Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №2, 2013

Ханнанова Т.Р.
Концептуальные основы государственной аграрной политики в РФ

© flickr.com/cimmyt
Аграрная экономика всегда опиралась на аграрную политику государства, основанную на идеологической догме, проповедующей дискреционную форму воздействия на сельскую экономику. К началу ХХI в. аграрная экономика страны прочно заняла место отсталой составляющей общественного хозяйства России, главной причиной чего явилось отсутствие научно обоснованной и проверенной практикой хозяйствования аграрной политики государства.

На наш взгляд, формой, выражающей сущность и содержание указанной политики, могла бы стать Концепция государственной аграрной политики, интегрированная в связное целое и находящаяся в положительной общеполезной бинарной оппозиции объективных (естественных) и субъективных (духовных) составляющих агрохозяйственной деятельности. 

Предложенная концепция исходит из того неоспоримого факта, что реализуемая ныне аграрная политика однобока и несистемна. Признавая на словах необходимость сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей человеческого сообщества, недопустимости разрушения естественного биотехнического механизма регулирования окружающей среды, она на деле не замечает первостепенной важности проблемы учета в хозяйствовании природного фактора, значимости его в повышении устойчивости и эффективности аграрного производства. В качестве примеров можно назвать неудавшуюся и заканчивающуюся каждый раз причинением огромного ущерба природе и экономике страны мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения; имевшиеся в недалеком прошлом и продолжающиеся поныне общефедеральные программно-целевые высокозатратные мероприятия по созданию плодородия земель Нечерноземья России; оставшуюся невыполненной Продовольственную программу СССР до 1990 года и другие ситуации, связанные с размещением естественной базы растениеводства и животноводства. Во всех случаях естественная сторона исследуемой проблемы подменялась чем-то субъективным, инициированным идеологической догмой, сводилась к мерам по преодолению отставания, устранению недостатков в хозяйствовании, к привлечению больших материальных затрат труда и средств, тогда как выход из создавшегося положения состоял в осознании объективной составляющей, включении ее в содержание проводимой аграрной политики. Природный фактор, лежащий в основе сельского хозяйства и АПК России, должен найти политико-экономическое признание, а его средство реализации - аграрная политика государства – приобрести продуктивное свойство выявления возможностей, изначально заложенных в основе агрохозяйственной системы. 

В течение тысячелетий природный фактор определял содержание жизнедеятельности человека. В силу объективно возникших в недрах первобытнообщинного строя, роста численности населения и связанного с ним исчерпания природных ресурсов естественно сложившееся положение человека резко изменилось. Он вынужден был заниматься поиском средств жизнеобеспечения. В условиях ограниченности ресурсов и, нередко, их отсутствия, надежным источником получения таких средств могла стать лишь сознательная деятельность самого человека. Произошедшие три крупных разделения труда (социальные события) возвели объективное (природное) в ранг обязательной составляющей социально-экономической деятельности любой общественно-политической формации. Аграрная политика государства не может не отражать наличие естественного в своей сущности, содержании и форме проявления.

В настоящее время природнообусловленные обстоятельства, провоцирующие неустойчивость производства, продолжают оставаться в числе негативных факторов. Их число увеличивается, последствия углубляются, что ставит на повестку дня проблему экологизации агрохозяйственной деятельности человека, развития цивилизации, совершенствования и проведения аграрной политики в природно предопределенном режиме. Учет природного фактора должен стать обязательным условием перехода аграрной экономики из стадии самовосстановления в качественно новую стадию бытия.

Государственная аграрная политика является частью экономической политики. В этом смысле она представляется ее подсистемой и направлена на достижение определенных целей и решение задач. Ее можно рассматривать как деятельность по подготовке и принятию хозяйственных решений с учетом возможностей, заложенных в биосфере, и рисков нарушения механизма регуляции окружающей среды, возникающих в процессе осуществления аграрного производства. 

Объективное в аграрной политике государства отражает обусловленность функционирования сельского хозяйства и АПК страны в спонтанном, вызванном внутренними причинами, основанном на саморегулируемом режиме. Однако в реальной действительности движущей силой ведения аграрной экономики выступают находящиеся в бинарной оппозиции и перманентно действующие, постоянно продолжающиеся противоречия между объективным (природой) и субъективным (обществом, государством). Эти причины проявляются как нерасторжимые целые, «поддерживают» друг друга и тем самым обеспечивают ожидаемые хозяйственные результаты - достижение устойчивости и эффективности аграрного производства, но лишь при условии соблюдения требований рационализирования, то есть движения от объективного к субъективному, от учения о мире, природе к предметному (практике, опыту). 

Об объективном, природном. Государственная аграрная политика должна отражать (выражать, закреплять, признавать) следующие принципиальные положения: 

  • имманентность аграрной деятельности, обусловленность ее геофизическими, геохимическими и биофизикохимическими изменениями и превращениями в мироздании, материи, сопровождающимися зарождением особого состояния саморазвития и саморегуляции;
  • абсолютность, безусловность объективного, имманентно присущего агрохозяйственной деятельности; неопровержимость его как явления действительности, исключающая усмотрение, дискреционность, требующая осознания, познания, адаптации поведения участников аграрных отношений к окружающей среде;
  • первичная природная генуинность, генетическая предопределенность возникновения аграрного (сельскохозяйственного) производства, инвариантность, неизменность его при преобразованиях в рамках того или другого общественного строя; производство остается самим собой, независимо от того, при каких условиях места и времени оно осуществлялось, пребывая только в дисъюнктивной бинарно - оппозиционной внутренней противоположности, в состоянии иммортельности, естественной «бессмертности»;
  • эволюционная регулятивность аграрного производства на основе единого и единственного всеобщего и универсального закона саморегуляции (саморазвития) природы;
  • приоритетная естественность характера восстановления ущербности аграрного производства, вызванного нарушением объективных основ агрохозяйственной деятельности. В сфере аграрного производства безубыточность хозяйствования и возмещение убытков (индемнитет) приобретают особое значение. Объективно обусловленные убытки должны быть предотвращены или возмещены при помощи средств, способов, методов, технологий, также имеющих объективное содержание. К числу таких средств могут быть отнесены: инволюция; инкапсуляция; инокуляция; выявление или размножение насекомых, откладывающих свои яйца в яйца вредных насекомых, таким образом, уничтожающих последних; имплантации; инцухт и инбридинг; интродукция и преобразовательное скрещивание и т.п. средства;
  • научная обеспеченность аграрного производства, его инновационность, осуществимость в формате интеграции науки с бизнесом, создание современных информационных систем организации интеллектуальной, высокотехнологичной среды хозяйствования, развитие рынка идей, изобретений, открытий, проявление способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, имеющих высокую деловую репутацию.

На наш взгляд, в перспективе организация и ведение сельскохозяйственного производства должны строиться на признании имманентных свойств сельского хозяйства, осознании их в качестве концепта (concept), ментального ресурса, содержательной единицы памяти всей картины развития аграрной отрасли экономики, отраженной в психике сельских товаропроизводителей и всего народа в виде неких «квантов» знания. Возникая в процессе структурирования информации, её анализа и синтеза на различных деятельностных уровнях, концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений в сельском хозяйстве страны к целому, становятся выражениями ценностных ориентаций и предпочтений участников аграрно-коммуникативных актов. Изменяя душу сельскохозяйственных товаропроизводителей, обдумывающих состояние отрасли в контексте прошлого, настоящего и будущего, в первую очередь, её производственной составляющей, концепты формируют идею творения, воплощают акты обозримого (обозначенного и обозначаемого) и их результат в интенцию (intension - напряжение), обеспечивают перевод указанного состояния из суггестивного (suggestio - внушение) в деятельное, субъективного в объективное положение (пространство). Перерастая из первичного разряда в многоразрядное образование, они организуют концептуальное пространство и основанную на нем концептуальную систему, обусловленную в значительной части человеческим опытом – практикой хозяйствования. 

Такая метаморфоза субъективного в объективное должна стать перманентно действующим фактором ведения сельского хозяйства и его основы – сельскохозяйственного производства на будущее. Для этого необходимо исходить из требований всеобщего закона саморегуляции природы об обусловленности социально-экономических отношений людей закономерностями естественного характера и о неизбежности последствий их неучета, проявляющихся в виде событий - неустойчивости производства и его неэффективности. Проведенная без такого признания и политико-правового обоснования реформа в аграрном секторе экономики, игнорирование ментально-концептной стороны предстоящих преобразований на селе, отсутствие духовно-деятельностной подготовки сельских товаропроизводителей, населения, привели, в конечном счете, к кризису аграрной экономики, формированию независящего от усмотрения управляющих органов государства состояния – утверждению продовольственной опасности как социального события. 

Интересы дальнейшего развития сельского хозяйства требуют повышения уровней воздействия концептов на менталитет сельских товаропроизводителей и органов агрохозяйственного управления. Нужна научно обоснованная классификация концептов. По составу, степени выражения, формам образования и передачи информации концепты можно подразделить на простые и сложные. К простым относятся концепты, представленные одним словом типа нечто: вещь, имущество, объект, пространство, время, деятельность, признак, эффективность, устойчивость и пр. или некто: государство, орган, лицо и т.п. 

К числу сложных концептов, выраженных в сочетаниях слов, в предложениях, можно отнести такие, как: биоклиматический потенциал; природный ресурс; агропромышленный комплекс; зерноперерабатывающий кластер; концентрация и модернизация сельскохозяйственного производства; стабилизация аграрного сектора экономики; разделение труда; управление сельской отраслью методом непосредственного ведения хозяйства на первичном уровне аграрной экономики (предприятия), человеческий потенциал и др. 

Способность к формированию концептов и их системы носит врожденный от природы естественный характер. Развитие концептуальной системы зависит от происходящих в мироздании процессов, от их отражения в психике человека, применительно к исследуемой здесь проблеме – от информации об объективно сложившемся состоянии сельского хозяйства. В дальнейшем инициация концептов (субъективный процесс) сопровождается объективными предпосылками - ментальными репрезентациями типа образов, картинок, схем, текстов, проектов, программ, например, программы стабилизации агропромышленного производства, концепций развития подотраслей сельского хозяйства и его отдельных направлений (растениеводства, земледелия, селекции и семеноводства, животноводства, племенного дела и др.), т.е. некими материальными артефактами, имеющими материальную визуализацию и объективацию. Концепты, будучи обстоятельствами, относящимися к процессам воображения, мышления, понимания, относятся, прежде всего, к сфере психики, но понимаемой «… как термин, который относится к чему-то объективному, находящемуся в природе и выражаемому в языке диссигнатором, не имеющим формы предложения». 

Концепты лежат также в основе всего комплекса агрохозяйственных отношений. Подтверждение тому – концептно сформировавшиеся пространства, требующие особого организационного режима – обеспечения устойчивости и эффективности сельскохозяйственного производства, его подотраслей, их размещения, концентрации и производственной кооперации, создания принципов ведения сельскохозяйственного производства, осуществляемого на основе особого вида концепта – ведения хозяйства исключительно методом управления сельским хозяйством.

Неверно было бы думать, что концепты абсолютно субъективны. Дело в том, что концепты не появляются вдруг из неизвестности, а, как некие результаты развития природы, обуславливаются всеобщим законом саморегуляции природы и, в определенных условиях, преобразуются в объективное, материализуются в предметное, приобретают реальное содержание. В этом смысле они объективны. Простые концепты «эффективность» и «устойчивость» развиваются до уровня сложного концепта «эффективность и устойчивость производства», превращаются, таким образом, в концептуальную систему, политически признаваемую как концепции развития и управления отдельными направлениями и подотраслями сельского хозяйства, доктрины, стратегии, программы развития аграрной отрасли и, даже, законы, посвящаемые её развитию (Федеральный закон о развитии сельского хозяйства и др.). 

Природа концептов показывает, что они являются достоянием общества. Задача последнего – способствование преобразованию последних в общеполезное, деятельностное состояние. Это достижимо лишь при наличии соответствующего объема информации о положении дел в мироздании и его частях, целевой, творческой воспринимаемости, выборе и разумно-ценностной ориентации человеческой практики, переводе её в пропозитивное, материализованное положение. Концепты требуют определенного уровня знаний о природе и обществе, о ресурсных возможностях страны, регионов, отраслей и направлений хозяйствования, о человеческом капитале и профессиональной подготовленности кадров, способности вести общественное производство на рациональной основе, словом, иметь собственно осознаваемое и познаваемое, концептуально воспринимаемое и реально-существующее пространство и время. 

Все перечисленные концепты присутствуют и в аграрной экономике. Организация и ведение сельскохозяйственного производства строятся на тех же концептуальных основах: признании концептного подхода к сельскохозяйственной деятельности, особого пространства и времени осуществления этой деятельности, учете природно-ресурсного и человеческого потенциала, компетентности кадров в вопросах ведения аграрного производства, использовании современной техники и внедрении инновационных технологий.

Содержание проблемы подсказывает необходимость акцентирования внимания на таком сложном концепте, как концепт управления экономическими способами(экономическом концепте). 

Он известен всем, как будто он существовал «вечно», но по существу был забыт незаслуженно. Организация и осуществление сельского хозяйства экономическими способами освобождали государство от значительных расходов на обеспечение его управляемости. Экономическое управление аграрной отраслью и её подотраслями позволяет не только уйти от затрат на управление, но и извлекать немалую выгоду. Данный концепт повышает устойчивость аграрного производства, объективируется до уровня модельного состояния его бытия - результативности в виде запаса знаний о сельском хозяйстве и АПК. Формализуясь в различных актах человеческого поведения, в том числе в виде распоряжений, приказов, схем, таблиц, подражательных образцов, картинок, технологических карт, проектов и т.п. зримых, слуховых документах и образах, они получают нормативно-правовое опосредование, легитимируются в виде законов и подзаконных актов, регулирующих управленческие отношения в агропроме всех уровней страны, входят в содержание аграрной политики государства. 

Изложенное можно представить в виде логической цепочки: природа ® мир® дух ® человеческая практика (конкретные проявления закона саморегуляции природы в мироздании) ® их одухотворение (концепты) ® материализация одухотворенного в человеческом опыте, практике хозяйствования ® управление стабилизацией производства и эффективностью ® политико-правовое регулирование сельскохозяйственных отношений по достижению и росту устойчивости и эффективности воспроизводства ® преобразование в необходимый элемент аграрного производства.

Концептуальный подход к агрохозяйственному делу является общеполезным, организационно целесообразным, экономически оправданным, научно обоснованным, инновационным мероприятием и поэтому должен найти свое признанное место в аграрной политике государства. В дальнейшем успехи аграрной экономики, как нам представляется, во многом будут предопределяться концептно-концептуальной идеологией преобразующего, мобилизующего воздействия на сельское хозяйство и АПК. 

Предлагаемый нами концептно-концептуальный подход содержит в себе нереализованный потенциал организующей силы в руках сельских товаропроизводителей, направленной на преодоление старых, отживших себя стереотипов мышления и утвердившейся отсталости аграрного производства. 

Концептуальный подход (субъективное), взятый в единстве с природным (объективное), лежит в основе перестройки действующей догматической направленности аграрной политики государства, ее обновления с учетом реалий современного этапа эволюции аграрной экономики.

Сельскохозяйственное производство относится к разряду сложных образований что объясняется, прежде всего, его неустойчивостью (колеблемостью объемов под воздействием естественных факторов) и низкой эффективностью, то есть обусловленностью совокупностью объективных (природных) и субъективных (духовных, концептно- осознанных) причин. Сложна и его структура, цели - разносторонние, преследующие достижение устойчивости, с одной стороны, и рост эффективности, с другой. Различными являются направления, задачи, пути, средства, способы осуществления этого производства (выделение средств на развитие высокодоходных предприятий; рациональное размещение и специализация; выращивание экологически чистой продукции и т.п.).

Сложность аграрного производства предвосхищает взаимоувязанную систему научно обоснованного концептуального подхода к нему, отражаемую в особой политике государства – Государственной аграрной политике Российской Федерации.

В настоящее время аграрное производство, несмотря на обилие нормативных актов, не смогло приобрести свойство системности. Внешне заметно, что каждое звено совершает действия, охватываемые содержанием его компетенции, довольствуется этим, «забывая» о необходимости внутри организационного и согласованного сотрудничества. В итоге создается ситуация мнимого благополучия в производственной сфере, что неминуемо сопровождается негативными последствиями типа молчаливого сопротивления макроэкономической сферы, поощрения бездействия и бесхозяйственности, безразличия к потере плодородия почв и выхода земель сельскохозяйственного назначения из оборота, сокращения посевов сельскохозяйственных культур, безразличия к природным катаклизмам и т.д., в конечном счете принятием ничем не оправданных решений. Сюда могут быть причислены такие провоцирующие несистемные «мероприятия» в сфере аграрного производства, как инбридинг в животноводстве, преклонение перед зарубежной научной общественностью, предоставление предпочтения не оправдавшимся в условиях российского сельского хозяйства научным результатам других стран, отсутствие должной финансовой поддержки сельских товаропроизводителей, недостатки ценообразования в сфере реализации сельскохозяйственной продукции и многое другое, свидетельствующее о несистемности подходов к развитию аграрного производства.

Пренебрежение системой в агропроме стало доминантой. Примеров, свидетельствующих об отходе от системности хозяйствования, достаточно много. Они говорят сами за себя. Нормативные акты государства, содержащие правила о системах ведения аграрного производства, в большинстве своем являются лишь благими пожеланиями, не исполняются, занимая положение обычных деклараций.

По нашему мнению, концепция новой государственной аграрной политики обладает присущими только ей объективно - субъективными (природно-концептными) основаниями становления и бытия, имеет собственную сферу действия (единое экономическое пространство) и реальные возможности способствовать устойчивому и эффективному функционированию аграрной системы, осознанному воздействию на аграрнохозяйственные отношения.

Государственная аграрная политика должна быть направлена на успех, созидание продовольственной безопасности страны, претворение в жизнь национальной предпринимательской инициативы на селе, развитие темпов роста аграрной экономики, окупаемость расходов и гарантированный стабильный доход, разрешение ключевых вопросов агроэкономической системы, ее обновление, на преодоление зависимости России от зарубежья по всем основным видам продовольствия. Сообразно целям перед государственной аграрной политикой должна стоять совокупность концептуально предопределенных разнообразных задач. К числу последних можно отнести: участие в совершенствовании системы продовольственного обеспечения населения страны; консолидация усилий на рациональном использовании биологических и человеческих ресурсов федерации и ее регионов, сбережении и их воспроизводстве; отход от отжившей себя идеологии хозяйствования, разработку и актуализацию идеологии общественной поддержки и рачительного хозяйствования; адаптацию к условиям, принципам, формам рыночной организации и ведения аграрного производства; применение рыночных методов в сфере развития сельского хозяйства и АПК; внедрение новых, экономически полезных, результативных форм и способов контроля за агрохозяйственной деятельностью; публичную отчетность контрольно - надзорных органов и органов общественного контроля об итогах проверочных действий, проведенных в аграрных формированиях; аудит и оценку «… эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний», организацию публичной отчетности о ходе и результатах исполнения госконтрактов в агропроме; создание обстановки доверия общества к инициируемым государством в аграрном секторе экономике мероприятиям, нацеленным на борьбу с инфляцией, отсталостью подотраслей сельского хозяйства; разработку прогнозов научного и технико - технологического развития отрасли, биотехнологии, генной инженерии; предоставление льгот и преференций (натуральных, страховых, налоговых, финансовых компенсаций и т.д.), а также поддержку усилий, направленных на создание устойчивого развития сельских территорий и др. 

Можно утверждать, что главной задачей выдвигаемой Концепции Государственной аграрной политики является определение пределов государственного участия в организации и осуществлении агрохозяйственной деятельности.

Основополагающим результатом Концепции станет, как видно из изложенного, выявление аграрной стратегии, сущности, содержания и политики государства, проводимой на селе (см. нижеприведенную таблицу).

 

Таблица 1 Концептуальная индикатриса

Государственной аграрной политики

 

№№

п/п

Индикаторы

(указатели видоизменений)

Действующая

политика

Рекомендуемая

(предполагаемая, ожидаемая)

политика

1

2

3

4

1

Основания становления и бытия

Природно предопределенная, изначально стихийно, неорганизованно воспринятая, в дальнейшем дискретно проявляющаяся

Природно обусловленная, концептуально осознанная, стабильно функционирующая

2

Причинная обусловленность

Одухотворенный рационализм, преувеличение субстанциональных возможностей опыта хозяйствования, практики

Всеобщий универсальный, объективный закон саморегуляции природы

3

Сфера бытия

Дискретное, разделенное на части пространство агрохозяйственной деятельности

Единое агроэкономическое пространство

4

Целеполагание

(целесообразность)

Создание условий для устойчивого и эффективного ведения отдельных сфер, направлений, участков, подотраслей аграрного производства

Способствование достижению и росту устойчивого и эффективного развития всей системы сельского и агропромышленного производства (сельского хозяйства и АПК)

5

Социально- экономическая природа

Суггестивно возникшее и субъективно воспринимаемое и осуществляемое состояние лиц, наполненное творческой идеей активности хозяйствования

Генуинно возникшее и преобразуемое в общеполезное единоцелостное состояние, выражающее связь материального и духовного в хозяйствовании

6

Направленность государственного воздействия на общественные (социально- экономические) отношения

Претворение в жизнь предпринимательской инициативы в отдельных сферах агрохозяйственной системы, разрешение назревших, злободневных вопросов аграрной экономики

Реализация национальной (федеральной) предпринимательской инициативы, преодоление отсталости всей агрохозяйственной системы, обеспечение продовольственной безопасности страны

7

Содержательность

Совокупность доминантно-позитивных действий, предопределяемых и реализуемых в соответствии с задачами тех или иных этапов развития аграрной экономики

Позитивная деятельность, осуществляемая в соответствии с задачами модернизации аграрной экономики и темпами ее роста

8

Методы реализации

Декларативно – объективные, многообещающие, преимущественно субъективные, навязанные, волюнтаристические, основанные на диктате

Объективные, научные, прогнозно-программные, духовно осознанные, концептно поддержанные

9

Источники движения

Догма, порождающая почву для отхода от конкретных условий хозяйствования, неизменность, дискреционность, несмотря на происходящие изменения объективных условий аграрного производства

Положительная бинарная оппозиция объективных (естественных) и субъективных (духовных) составляющих агрохозяйственной деятельности, аграрного производства, учитывающая новые вызовы, знания при разрешении стоящих перед сельским хозяйством и АПК задач

10

Объективация

Пристрастная, предвзятая, соответствующая догматической интерпретации агрохозяйственного процесса

Модельно-комплексная, компонентная, коммуникационная, творческая

11

Формализация

Обычно признаваемые, классические, преимущественно не интегрированные в рамках хозяйственной системы организационно-правовые формы сельскохозяйственных (аграрно-профилированных) товаропроизводителей

Преимущественно интегрированные в производственные совокупности (объединения, агломерации, комбинаты, концерны и т.п.) и допускающие классические формы предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, фирм и других формирований

12

Результативность

Генерирующая низкую рентабельность аграрного производства, предвосхищающая отсталость

Предполагающая высокую доходность и рентабельность аграрного производства и обеспечивающая их реальную достижимость

13

Легитимация

Множественность разрозненных, большей частью системно неоформленных и несогласованных, обладающих декларативностью, малоисполняемых и неисполняемых актов агрохозяйственного управления (доктрины, стратегии, регламенты и т.п. документы, посвященные развитию агропрома)

Федеральный Закон о Государственной аграрной политике

 

 

Модернизация аграрной политики государства, её признание и утверждение в агрохозяйственной системе – процесс перманентный и длительный, предполагающий решение масштабных социально-экономических и экологических задач. По мере перехода к её реализации, усвоения её содержания, представления о ней и претворения её в жизнь будут меняться и совершенствоваться в контексте метаморфозы природного и духовного компонентов аграрного производства. Предстоит огромная работа по «внедрению» принципов, лежащих в основе Концепции и воспринятых новой аграрной политикой. Приведенные в таблице индикаторы должны стать главными целевыми ориентирами агрохозяйственной деятельности. Опираясь на предложенную нами Концепцию, можно разработать программу вывода отрасли из отсталости, тем самым подготовив организационную основу устранения упрочившегося в аграрном секторе экономики кризиса. Концепция государственной аграрной политики стала бы предтечей разумной эксплуатации естественного агрохозяйственного и человеческого потенциалов федерации, достижения позитивного социально-экономического эффекта.

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба