Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №2, 2013
Среди многообразия развивающихся экономик особое место занимают страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и недавно присоединившаяся к ним ЮАР), отличающиеся беспрецедентным экономическим развитием, позволяющим данному форуму занять лидирующие позиции в мире. В этой связи все более очевидным становится факт растущего влияния стран БРИКС на дальнейшее развитие и управление глобальными процессами.
В этом отношении весьма характерны высказывания чрезвычайных и полномочных послов, представляющих страны БРИКС в КНР, относительно БРИКС.
Чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНР С. С. Разов дал следующую оценку БРИКС: «…Россия, которая стояла у истоков основания БРИКС, рассматривает его не только как важный фактор содействия расширению многопланового партнерства с Китаем, Индией, Бразилией и ЮАР, но и как инструмент укрепления многосторонних форматов в мировой политике, ускорения формирования более сбалансированной системы мирового экономического управления…Убежден, что дальнейшее развитие пятистороннего диалога должно помочь выработке согласованных подходов наших стран к наиболее актуальным вопросам международных отношений и мирового развития, а также укреплению роли государств – участников БРИКС в формировании глобальной повестки дня» .
Чрезвычайный и полномочный посол Бразилии в КНР К. Хугуэней охарактеризовал БРИКС следующим образом: «…С самого момента своего возникновения инициатива по созданию БРИКС стремительно эволюционировала в проведение регулярных встреч с целью сотрудничества и сплочения важнейших развивающихся экономик. Такой формат общения предоставил пяти странам новые возможности для обмена идеями не только относительно роли последних в современном миропорядке, но и в части их национальных особенностей и проводимой ими политики…Таким образом, обмен идеями между представителями официальных властей, ученых кругов и гражданского общества Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР вносит неоценимый вклад в улучшение взаимопонимания пяти государств, что, безусловно, способствует обмену опытом друг друга и извлечению правильных исторических уроков» .
Чрезвычайный и полномочный посол Индии в КНР С. Джайшанкар выразил свое отношение к БРИКС: «С первых встреч стран БРИКС произошло расширение круга обсуждаемых вопросов, которые теперь охватывают не только экономические темы, представляющие взаимный интерес, но и актуальные глобальные проблемы: международный терроризм, оружие массового уничтожения, изменение климата, пищевая и энергетическая безопасность, а также международная обстановка в сфере экономики и финансов…Помимо этого, страны БРИКС разделяют схожие позиции по ряду вопросов, находящихся в обсуждении «Группы двадцати», включая реформирование Бреттонвудских институтов, протекционистская торговая, политика и Дохийский раунд развития» .
Чрезвычайный и полномочный посол ЮАР в КНР Б. Ланга занял четкую конструктивную позицию в отношении БРИКС: «ЮАР, выступая в качестве нового государства-участника БРИКС, выражает полную готовность для активного участия в построении справедливого, демократического и многополярного миропорядка. В данном процессе создание БРИКС является одним из наиболее значимых результатов современного многостороннего развития, предоставляя ключевым развивающимся экономикам возможность проведения совместного форума для достижения единых целей…Вступая в БРИКС, ЮАР преследует цель поднятия существующего сотрудничества с Китаем, Индией, Россией и Бразилией на качественно новый, стратегический, уровень» .
Таким образом, рассмотренные выше заявления послов свидетельствуют о больших надеждах в отношении усиления роли БРИКС как в международном масштабе, так и на региональном уровне, что, несомненно, говорит о значительном потенциале данного форума.
Обратимся к истокам БРИКС. С философской точки зрения, само возникновение термина «БРИКС» (BRICS) явило собой одновременно необходимость (неизбежность) и случайность. Впервые данный термин был предложен десять лет назад экономистом Джимом О’Нилом (Jim O’Neill) – главой одного из крупнейших в мире коммерческих банков ООО «Голдман Сакс» (Goldman Sachs). 20 ноября 2001 года он дал определение данному понятию в отчете по результатам исследования глобальной экономики, опубликованном ООО «Голдман Сакс» и озаглавленном «Миру нужны более эффективные экономические «кирпичи» («TheWorldNeedsBetterEconomicBRICs») . В названии отчета автор обыгрывал похожесть сокращения BRIC на английское слово brick – «кирпич». Таким образом, при описании вероятных последствий быстрого экономического роста, который могли показать в будущем Бразилия, Россия, Индия и Китай, Джим О’Нил впервые использовал этот термин .
Следует отметить, что идея объединения четырех стран в одно понятие представляется смелой и дальновидной: несмотря на географические, исторические, культурные, религиозные, языковые, мировоззренческие различия, Бразилию, Россию, Индию и Китай связывает принадлежность к странам с быстроразвивающейся экономикой, а также общее стремление к более справедливому миропорядку. В связи с этим китайский вариант данного понятия является более красочным и метафоричным, чем его английская интерпретация: «????» (jinzhuan guojia) дословно переводится как «страны, возведенные из слитков золота».
Вызывает интерес тот факт, что в вышеупомянутом отчете Джим О’Нил, названный бывшим главой Би-Би-Си Дэвисом «самым лучшим в мире экономистом в сфере финансов за последние десять лет», дает краткую характеристику каждой из четырех стран: Бразилия – «мировая сырьевая база», Россия – «мировая бензозаправочная станция», Индия – «мировая канцелярия», Китай – «мировая фабрика» .
Заметим, что задолго до Джима О’Нила некоторые специалисты и организации уже предпринимали попытки комплексного анализа этих четырех государств. К примеру, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своем исследовательском отчете за 1997 год пришла к выводу, что к 2020 году доля присутствия развитых стран в мировой системе составит 1/3, развивающихся государств – 2/3, в то время как ВВП Бразилии, России, Индии и Китая достигнет 1/3 общемирового объема ВВП .
В 2000 году Национальный разведывательный совет (TheNationalIntelligenceCouncil) в составе Разведывательного сообщества Соединённых Штатов (United States Intelligence Community) опубликовал доклад под названием «Глобальные тенденции–2015: диалог о будущем с негосударственными экспертами» («Global Trends 2015: A Dialogue About the Future with Nongovernmental Experts»), где утверждал, что, исходя из суммарной покупательной способности, в 2015 году показатели ВВП четырех развивающихся экономик увеличатся в два раза, причем особенно в этом преуспеют Китай и Индия .
В октябре 2003 года Джим О’Нил и его команда от имени ООО «Голдман Сакс» издали научно-исследовательский труд «Мечтая о БРИК: Путь к 2050» («Dreaming with BRICs: The Path to 2050»), в котором высказали смелое предположение о том, что к 2050 году Бразилия, Россия, Индия и Китай будут локомотивом всей мировой экономики. Исходя из данного исследования, можно утверждать, что по объему ВВП: Бразилия в 2025 году обгонит Италию, в 2031 году – Францию; Россия в 2027 году обгонит Великобританию, в 2028 году – Германию; Индия в 2032 году обгонит Японию и, наконец, с большой долей вероятности можно предположить, что в 2041 году Китай обгонит США и станет первой экономической сверхдержавой в мире .
Данный экономический отчет также содержал прогноз о том, что в 2050 году четыре страны будут обладать 40 процентами мирового народонаселения и объемом ВВП, превышающим 14 триллионов долларов. Помимо этого, в 2041 году совокупные показатели ВВП четырех государств превысят аналогичные показатели шести крупнейших промышленных держав, а именно: США, Соединенное Королевство, Франции, Германии, Японии и Италии (то есть «большой семерки» ведущих стран мира за исключением Канады). Таким образом, к 2050 году произойдет реструктуризация мировой экономики и смещение центров глобального влияния: экономическими гигантами в порядке их могущества будут являться Китай, США, Индия, Япония, Бразилия и Россия (обратим внимание на то, что здесь представлены все государства-участники БРИК). Из этого следует, что страны БРИК имеют все необходимые предпосылки для создания прочного и мощного экономического блока, тем самым перехватив пальму первенства у нынешней «большой восьмерки».
Отметим, что на фоне растущей волны популярности понятия «БРИК» ООО «Голдман Сакс» в 2005 году выпустило в свет новый доклад, озаглавленный «Насколько прочны государства БРИК» («HowSolidaretheBRICs»). В данной работе проводятся систематизация и упорядочение идей, изложенных в докладе за 2003 год. Иными словами, теперь Китай перегонит США в 2040 году, то есть на год раньше, чем прогнозировалось ранее. Принимая во внимание незначительное улучшение экономической картины в современной Японии, специалисты предсказывают более медленный «обгон» Индией Японии: не в 2032 году, а в 2033 году .
Следует отметить, что в этом докладе основной акцент сделан на глубокий и комплексный анализ возможных последствий нарастающего влияния экономик четырех стран на общемировой рынок. Джим О’Нил и его коллеги подсчитали, что в процессе развития глобальной экономики государства БРИК ускорят темпы своего роста с 20% в 2003 году до 40% в 2025 году. В то же время доля присутствия (общий экономический «вес») этих стран в мировой экономической архитектуре\архитектонике увеличится с 10% в 2004 году до 20% в 2025 году. Кроме этого, в период с 2005 года по 2015 год свыше 800 миллионов человек в Бразилии, России, Индии и Китае перешагнут порог ежегодного дохода в 3.000 долларов.
Согласно данным Института экономики при Академии общественных наук КНР, до вступления Южноафриканской Республики в БРИК в 2011 году общая площадь территорий четырех стран составляла 26% от всей территориальной площади земного шара, совокупное население четырех стран достигало 42% от всего населения планеты. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о том, что в течение ближайших нескольких десятков лет государства-участники БРИК будут обладать колоссальными производительными силами, к чему развитые страны Европы и США явно не готовы. Несмотря на то, что в 2001 году ВВП Бразилии, России, Индии и Китая составлял только 7.8% от общемирового объема ВВП, последующие темпы экономического роста этих стран позволили последним в короткие сроки опередить Европу и Америку и выйти в авангард мирового развития. В особенности это относится к Китаю, который в последнее время демонстрирует впечатляющие темпы экономического роста .
Таким образом, термин «БРИК», предложенный в 2001 году Джимом О’Нилом, является не только аббревиатурой, имеющей под собой богатую исследовательскую базу, но и неким вектором, определяющим направление развития огромного экономического потенциала четырех государств.
Вплоть до 2011 года по отношению к данной организации использовалась аббревиатура БРИК, однако, в связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, группа стала носить название БРИКС , .
Как уже было отмечено, последовательность букв в этом понятии определяется не только благозвучием, но и тем, что само понятие в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks — «кирпичи». Таким образом, данный термин употребляется в качестве обозначения группы стран, рост которых во многом будет обеспечивать будущий подъем мировой экономики и фондовых рынков в частности .
Согласно данным 2012 года, указанным в докладе МВФ «Перспективы развития мировой экономики» («World Economic Outlook»), темпы экономического роста России, Индии и Китая в 2011 году (4.1% , 7.4% и 9.2% соответственно) превышают среднемировой экономический прирост (3.8%). Что же касается Бразилии и ЮАР, то показатели этих двух государств немного отстают от среднемировых величин, однако при этом значительно выше среднего уровня развитых стран (1.6%). Таким образом, выступая в качестве единого образования, страны БРИКС демонстрируют опережающие темпы экономического роста, с которыми не могут конкурировать другие объединения (в особенности государства-члены ЕС), что доказывает несомненную важность БРИКС в роли ведущего фактора глобального экономического развития .
Невзирая на ощутимые различия в уровнях экономического и социального развития, исторических и культурных традициях, государства БРИКС объединяет коллективное стремление к созданию справедливой системы международных отношений, в равной степени учитывающей исторически сложившиеся интересы развитых и развивающихся, больших и малых стран.
Очевидно, что при отсутствии наращивания практического взаимодействия между Бразилией, Россией, Индией, Китаем и ЮАР дальнейшее сотрудничество в рамках БРИКС будет неполным. Принимая во внимание данную закономерность, лидеры государств «пятерки» уже определили конкретные направления взаимодействия, к которым относятся, к примеру, проблемы продовольственной безопасности, вопросы глобального изменения климата, научно-техническое сотрудничество и энергетика. Заметим, что активное обсуждение вышеперечисленных тем наблюдалось в ходе двух последних саммитов форума БРИКС: в китайском городе Санья в 2011 году и в индийской столице Нью-Дели в 2012 году.
Следует отметить, что конкретные проекты практического взаимодействия и формы координации усилий пяти стран в рамках «Группы двадцати» и в целом на международной арене требуют дальнейшего политологического рассмотрения и комплексного анализа.