Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №6, 2012

Годованюк К.А.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Россия и Великобритания – два важных игрока в современной системе международных отношений: оба государства обладают статусом постоянных членов Совета Безопасности ООН, являются членами «Группы восьми» и «Группы двадцати», а также ряда региональных интеграционных образований, форумов и дискуссионных площадок, на которых продолжают тесную координацию. 

Ключевая тема политического диалога между двумя странами – сотрудничество в сфере обеспечения международной безопасности. В ходе совместной пресс-конференции министров иностранных дел России и Великобритании У. Хейг определил две важные сферы взаимодействия между странами: «международная безопасность и торговля».

Министр иностранных дел России С.В. Лавров в ходе визита в Лондон в феврале 2011 года сделал схожее заявление: «Мы давно отказались от идеологизированной внешней политики, сделав выбор в пользу прагматизма и многовекторности в продвижении наших национальных интересов. В условиях стремительно меняющегося мира только на путях самого широкого международного сотрудничества можно эффективно противодействовать глобальным угрозам и вызовам».

На фоне охлаждения отношений последних лет, снижения интенсивности политического диалога между странами взаимодействие в военной сфере стало одной из важных сфер двустороннего сотрудничества, которая продолжала развиваться в последние годы. В этой области стороны реализовали ряд успешных программ: среди них воздушные учения и программы переобучения военных, визиты военных кораблей и операции по демонтажу аварийных подводных лодок. Проводятся совместные операции по борьбе с морским пиратством в Аденском заливе (как часть совместной работы России и НАТО в операции «Активные усилия»).

Политико-правовой аспект сотрудничества

После окончания Второй мировой войны между СССР и Великобританией были приостановлены все контакты в области военного сотрудничества. С началом «холодной войны» страны находились в разных политических лагерях, характеризующих глобальное противостояние СССР и США. Однако после роспуска Советского Союза и вхождения демократической России в мировое сообщество как правопреемника СССР, началось активное сотрудничество со странами Запада, в том числе и в военной сфере.

В этот период особую актуальность приобрел вопрос сокращения вооружений, а также сохранности оружия массового поражения (ОМУ) и средств его доставки на постсоветском пространстве. Одним их первых юридических документов, принятых Соединенным Королевством и Россией в области военного сотрудничества, стал Меморандум об оказании Великобританией помощи России в безопасности перевозок сокращаемого оружия. Документ был подписан в ноябре 1992 года в ходе визита Б. Н. Ельцина в Лондон. В рамках этих договоренностей Лондон оказывал специальную помощь для ускоренного демонтажа, транспортировки и уничтожения ядерного оружия. В сентябре 1996 г. было подписано Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Соединенного Королевства Великобритании о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии. Подписание этого соглашения позволило активно взаимодействовать в области комплексной утилизации атомных подводных лодок и радиационной безопасности в Северо-Западном регионе России.

Подписание Договора о сотрудничестве в военной области в 1994 году заложило базу российско-британской кооперации в области обороны и безопасности. Договор предусматривал широкий комплекс совместных мероприятий: обмен информацией о проблемах разоружения, о новых образцах вооружений, обучение офицерского состава, совместное проведение военных учений, семинаров, визиты боевых кораблей и др.

В марте 1997 года между Министерствами обороны России и Великобритании был подписан Меморандум о взаимопонимании, регулирующий российско-британские отношения в военной сфере. Документ предусматривал визиты на высоком уровне и мероприятия общевоенного масштаба, а также обмены и контакты между военно-морскими флотами, сухопутными войсками и военно-воздушными силами.

С 1995 года Великобритания начала финансирование программы по переобучению российских военнослужащих, увольняющихся из армии, взяв на себя добровольные обязательства по этой программе на срок до 2003 года. С 1992 года Россия и Великобритания инициировали переговоры о запуске этой программы, которая приобрела особую актуальность в связи со вступлением в силу Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Первый центр по переподготовке бывших военных был открыт в Ростове-на-Дону при финансовой поддержке британской стороны, позже начали действовать центры в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новогороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Владивостоке. В таких центрах офицеры, уволенные с военной службы, получали возможность адаптироваться к гражданской жизни путем получения знаний по экономическим и информационным специальностям. За время реализации программы переподготовку прошли свыше 17,5 тыс. российских офицеров.

Сотрудничество между военно-морским флотомВеликобритании и России основывается на Меморандуме о договоренностях, который был подписан в 1998 году. Основной задачей координаций усилий является улучшение взаимопонимания и взаимодействия с целью наделения ВМФ обоих государств боевыми возможностями для совместных действий во время операций по поддержанию мира и стабильности.

Британская программа поддержки российских подводных лодок была инициирована после трагедии с российским атомоходом «Курск» в августе 2000 года. Российский и британский флот провели совместную операцию в августе 2005 года по спасению членов экипажа батискафа АС-28 «Приз». Летом 2005 года оба флота приняли участие в учении по поиску и спасению экипажа аварийной подводной лодки «Сорбет-Роял», проводившемся в Средиземном море под эгидой НАТО. Такие операции свидетельствуют о высоком уровне российско-британского военного сотрудничества со времен окончания холодной войны.

Программы военного сотрудничества включают в себя обмены визитами военных кораблей, во время которых происходит обмен опытом между офицерами и моряками обоих флотов, а также по возможности проводятся совместные учения. В 2007 году состоялось сразу несколько заходов военных кораблей: в январе гидрографическое судно «Экоу» совершило заход во Владивосток, в мае десантный корабль «Альбион» посетил Балтийск и Санкт-Петербург, а в августе Санкт-Петербург посетил корабль противодействия «Мидделтон» в составе оперативной группы НАТО. Осенью российский корабль «Варяг» зашел в порт Ленфалфут в Шотландии.

Широкая совместная работа проводится в областиоперативной подготовки. Международное военно-морское учение «ФРУКУС» является ежегодным мероприятием по отработке совместных действий на море, в котором задействованы корабли ВМС России, а также военно-морские силы Великобритании, США и Франции. За годы своего существования «ФРУКУС» преобразовались из серии переговоров в штабные тренировки, а затем перешли в плоскость тактических учений на море. Маневры в нынешнем виде организуются с 2003 года. Учения проводятся ежегодно по очереди в каждой стране с целью улучшения взаимодействия флотов стран-участниц маневров. От каждого государства в учениях принимают участия по одному боевому кораблю. В декабре 2011 года в Санкт-Петербурге прошло рабочее совещание по планированию международных военно-морских учений ФРУКУС-2012, которые пройдут с 25 июня по 1 июля 2012 года в юго-восточной части Балтийского моря.

Обмены визитами высокого уровня и регулярные совместные учения военно-морских флотов создают предпосылки для успешного военного сотрудничества. Подготовка младшего офицерского состава, штабная подготовка проходит в рамках совместной программы Морского тактического центра в Портсмуте и Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова в Санкт-Петербурге. В рамках ежегодной программы военно-морского сотрудничества офицеры руководящего состава обоих заведений изучают и решают проблемы, связанные с проведением совместных операций, а затем полученный таким образом опыт реализуются во время практических учений, например, ФРУКУС.

После подписания Рамочного соглашения о поиске и спасении экипажей аварийных подводных лодок между НАТО и Россией в феврале 2003 года начались переговоры между военно-морскими флотом Великобритании и России по согласованию программы обмена информацией и проведению двусторонних учений, а также возможностей использования спасательного оборудования двух стран в случае возникновения нештатных ситуаций на подводных лодках.

Великобритания является одним из государств, которые заинтересованы в тесном сотрудничестве с российскими военными структурами. «Британская двустороння программа военных действий (Bilateral Programme of Military Activities’) осуществляется на основании Меморандума о взаимопонимании между Министерством обороны России и Соединенного Королевства, подписанного в 1997 году, который определяет широкий набор мероприятий на высшем уровне и определяет структуру совместных военных проектов. С 1994 году после подписания договора о сотрудничестве в военной области Министерство обороны Великобритании осуществляет широкую деятельность по сотрудничеству с российской программой перевооружений.

 

Одно из важных направлений борьбы с ОМУ – меры по уничтожению химического оружия. Такие программы подкреплены важной международно-правовой базой, так в рамках Конвенции о запрещении химического оружия. Великобритания учредила программу помощи России в уничтожении химического оружия еще в 2000 году, и в декабре 2001 года в Лондоне было подписано российско-британское соглашение об оказании Великобританией содействия в выполнении Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения в РФ.

Итогом подписанных соглашений стало финансирование британской стороной конкретных проектов по строительству заводов по уничтожению химического оружия, в частности, в поселке Щучьем (Курганская область). Великобритания выделила средства общей стоимостью 3,7 млн дол. на строительство водопроводной системы на заводе. Этот проект имел первоочередное значение для строительства и эксплуатации объекта. Строительство системы водопровода было завершено в феврале 2003 года. Также британская сторона выделила средства на закупку важного оборудования: трансформаторы, распределительные устройства и системы контроля для новой электрической подстанции, которая будет снабжать электроэнергией завод по уничтожению химического оружия в п. Щучьем. Большая часть этого оборудования изготовлялась в Российской Федерации. Общая стоимость проекта, который был завершен в 2004 году, составила примерно 12,6 млн дол., из которых 8,5 млн дол. было предоставлено Великобританией, а остальная часть - Норвегией (2,6 млн дол.), ЕС (0,5 млн дол.) и Чешской Республикой (76 тыс. дол.). В период с 2006-2007 гг. проводились дополнительные закупки и строительные работы для завершения сооружения подстанции и других элементов системы энергоснабжения завода.

В январе 2005 года Великобритания заключила контракт на сумму примерно 7 млн дол. с американской компанией на поставку печи для обжига металлических деталей, с помощью которой должны были уничтожаться остатки химических веществ на боеприпасах.

Великобритания осуществляет финансирование работы неправительственной организации«Международный зеленый крест». С 1999 года британское правительство ежегодно выделяет около 50 тыс. дол. в год на работу бюро «Международного зеленого креста» для связи с населением в Кизнере (Удмуртская Республика). Работники сети бюро этой организации работают также в п. Щучьем, Челябинске и Кургане, способствуют разъяснению и обучению населения относительно проектов химического разоружения, а также реагируют на озабоченность и беспокойство общественности в отношении медицинских, экологических, экономических и социальных проблем.

Еще одной важной инициативой в рамках инициативы «Глобальное партнерство» стала российско-британская программа «Атомные города», нацеленная на содействие в создании новых рабочих мест в гражданском секторе для ученых и специалистов, сокращенных из оборонного производства. Программа развернута в 10 российских закрытых атомных городах и территориальных образованиях. Данная программа финансируется Министерством энергетики и изменений климата Великобритании и реализуется в таких городах как Озерск, Новоуральск, Серов, Северск, Снежинск, Железногорск. Программа в настоящее время насчитывает около 100 инвестиционных проектов, общая сумма финансирования более 14 млн ф. ст., количество созданных рабочих мест порядка 1837. Не менее 55% создаваемых в каждом проекте рабочих мест предназначены для бывших сотрудников ядерного военно-промышленного комплекса.

Еще один важный аспект сотрудничества – программы по обеспечению физической защиты в рамках инициативы «Глобальное партнерство». Великобритания взяла на себя обязательства оказывать помощь России и другим странам СНГ по обеспечению защиты ядерных и делящихся материалов первой категории – высокообогащенного урана, плутония и т.д. С 2004 года Великобритания проводит такие программы, поддерживает проекты по совершенствованию физической защиты на семи российских объектах.

В настоящее время ведется ряд работ по повышению общего уровня физической защиты на предприятиях и в научно-исследовательских центрах. В Физико-энергетическом институте им. А.И. Лейпунского уже внедрена система контроля доступа на объекты. В Физико-химическом институте им. Л.Я. Карпова сооружается контрольно-пропускной пункт, устанавливаются защитные барьеры, оборудование обнаружения несанкционированного проникновения и радиоактивных материалов. Также выполнены проекты на предприятии «Атомфлот» в Мурманской области. К конце 2010 года были реализованы совместные российско-британские проекты по совершенствованию физзащиты на объекте Радиевого института им. В.Г. Хлопина в городе Гатчине Ленинградской области; в Курчатовском институте и НИКИЭТ им. Н.А. Доллежаля в Москве.

Меры по обеспечению физической защиты российских объектов, осуществляемые в рамках проекта, проводились в строгом соответствии с рекомендациями МАГАТЭ по защите ядерных материалов. С российской стороны проекты контролируются, главным образом, государственной корпорацией «Росатом», а также Ростехнадзором и Роснаука.

Таким образом, в рамках программы содействия нераспространению ОМУ британская сторона осуществила финансирование несколько важных проектов на территории России, среди них строительство завода в п. Щучьем, демонтаж атомных подводных лодок, обеспечение безопасности хранения отработанного ядерного топлива (работы в губе Андреева, строительство временного хранилища ОЯТ на ФГУП «Атомфлот»), совершенствование физической защиты ядерных и радиоактивных материалов.

Сотрудничество России и Великобритании по борьбе с глобальными угрозами

С начала 2001 года сотрудничество России и Великобритании по вопросу обеспечения международной безопасности приобрело особую актуальность. Обе страны входили в антитеррористическую коалицию государств и проводили активные и регулярные консультации по этому вопросу. В 2005 году российскими и британскими специалистами был подготовлен доклад о сотрудничестве в рамках двусторонних и многосторонних мероприятий по борьбе с терроризмом. Кроме того, Россия и Великобритания координировали свои усилия над текстом резолюции Совета Безопасности ООН по противодействию подстрекательству к террористическим актам.

Проводились активные консультации военных Генерального штаба по обсуждению вопросов борьбы с терроризмом, а также взрывных устройств и взрывчатых веществ, применяемых террористами. Одновременно с этим проводились совместные военно-морские учения, целью которых была отработка и выявление готовности к действиям в реальной обстановке террористической и иной другой военной угрозы. До 2007 года данные консультации проводились на регулярной основе, однако после заметного осложнения отношений сотрудничество в этой области фактически было остановлено.

На сегодняшний день, пожалуй, одна из самых широкомасштабных и успешных форм взаимодействия - борьба с пиратством. Активность пиратов в последнее время остро ставит вопрос тесного международного сотрудничества по усилению уголовного преследования лиц, причастных к актам вооруженных нападений и разбоя на море. Россия и страны НАТО – участницы операций против пиратов в Аденском заливе.

В апреле 2010 года по инициативе России была единогласно принята резолюция Совета Безопасности ООН обеспечению эффективного уголовного преследования за пиратство. В феврале 2011 года в Международной морской организации в Лондоне состоялась встреча Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, Генерального секретаря ИМО Е.Митропулоса, Исполнительного директора Всемирной продовольственной программы ООН Ж.Ширана и Управления ООН по наркотикам и преступности Ю.В.Федотова, на которой был обсужден план действий по борьбе с пиратством. Россию на этой встрече представлял посол России в Великобритании А.В.Яковенко.

18 января 2012 года Россия и НАТО приняли дорожную карту сотрудничества по вопросам борьбы с пиратством, противодействию терроризму до 2014 года. Это важный шаг в координации совместных усилий по созданию эффективных мер борьбы с глобальными угрозами. Однако вопросы противоракетной обороны в Европе остаются по-прежнему камнем преткновения и от того, насколько успешно этот вопрос будет решен, зависит и будущее сотрудничество России и НАТО.

Примером успешной координации действий России и Британии по борьбе с пиратством стала операция в ноябре 2008 года, когда сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый» совместно с фрегатом Великобритании «Камберленд» отбили атаку пиратов на датское судно «Пауверфулл».

Особый интерес Британии и заинтересованность в стабилизации обстановки в Сомали объясняются большим экономическим потенциалом этого региона и стремлением принять участие в освоении крупных нефтяных месторождений. Сомали обладает большими запасами природных ресурсов, недавно обнаруженные запасы нефти на континентальном шельфе Сомали делают его одним из самых крупных по величине нефтяных запасов государством африканского континента. 23 февраля 2012 года в Лондоне прошла однодневная международная конференция по Сомали, на которой собрались представители 40 государств и ряда международных организаций. На конференции обсуждались три блока вопросов: реформирование Международной контактной группы по Сомали, усиление координации ООН и африканских стран в решении проблем Сомали, а также расширение международного дипломатического присутствия именно в этой стране, а не в соседних государствах, в частности в Кении. Россия также участвует в международных усилиях по стабилизации в Сомали, поддерживая скоординированную работу в этом регионе под эгидой ООН и Африканского союза.

Новым аспектом взаимодействия России и Великобритании в области противодействия современным вызовам и угрозам может стать сотрудничество в области обеспечения безопасности на Олимпиадах, а также сотрудничество по борьбе с организованной преступностью. Возможность разработки совместных проектов в этой области обсуждалась в ходе визита С. Лаврова в Лондон в феврале 2011 года.

Еще одним перспективным направлением сотрудничества может стать совместная разработка космических проектов. Первое полномасштабное соглашение о сотрудничестве в области космоса между СССР и Великобританией было подписано в 1987 году и продолжает действовать до сих пор. В настоящее время готовится новое соглашение, которое будет отражать характер и цели кооперации в области космоса в настоящее время.

В июне 2010 года Роскосмос и Космическое агентство Великобритании подписали соглашение о сотрудничестве в авиационно-космической отрасли. В рамках российско-британского договора предусмотрено соглашение о сотрудничестве в области космической медицины между российским Институтом медико-биологических проблем (ИМБП) и Университетским колледжем Лондона. Аналогичное соглашение заключено между российским Физическим институтом имени Лебедева (ФИАН) и Университетским колледжем Лондона в области прогнозирования землетрясений. Великобритания заинтересована в том, чтобы Россия поделилась опытом и технологиями в области отслеживания космического мусора.

2011 год был объявлен годом космоса в российско-британских отношениях, и за этот период было сделано много в части согласования работы по нескольким космическим исследованиям и проектам, среди них: совместные проекты по спутникам для предсказания землятресений и извержений вулканов; исследование психологии команды в управляемых человеком полетах на Марс; исследования на международной космической станции.

В июле 2011 года между Роскосмосом и Космическим агентством Великобритании была подписана «дорожная карта» совместного сотрудничества.

Программа сотрудничества в военной области по вопросамокружающей среды в Арктике (АМЕС) является четырехсторонней программой сотрудничества, проводимой Министерствами обороны России, Норвегии, США и Великобритании. Программа нацелена на решение вопросов охраны окружающей среды в Арктическим регионе на северо-западе России. Великобритания ведет ряд проектов АМЕС, связанных с безопасным хранением, транспортировкой и утилизацией выведенных из боевого состава атомных подводных лодок. В июле 2007 года была подготовлена и осуществлена совместная британо-российская операция по гидрографическому и радиологическому обследованию российской атомной подводной лодки Б-159, лежащей на дне моря у Кольского полуострова. Подводная лодка утонула в 2003 году во время ее буксировки к судо-разделочным верфям. Вкладом Великобритании в эту совместную операцию было проведение обследования подводной лодки с использованием зафрахтованного на коммерческой основе исследовательского судна НАТО «Эллианс». Во время операции с подводной лодки был поднят российский военно-морской флаг и передан Командующему Северным флотом.

Вопросы координации усилий в области борьбы с глобальными угрозами обсуждались на российско-британских штабных переговорах в феврале 2011 года, которые не проводились с 2007 года. На переговорах обсуждались вопросы развития политической и военной ситуации в мире в целом, реформирование ВС РФ, операции по борьбе с пиратством, политика Великобритании в ходе операции в Афганистане, реализация положений Стратегии национальной обороны и безопасности Великобритании, перспективы двустороннего военного сотрудничества двух стран. По результатам переговоров была подписана Программа военного сотрудничества между Вооруженными Силами России и Великобритании 2011 года.

Еще одним важным элементом сотрудничества двух стран является кооперация в борьбе с глобальным изменением климата в рамках проекта Центра метеорологии Великобритании и Росгидромецентра начатого в 2007 году. Основная цель этого проекта - изучить последствия изменения климата в зоне вечной мерзлоты РФ. Кроме того, в настоящее время рассматривается вопрос о заключении двустороннего меморандума о взаимопонимании в целях развития сотрудничества двух стран в области изменения климата.

Разность подходов к вопросам международной безопасности

Участие Великобритании в Североатлантическом Альянсе является определяющим в ее подходе к вопросам обеспечения региональной и международной безопасности. С окончанием холодной войны прекратила свое существование Организация Варшавского договора, однако НАТО продолжила наращивать свои силы и прошла несколько этапов расширения, вплотную подойдя к границам России.

Симптоматичными стали разногласия России и стран НАТО в отношении ДОВСЕ от 19 ноября 1990 года. Договор подписали 16 стран - участниц НАТО и 6 государств - членов ОВД. По Договору устанавливался баланс по размещению обычных вооружений на территории этих государств с целью недопущения размещения вооружений вдоль линии границы между блоками. Это было призвано послужить целям предотвращения конфликтов или наступательных действий на территории Европы. В связи с геополитическими изменениями, возникшими после распада ОВД и существенного расширения НАТО, потребовалось заключение дополнительных международных соглашений, отвечающих новым реалиям и вызовам современности. Таким образом, было подписано еще 4 дополнительных соглашения, в том числе Стамбульское соглашение по адаптации ДОВСЕ от 19 ноября 1999 года. Западные государства согласились подписать соглашение с оговоркой обязательного вывода российских войск из Молдавии и Грузии. Однако, с точки зрения международного права, оговорка не является условием договора, а значит не должна быть препятствием для его ратификации. Тем не менее, договор был ратифицирован только Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном. Между тем в условиях вновь меняющейся политической обстановки в связи с планами США о размещении элементов ПРО на территории Чехии и Польши (позже было принято решение о базировании ракет-перехватчиков на территории Румынии). Россия в свою очередь 13 июля 2007 года указом Президента «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров» объявила о моратории исполнения договора о ДОВСЕ.

В ноябре 2011 года США и Великобритания объявили о прекращении обмена военной информацией, что было предусмотрено договором ДОВСЕ.

Разногласия вокруг американской системы ПРО в Европестали знаковыми в развитии диалога между Россией и странами НАТО. История этого вопроса восходит к началу 1950-х гг., когда в США начались разработки собственной системы ПРО. Однако в 1972 году был подписан договор который затормозил развитие ПРО путем добровольного обязательства сторон не создавать, не испытывать и не развертывать системы или их компоненты морского, воздушного, космического или мобильного наземного базирования. Однако планы руководства США по созданию собственной системы противоракетной обороны не были оставлены. В 1983 году президент Р. Рейган объявил о планах по программе Стратегической оборонной инициативы (СОИ), которая предусматривала размещение перехватчиков, обеспечивала защиту всей территории США. С 1991 года в США была объявлена новая программа Глобальной защиты от ограниченного удара, предусматривающая перехват ограниченного числа ракет. С этого момента США активно занимается попытками создания национальной ПРО, в обход договора 1972 года, несмотря на протесты России.

В настоящее время США активно работают над созданием системы ПРО и размещении ее элементов на территории других стран. К этому моменту в планах Вашингтона привлечь более 15 стран, среди которых Великобритания, Австралия, Дания, Франция, Германия, Италия, Израиль, Индия, Япония, Нидерланды, Тайвань, Украина, Польша и Чехия, Румыния.

Элементы противоракетной обороны в Европе, по мнению Вашингтона, должны снять угрозу возможного удара со стороны Ирана или КНДР, которые в настоящее время развивают ракетные технологии, создают баллистические ракеты средней и большей дальности действия, а также ведут разработку ядерного оружия. Россия видит в планах по размещению ПРО в непосредственной близости от своих границ угрозу для своей национальной безопасности. Все попытки Москвы получить от США юридически обязывающие гарантии того, что ПРО не будет представлять угрозу для России, не привели к успеху. Между тем, Россия выдвигает встречные предложения по совместному участию в системе европейского ПРО. Однако после того как США отказались от предложения, РФ приняла решение о размещении на территории Калининградской области ракет «Искандер».

Встречной инициативой планам США по размещению систем ПРО в Европе можно считать предложение президента Д. Медведева по созданию новой архитектуры евроатлантической безопасности, которая была довольно прохладно встречена как США, так и Великобританией. Вообще на протяжении всей истории европейской интеграции Лондон, как один из самых верных союзников Вашингтона в Европе, осторожно относился к планам создания автономной системы безопасности в Европе и снижению роли НАТО в Европе.

1 декабря 2011 года в Форин-офисе состоялись российско-британские консультации и обсуждение инициативы российского президента Д.А. Медведева о заключении Договора европейской безопасности, плана развертывания элементов глобальной ПРО США в Европе, ситуация вокруг ДОВСЕ, взаимодействие в рамках СРН, перспективы общей политики обороны и безопасности в ЕС.

Британское аналитическое сообщество призывает с осторожностью относиться к инициативе России: существует опасность, что конструирование более широкой системы европейской безопасности может ослабить роль НАТО в Европе, а гуманитарное измерение международной безопасности будет замещено элементами «жесткой» безопасности».

Безусловно, общий фон остроты переговоров по будущему ПРО в Европе и инициатив по созданию новой архитектуры безопасности на европейском континенте не способствует открытости и транспарентности диалог по военному сотрудничеству между Россией и Великобританией.

Еще одним фактором, препятствующим налаживанию продуктивного военно-политического сотрудничества, являются накопленные за последние годы «раздражители» в межгосударственных отношениях.

С 2007 года происходит заметное охлаждение в отношениях двух стран. Убийство бывшего сотрудника ФСБ А. Литвиненко в Лондоне, последующее обвинение в этом убийстве гражданина России А. Лугового и отказ России в экстрадиции последнего в Великобританию существенно отразилось на уровне сотрудничества между двумя странами практически во всех областях. Летом 2007 года из Лондона были высланы четыре российских дипломата.

 

Высылка российских дипломатов – точечная мера и она никак не должна повлиять на уровень сотрудничества России и Великобритании в области международной безопасности,
- заявил министр по делам Европы Джим Мерфи.

 

Однако это не совсем так. Именно после этого дипломатического скандала двусторонние отношения оказались в такой стадии напряжения, что многие заговорили о самом серьезном охлаждении отношении со времен холодной войны. Значительно затормозились темпы роста торгово-экономического сотрудничества, возникли проблемы в предоставлении виз, были заморожены все контакты сотрудничества по линии спецслужб двух стран. До сих пор этот вопрос не разрешен. Отсутствие контактов и обмена оперативной информацией ставит под сомнение эффективность сотрудничества по многим направлениям, в том числе в сфере борьбы с терроризмом. Были приостановлены на несколько лет переговоры Генеральных штабов двух стран.

Между тем существенное снижение динамики двусторонних контактов на высшем политическом уровне, беспрецедентное снижение степени доверия между странами, ставшее прямым следствием охлаждения отношений на фоне «дела Литвиненко», не привело к полному отказу от двусторонней повестки дня в области обеспечения международной безопасности.

Так, постепенное наращивание динамики двустороннего политического диалога с коалиционным правительством консерваторов и либеральных-демократов привело к восстановлению систематических контактов по линии внешнеполитических ведомств. В ходе последнего визита С. Лаврова в Лондон в 2011 году было принятосовместное заявление по Афганистану. Тема сотрудничества в области афганского урегулирования была включена в повестку обсуждаемых вопросов в ходе визита Д. Кэмерона в Москву в сентябре 2011 года. В связи с планируемым выводом британского контингента из Афганистана к 2014 году требуется концентрация усилий, в том числе и с российской стороны по организации «северного маршрута» доставки помощи и оружия афганскому правительству. Россия не только способна оказать поддержку в организации такого маршрута, но внести существенный вклад в борьбе с наркотрафиком.

При всей противоречивости взаимоотношений в военной области, разности подходов и несходства национальных интересов складывается понимание неизбежности коллективных усилий по обеспечению безопасности на основе принципа укрепления взаимного доверия. Россия и Великобритания сделали много в области военного сотрудничества, несмотря на сложность во взаимоотношениях последних лет. И это является неплохим результатом. Однако стороны скорее добьются успеха, если проявлять больше доверия и открытости для того, чтобы позитивная динамика была направлена в конструктивное русло.

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба