Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №2, 2013

Николай Бобкин
Станет ли Хейгел министром обороны США?

© flickr.com/secdef
Россия - без комментариев, Иран - поддерживает, Израиль - против.

Президент США Барак Обама призывает сенаторов не затягивать утверждение кандидатур на ключевые должности в своей новой администрации.

Когда дело касается национальной безопасности, мы не хотим большого перерыва между уходом одних руководителей и приходом других»,
— пояснил он.

 

Чак Хейгел должен сменить уходящего в отставку главу Пентагона Леона Панетту. Тотчас после номинации Хейгела на позицию главы Пентагона, не дожидаясь утверждения его кандидатуры в сенатской комиссии, в некоторых странах поспешили выразить свое отношение к его назначению. В фокусе внимания оказались политическая деятельность Хейгела и его позиция по наиболее актуальным международным проблемам.

Политическое резюме

Чак Хейгел (Charles Timothy Hagel) в свои 66 лет входит в число наиболее авторитетных американских политиков, бывшим авторитетным сенатором, тесно связанным с деятельностью Белого Дома. Являясь членом Республиканской партии, он в 1971-1977 годах работал на Капитолийском холме в аппарате одного из конгрессменов-республиканцев, затем в течение четырех лет — в нескольких лоббистских фирмах в Вашингтоне. Успел поработать в правительстве в качестве заместителя директора Министерства по делам ветеранов администрации по делам ветеранов США. Занимался частным бизнесом, стал основателем одной из первых в США компании сотовой связи. В 1997-2009 годах являлся сенатором США от штата Небраска, входил в состав комитетов по иностранным делам, разведке и банковской деятельности. В конце 2008 года рассматривался как один из возможных кандидатов на должность госсекретаря США. Последние годы Хейгел работал в Джорджтаунском университете и одновременно был сопредседателем группы советников президента по вопросам разведки.

По словам Обамы, за годы работы в Сенате Хейгел завоевал уважение как своих коллег по Республиканской партии, так и демократов. Ранее сенатор Хейгел высказывался в пользу налаживания контактов с Тегераном, выступал против ужесточения антииранских санкций, в свое время он отказался подписать письмо к Евросоюзу с просьбой о включении «Хизбаллы» в список террористических организаций. Он также высказывался в пользу переговоров Израиля с ХАМАС, допускал публичные замечания о власти «еврейского лобби» в Вашингтоне. Тем не менее, как отмечают в экспертной среде самого Израиля, позицию Хейгела по арабо-израильскому мирному урегулированию разделяет значительное число израильтян, представляющих центристов и левые силы страны. Тем не менее, в еврейской общине США многие считают, что отношение Хейгела к Израилю «граничит с антисемитизмом». Обратим внимание на то, что, рекомендуя Хейгела на должность министра обороны, американский лидер особо отмечал: «Чак понимает, что война - это не абстракция». Войну в Ираке Хейгел назвал в числе пяти крупнейших промахов в истории США, а внешнюю политику президента Джорджа Буша – «безрассудной». Значит ли решение Обамы назначить на ключевой пост в своей новой администрации кандидата-республиканца, с нетипичными для современного американского политика взглядами на многие вопросы внешней политики, стремление к трансформации дипломатии США в более миролюбивом русле? Ведь, действительно, репутацией принципиального политика Хейгел пользуется заслуженно, он доказал, что не опасается высказывать свое мнение по любой важной теме, в том числе, к примеру, и по отношениям с Россией.

Россия – «Москва словам не верит, ей дело подавай»

О взглядах Хейгела на американо-российское сотрудничество в определенной степени можно судить на примере его деятельности в составе Комиссии по изучению политики США в отношении России. Комиссия была создана в августе 2008 года еще при республиканском президенте Джордже Буше для подготовки докладов в администрацию и конгресс США. Сопредседателями комиссии были экс-сенаторы - республиканец Чак Хейгл и демократ Гари Харт. Напомним, что члены комиссии 10 марта 2009 года посетили Москву, где встретились с Дмитрием Медведевым. Плодом их размышлений стали рекомендации, направленные президенту Обаме, которые были сформулированы в докладе под названием «Правильное направление американской политики в отношении России». В нем содержится в общей сложности 19 рекомендаций, одной из которых было предложение Белому Дому и Конгрессу отменить дискриминационную поправку Джексона-Вэника применительно к России, и предоставить ей постоянный статус нормального торгового партнера США. Напомним, что поправка к закону о торговле, известная как поправка Джексона-Вэника, была одобрена законодателями США в 1974 году. Она увязывала нормальные торговые отношения между двумя странами со свободой еврейской эмиграции из СССР. Россия, как известно, выполняет требования, касающиеся свободы эмиграции, но Конгресс в то время не спешил отменить дискриминационную меру.

Разумеется, Хейгел, как и другие авторы доклада, среди которых демократ Гари Харт, бывшие конгрессмены Сэм Нанн и Ли Гамильтон, экс-помощники президента США по национальной безопасности Брент Скоукрофт и Роберт Макфарлейн, президент Никсоновского центра Дмитрий Саймс, признают важность взаимодействия с Кремлем с позиций американских интересов. «Немногие страны могут помешать нашему успеху больше, чем Россия с ее огромными арсеналами ядерного оружия, стратегическим расположением на стыке Европы и Азии, значительными энергетическими ресурсами и статусом постоянного члена Совбеза ООН», - отмечено в документе. По мнению разработчиков рекомендаций, «быстрые и эффективные действия, направленные на укрепление американо-российских отношений критически важны для продвижения национальных интересов США». Тем не менее, в докладе предлагались устраивающую Москву изменения в американских подходах к ряду особо чувствительных для нас проблем. Так, президенту США предлагалось «признать, что ни Украина, ни Грузия не готовы к членству в альянсе», рекомендовалось выработать «иные варианты, нежели их членство в НАТО». В целом, принятие Украины и Грузии в НАТО, «не является убедительным с точки зрения интересов безопасности США», - были уверены члены Комиссии.

Напомним, что эти предложения выдвигались накануне первой встречи президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Лондоне в апреле 2009 года, которая наряду и с последующими саммитами российско-американских отношений не смогла придать новый импульс сотрудничеству наших стран, остающимся до сих пор не «перезагруженными». В первый срок своего президентства Обама не смог воспользоваться рекомендациями высокопоставленных американских экспертов, советующих ему сближаться с Россией. Вместо «перезагрузки» сегодня уместно говорить о «размораживании» наших отношений, накопивших в последние годы и, даже месяцы, значительный багаж взаимных претензий и непонимания. Сам факт утверждения Хейгела на должности министра обороны США не дает достаточных оснований для оптимистических прогнозов. Как говорят в России: «Москва словам не верит, ей дело подавай». Начало наших добрых отношений может быть заложено уже в ближайшие дни, к примеру, на вероятных трехсторонних консультациях спецпредставителя ООН и ЛАГ Брахими с представителями Соединенных Штатов и России по разрешению ситуации в Сирии. Ведь, США осудили обращение к нации президента Асада, Вашингтон в очередной раз в инициативах Дамаска не увидел ничего, кроме «попыток ухватиться за власть режима», на пути смены которого по американскому сценарию встала не только Россия, но и Иран.

Иран - «Дальше земли не упадешь»

Об иранской реакции на выдвижение кандидатуры Хейгела на пост главы Пентагона в последние дни сообщается много, в том числе и в российских источниках. Главным поводом, конечно же, стало официальное заявление для прессы представителя МИД Ирана Мехманпараста в поддержку кандидатуры Хейгела, сделанное через несколько часов после объявления о его номинации. Иран рассчитывает, что назначение Хейгела повлечет перемены во внешней политике Америки. Тегеран надеется на то, что в случае его утверждения на посту министра обороны США, отношения между двумя странами изменятся в лучшую сторону. Действительно, у бывшего сенатора среди действующих американских политиков, пожалуй, самый впечатляющий список «добрых слов» в адрес Исламской Республики. К примеру, он призывает к прямым двусторонним переговорам с Ираном и считает, что «военные удары по ядерным объектам Ирана будут означать серьезный дипломатический провал и, наверняка, будут иметь серьезные негативные последствия для Соединенных Штатов и наших союзников». Дорогого для иранцев стоит и его позиция против внесения Корпуса стражей исламской революции Ирана, одного из компонентов вооруженных сил страны, в число террористических организаций. Не остались без внимания иранской дипломатии его высказывания об излишнем внимании Вашингтона к Израилю - в ущерб другим союзникам США на Ближнем Востоке. А, в целом, в иранской экспертной среде Хейгел получил известность своей резкой риторикой в адрес Израиля, который в данный момент препятствует иранским властям в попытках сесть за стол прямых переговоров с представителями новой американской администрации.

Дело в том, что сразу же после избрания Обамы на новый срок президентства его иранский коллега Ахмадинежад в заявлении для прессы предложил руководству США провести прямые переговоры. В пользу налаживания диалога высказался министр иностранных дел Ирана Салехи, правда, с оговоркой о том, что инициативы подобного характера должны предприниматься с разрешения Духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. Тем не менее, были анонсированы сроки установления контактов – конец ноября – средина декабря прошлого года. Кстати, на желательность прямого диалога в то время указал и глава внешнеполитического ведомства России Лавров. Понятно, что отсутствие даже минимальных по уровню и содержанию дипломатических отношений между Вашингтоном и Тегераном в течение 33 лет, начиная с исламской революции 1979 года, не может считаться в наши дни нормальным. С учетом открыто враждебного характера существующих «неформальных» отношений между двумя странами, их многолетнее противостояние уже давно грозит перерасти в войну.

Однако, политические события на Ближнем Востоке, которые последовали сразу же за объявлением о готовящихся переговорах, сорвали диалог. В Иране указывают на связь восьмидневной военной операции Израиля «Облачный столп» в секторе Газа с замыслом Тель-Авива не допустить начала прямых переговоров Вашингтона с Тегераном. Даже на фоне имеющихся, бесспорно, других причин нанесения Израилем ударов по инфраструктуре ХАМАС связь эта не так сложна, как может показаться. Израильским политикам не трудно было предвидеть реакцию Ирана, направленную на поддержку ХАМАС, а также просчитать высокую вероятность резкой критики в США и странах НАТО иранской позиции в палестинском вопросе. И, действительно, Тегеран в очередной раз обвинили в финансировании и вооружении террористов из ХАМАС, что стало весомым аргументом для политических оппонентов Обамы, идея установления прямого диалога с ИРИ была отвергнута, о переговорах в Белом Доме как-то сразу же прекратили говорить вслух. Поэтому, и не только, в критике американских конгрессменов в адрес Хейгела за мягкость по отношению к Ирану и жесткость – к Израилю в Тегеране хотели бы видеть для себя больше положительного. В контексте отношений с США для них вполне справедливо говорить, что «дальше земли не упадешь», хуже, чем сейчас, вряд ли, может быть. А вот, по мнению республиканца Джона Корнина, выбор Хейгела в качестве нового главы минобороны США способен стать не позитивным, а «худшим посланием, которые мы можем отправить своим израильским друзьям и другим нашим сторонникам на Ближнем Востоке». Так ли это?

Израиль – «Кто много грозится, того мало боятся»

Сенаторы-республиканцы, правые обозреватели и несколько влиятельных еврейских организаций уже дали понять, что они будут выступать против утверждения Хейгела, ссылаясь на его «враждебность» по отношению к Израилю и его замечания о власти «еврейского лобби» в Вашингтоне. «Израильский народ должен быть свободным, чтобы жить в мире и безопасности. Но и палестинский народ должен иметь такое же право жить в мире в Палестине с Восточным Иерусалимом в качестве его столицы, и с той же надеждой на благополучное будущее». Так писал Хейгел в своей книге, что, разумеется, далеко от понимания своих перспектив еврейским государством.

Остроту восприятия Тель-Авивом подобных взглядов номинанта на пост главы Пентагона не уменьшают дополнительные разъяснения Хейгела о том, что в основе подхода США к Ближнему Востоку «всегда будут особые исторические связи с Израилем, примером чему служит наша неизменная приверженность делу обороны Израиля. Но эти обязательства не могут выполняться за счет наших отношений с арабскими и мусульманскими странами». Внутри США многие республиканцы и демократы также озабочены позицией Хейгела в отношении Израиля. Против его выдвижения выступают и члены американского двухпартийного произраильского комитета политический действий (NORPAC), которые обвинили его в заботах о «террористических организациях, таких, как ХАМАС и «Хизбалла», а также о странах-спонсорах терроризма, таких, как Сирия».

Подобная реакция на кандидатуру Хейгела означает то, что предстоящее посещение им Сената не будет формальностью. Здесь уместно привести данные о порядке формирования новой администрации президента Обамы. В соответствии с существующей процедурой из 8 тысяч членов президентской администрации и должностных лиц около 1200 назначенцев проходят утверждение в верхней палате Конгресса — Сенате. При этом выбор главы Белого дома не гарантирует номинанту желаемой должности, даже когда речь идет о главах силовых ведомств. Так, в 1989 году Сенат не утвердил министром обороны Джона Тауэра, предложенного Джорджем Бушем-старшим: законодателей не устроили ответы на вопросы, касающиеся личной жизни Тауэра, и Пентагон в итоге возглавил Дик Чейни.

Видимо поэтому, сразу же после номинации на должность главы Пентагона и в ожидании утверждения своей кандидатуры в сенатской комиссии Хейгел поспешил заявить о «полной поддержке» Израиля: «Нет никаких доказательств, что я настроен антиизраильски». «Я ни разу не голосовал за решения, которые могли причинить вред Израилю», - подчеркнул он в интервью газете Lincoln Journal Star , издающейся в его родном штате Небраска. Действительно, все обвинения, якобы, легко могут быть сняты им из-за их бездоказательности простым объяснением, что его слова были неверно истолкованы. Вот только примут ли их во внимание американские сенаторы, которым предстоит, как того просит президент Обама, не затягивать утверждение кандидатур на ключевые должности в новой администрации.



Другие статьи автора: Бобкин Николай

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба