Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №10, 2012

Э. Касаев
Катарская формула успеха

Катар имеет все шансы сохранять статус самого богатого государства в мире, если ему удастся воплотить в жизнь национальную стратегию экономического развития. Согласно данным катарской исследовательской компании QNB Capital, по итогам 2012 г. средний ВВП на душу населения составит в эмирате порядка 109 тыс. долларов.

По данным Международного валютного фонда (МВФ), даже показатель в 90,1 тыс. долларов позволил Катару в 2010 г. возглавить мировой рейтинг.

Кроме того, ежегодный стремительный темп роста ВВП (в среднем - 15-20%) позволил Катару стать лидером среди стран с наиболее быстро развивающимися экономиками в период с 2000 по 2010 гг.. При этом названный тренд продолжает сохраняться и, согласно данным QNB Capital, по итогам 2011 г. ВВП эмирата вырос на 21%. Причем, отмечает глава Центрального банка Катара Абдалла Аль Тани, в результате грамотной кредитно-денежной политики экспорта и притока иностранной валюты снизился уровень инфляции с 12,3 % в 2009 г. до 2,5%. Чем же обусловлено лидерское положение эмирата?

В стране вступила в силу «Стратегия национального развития 2011-2016», принятая в рамках государственной программы «Национальное Видение 2030». Пятилетний план опирается на «трех китов»: усиление производства, привлечение иностранных инвестиций, ускоренное развитие частного бизнеса. Основными целями документа являются постепенная диверсификация и обеспечение рационального использования финансовых ресурсов, а также расширение производственного цикла и улучшение инфраструктуры во всех промышленных секторах.

Прочным фундаментом экономики по-прежнему остается нефтегазовый комплекс. Несмотря на прогноз экспертов QNB Capital относительно падения стоимости барреля катарской нефти до 100 долларов в 2012 г., уже имеющиеся финансовые излишки позволят стране расширять сферу разведки, добычи и экспорта сырья.

В этой связи впервые госбюджет минувшего финансового года рассчитан с очевидным запасом, исходя из цены 55 долларов за баррель, и в нем изначально запланирован профицит в 2,7 млрд долларов. Причем расходы на общественные проекты увеличены на 15%, а общая сумма расходов на 25%.

Это поможет обеспечить достаточно диверсифицированную систему общегосударственного дохода в будущем в дополнение к созданным и развивающимся условиям привлечения прямых иностранных инвестиций, которые, по подсчетам катарского статистического ведомства, достигли более 25 млрд долларов в 2009-2011 гг.

Рискованные колебания цен на углеводороды, а также желание сохранить для потомков их запасы подтолкнули эмират к обеспечению энергетической безопасности за счет разработок, связанных с альтернативными источниками энергии.

Выступая на саммите по альтернативной энергетике(Доха, 2011 г.), президент госкорпорации Kahramaa, занимающейся общим электро- и водоснабжением, Эсса Аль-Кавари сообщил, что в силу климатических особенностей Катара солнечное излучение является наиболее эффективным способом экономии на выработке энергии. Стоит заметить, что ветровые генераторы отставлены на второй план, биотопливо не имеет перспектив ввиду ограниченных возможностей для выращивания необходимых культур, развитие гидроэнергетики невозможно из-за отсутствия поверхностного водного стока.

В энергобалансе государства альтернативная энергетика пока не задействована, но в перспективе ее доля должна составить высокий процент. Как заявил член исполнительного совета катарского управления инвестиций Qatar Investment Authority QIA) Хуссейн Аль-Абдалла, для этого будет выделено 65 млрд долларов, в том числе 4 млрд в начальную стадию строительства крупнейшего в мире завода по опреснению воды, работающего на солнечных батареях.

Возможно, со временем достижения Катара будут восприняты и Россией как доказательство целесообразности господдержки развитию этого спектра энергосбережения.

Для того чтобы «разгрузить» углеводородный сектор, обеспечивающий, по заявлению исполнительного директора государственной компании Qatar Petroleum International Насера Аль-Джайдаха, более 57% катарского ВВП, эмират пытается обеспечить комфортные условия малому и среднему бизнесу (МСБ), среди которого нет представителей титульной нации, поскольку эта ниша является прерогативой выходцев из других арабских стран или азиатов-мигрантов.

Примечательно, что проблема МСБ весьма актуальная для России вследствие того, что из-за ограниченного количества рабочих мест на крупных промышленных предприятиях граждане осваивают предпринимательскую сферу, в которой множество «камней преткновения» для роста и развития. В этой связи качественный ответ на данный вызов в эмирате послужит российским чиновникам наглядным примером.

По данным президента катарской организации бизнесменов Entrepreneurs Organization Qatar Халифы Аль Миснад, сегодня МСБ составляет 15% в экономике страны, однако в перспективе этот показатель будет увеличен, а катализатором станет полученное государством право принять чемпионат мира по футболу 2022 г. Согласно заявлению пиар-менеджера государственной компании по недвижимости Qatari Diar Ибрагима Аль-Сувейди, все спортивные сооружения будут заложены именно в первой пятилетке.

В частности, Катар намерен построить девять новых стадионов, которые после 2022 г. демонтируют и продадут. Для того чтобы инфраструктура не стала «кормушкой» и источником для откатов, в апреле 2011 г. указом эмира Хамада Аль Тани был создан специальный орган, ответственный за подготовку к мировому футбольному первенству. В состав вошли авторитетные катарские чиновники, личное состояние которых позволяет оставаться чистыми на руку. К тому же, потерять доверие главы государства означает навсегда забыть не только о карьере, но и о свободе.

Символично, что эмират станет хозяином чемпионата сразу после России, которая проведет подобное мероприятие в 2018 г. В этой связи катарский пример мог быть взят на вооружение отечественными предпринимателями, у которых, как правило, отсутствует нацеленность на долгосрочную и честную в финансовом плане работу, но присутствует намерение поскорее обогатиться юридически сомнительными способами.

Деловой менталитет катарцев, напротив, не ставит во главу угла быстрое получение «быстрых денег» в обход правовых норм, а, наоборот, приветствует серьезное желание поучаствовать в длительной реализации масштабной сделки.

К примеру, крупнейшим инвестиционным проектом на Ближнем Востоке является возведение города-спутника Дохи Лусайла, которое ведется в Катаре. Площадь составит порядка 38 кв. км. «Город будущего» сможет вместить около 190 тыс. постоянных жильцов, а также порядка 260 тыс. временных приезжих и туристов. Планируется построить 30-километровое шоссе, легкое метро, четыре ветки которого свяжут между собой районы Лусайла, а сам город – с международным аэропортом в Дохе. К услугам горожан будет также водное такси. Город украсят 3 пристани, 22 отеля, 19 торговых и финансовых центров, 36 школ, 35 мечетей, дипломатический городок, госпиталь, 5 спортивных стадионов, а также множество других объектов. Общая стоимость проекта оценивается в 8 млрд долларов. К настоящему моменту более 80% общей площади было продано инвесторам преимущественно из Катара и других аравийских монархий. Оставшиеся 20% пока ждут своих обладателей. Может, и мы на что сгодимся?

Казалось бы, амбициозная катарская пятилетка, во многом напоминающая госпланы СССР, едва ли будет реализована. Однако выполнение программы прочно опирается на мощный государственный ресурс, низкий уровень коррупции и широкую поддержку властных инициатив населением. К тому же страну миновала волна арабских революций 2011 г., и такого рода сценарий в ближайшей перспективе там вряд ли возможен, поскольку антиправительственных выступлений в Катаре не наблюдается. Стабильная внутренняя обстановка вселяет уверенность не только в эффективном осуществлении грандиозных планов развития, но и в дальнейшем экономическом первенстве эмирата. Этому способствуют и крупные финансовые ресурсы, регулярно получаемые государством от реализации углеводородов на внешних рынках.

Доказанные запасы природного газа в Катаре составляют 25,78 трлн куб. м. (14-15% мировых), что ставит его на третье место в мире после России и Ирана. По объемам экспорта сжиженного природного газа (СПГ) страна является лидером, поставляя сырье более чем в 20 стран, причем четверть потребляемого в ЕС СПГ идет из эмирата. Посол Польши в Катаре Робер Ростек заявил о форсировании процесса строительства СПГ-терминала в польском городе Свиноуйсьце, куда будет поставляться 1,4 млн т катарского сырья. Также ведутся переговоры катарской стороны со странами Балтии.

Министерство энергетики России уверено, что в ближайшее время эмират не будет существенно наращивать экспорт на европейском направлении (основном рынке сбыта российского газа - прим. авт.). Тем не менее, следует подчеркнуть, что при этом у обеих стран нет обязательств в данной части.

Со своей стороны, катарский вице-премьер Абдалла Аль-Атыйя заявил, что Доха способна варьировать направление поставок и стоимость СПГ в зависимости от текущего спроса на том или ином рынке. Например, реализуя газ в Европе, катарцы не демпингуют, как ошибочно полагают некоторые исследователи, но наряду с долгосрочными осуществляют разовые поставки по спотовым ценам. Аль-Атыйя заметил, что экспортерам следует продавать голубое топливо всем потребителям по предельно высокой цене, чем эмират и занимается.

Стоит предположить, что после 2014 г., с началом расширения добычи на катарском месторождении «Северное», государство начнет активнее насыщать и европейский рынок, что может понизить там российские позиции. По словам Президента НК «Роснефть» Игоря Сечина, если эмират будет пытаться ставить «Газпрому» палки в колеса, то Москва немного сбавит цену на топливо, повысит его экспортные объемы, и тогда катарцы «вылетят в трубу».

Таким образом, мотивируя свои действия сугубо экономическими мотивами, Катар на самом деле умело реализует геополитические интересы, заключающиеся в том, чтобы завоевывать прочные позиции на различных рынках.

Стабильная ситуация в экономике позволяет государству осуществлять активную внешнюю политику, главным ориентиром которой является обеспечение региональной безопасности.

Эмир Хамад Аль-Тани призывает палестинскую сторону урегулировать разногласия и достичь примирения. Благодаря «катарской инициативе» в июле 2011 г. состоялось подписание соглашения о перемирии между правительством Судана и повстанческой группировкой провинции Дарфур. Руководство эмирата обеспокоено расстановкой сил на политической арене Ирака. Катар не раз выступал за недопущение нанесения вреда безопасности Ливана и Йемена.

С одной стороны, политическая линия Дохи включает в себя стремление решать все вопросы мирным путем. С другой – Катар вполне допускает применение вооруженной силы против граждан арабского государства. Речь идет о Ливии, в воздушном пространстве которой катарские военные самолеты вели обстрел сил Муаммара Каддафи, а также о Сирии, куда эмират призывает ввести войска.

Как и многие страны, Катар умело проводит политику «двойных стандартов», в ряде ситуаций руководствуясь собственной выгодой, а не заботой о других суверенных народах, которым якобы необходима вездесущая дохийская «рука помощи». Зачастую участие эмирата в миротворческих кампаниях обусловлено стремлением заработать очки и обеспечить политическое лидерство в регионе.

Обладая несомненной собственной позицией при решении внутренних и внешних вопросов, Катар в то же время вынужден учитывать интересы зарубежных держав. Дело в том, что граждане западных государств часто контролируют развитие катарских мега-проектов, занимаясь вопросами планирования и поиском инвесторов.

Относительно возможного присутствия российского бизнеса многие катарские собеседники отвечали автору следующее: в стране действует система открытых и прозрачных тендеров, участвовать в которых на общих основаниях, без каких-либо льгот и привилегий, могут компании из разных стран, включая Россию. Однако здесь существуют определенные нюансы.

Во-первых, необходимо сначала подыскать местного бизнес-агента (как говорят в Дохе, «спонсора»), который бы способствовал действенному и эффективному продвижению имиджа компании среди властных и деловых кругов эмирата, что во многом будет являться залогом положительного результата аукциона.

Во-вторых, для увеличения шансов целесообразно открыть в Катаре представительство и начинать «готовить почву» для совместного проекта на начальной стадии: оценивать конъюнктуру рынка, проанализировать спрос и предложение, наладить контакты с местными заинтересованными предприятиями и структурами.

К сожалению, «слабым звеном» является сегодняшний уровень политического диалога между Москвой и Дохой, которые готовы сесть за стол переговоров только «под дулом пистолета».

Таким образом, в результате проведенного анализа можно прийти к ряду выводов.

Первое. Имеющиеся финансовые «подушки», а также плановая реализация разнообразных проектов, предусмотренных национальной стратегией развития, позволяют гарантировать эмирату дальнейшее мировое лидерство по многим экономическим показателям.

Второе. Год от года Катар будет усиливать роль ключевого игрока в регионе, поскольку неоднократно на деле доказывал свою политическую волю и способность в сложных ситуациях не прятаться в спасительную и одновременно губительную крепость доходов от экспорта углеводородов, а умело ими пользоваться, извлекая дивиденды для себя и принося выгоду соседу.

Третье. Наполеоновские планы эмирата обусловлены не только намерением катарцев доказать всему миру их деятельность, состоятельность и целеустремленность, но и желанием западных серых кардиналов осуществить геополитические и экономические задачи собственных государств, которые едва ли можно оценить по гамбургскому счету.
Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба