Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №10, 2012

И. Бубнова
Зачем Узбекистан заигрывает с Америкой?

На днях стало известно, что Узбекистан прекращает свое участие в ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности).

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года. Участниками ОДКБ в настоящее время являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Соглашение предусматривает право любой страны-участницы ОДКБ покинуть организацию в любое время.

Интересно, что это уже не первая попытка Узбекистана выйти из ОДКБ. В прошлый раз, в 1999 году, когда США, НАТО и ЕС осудили руководство Узбекистана за применение силы для ликвидации беспорядков в Андижане, президент Ислам Каримов нашел поддержку у Москвы и вскоре восстановил членство в Организации (2006 г.).

Причиной выхода из Организации узбекский МИД называет несогласие руководства Узбекистана с позицией ОДКБ по вопросу Афганистана. «Нас не устраивают стратегические планы ОДКБ на афганском направлении - в Узбекистане отдают приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной, - поясняет внешнеполитическое ведомство Узбекистана. - Кроме того, Ташкент не устраивают планы в отношении усиления военного сотрудничества стран ОДКБ. Есть еще ряд причин. Все они приведены в ноте».

По мнению некоторых экспертов, этот ход узбекских властей вызван внутриполитической обстановкой, а именно, ситуацией с решением Каримова вскоре покинуть президентский пост и вероятным приходом во власть других политических сил, но в этом подходе мало убедительности.

Более правдоподобной выглядит версия другой группы экспертов. Очевидно, Узбекистан решил продемонстрировать участникам ОДКБ свою проамериканскую ориентацию. Особенно вызывает беспокойство тот факт, что на фоне вывода американских войск из Афганистана Вашингтона появляются большие шансы сблизиться с Ташкентом, чтобы укрепить свои позиции в Центральной Азии. И действительно, это уже не первый прозападный ход Узбекистана за последнее время. Вспомнить хотя бы случай с отказом Ташкента от совместных учений ОДКБ в июне этого года и закрытие узбекских границ, чтобы воспрепятствовать транспортировке военной техники из Казахстана.

Естественно, такая позиция Узбекистана вызывает беспокойство у российского военного руководства, которое уже давно настороженно относилось к пассивному участию Республики в делах ОДКБ. Его выход из организации, по словам начальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерала Николая Макарова, можно было спрогнозировать.

Многие эксперты уверены, что таким своим шагом, Узбекистан продолжает «заигрывать» с Вашингтоном с целью в дальнейшем получать со стороны США финансовую и военную помощь. Вполне вероятно, что американские войска, выводимые из Афганистана, могут плавно перекочевать на узбекскую военную базу.

Ташкент уже много лет мечется между Москвой и Вашингтоном, но кому на пользу такое «непостоянство»? Узбекистан то вступает в ШОС и ЕврАзЭС, чтобы работать бок о бок с Россией, и выходит из ГУУАМ – организации на постсоветском пространстве, созданной под эгидой США, то жаждет иметь на своей территории американскую военную базу.

Стремление Ташкента сблизиться с Вашингтоном вызывает серьезные опасения и на фоне переговоров Пентагона с Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном о том, чтобы оставить американскую военную технику в этих странах после вывода войск НАТО из Афганистана в 2014 году.

Следует отметить также, что Узбекистан был одной из первых стран, которые посетил Владимир Путин в самом начале своего пребывания на посту Президента России. В итоге встречи Путина с Каримовым было подписано соглашение о присоединении Узбекистана к Зоне свободной торговли.

В своей погоне за выгодой Каримов не выглядит геополитически дальновидным политиком. Вместо того, чтобы полагаться на своих основных стратегических партнеров, таких как Казахстан и Россия, он пытается вступить на рискованный путь с призрачными гарантиями безопасности со стороны США и НАТО. «Нам, истинным друзьям Узбекистана, всегда казалось, что членство в ОДКБ помогает стабилизировать обстановку по всему периметру границ и уберечь его от геополитических неожиданностей» - прокомментировал ситуацию М. Маргелов, Председатель Комитета по международным делам в Совете Федерации.

В любом случае, такое «заигрывание» становится большой проблемой для евразийского проекта Путина, так как в его рамках фактически лишает Россию союзника. В условиях непростых отношений между Москвой и Вашингтоном стремление Соединенных Штатов лишить Россию одного из стратегических союзников только подольет масла в огонь.

Для самой ОДКБ выход Узбекистана, хотя и не поспособствует укреплению коллективной безопасности в регионе, но не сыграет какой-либо значимой роли, в то время как Узбекистан, у которого довольно непростые отношения с соседями, вполне вероятно, снова передумает.
Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба