Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №6, 2012

Живихина И.Б.
Защита права собственности как самостоятельная категория права

Надежное осуществление и защита права собственности на основе конституционных принципов является важной задачей государственной политики на современном этапе развития нашего общества. Успешная ее реализация возможна при условии формирования эффективной правовой политики в рамках совершенствования всего российского законодательства и, в первую очередь, гражданского, регулирующего, в частности, отношения собственности и защиту права собственности. Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, рассмотрим понятия защиты права собственности и ее особенности.

 

Прежде всего, о категории защиты права собственности. Ее целесообразно рассматривать в контексте понятия защиты субъективного права. Существует несколько подходов к определению права на защиту, поскольку юридическая наука невыработала четкого понятия. Несомненно, конкретным отраслям права присущи свои специфические способы защиты, обусловленные различиями в предметах и методах правового регулирования.

Традиционно право на защиту рассматривают в его материально-правовом аспекте: как возможность применения в отношении правонарушителя мер принудительного воздействия.

На наш взгляд, такое понимание защиты права уже понятия защиты права собственности. Во-первых, помимо возможности применения в отношении правонарушителя мер принудительного воздействия, защита права собственности представляет собой возможность собственными правомерными действиями обеспечивать беспрепятственное осуществление указанного права его субъектом, а, во-вторых, осуществление защиты права собственности возможно не только после совершения посягательства, но и в превентивных целях.

Ряд ученых рассматривает возможность защиты права как имманентно присущую ему способность, возникающую в момент возникновения субъективного права. Причем обоснованно утверждается, что принудительный характер субъективного права есть неотчуждаемое качество дозволенного поведения. Возможность прибегать в необходимых случаях к принудительной силе государственного аппарата существует не параллельно с другими, закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственна им самим, так как без этого они не были бы юридическими возможностями.

Другие цивилисты полагают, что право на защиту не есть свойство самого субъективного права, а есть самостоятельное право, хотя и тесно связанное с субъективным правом.

Что можно сказать по поводу приведенных суждений? Защита права собственности не может быть самостоятельным субъективным правом, поскольку органично вписывается в содержание права собственности. Кроме того, при рассмотрении права на защиту в таком качестве мы столкнемся с проблемой классификации гражданских прав и гражданских правоотношений. Поскольку вещные права традиционно реализуются в составе вещных правоотношений, а обязательственные входят в содержание обязательственных правоотношений, право на защиту также должно осуществляться в рамках особого рода правоотношений. В.А. Тархов отмечает, что в литературе довольно широко распространено представление будто бы защита субъективных прав всегда происходит в специально по этому проводу возникающих охранительных отношениях, с чем, по его мнению, нельзя согласиться. Мы тоже не можем согласиться и рассмотрим защиту права собственности с иных позиций. Начнем с определения категории «субъективное право». Ю.К. Толстой понимает субъективное право «как способность к определенному поведению самого управомоченного, а также способность вызывать необходимое для удовлетворения интересов управомоченного поведение других лиц». Существенным недостатком такого определения, на наш взгляд, является то, что оно не дает представления о том, какова структура субъективного права и входит ли в содержание права собственности право на защиту.

Отдельные исследователи, соглашаясь с предложенной дефиницией субъективного права, считают целесообразным включить в его содержание «возможность прибегнуть в необходимых случаях к содействию принудительной силы государственного аппарата для осуществления должного поведения обязанных лиц». О.С. Иоффе, указывает, что «возможность прибегнуть в необходимых случаях к принудительной силе государственного аппарата существует не параллельно с другими закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственна им самим, так как без этого они не были бы юридическими возможностями». По определению С.Н. Братуся субъективное право — «это мера возможного поведения, обеспеченная законом и, тем самым, соответствующим поведением обязанных лиц». С теми или иными оговорками данное определение признано многими цивилистами, в том числе и нами.

Полагаем, что содержание субъективного права собственности с материально-правовой точки зрения представляет три группы возможностей:

  • а) собственник может прикладывать определенные усилия для достижения позитивного интереса, то есть владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в соответствии со ст. 209 ГК РФ;
  • б) может защищать свое право самостоятельно как посредством самозащиты, так и посредством применения мер оперативного воздействия;
  • в) может требовать защиты права собственности юрисдикционными органами путем применения мер принудительного воздействия.

Материально-правовое содержание права на защиту включает в себя:

  1. Возможность управомоченного лица использовать дозволенные законом средства, принудительного воздействия на правонарушителя, защищать принадлежащие ему права собственными действиями фактического порядка (самозащита).
  2. Возможность применения управомоченным лицом в отношении обязанного лица так называемых «мер оперативного воздействия» или «мер близких к самозащите».

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что защита права собственности обеспечивается не только в форме юрисдикционной деятельности соответствующих органов, но и действиями самих заинтересованных лиц в правоотношении, то есть действиями управомоченного или обязанного лица. Защита права в этих случаях достигается в результате действий фактического порядка и протекает вне юрисдикционной (процессуальной) формы. Ряд авторов отмечает, что при этом возникает охранительное материальное правоотношение, однако с этим мнением мы не можем согласиться.

Дело в том, что по справедливому мнению В.Ф. Яковлева, защита нарушенных субъективных прав происходит либо в рамках правоотношений собственности, либо обычных обязательственных правоотношений, и лишь в тех случаях, когда меры защиты вещных прав являются непригодными, а применение мер защиты обычных обязательственных прав невозможно, нарушение субъективного права послужит юридическим фактом возникновения специальных правоохранительных отношений. Небезынтересно и мнение В.А. Тархова, указывающего, что правоохранительное отношение не может возникать внутри обычного правоотношения; в рамках одного материального правоотношения разрешаются все споры и осуществляется в необходимых случаях защита.

Поскольку понятие защиты права собственности в качестве составной части субъективного права собственности является ключевым следует сформулировать его определение. В науке гражданского права защитой права называют меру дозволенного поведения управомоченного лица, выраженную в возможности самостоятельно или посредством юрисдикционных органов применить в отношении обязанного лица меры государственно-принудительного характера с целью устранения препятствий в осуществлении субъективного права либо восстановления его в прежнее положение или наказания за нарушение. Полагаем, что данное определение в большей степени учитывает представление о праве собственности как самостоятельном субъективном праве, поэтому следует внести заметные коррективы, формулируя понятие защиты права собственности.

По нашему мнению, под защитой права собственности следует понимать предоставленную в рамках права собственности возможность самостоятельно либо посредством применения мер государственно-принудительного воздействия обеспечить беспрепятственное осуществление правомочий собственником.

Действия по защите права собственности следует считать актами реализации субъективного права собственности, включающими в необходимых случаях, деятельность правоприменительного характера. Только таким образом она выступает одним из элементов механизма правового регулирования права собственности. Защита права собственности в качестве элемента механизма правового регулирования представляет собой правомерную деятельность управомоченных лиц и компетентных органов по реализации субъективных прав и охраняемых законом интересов в случаях, когда последние кем-либо оспариваются или нарушаются.

Важное значение приобретает установление содержания структуры и особенностей защиты права собственности.

В качестве содержания права на защиту называют:

  • объект защиты;
  • способ защиты – средства, которыми осуществляется защита;
  • форма защиты;
  • порядок защиты, то есть те процессуальные средства защиты, которые управомоченное лицо может использовать в рамках той или иной формы.

Несколько иное содержание имеет право на защиту в представлении Е.А. Суханова. Оно включает:

  • а) само содержание правоохранительной меры;
  • б) основания ее применения;
  • в) круг субъектов, уполномоченных на ее применение;
  • г) процессуальный и процедурный порядок ее применения;
  • д) материально-правовые и процессуальные права субъектов, по отношению к которым применяется данная мера.

Поскольку ранее нами было высказано мнение, что право на защиту является лишь одной из возможностей предоставленной собственнику, полагаем, не следует включать в содержание права на защиту объект защиты (поскольку он совпадает с объектом права собственности и является объектом соответствующего правоотношения), а также материально-правовые и процессуальные права субъектов, по отношению к которым применяется данная мера (указанные права также входят в содержание соответствующих самостоятельных материальных либо процессуальных правоотношений, которые в данном случае не возникают). Введение порядка защиты дублирует, по нашему мнению, форму защиты, которая заключается в определенной процедуре осуществления защиты, как впрочем, и круг субъектов, который должен определяться с учетом их компетенции в сфере правоприменительной либо иной правореализующей деятельности.

Учитывая иные высказанные представления о структуре права на защиту, а также легальные понятия, содержащиеся в гражданском законодательстве, в содержание защиты права собственности, по нашему мнению, входят следующие элементы:

  1. способ защиты в контексте ст. 12 ГК РФ. Это закрепленная или санкционированная законом правоохранительная мера, посредством которой производится устранение нарушения права и воздействие на правонарушителя;
  2. форма защиты, так как способ защиты может применяться в определенном процессуальном или процедурном порядке.

Конкретизируя указанные элементы в отношении защиты права собственности, отметим, что она осуществляется всеми универсальными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, поскольку является частным случаем защиты субъективного права, за исключением самозащиты. Следует согласиться с мнением, что самозащита является формой защиты права собственности. Следовательно, способами защиты права собственности являются: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом.

Из перечня способов защиты, регламентированных ст. 12 ГК РФ мы также исключили исполнение обязанности в натуре, поскольку корреспондирующие обязанности лиц, нарушающих право собственности, носят исключительно пассивный характер.

Помимо названных способов используются специальные – вещно-правовые способы защиты права собственности.

Формами защиты права собственности являются:

  • юрисдикционная, которая осуществляется судом при подаче вещно-правовых и обязательственно-правовых исков;
  • неюрисдикционная, которая осуществляется самостоятельно управомоченными субъектами без обращения к государственным органам.

Итак, в заключение сделаем следующие выводы.

Право на защиту следует рассматривать в нескольких аспектах: в материально-правовом смысле, как элемент механизма правового регулирования, и как способ воздействия на участников правоотношений.

Правом на защиту в материально правовом смысле является предоставленная в рамках права собственности возможность самостоятельно либо посредством применения мер государственно-принудительного воздействия обеспечить беспрепятственное осуществление правомочий собственника. В качестве элемента механизма правового регулирования защита права собственности представляет собой правомерную деятельность управомоченных лиц и компетентных органов по реализации субъективных прав и охраняемых законом интересов в случаях, когда последние кем-либо оспариваются или нарушаются. В этом случае содержание права на защиту составляют два элемента: способ защиты, которым является правоохранительная мера, направленная на устранение нарушения права и воздействие на правонарушителя, и форма защиты, в которой данный способ реализуется.

Однако наиболее значимым с точки зрения теории является определение защиты как особого способа правового воздействия на участников правоотношений. Такого рода воздействие может осуществляться либо в рамках использования прав субъекта, либо посредством осуществления правоприменительной деятельности.

При этом защиту права собственности как правовую категорию следует рассматривать в рамках существующего правоотношения собственности, а не как самостоятельное правоотношение. Объединяя указанные выше категории, защиту права собственности целесообразно определять как предоставленную в пределах субъективного права собственности возможность самостоятельно или посредством применения мер государственно-принудительного воздействия обеспечить беспрепятственное осуществление собственником его правомочий.

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба