Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №6, 2012

Чайчиц В.Н.
Политический кризис в отношениях между Республикой Беларусь и Германией

13 марта 2012 года практически незаметно прошло важное событие для двусторонних отношений между Беларусью и Германией - 20-летие соглашения о дипломатических отношениях. Праздник, увы, не состоялся. Накануне посол Германии был отозван из Минска для консультаций в знак протеста против действий белорусских властей.

 

Даже на фоне многолетней напряженности в политических отношениях между двумя странами это событие впечатляет и настораживает. Сегодня обычному человеку вообще стало сложно разобраться, что происходит и что конкретно случилось на этот раз. В конце февраля Германия вместе с другими странами ЕС в очередной раз расширила список белорусских чиновников, которые замешаны в действиях против белорусской оппозиции и подпадают, поэтому, под санкции и визовые ограничения. В ответ на это белорусская сторона рекомендовала послам Польши и ЕС съездить домой и проинформировать власти о том, что Минск не приемлет такой подход. В знак солидарности с послами Польши и ЕС уехали послы всех стран ЕС, в том числе и посол Германии (это уже второй случай отзыва послов: в 1998 г. посол Германии и послы других стран ЕС демонстративно покинули Минск после так называемого «канализационного кризиса», связанного с недружественным выселением глав дипломатических миссий из комплекса «Дрозды»).

Резкое ухудшение отношений между двумя странами произошло после прошедших 19 декабря 2010 годапрезидентских выборов в Беларуси, которые «были отмечены фальсификациями и непрозрачностью, применением силы <…> и политически мотивированными приговорами». Эти события, по мнению германской стороны, нанесли удар не только по процессу демократизации и сближения Беларуси с ЕС, но и по официальным двусторонним отношениям между Беларусью и Германией.

Очередной всплеск напряженности в двусторонних отношениях произошел в марте 2012 года в связи с протестами Германии против смертной казни в Беларуси и введением дополнительных санкций ЕС против белорусских чиновников, бизнесменов и фирм, связанных с правящим режимом в Беларуси (всего это касается теперь 243 человек и 32 фирм).

Отношения с Германией и ЕС в целом приблизились, таким образом, к опасной черте. Для их восстановления и налаживания потребуется немало времени, усилий и политической воли с обеих сторон.

Имея сложные отношения с Германией, Беларусь, по мнению ряда немецких политиков, в определенном смысле ставит в неловкое положение своего союзника Россию, для которой деловые и партнерские отношения с Германией стали повседневностью – в том числе и благодаря личным контактам на высшем уровне. Как сказал глава Комитета Бундестага по иностранным делам Р.Поленц, Беларусь становится для России «политической и моральной обузой».

Беларусь вряд ли входит в число приоритетных для Германии стран, но для Беларуси Германия потенциально могла бы стать одним из ключевых партнеров, в первую очередь в области экономического сотрудничества. Исходя из национальных белорусских интересов, союзнических связей с Россией и интересов общеевропейского сотрудничества, Беларусь нуждается в перезагрузке двусторонних отношений с Германией.

Германия одной из первых признала независимость Республики Беларусь в 1992 г. Кстати, даже несколько раньше России. В 1992 году в ходе визита в Минск министра иностранных дел Х.-Д.Геншера было подписано соглашение о дипломатических отношениях, и в этом же году Беларусь и Германия обменялись послами: в апреле 1992 года приступил к работе Р.Краус - первыйиностранный посол в Минске. В январе 1993 г. посол П.Садовский вручил верительные грамоты президенту Германии Р.фон Вайцзеккеру. Символично, что он стал первым послом суверенной Беларуси за рубежом.

Здесь необходимонебольшое пояснение: дипломатические отношения, как говорится в соглашении, были не «установлены», а «восстановлены», так как установили их еще в 1923 году, когда представитель России в Германии М.Крестинский, получив полномочия правительства БССР, вручил верительные грамоты президенту Германии Ф.Эберту.

Экономическая и геополитическая ситуация того времени поспособствовала белорусско-германским отношениям. Ослабленная войной и недовольная политикой Антанты Германия была заинтересована в развитии отношений с советскими республиками, возникшими на руинах Российской империи. В 1922 г. Германия согласилась распространить действие договоров, подписанных с Россией, на союзные с РСФСР республики и сделала заявление о том, что это будет рассматриваться как их юридическое признание. 23 октября 1923 г. Германия и БССР обменялись ратификационными грамотами.

Ради исторической правды необходимо отметить, что попытка установить дипотношения с Германией была сделана еще в 1918 году руководством БНР. Но в условиях войны, немецкой, а потом польской оккупации это было невозможно. Вместе с тем, в 1919 г. в Берлине все же была открыта миссия БНР (первая за пределами бывшей Российской империи), которая, однако, рассматривалась немцами, скорее, как представительство одной из нескольких белорусских политических сил и не имела дипломатического статуса, хотя проводила активную работу, выпускала информационные бюллетени и даже выдавала паспорта, которые признавались за рубежом.

Новый этап отношений после обретения северенитета

История распорядилась так, что дипломатические отношения между Беларусью и Германией долгие десятилетия ждали лучших времен. Новые возможности появились только после основополагающих изменений и событий в Европе в конце 80-х и начале 90-х годов, когда появились суверенная Республика Беларусь и новая, объединенная Германия.

Таким образом, Германия формально является для Беларуси одним из старейших партнеров в области международных отношений. В геополитическом плане германская сторона рассматривает отношения с Беларусью как составной элемент общей восточной политики страны, не упуская при этом из виду перспективы белорусско-российской интеграции и исключительно важное значение постсоветского рынка для немецкой экономики.

В начале нового этапа в развитии дипломатических отношений между Беларусью и Германией было условлено, что немецкая сторона будет использовать в качестве официального название "Republik Belarus” вместо "Weissrussland” или "Byelorussland", которые не отвечали новым реалиям. МИД Германии разослал соответствующую инструкцию-разъяснение для использования в немецком делопроизводстве. Это было важное политическое и не только филологическое уточнение - проявление уважения к стране и шаг к большему пониманию немцами событий, происходивших на пространстве бывшего СССР.

Нельзя не отметить и начало использования белорусского языка в официальных двусторонних переговорах с МИД Германии. Эту практику ввел министр иностранных дел П.Кравченко в ходе визита в Бонн в 1994 г., чем вызвал некоторое замешательство у германской стороны (к чести МИД Германии переводчик был оперативно найден).

Среди интересных фактов этого этапа двустороннего сотрудничества следует упомянуть факт заказа в Германии в 90-е годы машины для печатания национальных паспортов с изображением запрещенного ныне герба "Погоня”. В Германии была также заказана партия национальных банкнот, которые, правда, так и не были введены в оборот. Об этом написал в своих воспоминаниях посол Беларуси П.Садовский.

90-е годы характеризовались поступательным развитием двусторонних белорусско-германских отношений, однако они так и не вышли на уровень политического партнерства. До сих пор между Беларусью и Германией нет политического договора о дружбе и сотрудничестве – пока все ограничилось подписанием совместного заявления об основах отношений в 1994 г.

До сих пор в Минск за 20 прошедших лет не приезжали ни канцлер, ни президент Германии. Со времени обретения Беларусью суверенитета состоялся, фактически, лишь один официальный двусторонний визит на высшем уровне - руководитель парламента С.Шушкевич как тогдашний фактический глава государства посетил Бонн в 1992 г. и был принят президентом Р. фон Вайцзеккером со всеми протокольными почестями. Ответного визита из Германии не было. Президент А.Лукашенко был в Германии в 1996 г. с рабочим визитом, в ходе которого посетил Ганноверскую ярмарку и встретился в Берлине с президентом Германии Р.Герцогом.

С конца 1996 года официальные двусторонние контакты практически прекратились. Это было связано с критикой со стороны немецких политиков процессов демократизации и экономических реформ в Беларуси. Последовательное и комплексное развитие двусторонних отношений на правительственном уровне было прервано в конце 1997 г., после введения санкций ЕС против руководства Беларуси. В то же время лидеры белорусской оппозиции принимались на высоком и даже самом высоком уровне.

Попытки оживить двусторонние политические контакты осторожно предпринимались германской стороной в рамках общей линии ЕС накануне президентских выборов в Беларуси (2001, 2006, 2010), но все они не дали ощутимых результатов. Весьма обнадеживающими были 2008-2009 годы, когда было завершено юридическое оформление условий деятельности представительства Комиссии ЕС, и руководитель представительства приступил к работе в Минске. В 2008 г. Беларусь получила шанс принять полноценное участие в проекте Восточного партнерства ЕС, который, как подчеркивалось, в отличие от уже проводимой политики добрососедства ЕС, не является чисто внутренним продуктом ЕС, а согласовывается и разрабатывается с каждой из приглашенных стран в зависимости от интересов, целей и задач.

Применительно к двусторонним отношениям определенный прорыв политической изоляции произошел именно на германском направлении: в феврале 2009 года министр иностранных дел Беларуси С.Мартынов впервые за 14 последних лет официально посетил Берлин, а в июне 2009 г. в Минске впервые с 1996 г. состоялось заседание Белорусско-Германского совета экономического сотрудничества. В ноябре 2010 г. во Франкфурте-на-Майне прошел Белорусский инвестиционный форум.

Руководство Беларуси всегда уделяло экономической составляющей отношений с Германией большое значение. "Нам это очень выгодно, мы очень много торгуем с Германией, нас привлекают новые технологии, разработанные в вашей стране", - заявил президент А.Лукашенко на встрече в Минске в 2009 году со статс-секретарем Федерального министерства экономики и технологий ФРГ Б.Пфаффенбахом.

Но с конца 2010 г. в связи с президентскими выборами в Беларуси и их последствиями белорусско-германский политический диалог вновь стал давать серьезную трещину. Дошло до публичных обвинений в адрес Германии в попытке государственного переворота и финансировании оппозиции в Беларуси, которые были официально отвергнуты МИД Германии 8. Вновь разразилась визовая война: в частности, не получили визу в Беларусь ряд депутатов Бундестага, а также Уполномоченный правительства ФРГ по правам человека М.Лёнинг.

В конце 2010 г. белорусская сторона приняла решение о непродлении мандата офиса ОБСЕ в Минске, который возглавлял немецкий дипломат Б.Халлер, обосновав это тем, что отсутствуют объективные причины для сохранения присутствия ОБСЕ в Беларуси.

Немецкие дипломаты традиционно возглавляли представительство ОБСЕ в Беларуси. До Б.Халлера это были Х.-Г.Вик, Э.Хайкен и Х.-Й.Шмидт. Это были совершенно разные люди, у каждого были свои методы работы в Беларуси, но сближения ни с ОБСЕ, ни с Германией не произошло. В этой связи уместно вспомнить печальную историю, пожалуй, самого активного из них - Х.-Г.Вика, главы Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Беларуси (1997-2001), действия которого в конечном итоге были названы властями Беларуси провокационными и «крайне разрушительными».

Упущенные возможности

Говоря о 20-летии восстановления дипломатических отношений между Беларусью и Германией, нельзя не отметить огромные упущенные возможности. Так и не сложились политические отношения на уровне правительств, особенно в плане доверительного общения и предсказуемости. Как тут не вспомнить конструктивный дух 90-х годов – взаимопонимание и уважение на встречах министра иностранных дел П.Кравченко с немецкими коллегами или дружеский тон неформальных деловых встреч, например, министров К.Кинкеля и В.Сенько в 1994 г. в Ольденбурге на празднике избрания "капустного короля”!

Печально смотреть и на полный развал межпарламентских связей. Сегодня Бундестаг, имевший когда-то межфракционную группу поддержки "Беларусь”, не признает белорусский парламент. А парламентские фракции не имеют контактов с коллегами из Беларуси не только по политическим причинам, но и по чисто формальным – в белорусском парламенте просто-напросто нет фракций! Отягощающим моментом здесь является и то, что Беларусь – единственная европейская страна, которая не вступила в Совет Европы.

У белорусско-германских отношений есть, вроде бы, неплохая договорно-правовая база по линии экономики, промышленности, защите инвестиций, избежании двойного налогообложения и т.д., но ее широкое применения сдерживается из-за общей позиции ЕС – все еще не ратифицировано подписанное в 1995 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Беларусью и ЕС.

В конце 1995 г. в Минске начало работать Контактное бюро земли Северный Рейн – Вестфалия и представительство ТПП г.Бонна, а в 2001 г. – Представительство германской экономики.

Торгово-экономические отношения Беларусь-Германия в целом развивались успешно, существенно вырос товарооборот - с 691,9 млн. долларов в 1995г. до 2,8 млрд. в 2010г. и почти до 4,4 млрд. долларов в 2011 г.). При этом всегда отмечалось значительное отрицательное сальдо для Беларуси, приблизившееся в 2010г. к почти 2-м млрд.долларов.

В 2010 году из Германии поступили инвестиции в объеме 71 млн. долларов, из них 58,8 млн. долларов – прямые. В январе-марте 2011 г. объем германских инвестиций, поступивших в белорусскую экономику, составил 50 млн. долларов, из них 46,8 млн. долларов – прямые.

В общем объеме прямых инвестиций в 2010 г. доля Германии составляла около 1,06% (58,8 млн. долларов), а во внешнеторговом обороте Беларуси на Германию приходилось лишь 4,8% 9. Это весьма скромные результаты, которые не соответствуют потенциальным возможностям двух стран. Для немецких инвесторов главным условием расширения их деятельности в Беларуси является правовая безопасность и создание либерального общества, отметил исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Р.Линднер 10.

Показатели по прямым инвестициям Германии в Беларуси несопоставимы с аналогичными показателями в соседних странах, где Германия ведет себя гораздо активнее: Польша - 66,4 млрд.евро (2010), Украина - 7,4 млрд. долларов (2012), прибалтийские государства – 1,8 млрд. евро 11.

В Беларуси зарегистрированы 352 предприятия с участием германского капитала, из них 187 совместных и 165 иностранных, и 97 представительств германских фирм. На территории ФРГ действуют 7 представительств белорусских субъектов хозяйствования 12.

Одним из важных направлений сотрудничества с Германией, особенно в начале и середине 90-х годов, стал обмен опытом и содействие в проведении рыночных реформ. В этом плане весьма полезным казался опыт Германии по реформированию экономики бывшей ГДР, но руководство Беларуси выбрало свой путь. Правительство Германии оказало Беларуси значительную консультационную помощь по программе «Трансформ». Всего, по данным германской стороны, общий объем помощи со стороны ФРГ (жилищное строительство для военных из бывшей Группы советских войск в Германии, кредиты, консультационная, гуманитарная помощь и т.д.) составил к концу 1995 года примерно 2 млрд. марок.

Чрезвычайно важной областью сотрудничества Беларуси с Германией в 90-е годы стало разоружение, конверсия и реформа вооруженных сил. В 1996 г. было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в решении проблем ликвидации ядерного оружия. Со стороны Германии была оказана помощь в области ликвидации ядерных и обычных вооружений, в создании центра переобучения военнослужащих в Колодищах и финансировании строительства нескольких городков для военнослужащих (из 36 тыс. квартир, построенных на территории бывшего СССР, около 6 тыс. сдано в Беларуси). Германия также оказала консультационную помощь и передала оборудование для Национального агентства по контролю и инспекциям, предоставила несколько мест в учебных заведениях бундесвера для учебы и стажировок белорусских офицеров, содействовала заключению контракта по продаже лома, получаемого в результате уничтожения военной техники по Договору ОВСЕ. В 1995 году канцлер ФРГ Г.Коль, приветствуя возобновление уничтожения Беларусью военной техники, подчеркнул в письме на имя президента А.Лукашенко, что правительство Германии готово оказать дальнейшую материальную и кадровую помощь.

Контакты между людьми как успешный сегмент двусторонних отношений

Солидная база для контактов была заложена благодаря подписанию в 1994 году межправительственного меморандума о содействии сотрудничеству в целях смягчения последствий аварии на атомном реакторе в Чернобыле. За период с 1992 по 1999 год реализованы программы на сумму 1 млрд. марок. Только по линии белорусского фонда «Детям Чернобыля» за 11 лет была оказана гуманитарная помощь 2,4 млн. белорусским гражданам, 130 тыс. белорусских детей прошли оздоровление и отдых в Германии. Германия оказала содействие в строительстве детского оздоровительного центра «Надежда», детского хирургического центра при одной из клиник Минска.

В 2009 году было подписано межправительственное соглашение об условиях оздоровления несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в ФРГ.

За последние годы контакты между людьми наиболее продвинулись по трем направлениям: гуманитарная помощь и преодоление последствий чернобыльской катастрофы, примирение и дружеские связи, поддержка становления гражданского общества. Эти отношения во многом формировались за счет инициатив граждан и НПО и явно переросли рамки двусторонних отношений по государственной линии.

В Германии возникло около 600 инициатив и организаций, работающих с Беларусью. Эта работа координируется в том числе в рамках движения породненных городов (Минск - Бонн, Витебск - Нинбург, Могилев – Айзенах и т.д. – всего 20 пар городов). Германо-белорусское гуманитарное сотрудничество оказало существенный вклад в формирование гражданского общества в Беларуси, поэтому власти страны, опасаясь роста оппозиционных настроений, порой ревностно следили за этими процессами и пытались регулировать их в плане поездок, получения гуманитарной помощи и проведения мероприятий.

В Минске при содействии Евангелической церкви Германии и дортмундского Центра международных встреч с 1994 г. действует белорусско-германский Международный образовательный центр, предоставляющий уникальные возможности для проведения конференций и работы с белорусскими НПО. Одним из центральных мероприятий стал "Минский форум", который ежегодно проводился по инициативе немецкой стороны с 1997 г. и давал возможность поддерживать в том числе и политический диалог между Беларусью и Германией (в 2010 г. от Германии приезжал руководитель Ведомства федерального канцлера Р.Пофалла). В 2011 г. "Немецко-белорусское общество" распространило заявление о том, что традиционный форум не будет проводиться из-за действий белорусских властей против оппозиции после президентских выборов, состоявшихся 19 декабря 2010 г., и что подобными действиями «белорусское руководство отказалось от улучшения отношений с ЕС и входящими в него государствами и покинуло общую площадку для диалога».

Германия открыла в Минске в 1993 году Институт им. Гете, а также оказала помощь становлению негосударственного Европейского гуманитарного института, который из-за своей оппозиционности был закрыт белорусскими властями и ныне вынужденно работает в Вильнюсе.

Правительство Германии оказывает поддержку работающим в Беларуси представителям гражданского общества в рамках принятой в 2002 году «Программы поддержки Беларуси».

В настоящее время усиление поддержки гражданского общества и демократических сил является, по мнению германской стороны, приоритетом в отношениях с Беларусью. В 2011 году правительство Германии выделило на эти цели 6,6 миллионов евро.

Тема прошедшей войны

Значительный пласт двустороннего сотрудничества был связан с событиями прошедшей войны. По воспоминаниям бывшего министра П.Кравченко, это было «трудное начало», так как подписанию соглашения о дипломатических отношениях в 1992 г. предшествовал довольно тяжелый разговор с немецкой стороной, связанный с проблемойкомпенсации жертвам фашизма.

С учетом значимости этой темы для белорусского и немецкого народов переговоры в этом направлении были продолжены и завершились подписанием в 1993 году соглашения о компенсации гражданам, угнанным на принудительные работы в Германию. Это был четырехсторонний документ между Германией, Беларусью, Россией и Украиной, по которому германская сторона обязалась выплатить 1 млрд. марок. Эти средства были распределены следующим образом: Россия и Украина — по 400 млн. марок, Беларусь — 200 млн. Благодаря данному соглашению около 130 тыс. граждан Беларуси смогли получить от правительства Германии финансовую компенсацию, выплаченную через фонд "Взаимопонимание и примирение”.

Совсем другая судьба у соглашения об уходе за немецкими военными могилами, переговоры по которому велись с 1995 года. Якобы из-за противодействия ряда ветеранских организаций руководство Беларуси не пошло на его ратификацию, хотя аналогичные соглашения с Германией имеют и Россия (1992), и Украина (1996), и Польша. На базе этих соглашений правительства, ветеранские, молодежные и др. организации давно уже проводят совместную работу и тем самым содействуют сближению, взаимопониманию и укреплению дружбы. По имеющимся данным, в Беларуси насчитывается 254 мест с немецкими военными захоронениями, где лежат около 86 тыс. человек. Беларусь, по сути, осталась единственной страной, которая отказалась от соглашения по военным могилам с Германией. В то же время имеются контакты с Германским союзом по уходу за военными могилами.

Заключение

Подытоживая сказанное выше, понимаешь, что больших оснований и радости успехов для празднования 20-летия восстановления дипотношений, собственно говоря, нет. Сегодня межгосударственные отношения Беларусь-Германия не просто на нулевой точке, они даже в минусе. Кто и когда их разморозит – одному Богу известно. На этом фоне определенным диссонансом выглядит недавнее количественное удвоение консульских точек Беларуси в Германии: в Гамбурге открылось почетное консульство (с 23.11.2011), а в Мюнхене - генконсульство (с 01.02.2012). Хочется надеяться, что это количество перейдет в качество и что главной функцией этих консульских точек станет не пополнение госбюджета путем взимания сборов за белорусские визы (пугающие своей дороговизной, особенно при сравнении с Украиной, которая вообще отменила визы для немцев), а реальная помощь белорусским гражданам, организациям и фирмам в развитии регионального сотрудничества.

Когда вернется в Минск посол Германии К.Вайль – неизвестно. Этому должно предшествовать согласованное решение ЕС. Говорят, что послы ЕС вернутся только после освобождения всех политических заключенных. Белорусские же власти отрицают наличие таковых в стране. Определенную трудность для посла создали и личные оскорбления в адрес министра иностранных дел Г.Вестервелле, который является важной политической фигурой в Германии. Ну а самое главное, что белорусская сторона после введения дополнительных санкций ЕС от 23 марта 2012 г. заявила, что в сложившихся условиях «не видит необходимости в присутствии на территории Беларуси отозванных послов государств, проголосовавших за данное решение» 16.

Что касается визового режима ЕС в отношении Беларуси - несомненно, более жесткого, чем для других стран, - то, честно говоря, трудно понять смысл этих санкций: для руководства страны и тех чиновников, которым закрыт въезд, они являются разве что морально-психологическим униженим; зато для простых белорусов конкретные экономические последствия имеют цены на визы: за шенгенскую визу белорус платит 60 евро, а россиянин и украинец – 35 евро. Все это затрудняет контакты между людьми, обмен идеями и опытом демократического строительства, о которых так много говорят в ЕС. Освобождение с 2011 года некоторых категорий граждан Беларуси от уплаты сборов за национальные немецкие и за шенгенские визы на общую ситуацию сильно не повлияло, хотя по данным посольства ФРГ в Минске, примерно треть от общего количества виз уже выдается бесплатно.

Где выход из этой ситуации и где те политики, которые смогут разрубить этот узел противоречий? Пока же Беларусь находится в явно проигрышном положении. Противопоставляя себя большинству стран Европы (ЕС), Беларусь серьезно сужает свои возможности как игрока на европейском поле и на постсоветском пространстве. Такая позиция губительна для суверенитета Беларуси.

В первую очередь Беларуси не хватает политического диалога, его динамики и наполнения. Даже ветеран немецкой политики Х.-Д.Геншер, посещавший Минск в 2009 году, не смог возобновить этот диалог. В этой тупиковой ситуации, как ни парадоксально, может повториться история с дипотношениями в 1923 г.: наладить контакты с Германией Беларуси опять может помочь Москва. Например, В.Путин, имеющий влияние в немецких политических и экономических кругах. Но такая помощь будет иметь свою цену и будет оказана на принципах прагматизма и реальной политики, со всеми вытекающими последствиями. И получателем помощи может оказаться уже не Belarus, а Weissrussland. И уже не страна, а просто транзитный регион.

С другой стороны, если у самой Беларуси не получается, то может быть союзник поможет? Не к Швейцарии же за посредничеством обращаться. Вот только захочет ли В.Путин помогать А.Лукашенко налаживать диалог с Германией и Европой?

И все же, до Берлина из Минска ближе, чем из Москвы. Надо только знать дорогу, иметь политическую волю и программу действий. Пришло время для неординарных и смелых решений, чтобы наладить двусторонние отношения, а фактически – вернуться на 20 лет назад и начать политический диалог сначала.

Белорусско-германские отношения вновь на перепутье. В отличие от 20-х и от 90-х годов сегодня Беларусь и Германию связывают не только история, последствия войны и моральные аспекты, но и экономика, многочисленные двусторонние и многосторонние соглашения, в том числе в рамках ОБСЕ, где они выступают как равноправные партнеры.

Надо воспользоваться скромным юбилеем - 20-летием восстановления дипломатических отношений хотя бы для того, чтобы возобновить диалог, согласовать план действий, наполнить соглашения реальным содержанием и привести в действие заржавевший механизм двусторонних отношений. Наивно, конечно, полагать, что двусторонняя политика возможна без согласования с многосторонней, будь-то для Германии в рамках ЕС или для Беларуси в рамках Союзного государства. Но власти Беларуси должны понимать, что без активных действий и компромиссов с европейскими соседями существование Беларуси как суверенного государства невозможно.

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба