Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №3, 2014
Совет Федерации 1 марта дал добро на инициативу Владимира Путина ввести на территорию Украины российские войска. Это необходимо «исходя из интересов безопасности жизни граждан Российской Федерации, наших соотечественников и личного состава воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцирующегося в соответствии с международным договором на территории Украины (Автономная Республика Крым)», гласит текст постановления. Российский президент пока не дал приказа. Тем не менее Москва ясно сигнализировала: она готова отстаивать свои интересы в Украине, в том числе военными средствами.
Это сразу вызвало возмущение не только политиков украинского «Евромайдана», но и западных лидеров. По их словам, Кремль жестко вмешивается во внутренние дела иностранного государства. Однако в этом лишь часть правды. Москва не может действовать иначе, поскольку с Украиной связаны стратегические интересы РФ, от которых зависит ее положение не только в регионе, но и во всем мире.
Говоря просто, в данный момент России нужны четкие гарантии сохранения статус-кво. Что главная база ее Черноморского флота в Севастополе не окажется во враждебном окружении. Что новые лидеры Киева не пригласят войска НАТО для обеспечения безопасности, так как это включит Украину в европейскую систему ПРО США. Что экономическая инфраструктура между Россией и Украиной не будет разрушена.
Пока гарантий нет никаких. До сих пор неясно, насколько радикальных взглядов придерживаются лидеры «Евромайдана». Поступают противоречивые сведения об ополчениях украинских националистов, которые хотят «завоевать» Восточную Украину. Киев, наоборот, обвиняет Россию в «раскачивании» сепаратистских настроений в Крыму и использовании агентов влияния под прикрытием.
Очевидно одно: само украинское общество поляризовано, русскоязычная восточная часть страны чувствует угрозу со стороны западной. На западе ситуация противоположная, но тоже далекая от спокойной.
Кризис в Украине сегодня — это не повторение сценария «оранжевой революции», когда переворот осуществился без насилия и раскола. Это все больше походит на сценарий «арабской весны». Вариант гораздо более жестокий и — как мы убеждаемся на примере подавляющего большинства стран Ближнего Востока, где этот процесс произошел, — не приводящий к миру. В Египте радикальное правительство «Братьев-мусуль-ман» пришло к власти и быстро распалось, только усилив поляризацию общества. Ливия, свергнувшая диктатуру Муаммара Каддафи, погрязла в конфликтах между региональными кланами. Президент Сирии Башар Асад и поддерживающие его алавиты который год не могут ни проиграть, ни победить суннитов. А война все идет.