Важно, чтобы страны АТР были также заинтересованы в развитии этих проектов.

Транспортная инфраструктура: «слабое звено» или геополитический козырь?

Наиболее содержательным пунктом повестки саммита во Владивостоке стали инфраструктурные проекты . На рассмотрение участникам российская сторона предложила обширный пакет транспортно-инфраструктурных проектов, предполагающих привлечение зарубежных инвестиций. Еще на заседании Делового консультативного совета (ДКС) АТЭС в городе Хошимине (Вьетнам) 19 июля 2012 г. были представлены рекомендации по развитию транспортно - логистической системы Азиатско-Тихоокеанского региона. По данным исследования, ключевым направлением повышения эффективности транспортной системы региона является развитие альтернативных маршрутов между Европой и Азией, в первую очередь сухопутного через Россию и морского - через Северный морской путь. «Северный морской путь в 1,5 раза быстрее, чем традиционный маршрут через перегруженный Суэцкий канал, а транзит по российским железным дорогам может сократить время доставки грузов почти в 3 раза, - отмечают специалисты. - Оптимизация маршрутов позволит экономикам АТЭС сэкономить до 2020 года около 300 млрд долларов в двусторонней торговле и около 370 млрд - на транзите между Азией и Европой».

Раньше через РФ проходили транзитом значительные грузопотоки, но с середины 1990-х гг. ситуация начала меняться. В настоящее время только1,5% всех грузов Азиатско-Тихоокеанского региона перевозится через территорию России из-за проблем стаможней инедостатков транспортной инфраструктуры, заявил руководитель проектов Национального делового центра АТЭС Максим Головинов. Пословам председателя правления НП«Национальный деловой центр АТЭС» Владимира Андросика, простое сокращение срока прохождения таможни увеличит поток грузов Азиатско-Тихоокеанского региона через Россию примерно на30%.

Одна из острейших проблем, с которой может столкнуться Россия на этом направлении, - растущая транспортная конкуренция Китая . Китай активно развивает альтернативные проекты формирования транспортных коридоров в обход РФ. Создание КНР трансконтинентальной железнодорожной магистрали Азия – Европа через свою территорию южнее Транссиба -это, фактически, «Новый Шелковый путь». В ряде документов его называют «Вторым евразийским сухопутным мостом». Первая транспортная версия современного трансазиатского коридора была сдана в эксплуатацию еще в 1992 г. Новая евроазиатская трансконтинентальная железнодорожная магистраль протяженностью в 10900 километров (4131 км на территории Китая), которая берет начало в восточно-китайском городе Ляньюньган, проходит через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу, Германию и завершается в нидерландском Роттердаме. Этот самый короткий и наиболее экономичный транспортный коридор между Азией и Европой. Новый континентальный мост имеет и ряд других уникальных характеристик – он соединяет крупнейшие экономические центры Европы и Азии, которые постоянно нуждаются в значительных природных ресурсах. Протяженность транспортных маршрутов от тихоокеанских портов Китая через Центральную Азию в Европу намного короче по сравнению с Транссибирской магистралью, что в совокупности с конкурентным тарифом на перевозки может способствовать переориентации грузопотоков с традиционного транссибирского маршрута через Россию на новый трансазиатский маршрут через Казахстан.В случае успешной реализации подобного сценария российский бюджет потеряет немалые деньги. Очевидно, что Китай превращается в транспортную супердержаву АТР. Этот факт уже нельзя ни отрицать, ни игнорировать. В этой связи Россия может на китайском участке частично компенсировать свое общее отставание, развивая транспортную кооперацию районов Сибири, Дальнего Востока и Северо - Востока Китая. В контексте общей транспортной проблематики АТЭС развитие российско-китайской региональной кооперации объективно усилит позиции России (в том числе за счет китайского ресурса), выводя ее через Китай в активную транспортно-интеграционную зону проекта. Но пока все это лишь в перспективе.

В 2012 г., во многом благодаря проведению саммита АТЭС во Владивостоке, был дан мощный импульс для развития и укрепления азиатской внешней политики России. Многие идеи, озвученные на саммите, получили практическое развитие в рамках Байкальского международного экономического форума в Улан-Удэ, который проходил 14-15 сентября. Важно последовательно развивать это направление.

 

* Статья написана в соавторстве с Мартыновой Е.С., аспиранткой кафедры мировой политики НИУ ВШЭ.

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба