Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №2, 2013

Олег Карпович
Иранская ядерная программа: переговоры США и Ирана в формате Стамбульской группы

© flickr.com/eeas
Как сообщает Иранское информационное агентство ИРНА, главный переговорщик Ирана по ядерным вопросам Саид Джалили на брифинге с иностранными и индийскими журналистами в посольстве Ирана в Нью-Дели заявил 4 января 2013 года, что инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) посетили за последние годы объекты ядерной деятельности Ирана более 5 тысяч раз.

В соответствии с его заявлением, в докладах главы МАГАТЭ 25 раз прямо указывалось на отсутствие прямых свидетельств того, что Иран занимается военными исследованиями в ходе реализации своей ядерной программы. С. Джалили добавил, что проведенная на иранских ядерных объектах в декабре 2012 года очередная инспекция МАГАТЭ также не выявила нарушений в соблюдении иранскими ядерщиками установленных МАГАТЭ правил и норм мирного использования атома.

С. Джалили подтвердил, что очередной раунд переговоров с «шестеркой» международных посредников может пройти в январе или феврале 2013 года, однако точная дата и место его проведения пока окончательно не согласованы. По поводу иранского ядерного вопроса он заметил:

Иран – из числа стран, которые всегда подчеркивает необходимость ядерного разоружения и предотвращения распространения оружия массового поражения в мире. Тегеран поддерживает право всех членов МАГАТЭ на использование ядерной энергии в мирных целях.

 

Ядерная программа Ирана, по-прежнему, остается в фокусе пристального внимания мирового сообщества. Ранее официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд заявляла о том, что «шестерка» сделала предложение Ирану о месте и времени следующего раунда переговоров, но ответ на это предложение от иранцев пока не получен. Она подтвердила, что «шестерка» едина в своих усилиях по дипломатическому решению иранской ядерной проблемы.

Напомним, что с тех пор, как «шестерка» международных посредников (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай и Германия) вместе с МАГАТЭ впервые обратились к Ирану с требованием остановить работы по обогащению урана, прошло почти 10 лет. Прошедшее десятилетие было временем бесконечного конфликта между Ираном иЗападом ввопросе оядерной программе. Запад постоянно обвинял ИРИ впопытках создать ядерное оружие, аТегеран, не переставая, отрицал эти обвинения.После значительного перерыва переговоры возобновились в апреле прошлого года в Стамбуле. Стоит напомнить, что стамбульским переговорам предшествовало беспрецедентное нарастание весной прошлого года конфронтации между США, Израилем и Ираном, грозящее перейти в вооруженное столкновение. В этой связи западные СМИ, нередко, представляли переговоры в Стамбуле как последнюю попытку избежать силового принуждения Исламской Республики к отказу от своей ядерной программы, для чего активно раскручивалось клише «последний шанс для Ирана», введённый в оборот американским президентом Обамой.

Примечательно, что именно в этот период российское внешнеполитическое ведомство выступило на стороне Ирана против односторонних санкций США и их союзников, которые стали прямо называться в России «диктатом со стороны ряда стран и произволу на международной арене». Россия ясно давала понять, что будет использовать все свое дипломатическое влияние, чтобы выступать против вооруженного решения проблемы иранского ядерного досье. МИД РФ обещал блокировать любые дальнейшие санкции против Ирана и выступать против любой новой резолюции в Совете Безопасности ООН. «Мы считаем, что санкции по отношению к Ирану потеряли свою полезность», - отмечал Геннадий Гатилов, заместитель министра иностранных дел России.

После раунда в Стамбуле переговоры по иранскому ядерному досье между Ираном и пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, усиленными Германией, продолжились встречами в Багдаде и Москве. В этот период Иран стал активно сотрудничать с МАГАТЭ, демонстрируя практическую готовность к выполнению требований и запросов Международной организации. После Стамбула за короткий двухмесячный период было проведено два этапа переговоров с МАГАТЭ в Вене, делегация во главе с главой Агентства Амано была в Иране. Отчет Амано, который был представлен Совету управляющих МАГАТЭ, содержит подробные данные об итогах инспекции 16 ядерных и 10 других объектов в ИРИ. Доказательств в том, что иранцы разрабатывают военную ядерную программу, в отчете не было. Тем не менее, США и их союзники, даже не имея аргументов, подтверждающих стремление Ирана к обладанию ядерным оружием, приняли решение продолжать дипломатические переговоры с сохранением требования о полном отказе ИРИ от ядерных исследований. Расчет делается на результаты введенных против ИРИ последних санкций, включающих эмбарго со стороны Евросоюза на импорт иранской нефти.

Нельзя отрицать того, что отмена или ослабление санкций для Ирана имеет первостепенное значение. Иранцы в последние 6 месяцев в полной мере ощутили их бремя. В общей сложности, Иран, как отмечал министр экономики и финансов ИРИ Хоссейни, может потерять в текущем иранском году не менее 50 миллиардов долларов. По некоторым данным, эта сумма соответствует затратам на строительство более 30 атомных электростанций, таких, как 1000-мегаваттная АЭС в Бушере. Для иранских властей, остающихся на позициях непреклонной защиты собственной широкомасштабной ядерной программы, эти расчеты должны бы стать серьезным поводом задуматься об экономических последствиях их дальнейшей неуступчивости. Ведь, цель США - заставить Тегеран экономическим давлением отказаться от ядерных амбиций - остается неизменной.

Тем не менее, и сейчас, накануне вероятного очередного возобновления переговоров остаются серьезные сомнения, что игнорирование прав Тегерана на продолжение мирных ядерных исследований станет приемлемым для иранской стороны. Ведь, проблема заключается в том, что не «шестерка» должна доказывать миру, что ядерная программа Ирана носит военный характер, а иранские руководители обязаны предоставить весомые и исчерпывающие доказательства обратного. Похоже, что сделать этого в нынешнем формате переговоров иранское руководство не намерено. МИД ИРИ указывает на низкую результативность переговоров ИРИ по ядерной программе в формате «шестерки», и от предстоящей очередной встречи группы «5 + 1» в Стамбуле, как представляется, в Тегеране прорыва не ожидают, и стали открыто говорить о прямых переговорах с новой администрацией президента Обамы.

Так, в ноябре прошлого года, сразу же после избрания в США Обамы на новый срок президентства, его иранский коллега Ахмадинежад в заявлении для прессы предложил руководству США провести прямые переговоры. В России такой вариант дальнейшего пути в целях закрытия иранского ядерного досье также приветствуются. Наш глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров высказался на этот счет однозначно: «Особое значение мы придаем заявленному намерению новой администрации в Вашингтоне начать прямой диалог с Ираном. Убежден, что это будет способствовать усилиям «шестерки» по реализации тех предложений, которые международные посредники внесли на рассмотрение Ирана». Очевидно, что пришло время решить ядерную проблему Ирана, поставив, разумеется, иранскую ядерную деятельность под надежный и всесторонний международный контроль в лице МАГАТЭ.



Другие статьи автора: Карпович Олег

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба