Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №10, 2012

Ю. Бойко
Проблемы миграции в развитии интеграционных процессов. Опыт ЕС и России

Актуальными аспектами современной мировой политики являются вопросы, касающиеся тенденций интеграционных процессов, которые отражают трансформации сложных политических и социально- экономических систем.

Ключевые перемены в современном мире, связанные с интернационализацией всех сфер жизни народов и государств, быстро растущей взаимозависимостью в межгосударственных отношениях и др. открывают новые перспективы реализации идей интеграции в условиях глобальных изменений.

Мировой опыт показывает, что на рубеже XX–XXI вв. в системе международных отношений развиваются сложные разноформатные интеграционные процессы.Интеграция в Западной Европе стала реальным явлением международной политики после Второй мировой войны. «Научные представления об интеграционном процессе во многом фокусировались на идее построения однородного интегрирующегося пространства на базе единства культурных символов, институциональной системы и экономического комплекса. Эта логика была заложена в основание исторически, географически и культурно - конкретного проекта интеграции для Западной Европы. Но в силу стечения обстоятельств, главным из которых была несколько десятилетий сохранявшаяся «единственность», уникальность западноевропейского интеграционного очага, опыт интеграции в Западной Европе «явочным порядком» почти до конца ХХ века предопределял в литературе понимание международной интеграции в целом».

Не останавливаясь на существующих в современной научной литературе различных направлениях и подходах к пониманию природы и роли интеграционных процессов, представляется обоснованным рассматривать интеграцию как объективный феномен и как процесс современной международной жизни и одновременно, как неодназначное, чрезвычайно сложное по целям, содержанию и структуре явление.

В данной статье основное внимание уделяется современным мировым миграционным проблемам в контексте их влияния на развитие интеграционных процессов в системе международных отношений. На рубеже двух тысячелетий миграция имеет транснациональный характер и является важной составляющей глобальных изменений в мире. Роль миграции, как комплексного явления, включающего в себя социально-экономические, психологические, этнографические, правовые, политические аспекты в сложных и противоречивых процессах глобализации возрастает. Интенсификация миграционных процессов оказывает влияние на целый ряд важных показателей национальной безопасности стран, таких как: уровни социальной напряженности, конфликтности, политической активности, политической стабильности и других. Во все возрастающие миграционные потоки включены миллионы людей различного возраста, конфессиональной и этнокультурной принадлежности, уровня профессиональной и образовательной подготовки.

Миграция и связанные с ней проблемы могут быть использованы как довольно действенный инструмент политической борьбы за власть. Социальные аспекты адаптации и интеграции мигрантовв принимающее общество, проблемы толерантности отношений между мигрантами и местным населением приобретают в современном мире важное политико-практическое и социо-культурное значение.

Общие подходы к основам миграционной политики, принятые в международном сообществе, связаны с представлениями о необходимости решения таких актуальных проблем как: демографическая, сохранение территориальной целостности государства, социально-экономическая и политическая стабильность, сохранение определенной культурной идентичности страны; принципиальной управляемости внутренних процессов. Интеграционный потенциал самих мигрантов во многом определяется политической и социально-экономической ситуацией на их родине, профессиональным и образовательным уровнем, а также целью приезда.

Особенность тенденции усиления взаимозависимости миграционных и политических процессов в глобальном мире проявляется, с одной стороны, в политизации миграционных, с другой стороны, в детерминированности политических процессов миграцией. Так, например, особую остроту приобрела эта проблема в Европе, которая стала «меккой» для многочисленных мигрантов, стекающих на ее территорию из проблемных европейских регионов и из других континентов. Для европейского общества, приоритетом которого является сохранение своей идентичности, выработка эффективной миграционной политики относится к числу наиболее важных условий региональной стабильности.

Объективная оценка большей части миграционных проблем приводит к выводу о том, что многие из них в значительной степени являются следствием несогласованной политики стран на пространстве ЕС, хотя необходимость межгосударственной интеграции в управлении миграционными процессами, согласования национальных законодательств в этом вопросе признаются в европейском сообществе. Для государств-участников ЕС корректировка миграционной политики – важное условие достижения экономической и политической интеграции и устойчивого развития европейского сообщества как единого центра в мировом геополитическом пространстве.

Координация вопросов разработки инструментов управления миграционными потоками и согласованности политик стран, входящих в ЕС, важная составляющая функционирования европейского интеграционного пространства. В рамках сотрудничества государств Евросоюза в данной сфере создаются институциональные и финансовые механизмы для осуществления совместных мер по реализации миграционной политики. Так, например, созданы четыре фонда:

Фонд внешних границ (1,8 млрд. евро в 2007 – 2013-м гг.), поддерживающий проекты Фронтекс и сотрудничество по визовым вопросам.
Европейский фонд интеграции (825 млн. евро), обеспечивающий содействие проектам, направленным на интеграцию мигрантов в европейское общество. В части трудоустройства мигрантов, фонд взаимодействует со значительно более внушительным Европейским социальным фондом, финансовой организацией Европейского Сообщества, созданной для финансирования мероприятий по обеспечению занятости и свободы перемещения рабочей силы в странах ЕЭС (75 млрд. евро).
Фонд высылки (676 млн. евро), который должен способствовать реинтеграции высылаемых в экономическую жизнь их стран и повышать информированность населения бедных регионов мира о рисках, связанных с нелегальной миграцией.
Европейский фонд беженцев (630 млн. евро) помогает странам-членам обеспечить приемлемые условия размещения беженцев, наладить процедуру рассмотрения заявок о предоставлении убежища и организовать обучение беженцев (в том числе, языку страны пребывания)».

Угроза межэтнических, межконфессиональных конфликтов, распространения международных террористических сетей вынуждает Европу искать пути компромисса при решении сложных миграционных проблем. Будущая стабильность Европы во многом будет зависеть от того, как континент справится с одним из наиболее сложных вызов глобализации - качественным и количественным ростом миграционных потоков.

По мнению А.Игнатенко: «Политики также обращают внимание на то, что, обычно проблему иммигрантов в Европе рассматривают, игнорируя «третью силу» - власти в стране происхождения и исхода - в Турции, Алжире, Пакистане, Афганистане, Иране, Саудовской Аравии и т.д., а они очень активно вмешиваются в процессы, будучи не заинтересованы в том, чтобы выходцы из этих стран интегрировались - «растворялись» в принимающем европейском обществе. Неинтеграция и сохранение религиозной «страновой» идентичности - обязательные условия, позволяющие властям соответствующих государств реализацию некоторых внешнеполитических задач». Так, например, в контексте перспективы вступления Турции в ЕС, стоит отметить вопрос о свободном перемещении рабочей силы как один из трудноразрешимых на переговорах Турции и ЕС на фоне общей проблемы интеграции в Евросоюзе мигрантов из мусульманских стран.

Необходимость решения миграционных проблем с особой остротой выявляет актуальность социо-культурных аспектов интеграционных процессов, основанных на адекватной системе ценностей гражданского общества, общественной терпимости, толерантности, взаимном признании и уважении представителями разных стран и народов многообразия духовных религиозных традиций. Укрепление стабильных политических и экономических основ интеграционных процессов в новых расширенных границах Европейского Союза связано с решением задач достижения социальной гармонии и мира между разными этно-конфессиональными сообществами как на национальном, так и межгосударственном региональном уровне.

В настоящее время вопросы разработки совершенных механизмов управления миграцией остро встали перед многими странами. По степени значимости миграции для государства Россия во многом близка к Европе. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «при всей внешней схожести ситуация у нас – принципиально иная. Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически – большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке. С неизбежно последовавшей за этим деградацией государственных, социальных и экономических институтов. С громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве».

Образование новых независимых государств в результате распада СССР и процесс становления механизма экономических и политических интеграционных связей между ними вызвали интенсификацию миграционных потоков. За последние годы участились горячие дискуссии, касающиеся дальнейшего развития нашей страны в этом направлении, выбора правильного пути дальнейшего управления миграцией и использования ее для целей государства.

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, наличие разумной и четкой политики в отношении мигрантов способно помочь эффективному управлению миграционными потоками на основе международно-правового сотрудничества.

Геополитические трансформации, вызванные распадом СССР, обострение этнополитических и межрелигиозных конфликтов на постсоветском пространстве сопровождались изменением политического сознания и политической культуры людей, находящихся в новых условиях. Усиление тенденции территориальной подвижности населения на фоне политической нестабильности в ряде стран, бывших союзных республик единого советского государства, привело к политизации миграции и росту конфликтогенности миграционного фактора.

ВРоссийской Федерации современные миграционные процессы также имеют политическую компоненту, оказывая влияние на общественную интеграцию. С одной стороны, стоит отметить, что проблема активного роста миграционных потоков в Россию из территорий государств постсоветского пространства отличается от европейской ситуации, поскольку происходит перемещение граждан в общем социо-культурном пространстве, имеющем общее историческое прошлое и сформированные культурные связи народов. С другой стороны, сходство миграционных проблем России и Европы заключается в том, что экономическая и социальная нестабильность, демографические проблемы, локальные межэтнические конфликты, ряд других вызовов и угроз в современном мире способствуют политизации миграционных процессов.

В Концепции регулирования миграционных процессов, одобренной Правительством РФ в 2003 году, был определен подход, отражающий одну из наиболее распространенных в мире моделей миграционного регулирования, преимущественно в экономическом и демографическом контексте. В соответствии с данным документом по поручению Правительства РФ был разработан и утвержден План мероприятий по реализации Концепции на 2003–2005 годы, который как признают исследователи, по ряду причин, включая и проблему финансовых ресурсов, не смог предоставить необходимые рычаги регулирования миграционных процессов.

Основные концептуальные подходы к регулированию миграционных процессов были связаны, с одной стороны, с политикой сдерживания потока мигрантов, с другой стороны, с обоснованием необходимости мер стимулирования иммиграции, предполагающих дифференциацию в отношении выходцев из стран дальнего и ближнего зарубежья. Социальные и культурные аспекты миграции - важные составляющие миграционной политики, которые обусловливают интеграциюмигрантов в российское общество.

В новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ 13 июня 2012г., определены следующие цели государственной миграционной политики Российской Федерации:

«а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей».

Концепция рассчитана на три этапа. Первый (2012-2015 годы) включает в себя принятие нормативных актов, разработку программ, создание центров содействия иммиграции и инфраструктуры для мигрантов. Второй (2016-2020 годы) - реализацию программ по основным направлениям миграционной политики и обобщение правоприменительной практики. К 2021 году предполагается приостановить миграционный отток населения из Сибири и Дальнего Востока. Третий этап (2021-2025 годы) подразумевает оценку эффективности принятых программ и уточнение приоритетов. По его итогам к 2026 году авторы Концепции рассчитывают на миграционный приток населения в Сибирь и на Дальний Восток.

Президент РФ В.В. Путин в своей предвыборной статье «Россия: национальный вопрос», отметил, что «Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие». Глава государства связывает проблему интеграции иммигрантов в политическое, экономическое, культурное пространство страны, с одной стороны, с желанием их адаптации к новой среде, с другой, готовностью представителей многонационального, многоконфессионального российского государства к их принятию, в условиях сложных социально-экономических проблем, несовершенства демократических институтов в политической системе государства.

Даже в тех случаях, когда неприятие мигрантов принимающим населением искусственно поддерживается оппозиционными силами, подобная тенденция сама по себе является серьезной социальной проблемой, так как по разному может восприниматься различными слоями российского общества. Новое поколение мигрантов, родившихся в независимых государствах постсоветского пространства, либо не знает, либо игнорирует образ жизни и традиции принимающего сообщества, часть молодежи из числа мигрантов, в особенности из сельской местности, не имеют общего образования, профессиональной квалификации, плохо владеют русским языком и не стремятся к адаптации в России. Одновременно есть и другая часть мигрантов, планирующих свою будущую жизнь в российском государстве, среди них широко распространены интеграционные настроения, что, как показывает практика, совпадает с настроениями принимающего населения в отношении перспектив их интеграции.

Согласно недавнимопросам общественного мнения Института социологии РАН, в России почти половина опрошенных (47%) полагает Россию общим домом многих народов, однако за 10 лет доля сторонников такой точки зрения сократилась на 14% (с 61%). С другой стороны, с 2001 г. на 11% (до 31%) выросла доля тех, кто считает, что русские должны пользоваться дополнительными правами, будучи государствообразующим народом.

Проблемы, связанные с ростом миграционного потока из стран ближнего зарубежья, бывших республик СССР, и способов их адаптации к новым условиям, реализации их жизненной стратегии, осложняются тем, что иммигрантское население в ряде российских регионов, их образ жизни значительно отличается в этнокультурном смысле от социо-культурной среды принимающего общества. Это касается, прежде всего, мигрантов из стран центральноазиатского региона: Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, которые нередко воспринимаются россиянами как элемент социума, способный не только создать социальную напряженность, конкуренцию за рабочие места, но и повлиять на изменение культурных традиций и бытовой уклад местного населения.

Исследователи подчеркивают ключевое значение этнической принадлежности иммигрантов. «В российских дискурсах о мигрантах их гражданская принадлежность подменяется этническим происхождением; национальность в обыденном сознании превалирует над гражданством. Преувеличенное значение этничности, пронизывающее все аспекты социальных контактов, в первую очередь затрагивает мигрантов: мигрантофобии имеют явную этническую этиологию. Приток мигрантов воспринимается россиянами как нарушение сложившегося общественного порядка».

Рассматривая возможные негативные социальные и этноконфессиональные последствия миграции, с точки зрения политики жесткого ограничения притока иммигрантов, одновременно следует объективно оценивать проблему дефицита трудовых ресурсов на локальных рынках труда России: по последнему прогнозу Федеральной службы статистики в 2010-2030 гг. при сокращении численности всего населения на 2,8 млн. чел. население в трудоспособном возрасте сократится, по «среднему варианту», на 12,1 млн. чел.

Важно подчеркнуть, что упорядочение стихийного характера миграционных потоков, не обусловленныхреальными возможностями региональной инфраструктуры, может помочь справиться помимо диспропорции региональных рынков труда, также и с ростом социальной напряженности, распространениемсреди населениянастроений мигрантофобии.

В упомянутой выше новой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года сформулированы ряд важных принципов, реализация которых направлена на предотвращение негативного влияния миграции на интеграционный потенциал российского общества, в том числе: обеспечение прав и свобод человека и гражданина; недопустимость любых форм дискриминации; гармонизация интересов личности, общества и государства; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества и др.

Оценка эффективности направлений реализации миграционной политики в России, на наш взгляд, тесно связана с особенностью политической системы России как многонационального и поликонфессионального государства. В менталитете русского народа как государствообразующего народа России имеются черты, способствующие реализации процессов национальной интеграции, такие как доброта, гостеприимство, общительность, терпимость к представителям иных народов и религиозных конфессий, но имеются и особенности, приводящие к затруднениям данного процесса, например, стремление к уравнительности.

Последствия геополитических изменений конца ХХ - начала ХХвозникновением новых угроз, противостояние которым во многом зависит от степени интеграции российского общества в рамках единого многонационального и поликонфессионального государства. В этом контексте важное значение приобретает проблема доверия населения к власти, формирование различных институтов гражданского общества для гармонизации ценностных основ взаимодействия личности и государства.

Взаимосвязь проблем миграционной и национальной интеграционной политики обусловливает усиление акцентов в те общественные сферы (например, социально-экономическую), где совпадают интересы граждан, относящихся к различным этносам, что может в значительной степени облегчить подходы к формулированию сбалансированной системы целей, предлагаемой властью населению.

При решении проблем такого масштаба любая государственная политика должна быть подкреплена осознанными совместными усилиями всего населения или его значительной части, что определяет приоритетность развития интеграционных процессов в обществе на базе общенациональной идеологии и развитых институтов гражданского общества.

Проблема миграции в современной мировой политике становится одной из глобальных, играющихроль фактора риска как для сообществ в рамках одного государства, так и региональных, изменяя соответствующие контуры политического пространства, что приводит к необходимости выработки общих концептуальных подходов к управлению международными миграционными потоками.

Обострение угрозы рисков, связанных с воздействием миграции на все стороны жизни принимающего общества, объективно подчеркивает проблему усиления роли человека как субъекта политики, развития человеческого капитала, что в свою очередь, предполагает восстановление и развитие систем социальной, ценностной и духовно-идеологической ориентации населения. Геополитические трансформации в современном мире, экономический кризис, внутриполитические кризисы в государствах, международные военные конфликты способствуют тому, что на рубеже двух тысячелетий причины и структура миграционных перемещений меняются, необходима концептуальная транспарентность в объективной оценке роли миграционных процессов в формировании контуров нового мирового порядка.

Сложные процессы интеграции мигрантов, как показывает пример Европейского Союза и России, позволяют выделить наиболее важные направления, подлежащие дополнительной разработке, в целях поиска новых форм социальных отношений, разработки государственных программ, обеспечивающих более эффективную социализацию приезжающих, их этнокультурную и языковую адаптацию во взаимосвязи с потребностями интегрирующегося общества.
Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба