Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №6, 2012
Социально-политические сдвиги рубежа ХХ-ХХI вв., вызванные процессом глобализации, трансформировали проблему иммиграции, сделав ее проблемой не только иммигрантов, но и французского общества, влияющей на его стабильность, угрожающей национальной и европейской идентичности.
Основы современной иммиграционной политики Франции были заложены в середине 70-х годов ХХ века, когда правительство из-за экономического спада и роста безработицы прекратило прием рабочей иммиграции, в результате чего последняя приобрела качественно иной характер и стала поселенческой, с преобладанием выходцев из неевропейских, в основном мусульманских стран. По данным INSEE в 1968 году во Франции иммигранты из Европы составляли подавляющее большинство, их было 76,4 %, иммигрантов из Африки было относительно немного - 19,9 %, а из Азии – всего 2,5 % . К 2004 же году доля иммигрантов из европейских стран снизилась до 41%, а доля выходцев из Африки (42%) и из Азии (14%) возросла в геометрической прогрессии. Это привело к тому, что с начала третьего тысячелетия большинство иммигрантов, живущих во Франции, оказались иммигрантами из Африки и Азии, как правило, из мусульманских стран, (Алжира, Марокко, Туниса, Турции). В результате ислам вышел на позиции второй религии страны , обогнав протестантизм.
Французские власти в конце ХХ века проводили иммиграционную политику, заключающуюся скорее в пассивном приеме иностранцев, прибывающих либо по линии воссоединения семей, либо с просьбой о предоставлении убежища. По данным Национального института демографических исследований, с 1995 по 2004 год число иммигрантов, приезжающих во Францию по линии воссоединения семей, возросло на 65%. Проводившиеся амнистии позволяли иммигрантам сначала приехать в страну, а потом добиться получения необходимых документов, дающих им право на легальное проживание во Франции. Стиралась грань между легальными и нелегальными иммигрантами, и получалось, что иммиграция в определенной степени навязывалась Франции. При этом французская республиканская модель интеграции, предполагающая одинаковый подход ко всем членам общества, без различия по расовым или этническим признакам, оказалась не в состоянии обеспечить интеграцию приезжающих иммигрантов. Последние, не имея возможности полноценно включиться в жизнь общества, порой шли на нарушение законов, а также искали свою собственную идентичность, находя опору в коммунитаризме, социализируясь в рамках обособленных общин по этническому, расовому, национальному, религиозному принципу. Дети иммигрантов, посещающие французскую школу, часто оказывались в положении изгоев, не вписывающихся в жизнь страны приема, не способных устроиться в дальнейшем на приемлемую работу, не стремящихся разделять французские принципы и ценности, а порой бросающих им вызов.
Нельзя было сбрасывать со счетов и проблему этнического состава французского общества. Чрезмерное внешнее вливание ставило под угрозу однородность и сплоченность нации, объединенной вокруг основных республиканских ценностей европейского светского современного государства. С другой стороны, властям не удалось сдерживать и антииммигрантские и антирасистские настроения, распространяющиеся среди коренных французов, о чем свидетельствовали события 2002 года, когда на президентских выборах во второй тур прошел лидер ультраправой партии «Национальный фронт» Жан-Мари Ле Пен, выступавший против «засилья» иммигрантов и за «Францию для французов».
Это положение породило немало масштабных проблем, которые привели в конечном итоге к угрозе общественного раскола и нестабильности внутриполитической ситуации в стране, проявившейся, в частности, в кризисе предместий 2005, когда молодежь из неблагополучных кварталов в ходе разгула насилия выплескивала ненависть и неприятие своей новой родины, что свидетельствовало о росте протестного потенциала в иммигрантской среде, угрожавшего общественному спокойствию и порядку.
Сложившаяся к концу двадцатого столетия ситуация позволяет говорить о кризисе французской иммиграционной политики на рубеже веков. Начало изменению политики в отношении иммиграции было положено в 2002 – 2005 годы (от успеха Национального фронта на первом туре президентских выборов до кризиса предместий). В этот период началось ужесточение мер, направленных на ограничение нежелательной иммиграции и на высылку нелегальных иммигрантов из страны. Исходя из экономических потребностей и национальных интересов, власти постепенно перешли от пассивной политики вынужденного приема иммигрантов к активной политике избирательной иммиграции в сочетании с принуждением к интеграции. Была поставлена задача так организовать приток иммигрантов, чтобы этот процесс отвечал национальным интересам Франции. Это означало, что количество лиц, приезжающих на постоянное место жительства во Францию, должно отвечать возможностям страны по приему иммигрантов. Иными словами, иностранцы должны иметь возможность получить работу, жилье, социальную поддержку, чтобы их жизнь во Франции соответствовала принятым в этой стране нормам, что является важным условием их интеграции во французское общество.
В период 2003-2011 г.г. французское правительство (с 2002 года пост министра внутренних дел занимал Н.Саркози , в 2007 году избранный президентом страны) приняло ряд принципиально важных законов, охватывающих одновременно различные аспекты иммиграционной политики, перейдя к комплексному решению непростых проблем иммиграции. Их справедливо связывают с именем Н.Саркози, так как можно сказать, что эта политика ознаменовала качественно новый этап - время более активных и многовекторных действий властей, принципиально новых подходов к решению назревших вопросов.
Итак, какие конкретные действия были предприняты во Франции в конце ХХ - начале ХХI вв.?
Помимо этого, Франция, часто совместно с другими европейскими странами стала все больше высылать из страны незаконных иммигрантов. В 2003 году была принята программа с цифровыми показателями, предполагающая конкретное количество удалений нелегальных иммигрантов с территории Франции. Отныне префектуры должны были осуществлять депортацию определенного количества незаконных иммигрантов в год. В результате с 2002 по 2007 год из страны было выслано 135 000 нелегальных иммигрантов.
Параллельно предпринимались шаги по стимулированию добровольного возвращения иммигрантов на родину. В случае согласия вернуться в страну исхода иммигрантам оказывалась материальная помощь (около 30 000 франков), выплачивалось единовременное пособие по безработице и предоставлялась материальная помощь, выделяемая тем предприятием, где они работали (деньги выплачивались по возвращении на родину).
В некоторых случаях можно было говорить о добровольно-принудительном выдворении иммигрантов из страны. Так, меры по депортации были приняты и по отношению к цыганам, приезжающим во Францию из Румынии и Болгарии, незаконно занимающим муниципальные земли и вступающими в конфликты с властями, вплоть до столкновений с полицейскими. В циркуляре МВД от 5 августа 2010 года префектам дается указание «за три месяца ликвидировать незаконные стоянки, прежде всего, лагеря цыган». Добровольно уезжающим цыганам выплачивалось по 300 евро. Большинство цыган соглашалось уехать, так как после ликвидации их стоянок они практически были вынуждены вернуться на родину. С точки зрения юридической Франция имела право высылать цыган, так как граждане этих стран не могут находиться на территории Франции больше трех месяцев, если они не работают или не имеют вида на жительство . Однако оппозиция и правозащитные организации выразили свое неприятие того факта, что репрессивные меры применялись по отношению к определенной этнической группе людей, а не против конкретных преступников.
Кроме того, были приняты внешнеполитические меры по урегулированию проблем иммиграции Стала проводиться единая иммиграционная политика ЕС: Амстердамский договор, вступивший в силу 1 мая 1999 г., перевел под юрисдикцию Сообщества меры в области иммиграции и убежища, прав граждан третьих стран, внешнего пограничного контроля, получения виз, административного сотрудничества в перечисленных областях и судебного сотрудничества в гражданских вопросах. Согласно статье 73 J, именно к компетенции ЕС относится создание механизмов и норм, регулирующих обеспечение контроля за внешними границами; порядок предоставления виз на максимальный срок до трех месяцев», а также определяющих «условия, при которых выходцы из третьих стран могут свободно перемещаться по территории ЕС». Однако в вопросе об охране общих границ и об отмене границ внутри Шенгенской зоны в последнее время возникали некоторые трения. Так, в начале 2011 года в результате волнений и революций в арабском мире и бомбардировки Ливии силами НАТО в Европу, прежде всего в Италию, хлынули беженцы из североафриканских стран, главным образом из Туниса и Ливии. Италия, не в состоянии справиться с наплывом иммигрантов, начала выдавать им разрешение на временное пребывание на территории своей страны. С таким документом беженцы имеют право переезжать в другие государства, подписавшие Шенгенские соглашения. Весной этого же года Франция попыталась перекрыть железнодорожное сообщение с Италией, не желая допустить проникновения на свою территорию огромного числа беженцев. В июле 2011 года европейским лидерам удалось договориться о необходимости усиления системы Европейского агентства управления оперативным сотрудничеством по охране внешних границ стран-участниц ЕС (Frontex). Предполагается также допускать в исключительных случаях возврат к охране государствами своих границ внутри ЕС.
Также начала оказываться помощь странам исхода и стало налаживаться сотрудничество с их правительствами по предотвращению массовой эмиграции из этих стран во Францию: с конца 90-х годов ХХ века программа «соразвитие» ставила перед собой цель помочь бедным странам с привлечением средств иммигрантов, живущих во Франции, а также предполагала решения проблем, связанных с иммиграцией, при поддержке властей стран исхода. Государственная помощь направлялась на создание новых рабочих мест в этих странах с тем, чтобы местное население, получив возможность работать у себя на родине, не стремилось выехать во Францию, в то время как иммигрантов, живущих во Франции, предполагалось приобщать к участию в поддержке экономического развития стран исхода. Закон от 24 июля 2006 года об избирательной иммиграции предусматривал проведение такой налоговой политики, которая стимулировала бы вложения сбережений иммигрантов в развитие своей страны. В этом же году был создан специальный счет – сбережения на соразвитие, а немного позднее – сберегательная книжка с таким же названием. Иммигранты, работающие во Франции, могут поместить на этот счет деньги, и за это часть (вплоть до 25%) общего дохода семьи не облагалась бы налогом. Снять деньги с этого счета можно было только при подтверждении того, что они пойдут на инвестирование в экономику развивающейся страны.
Еще одним шагом на пути решения проблем иммиграции были меры по обеспечению иммигрантам лучших условий для интеграции во французское общество. «Нестабильные городские зоны», населенные главным образом иммигрантами, стали объектом особого внимания властей, которые в приоритетном порядке решали вопросы жилья, трудоустройства, образования в этих районах. 18 января 2005 года был принят закон «о программировании социального сплочения». Закон, по словам министра по вопросам занятости, труда и социального сплочения, предусматривал «неслыханные меры для комплексного решения тех больших проблем, которые ставят под угрозу социальное сплочение страны». Этот документ, на реализацию которого выделялось 2,7 миллиарда евро за период 2005-2009 гг., предусматривал действия правительства по трем основным направлениям.
Важным принципиальным новшеством были шаги по принудительной интеграции иммигрантов. Начиная с 2003 года, правительство шло не только по пути побуждения, но и по пути принуждения иммигрантов к интеграции и принятию западных ценностей. Речь идет о таких принципах, как соблюдение прав человека, равенство мужчин и женщин, восприятие республиканских принципов. Закон от 24.07.2006 «Об иммиграции и интеграции» указывает, что иммигранты, желающие жить во Франции, отныне должны «продемонстрировать знание французского языка» (или хотя бы посещать курсы для его изучения), подписывать с государством контракт об интеграции, где они «признают основополагающие республиканские законы» ; родители-иммигранты были обязаны отдавать своих детей в школу, где последние не только получали бы необходимые знания, но и приобщались бы к французскому образу жизни, республиканским ценностям. 15 марта 2004 года был принят закон о запрете на ношение заметных религиозных символов в государственных школах, обязывающий девочек-мусульманок отказаться от ношения хиджаба в школе. 11 октября 2010 года был принят закон, запрещающий в общественных местах ношение одежды, полностью скрывающей лицо (обычно называемый законом о парандже).
Последние из перечисленных мер подверглись серьезной критике со стороны правозащитных организаций, упрекавших власти в нарушении прав человека, посягательстве на право людей одеваться в соответствии со своими религиозными нормами и обычаями. Некоторые аналитики говорят о парадоксальном «репрессивном либерализме, идущем на принятие принудительных мер во имя либеральных ценностей, представляемых универсальными».
Таким образом, иммиграция поставила принципиальные вопросы перед французским обществом, показав, что курс на защиту национальных интересов не всегда может соответствовать провозглашаемым демократическим и республиканским принципам и в этом случае выбор представляется непростым. Другая сторона вопроса заключается в том, что иммигранты все больше составляют оппозицию французскому государству и обществу, инструментализируя свободы и права человека для достижения своих коммунитаристских интересов, в конечном счете для подрыва республиканской идентичности.
Некоторые меры французского правительства, принятые за исследуемый период, дают конкретные результаты. К их числу можно отнести упорядочивание положение в области предоставления статуса беженцев, сокращение притока семейной иммиграции и злоупотреблений этим каналом проникновения во Францию.
Другие меры, такие, как действия по решению проблем неблагополучных кварталов, то есть борьба с дискриминацией по отношению к иммигрантам из третьих стран, снижение безработицы в проблемных зонах, обеспечение жителям этих зон действительно равных возможностей в устройстве на работу и учебе не могут за относительно недолгий период коренным образом переломить положение, они нацелены скорее на отдаленную перспективу.
Некоторые же шаги французских властей, приводящие к краткосрочным позитивным изменениям, в отдаленной перспективе чреваты расколом или же потребуют необходимого подкрепления. Речь идет о полицейских комплексных мерах по выявлению радикальных исламистских движений и пресечению их деятельности, о борьбе с преступностью и о политике в области помощи развитию стран исхода. На сегодняшний день очевидно, что проблема иммиграции не может быть решена с помощью закрытия границ и полного запрета на въезд иностранцев в страну и что любая иммиграционная политика должна пытаться найти своего рода равновесие между, с одной стороны, открытостью страны для притока новых сил и, с другой стороны, сохранением национального единства и национальной идентичности в долгосрочной перспективе.
На рубеже веков во Франции произошло общее ужесточение политики в отношении иммигрантов. От создания условий для интеграции власти переходят к принудительной интеграции. А императив сохранения французской республиканской идентичности рассматривается как приоритет перед уважением к потребностям иммигрантов.