Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №4, 2015

Александра Авдеева
Культ кувалд

Культ кувалд
© 

Разрушение боевиками ИГ древних памятников музея Мосула оказалось лживой пиар-кампанией

26 февраля мир стал свидетелем новой пиар-кампании террористической группировки «Исламское государство» (ИГ), снискавшей себе мрачную славу кровавым ультрарадикализмом и страстным желанием продемонстрировать свой ультрарадикализм всему миру. На этот раз «нравоучительный» ролик, распространенный террористами в интернете, демонстрировал не обезглавленных журналистов, массовые расстрелы или сжигание людей заживо, однако видеопослание не стало от этого менее страшным: казнены оказались не люди, а человеческая история. Впрочем, как выяснилось ближе к концу марта, ИГ занимались не уничтожением «идолов» во имя Аллаха, а просто циничным бизнесом.

Мужская работа

На 5-минутном видео мужчины, вооруженные кувалдами, болгарками и перфораторами, уничтожают экспонаты Мосульского музея – второго по величине (после Иракского национального музея в Багдаде) в стране и некогда одного из наиболее значительных историко-археологических музеев региона. Древние статуи богов и героев сбрасываются с постаментов и разбиваются, лицо хорошо знакомого любому советскому школьнику по репродукции в учебнике истории крылатого быка-шеду уничтожается с помощью циркулярной пилы. Смысл послания прозрачен: тысячелетнее наследие Вавилонии не имеет для «воинов Аллаха» ни исторической, ни материальной ценности. Любым памятникам, противоречащим законам шариата (прежде всего, изображениям людей), нет места в том будущем «идеальном мусульманском мире», за который так истово сражается ИГ. Мосул был захвачен боевиками ИГ летом прошлого года.

В середине марта Национальный музей Багдада подтвердил: подлинники сокровищ из Мосула не разрушены боевиками ИГ, а находятся в Багдаде. В скором времени их можно будет увидеть в экспозиции

Разрушение радикальными исламистами объектов мирового культурного наследия, к сожалению, не ново. Многие помнят, как в 2001 году талибы взорвали две гигантские статуи Будды в Бамианской долине Афганистана. С одной стороны, уничтожение религиозных артефактов с изображениями немусульманских божеств находится в русле исламской традиции иконоборчества. С другой, это отношение к памятникам культуры — далеко не самое распространенное в исламском мире. Разрушение Бамианских Будд вызвало широкий протест со стороны политических и религиозных лидеров исламских стран. Иран заявил тогда, что решение талибов, хоть и принятое во имя ислама, бросает тень на религию. Муфтий Египта Наср Фарид Уасель провел параллель между Буддами и памятниками Древнего Египта, много веков бережно хранящимися на египетской земле, которые представляют собой лишь отображение истории, никак не могущее повлиять на мусульманскую веру. Даже Пакистан, давний союзник Талибана, оказывавший движению финансовую помощь, подверг критике уничтожение статуй.

Бамианские Будды – яркий пример исламского доктринального плюрализма. Единого мнения относительно немусульманских произведений искусства и предметов культа в исламе нет, и различные религиозные школы в разное время решали этот вопрос по-разному, руководствуясь не только законами Корана, но и собственными интересами. Свои интересы – и отнюдь не только «высокодуховные» – есть и у руководителей ИГ, и события в Мосуле – тому доказательство.

Духовные интересы

С лета 2014 года, то есть с момента широкомасштабного наступления ИГ в Ираке и Сирии, представители Совбеза ООН, ЮНЕСКО и Интерпола обвиняют террористов в нелегальной торговле предметами искусства. Генсек Интерпола Юрген Шток заявил, что черный рынок произведений искусства приносит преступникам ничуть не меньший доход, чем незаконная продажа оружия. Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова призвала правительства, музеи мира и частных торговцев антиквариатом быть предельно бдительными в отношении предметов старины, которые могут поступить к ним от лиц, занимающихся разграблением иракского культурного наследия. По инициативе Боковой Совбез ООН принял резолюцию, запрещающий любую торговлю предметами искусства из Ирака и Сирии.

Схема действий боевиков проста: через посредников продавец выходит на состоятельного коллекционера на Западе, в арабских странах, в Юго-Восточной Азии. Часто предметы покидают территорию, занятую ИГ, через слабо защищенную ливано-сирийскую границу, однако конечная цель контрабандистов – доставить артефакты в Турцию, где заключается львиная доля черных сделок. Из Турции предметы искусства обычно покидают регион. Министерство культуры Ливана оценивает среднюю стоимость одного предмета искусства, пересекающего границу, в 200 тыс. долларов. На международном рынке цена некоторых похищенных сокровищ исчисляется миллионами долларов. По некоторым оценкам, годовой доход ИГ от торговли крадеными реликвиями составил около 3 млрд долларов.

Сотвори себе пиар

Обвинения в прямом нарушении фундаментальных заповедей ислама (торговля краденым – тяжкий грех для мусульманина) оказались весьма болезненными для ИГ, стремящегося представить своих сторонников истово верующими, строго придерживающимися букве шариата. На видео с крушением памятников один из бойцов ИГ говорит: изображения языческих божеств уничтожаются ради единобожия даже несмотря на то, что они могли бы быть проданы за миллиарды долларов. Теперь же появляется все больше доказательств того, что эти слова — как и происходящее на видео — лживая постановка.

После того как этот ролик появился на сайте YouTube, пользователи начали обсуждать торчащие из разрушенных древних статуй блочные каркасы и куски арматуры. Конечно, они могли представлять собой реставрационный крепеж, однако не менее вероятной представляется версия, что утраченные памятники были не оригиналами, а копиями. Эту версию поддержал в своем интервью курдскому новостному порталу Rudaw бывший (до захвата территорий ИГ) губернатор провинции Ниневия (столицей которой и является Мосул) Атиль Аль-Нуджаифи. Прекрасно знакомый с экспозицией музея, Нуджаифи утверждает, что только две из уничтоженных на видео скульптур были подлинниками, а все остальные - гипсовые копии. Оригиналы же были переправлены в Иракский национальный музей в Багдаде за полгода до взятия Мосула армией ИГ.

Абдулла Аль-Джумайни, профессор археологии и советник музея Мосула, подтвердил слова Нуждаифи и заявил, что в целях безопасности, а также из-за профилактических ремонтных работ из Мосула в Багдад были перемещены 1700 из 2200 экспонатов. И Нуджаифи, и Джумайни также обратили внимание на то, что нескольких оригинальных статуй (речь как минимум о семи произведениях искусства аккадского периода) на видео просто не было. Скорее всего, они были вынесены из музея до начала съемок видео. Тот факт, что на видео отсутствовали именно оригиналы, а копии подверглись показному уничтожению, говорит о том, что в рядах сторонников ИГ присутствуют специалисты по искусству древней Вавилонии, сумевшие как минимум отличить оригиналы от копий, хотя на этикетках музея эта информация отсутствовала. Вероятно, что ИГ имеет очень четкое представление о ценности и возможной стоимости исчезнувших экспонатов. Поэтому существует опасность, что ИГ украли оригинальные артефакты, чтобы продать их на черном рынке.

Музеи против террора

Иракский национальный музей, подвергшийся разграблению мародерами в апреле 2003 года во время вторжения коалиционных сил в Ирак, вновь распахнул свои двери для посетителей 1 марта 2015 года. Изначально открытие было запланировано на более поздний срок, но мосульские события побудили власти Ирака и ЮНЕСКО вступить в пропагандистскую борьбу с ИГ и возобновить работу музея немедленно. В середине марта Национальный музей подтвердил: подлинники сокровищ из Мосула действительно находятся в Багдаде, и в скором времени их можно будет увидеть в экспозиции.

Нет сомнений, что Музею Мосула был нанесен непоправимый ущерб. На восстановление коллекции и поиски утерянных артефактов уйдет много лет и средств. Некоторые бесценные предметы старины все же были утрачены, и эта потеря невосполнима. Однако то, что многие оригиналы удалось спасти, – огромная удача не только для сотрудников музея, но и для всего человечества. Что до «Исламского государства» – мосульский «культпоход» еще раз подтверждает и без того очевидный факт: миру сегодня угрожают расчетливые, циничные убийцы и грабители, а вовсе не праведные воины Аллаха, грезящие о новом халифате, в котором люди будут жить по высшему, божественному закону.



Другие статьи автора: Авдеева Александра

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба