Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №12, 2014
Этнические столкновения в американском Фергюсоне (штат Миссури), вызванные убийством безоружного чернокожего Майкла Брауна белым полицейским Дарреном Уилсоном, превратили небольшой городок в зону масштабной уличной войны. Полицейские и военные, вооруженные автоматическим оружием, отступающие перед напором сотен чернокожих молодых людей, заставили американские СМИ заговорить о машине времени. США будто вернулись в конец 1960-х годов, когда напряжение между темнокожим и белокожим населением страны каждый год выливалось в масштабные столкновения с десятками смертей. Как будто не было убийства проповедника Мартина Лютера Кинга, говорившего о любви, пожавшего ненависть и заставившего американское общество задуматься о том, действительно ли права человека должны зависеть от цвета кожи.
Фергюсон пережил уже две волны насилия: в августе, когда произошло убийство, и в ноябре, когда суд оправдал полицейского, застрелившего безоружного. Первая волна действительно выглядела спонтанным выбросом возмущения со стороны афроамериканцев, уставших от ущемления своих прав. Ксенофобия в принципе характерна для небольших городов с четко разделенными этническими общинами. Примеров тому масса — и США не самая чудовищная страна в этом смысле.
В том числе поэтому выглядит странно вторая волна насилия в Фергюсоне, не утихшая к моменту сдачи декабрьского номера «МП». Беспорядки возобновились практически сразу, без «раскачки» общественного гнева.
Это дает повод порассуждать о возвращении силовых методов давления в американскую политику. Сегодня предпосылки для этого есть: республиканцы завоевали большинство в обеих палатах конгресса, вызвав очевидное раздражение демократов во главе с Бараком Обамой. Кстати, афроамериканцем.
В советское время выступления в Фергюсоне получили бы мгновенную и горячую поддержку со стороны Москвы, которая использовала любую историю про угнетение прав за рубежом в своих политических интересах. Сегодня Кремль молчит, и только провластные отечественные СМИ разносят в пух и прах белокожий американский истеблишмент. Как трактовать бессловесность властей РФ в этом контексте — другой повод для увлекательной конспирологии.