Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №4, 2015
Российские олигархи могут бодриться сколько угодно, но самое страшное слово в их жизни – это санкции. Рассматривая Россию только как источник денег, бизнесмены привыкли проводить время за рубежом. С Западом они связывают будущее своих детей, на Западе отдыхают, да и живут, там – недвижимость, кухня, достойная внимания, круг друзей, здесь, в России, – ничего. Запад знал, куда метит, когда вводил персональные санкции. Под них попали некоторые, но испугались все. Стоит ли удивляться, что в тяжелую годину испытаний олигархи заняты спасением своих состояний, а вовсе не поддержкой того режима, который дал им возможность «заработать»? Мы поговорим и о тех, кто попал под санкции, и о тех, кто сделал все, чтобы под ними не оказаться. Ведь те и другие молчат. Этой публикацией мы открываем рубрику «Молчание олигархов», так что не радуйтесь, товарищи капиталисты, если не увидите сегодня рассказа о себе. Увидите в следующем номере.
Если посмотреть на список русского Forbes, окажется, что на самом деле против его крупнейших фигурантов никаких санкций формально нет. В первой пятерке вообще никого, потом на шестом месте обнаруживается Геннадий Тимченко, и дальше опять очень долго никого. С Тимченко и начнем.Уже 20 марта 2014 года США объявили о том, что против банка «Россия» вводятся санкции. Банк считался личным банком президента России Владимира Путина, Тимченко рассматривался всего лишь как казначей. Чтобы вывести из-под санкций другой актив, трейдерскую компанию Gunvor, через которую, как сочли в США, российские чиновники продают нефть, Тимченко мгновенно продал 44% Gunvor партнеру, иностранцу Торбьорну Торнквисту.
Тимченко прессуют только США, под санкции ЕС он не попал. Тем не менее, в августе этот непубличный предприниматель признался, что ездить за рубеж побаивается:
- Семья вот отправилась на лето на юг Франции, где мы традиционно отдыхаем каждый год, а я оказался отрезан от всего этого. От родных, от любимой собаки… - сказал он в интервью ИТАР-ТАСС.
Он якобы летает теперь чартерными рейсами. Американская авиакомпания Gulfstream отказалась обслуживать его бизнес-джет G650. Он закрыл свои карты Visa и MasterCard – теперь у него карта китайской системы Union. Потому что средства, которые находились под юрисдикцией США, власти США заморозили, карты стали бесполезными.
- Мне Владимир Владимирович давно уже рекомендовал оспаривать их (санкции), я пока не хочу, это бесполезно. На мой взгляд, это политическое решение, это решение не против меня, а против Путина, - стоически заявил Тимченко в интервью РИА-Новости.
Геннадий Тимченко:
- Санкции проявляются самым причудливым образом. Скажем, компания Gulfstream перестала выполнять договорные обязательства, прекратив полеты моего самолета, купленного у нее же за немалые деньги. Gulfstream запрещены любые контакты со мной, они не могут обсуждать ни следующие поставки уже заказанных самолетов, ни работу этого. Техника не обслуживается, стоит на приколе.
(Из интервью ИТАР-ТАСС)
Но, похоже, не все так плохо у г-на Тимченко. Чартерные рейсы, которые приходится заказывать, чтобы полететь к любимой собаке – это, вероятно, все тот же горячо любимый личный самолет, только поменявший окраску. Самолет, как выяснили журналисты, обслуживается оператором из Словении Elit’Avia, с февраля 2015 года борт получил право летать на Мальту. Оператор сообщает, что этот самолет выполняет чартерные рейсы по заказу любого желающего. Но поразительно, что именно этот борт в реальности забронировать невозможно, даже если у вас очень большие деньги. Нужно связываться с руководством авиакомпании. Журналисты под прикрытием пробовали – отказ. Таким образом, есть подозрения, что Тимченко продолжает им летать, но – как бы арендует. Словенцы люди свои, понимающие.
Итак, борт прописан на Мальте, а в августе прошлого года Минфин России инициировал вывод Мальты из черного списка офшорных зон. Отныне хранить свои средства на Мальте не считается в России преступлением. И деофшоризация, объявленная президентом, средств на Мальте не коснулась. Это просто инвестиции, детка. Так что дело даже не в близости Южного берега Франции, где привыкла отдыхать семья. Дело в близости кошелька. Который, вероятно (хотя прямых доказательств нет), именно на Мальте находится.
Недалеко от Мальты и до Игоря Коломойского. Неожиданно? Вот что сам Тимченко говорит про это в интервью ИТАР-ТАСС:
«- Один из тех, кто заправляет там (в Украине, – МП) сейчас, практически мой сосед по Женеве.
— Который?
— Коломойский. У нас дома неподалеку. Мы не знакомы, но столько слышал об этом господине, что... Рассказы не для печати, а скорее для следственных органов.
— С Владимиром Владимировичем говорили на эту тему?
— Ну что вы! Во-первых, мы видимся не настолько часто, как многие думают, во-вторых, никогда не лезу в сферы, в которых не разбираюсь. Я не политик и не считаю возможным высказываться по таким вопросам».
В самом деле, с Путиным о таком соседстве лучше не говорить. Путин весной прошлого года назвал Тимченко настоящим патриотом, который страдает за свой патриотизм. Зачем разубеждать президента. Ведь без покровительства власти бизнес может и развалиться. Как это случилось у экс-мэра Москвы Юрия Лужкова и его гениальной жены Елены Батуриной.
Юрий Лужков еще в начале 2000-х стремился вернуть Крым России. Казалось бы, после того, как это на самом деле случилось, он должен возрадоваться, цель его жизни достигнута. Но поразительно, что случилось в реальности. В марте прошлого года, сразу после возвращения Крыма, Лужков выступил с инициативой взять строительство моста через Керченский пролив на себя. То есть на Батурину. Получил отказ (на самом деле, это предложение даже не рассматривалось всерьез). И… потерял к Крыму всякий интерес. В апреле прошлого года демонстративно отказался участвовать в крымских выборах – не достоин, дескать. И после этого ни единого заявления о Крыме. Получается, вся многолетняя борьба за возвращение полуострова была не «имперским проектом» харизматичного Лужкова, а просто бизнес-проектом? Хотел, чтобы жена очередные заказы получила? А нет заказов, нет и имперства?Между тем, заказы Батуриной очень нужны. Когда Юрий Лужков лишился доверия президента России, ее состояние оценивалось в $3 млрд. Сразу после того, как из страны пришлось бежать (ей, а за ней и Лужкову, хотя последний мог бы оставаться в России), – сузилось до $1 млрд. Теперь, наверное, еще меньше. Ведь все проекты Батуриной на Западе терпят неизменный крах. Куда делась ее гениальность? Не помогают родные стены, а точнее, государственные заказы.
Сначала Батурина стала строить сеть отелей в Марокко, но ее, женщину, которую боялась вся Россия, про которую журналисты, опасаясь расправы, страшились писать хоть одно нехорошее слово, «кинули» партнеры. Потом она ввязалась в управление отелями в Австрии и Ирландии. В результате отель Grand Tirolia ходит чуть ли не в лидерах убытков в Европе, минус 10 млн евро за прошлый год. А ведь были времена, когда каждый пластиковый стаканчик в стране был произведен Батуриной. Когда невозможно было проехать по России, чтобы не натолкнуться на ферму Батуриной, где, естественно, сидели эффективные хозяйственники. Лужков недоумевал, как у нее так ловко все получается, вот что значит талант! Но таланта теперь не хватает, чтобы управлять каким-то отелем. А Лужков забыл о Крыме, о своих выступлениях в Севастополе, и даже о троллейбусах, которые он «дарил» Севастополю, чтобы размещать на них наглядную агитацию имени себя, тоже забыл. Крым не наш для Лужкова.
Как только Юрию Лужкову отказали в доверии, тут же оказалось, что Банк Москвы, в котором некогда держали зарплатные карты правительственные чиновники, далеко не так хорош, а его главе Андрею Бородину пришлось даже бежать из страны. Прихватив с собой немало денег. Сумма, с которой Андрей Бородин покинул пределы страны, – миллиард рублей – кажется смешной после ареста губернатора Сахалина, у которого миллиард просто лежал дома, на конфеты. Возможно, это лишь то, что удалось доказать. В самом деле, позднее следствие пыталось обвинить Бородина в хищении еще с десяток миллиардов, но доказать его вину стало трудно: Великобритания, в которой скрылся Бородин, выдавать России беглеца отказывается. А с тех пор, как он получил политическое убежище, выдача ему не грозит никогда. Как и в случае с Еленой Батуриной, талант бизнесмена покинул Бородина, едва его самолет скрылся из зоны видимости локаторов Шереметьево. Хотя на огромный особняк деньги пока есть (вы все еще верите, что речь о жалком миллиарде рублей?), приходится поджиматься. Вот что рассказывает его жена Татьяна, в интервью «КП»:- Все ожидали от нас, русских, вечеринок, бани, медведей, салютов. Но мы живем тихо, шаг за шагом выстраивая свою жизнь, общаемся с правильными людьми.
Благотворительность, о которой Татьяна далее говорит с придыханием, – немаловажная часть правил игры для получения политического убежища. Кому помогает Бородин? Может быть, жителям Новороссии, которым помощь в самом деле нужна? Татьяна об этом не говорит.
Зато в самом Бородине проснулся талант политического деятеля.
- До тех пор, пока в стране существует нынешняя власть и нынешний режим, я не питаю иллюзий насчет своего возвращения в страну, - заявляет он в интервью телеканалу «Дождь», затем расписывая весь джентльменский набор обвинений, венцом которого служит дефиниция «сталинский режим».
Причем, как следует из намеков самого Бородина, уже в Лондоне его изрядно пощипали люди Елены Батуриной. Спрашивается, зачем еще нужны какие-то санкции, если российские олигархи сами друг друга в состоянии съесть?
О том, как далеко может зайти фантазия олигархов, спасающих свои средства, лучше всего говорит история с главой АФК Система Владимиром Евтушенковым. У кого-то еще остались сомнения, что предприниматель инспирировал осенью прошлого года дело сам против себя, чтобы выставить себя жертвой режима и не угодить под санкции? Возможно, еще остались. Ведь не мог так поступить верноподданный своей страны, прекрасно зная, что своими действиями он устроит панику на бирже и усугубит тяжелое состояние, в котором находится экономика родины? Нет, не мог. Но если один из директоров Системы – британский лорд Питер Мандельсон, возможны варианты. Тут ведь вопрос в том, а зачем в директорах понадобился лорд? Ради каких таких его бизнесовых заслуг?
- Преследование Евтушенкова выглядит странно. Он преследуется подчеркнуто унизительно, но при этом так, чтобы не лишить его дееспособности: возможности встречаться, говорить по телефону, общаться. Обычно в таких ситуациях человека либо полностью изолируют, сажая в тюрьму, либо не трогают вообще.
(Из интервью порталу «Сноб»)
Политологи предполагали, что арест Евтушенкова был инспирирован некими государственными рейдерами, которые хотели взять управление компанией на себя. Но Евтушенков вышел на свободу, ничего в его компании не поменялось, зато теперь трудно представить, чтобы против Системы Запад объявил санкции. То, что после освобождения Евтушенкова силовики принялись активно прессовать экс-главу Башнефти Урала Рахимова, можно считать приятным (для кого-то) побочным эффектом этого дела.
Интересно на самом деле другое. В феврале Система попала в список системообразующих предприятий (занятная тавтология). Теперь она получит деньги из бюджета, даже если вокруг все будет гореть и падать. Вчера под домашним арестом в Жуковке (страшная мера пресечения), сегодня – безграничное доверие власти, которой нужны компании, не попадающие под санкции ни при каком раскладе. Казалось бы, Евтушенков должен быть благодарен властям, не сделавшим из него «второго Ходорковского», а, напротив, давшим его компании гарантию выживания.
Благодарность могла бы заключаться в отказе от работы с Украиной. В реальности все немного не так. Когда Евтушенков руководил компанией из-под домашнего ареста, начались странные игры вокруг дочки Системы в Украине, Nvision Ukraine. В прессу были подброшены «утки» о скором банкротстве компании, в ней начались показательные увольнения. Но журналисты быстро разобрались, что происходит. Если раньше компания контактировала напрямую с Москвой, теперь выстроена прокладка в виде компании «Ситроникс Телеком Солюшнс Украина», которая работает на подразделение в Чехии и уже через Чехию связана с Россией. Возникает вопрос, зачем Системе понадобилось маскировать свое участие в украинском бизнесе? Не прекращать работать с Украиной, а именно маскировать?
Для СМИ не секрет, что успехи Системы в Украине были бы невозможны без личной дружбы Евтушенкова и бывшего президента этой страны Виктора Януковича. Например, по данным прессы, Евтушенков через цепочку фирм владел даже компаниями, которые обслуживали резиденцию Януковича Межигорье. Это объясняет поддержку Евтушенковым Константина Малофеева – предпринимателя, который финансировал политические операции в Крыму и вроде бы в Новороссии и стал объектом жестких санкций. Почему бы не помочь другу Януковичу, которого выгнали из страны? Но это объясняет и многое другое.
Тесная связь с Малофеевым делала Евтушенкова прямым претендентом на следующий тур санкций. Лучше посидеть под домашним арестом, чем попасть под санкции. Заодно, замаскировав свое участие в украинском бизнесе, можно продолжать работать в Украине, где правят люди, чуть не убившие твоего друга и покровителя Януковича. Ничего святого?
Кто попал под санкции
Список США
Кто ждет санкций
ЕС и США, как правило, не анонсируют свои планы, но на счастье говорливым оказывается «как-бы-оппозиционер» Алексей Навальный. Он опубликовал статью в The New York Times «Как наказать Путина», в котором предлагает Западу свой список опальных олигархов. Учитывая, что Запад Навальному верит, указанным товарищам пора готовиться на выход с вещами.