Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №1, 2012

Галумов Э.А.
Процесс идет, проблемы зреют...

Прошедшие в декабре прошлого года выборы в Госдуму Российской Федерации растормошили не только муравейник российского электората, полусонные политические элиты страны, но и пробудили давно почившую на лаврах власть. Кажется, в Кремле и Белом доме осознали, что предстоящие в начале марта выборы Президента РФ уже не удастся провести по стандартным для "нулевых" годов сценариям, что пора, как говорится, скорректировать социально-политические и информационно-психологические схемы взаимодействия с широкими слоями избирателей – в плане реального обсуждения явно обнаруживших себя проблем и нахождения каких-то компромиссов.

В январе определилась "пятёрка" участников президентской гонки. В ней, как и во всех прошлых кампаниях, имеются ярко выраженный фаворит, несомненный аутсайдер и "вечные кандидаты", исповедующие "олимпийский принцип политического пиара": участие – важнее победы!

Российское телевидение вполне сносно организовало демонстрацию теледебатов между претендентами. Основной кандидат по традиции всё ещё уклоняется от публичных "дуэлей" в прямом эфире, тем не менее, его мнение по всем "горизонтам" будущей работы в Кремле чётко обозначено в целом ряде обстоятельных публикаций в российской прессе.

Процесс, что называется, идёт полным ходом… Понятно, что в центре внимания претендентов на высший в стране пост – интересы государства и сограждан… И всё же, когда слушаешь телеполемику между соискателями президентских регалий или читаешь их программные опусы, возникает ощущение, что они не совсем целостно представляют себе "объекты" своего будущего управления. То есть какие-то детали знают хорошо, однако системного взгляда на социально-институциональный организм России, по большому счёту, никто из них не демонстрирует.

В немалой степени это объясняется, видимо, тем, что в "орбите притяжения" российской власти и аффилированных с нею официальных и полуофициальных общественных структур нет так называемых Think Tank-ов – "фабрик мысли", которые давно уже действуют в Америке и Европе. Неискушённому человеку, скорее всего, покажется, что занимаются они абстрактной проблематикой. Ну, например, так называемым "футуристическим программированием", которое на деле означает конструирование параметров и методик "переконфигурирования" заказанного для "обработки" объекта. "Заказчиком" обычно выступает правящая элита глобального авангарда; "объекты" – отдельные государства или целые регионы, где ситуация не контролируется вождями глобализма, контролируется в недостаточных объёмах или нуждается в серьёзной "корректировке"… Об эффективности деятельности Think Tank-ов свидетельствует, например, молниеносно проведённое в прошлом году "переформатирование" по сценарию "цветных революций" ряда стран Магриба, которые десятилетиями пребывали в состоянии "социальнополитического анабиоза" и казались всем незыблемыми оплотами авторитарной стабильности, освящённой к тому же вековыми религиозными догматами. Но час пробил – и мир увидел, как легко рассыпаются эти "песчаные колоссы" под виртуозно спланированными атаками извне – сначала информационными, а затем…

Впрочем, ближневосточная "спецоперация" ещё далеко не завершена. "Не улажен" пока "вопрос" с Сирией, плавно перетекающий в "глобальную проблему" западноевропейского сообщества – Иран… Привлечённые в этой связи нашим журналом эксперты убеждены, что в "боевой взвод" переведены военные машины НАТО, Израиля, Турции, некоторых других региональных игроков, предпочитающих оставаться "в тени" своих "звёздно-полосатых" кураторов.

Указанные примеры отлично демонстрируют действенность рождённой в тиши "фабрично-мыслительных" офисов стратегии "управляемого хаоса", "точечным" инструментом которой стали с недавних пор не полноценные "информационные войны", имевшие место в недалёком прошлом, а "всего лишь" локализованные по месту и времени "информационные операции". Смена названий, как легко догадаться, призвана маскировать "глобальный интерес" глобальных фигурантов к тем или иным "щекотливым" обстоятельствам уже проанонсированных "премьер" глобального "театрального сезона" этого года.

Чтобы понимать, "кто за что бьётся" и чьи интересы защищает, в первую очередь как раз и следует определиться с терминологией. "Государство" и "государственность" сейчас не совсем то, чем они были до наступления "глобально-информационной" эры. Мы должны чётко представлять себе их новый "формат", для чего в первую очередь необходимо, как выразился гость этого номера Евгений Сатановский, "включить мозги". От себя добавлю лишь одно пожелание – и не выключать их, поскольку с "отключенным мозгом" в наше неспокойное время очень легко можно превратиться в "добычу" или "подкормку" организаторов (и фаворитов!) глобально-институциональной "информационно-пищевой цепочки".

Кому-кому, а российской власти расслабляться нельзя никак. В Москве аккурат накануне президентских выборов обновился состав дипломатической миссии США. В посольском кабинете обосновался признанный в Америке и за её пределами специалист по проведению "информационных операций" и "цветных" пертурбаций Майкл Макфолл. Не мог не обратить на себя внимание один из первых его шагов – стремительная и покрытая "мраком тайны" встреча с вождями и активистами несистемной оппозиции, а также примкнувшей к ним части оппозиционеров-"системников".

Акция не оставляет сомнения в характере предстоящей деятельности нового посла. И хотя "неудержимый Майкл", разумеется, объяснил свой не очень стандартный по дипломатическим меркам ход по-человечески понятным желанием немедленно посодействовать развитию демократии в России, всё-таки сложилось стойкое впечатление, что страну нашу за океаном окончательно лишили статуса "великой державы" и, соответственно, не собираются ограничивать свои инициативы официальным протоколом… Сам по себе печальный факт этот, наверное, должен как-то мобилизовать нашу властную элиту, которой давно пора приступить к более рациональной и разумной, изобретательной и разнообразной созидательной деятельности внутри страны и за её пределами.

В принципе, императивы преобразовательной программы прописаны в статьях кандидата в Президенты РФ Владимира Путина, но там опущена важная часть – механизмы претворения в жизнь предлагаемых новаций. Конечно, премьер-министр не мог напечатать всё, поскольку тогда обязательно нашлись бы "ревнители духа и буквы российской конституции", которые обвинили бы его в преднамеренном "фальстарте" – начале агитационной кампании до официальной "отмашки" Центризбиркома. И было бы очень хорошо, если бы причина крылась только в этом! Однако можно с большой степенью вероятности предположить, что указанные механизмы пока только изучаются или же находятся в стадии проектирования, которая по доброй российской традиции имеет свойство растягиваться, иногда – до бесконечности. Если раньше "метод решения" насущных вопросов "политического общежития" путём ловкого уклонения от них после завершения выборных кампаний применялся легко и непринуждённо (даже как бы подразумевался сам собой!), то с ростом гражданской активности и протестных настроений, думается, от него придётся отказаться – во всяком случае, на некоторое время. Следовательно, от практических действий по оптимизации институциональной и социально-политической сфер государства в ближайшем будущем не уйти.

Есть, впрочем, и хорошее для властных интеллектуалов известие. Опыт других стран (зачастую расположенных рядом или неподалёку!) показывает, что российским специалистам нет нужды изобретать нечто принципиально новое. Большая часть самых острых наших проблем изучена и имеет продуктивную статистику разрешения теми или иными участниками глобального мирового сообщества.

Взять ту же внутрироссийскую интеграцию, предполагающую решительный снос виртуальных, но от этого не менее опасных "берлинских стен" между "центральной Россией" и её нестабильными окраинами (в первую очередь, конечно, имеется в виду депрессивный Северный Кавказ, которому мало в чём уступают иные национальные республики, да и Сибирь с Дальним Востоком). Об этой интеграции можно наговорить много разных слов, предложить кучу "самых чудодейственных" рецептов собственного, так сказать, изобретения… А можно воспользоваться опытом Германии, которая уверенно залечивает раны своего сорокалетнего разделения. Безусловно, до окончательного "замирения" там ещё далеко, острых вопросов хватает – однако налицо государственная воля заниматься ими сознательно и целеустремлённо пока не будет достигнут нужный результат... Как раз такой планомерности и целеустремлённости, судя по многим признакам, не хватает Москве.

В перспективной повестке обновляющейся России особой строкой прописан пункт "евразийская интеграция". Говорится о ней давно, практические шаги в этом направлении даются с огромным трудом, но затягивать с ними дальше просто нельзя! Потому что "великий передел" глобального мира вступил в завершающую стадию, и у нас остался может быть последний шанс подтвердить свой "великодержавный потенциал", под которым подразумевается не стремление к реанимации империи в любом её виде, а исторически присущая России миссия создавать и опекать страновые объединения к общей пользе всех их участников. Формирование евразийского пространства поэтому – исключительно важный тренд, в рамках которого могут быть надёжно защищены военно-политические и социально-экономические национальные интересы всех участников СНГ, которые согласятся присоединиться к проекту.

В последние годы практически "прописалась" в "текущей повестке дня" тема необходимости модернизации российского научно-исследовательского и производственного потенциалов. Рассуждений, совещаний, докладов и семинаров по данному поводу – вагон и маленькая тележка, так что "модернизационная фишка" стала больше смахивать на навязчивый идефикс… Но ведь не мы первые выбрали этот путь. Идёт по нему абсолютное большинство государств планеты – в том числе все ведущие страны Юго-Восточной Азии, уже продемонстрировавшие и продолжающие демонстрировать замечательную динамику производственно-экономического развития. Очевидно, у них есть чему поучиться. И в этом смысле исключительно важно наладить прямые взаимовыгодные отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона… Предстоящий саммит АТЭС во Владивостоке создает очень хорошее "поле взаимного притяжения" для таких контактов – при соответствующей интеллектуальной и организационной подготовке к нему.

Здесь упомянута лишь часть проблем, волнующих сегодня россиян. Их и многие другие вопросы подробно исследуют авторы этого номера "Мира и политики". В информационном мире по-прежнему крайне важно владеть собственным "молотом", формирующим "раскалённое железо потенциальных возможностей", и своё место у "наковальни глобальной перспективы", на которой отрабатывают мастерство глобальные "молотобойцы" XXI века. Россия по праву входит в их список, но подтверждать это своё право ей необходимо постоянно.

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба