Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №10, 2012

А. Репьева
Условная методология и принципы утопии «органического коммунизма» В.В. Берви-Флеровского

Приступая к исследованиям любого рода, человек должен сначала определить базовые принципы познания, т.е. группу наиболее общих методов и установок, которые применимы во всех случаях познавательной деятельности.

Мы называем методологию и принципы утопии «органического коммунизма» В.В. Берви-Флеровского условными, поскольку они исходят из личностного, авторского понимания описанных явлений. В академической, научной литературе методология прописана строже. Условность описанных принципов зависит так же и от попытки понять двойственность высказываний мыслителя, которую ошибочно называют «непониманием» и «незнанием» исторических реалий, социальных законов и т.д.

Анализируя работы Берви, можно выделить следующие принципы: принцип объективности – он наглядно продемонстрирован в работе «Положение рабочего класса в России» - на основании материалов местной статистики, с описанием географического деления России (точнее – ее европейской части) на полосы (по типу преобладающего типа земель и климата), по демографическому составу, проценту населения, живущего на землях разного типа и т.д. дается совершенно лишенный предвзятости и субъективного отношения, беспристрастный анализ положения трудового населения. Точно выверенные статистические данные, уже как метод, имеет в своем основании строгий математический расчет, лишенный элемента спекуляции понятиями. Четкая систематизация данных и авторские справки об их природе позволяют читателю самому разобраться в проблеме и сделать свои выводы. Принцип объективности играет важную роль в понимании творчества Флеровского и современной его интерпретации. Приведение точных фактов, ретроспектива исторических событий и их анализ позволяют отвечать критике, которая полностью отказывала Флеровскому в наличие понимания происходящих событий. В работе «Свобода слова, терпимость и наши законы о печати» приводятся выдержки из нормативных документов разных стран, для наглядной иллюстрации позиции писателя, что тоже является абсолютно объективным фактом – норма не пересказывается им в свободном стиле, а дается первоисточник, над которым также можно поразмышлять самостоятельно.

Следующий принцип – принцип объяснения. Он точно показан в работе «Критика основных идей естествознания» и выражается в способности объяснить множество изучаемых явлений (в данном случае – явления физические и биологические) посредством немногих общих оснований – а именно – наличие внутреннего посыла к объединению элементов, от мельчайших частиц до элементов общества, в единый организм. Ведя свое повествование от примеров развития элементарных частиц к природным явлениям и развитию видов живых организмов, Берви объясняет, каким образом происходит их эволюция. Любое исследование на определенном этапе нуждается в осмыслении доказательной базы. Здесь имеется в виду, что как бы точны не были аргументы в защиту положения или тезиса, они требуют понимания причин явления, их анализ и, конечно, объяснение с применением определенной методологии. Конкретным примером может служить убеждение писателя, что такой метод убеждения, как пропаганда в среде трудящихся, должна иметь тип педагогической, а не насильственной. Т.е. даже в сфере практического применения своих идей Берви следует принципу объяснения – любое начинание невозможно без разъяснения целей и методов его достижения.

Третий принцип – неразрывно связанный с принципом объяснения – принцип системности – всякое явление должно рассматриваться как упорядоченное единство относительно самостоятельных частей, каждая из которых выполняет определенные функции. «Рассматривая природу человека, мы находим, что счастье каждой отдельной личности не только не находится в противоречии со счастьем других людей и вообще всего живущего на земле, но что, напротив, между ними гармония такого рода, что человек тем более будет способствовать всемирному благополучию, чем усерднее он будет отыскивать свое собственное». Также, данный принцип использовался В.В. Берви при анализе кризисной ситуации рабочего класса, аргументации за создание нового общественного строя, роли революционного движения и т.д. Представляя общественные отношения как систему, проще наблюдать взаимосвязи, происходящие в ней. Хаотичное рассмотрение явления, без структурирования ее элементов не дает той необходимой степени научности, которая необходима для исследования. Помимо всего прочего, значительное место в творчестве Флеровского занимает концепт системы социальной гармонии – «органический коммунизм». И принцип системности играет здесь не последнюю роль. По мысли автора, идеалом устройства человеческого общества является устройство человеческого организма. И подобно тому, как в нем все его части составляют единое гармоничное целое, в обществе все должно быть построено на началах равенства и взаимопомощи. Поскольку в человеческом организме нет паразитирующих органов, в обществе так же не должно быть элементов приносящих вред. Новая форма устройства – коммунизм – является идеалом, отвечающим задачам организма на общих основаниях и именно поэтому «коммунизм есть высшая, наиболее нравственная форма общественного сожительства».

Еще одним принципом познавательной деятельности В.В. Флеровского можно назвать принцип единства исторического и логического. Он основан на убеждении, что структура явления - это продукт его эволюции и отражает его основные этапы. «Историею революционного периода конца XVIII и начала XIX века доказывается, что каждый раз, когда правительства хотели сделать или великое преступление или великую глупость, они прибегали к стеснению речи, что это стеснение равнялось для них самоубийству и что бедствие было бы устранено, если бы сохранялась свобода. Те государства, которые в это время успели получить или сохранить убеждение в необходимости свободного слова, не только сохраняли полное спокойствие и правильное развитие, но от состояния постоянных внутренних мятежей и раздоров переходили к полному спокойствию. Примерами из истории XIX века доказывается, каким образом народы, неспособные убедиться в необходимости свободного слова, увековечивали свои несчастья, а народ, который после сделанных ошибок убеждался в этой необходимости, обеспечил для себя спокойствие». Данный принцип важен для определения мировоззрения Берви, т.к. чаще всего применяется в тех исследованиях, когда нельзя использовать прямой и непосредственный эксперимент над явлением или предметом. Поскольку Берви анализирует явления социальной жизни, изучение которых изначально подвержено субъективизму и отсутствию точных измерительных техник, можно с уверенностью заявлять, что использование этого принципа является одним из самых важных методологических приемов в творчестве В.В. Берви.

Таким образом, поскольку все исследования, проводимые индивидом, нуждаются в понимании этим индивидом причин исследования, методов, которые будут применяться; для этого следует понимать, какие принципы познавательной деятельности будут использованы. В.В. Берви в своей социально-экономической концепции основывался на традиционных принципах познания – объяснения, выразившегося в структурированном подборе фактического материала и его тщательном анализе; объективности – беспристрастное изучение явления и научно обоснованные выводы; системности – восприятие окружающих элементов действительности как системы, со сложным механизмом взаимодействия; принцип единства исторического и логического – при отсутствии возможности объективного анализа явления, его измерения, делается попытка на фактическом материале сделать выводы о том или ином явлении.

Приведя универсальные принципы познавательной деятельности, которые характерны для всех исследований, и для Берви, в частности, можно сказать, что они являются фундаментом, на котором базируются принципы его утопии. Помимо использования традиционных общих принципов познания, следует также помнить о том историческом контексте, в котором творились произведения В.В. Берви-Флеровского, о его личном уникальном опыте свидетеля и участника событий, который является неотъемлемой частью его мировоззрения.

Определив общие основания практических принципов научной деятельности Берви, следует детально рассмотреть конкретные принципы утопии «органического коммунизма».

Основополагающим принципом утопии «органического коммунизма» В.В. Берви-Флеровского является принцип историзма. Он выражается в использовании и постоянной апелляции к фактам истории для наглядной аргументации того или иного положения. Он представляет собой изучение действительности, событий прошлого и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их фактами. Постоянно анализируя явления общественной жизни, особенности взаимоотношений классов, государственной политики, Берви делает главные выводы о коренных преобразованиях в России, о роли религии и революции; сравнивая политические системы стран, указывает на ошибки в управленческой деятельности того или иного субъекта политики, которые привели к стагнации, кризису или иным последствиям. «История показывает нам, что там, где среди народа не появлялось новых, прогрессивных политических идей и чувств самая мудрая и предусмотрительная внутренняя политика не была в состоянии удержать народ от падения и разложения…». Принцип историзма следует рассматривать не только как интерпретацию явлений, которые случились давно, в других странах, но и как использование собственного опыта исследователя. Биография Берви в этом отношении богата, на подобного рода события. Следует отметить тот факт, что мировоззрение автора формировались в ту эпоху, когда идеализм был основой мировоззрения, а социализм представлял собой некую утопическую концепцию. При таком влиянии, взгляды Флеровского получили оригинальную многогранность. Студенческие годы, например, сформировали его понимание о новых возможностях построения общества, сложившиеся под впечатлением от сочинений о французской революции конца XVIIIвека. Знакомство с кружками, в частности – петрашевцами, определило понимание российской истории как явления уникального и требующего нетривиальных подходов к своему изучению и развитию. Жизнь в ссылке и постоянное окружение рабочим населением, крестьянами окончательно оформило взгляды Берви на политическую жизнь в Российской Империи, о необходимости реформ в сфере не только социальной, экономической, но и образования, умственного развития населения. Факты личной жизни писателя сделали возможным всестороннее изучение действительности и формирование концепций и теорий не на умозрительных, мифических основаниях, а на конкретно-историческом материале.

Таким образом, можно сделать вывод о двоякой природе принципа историзма в творчестве Берви и формировании его утопии «органического коммунизма» – анализ конкретно-исторических событий, явлений и фактов и их интерпретация, и – позиция непосредственного участника событий.

Другой, не менее важный принцип научного объяснения – принцип индивидуализма. Но, следует сразу отметить тот факт, что у Берви он тесно связан с принципом коллективизма и представляет собой нераздельное целое. На основании своей органической теории автор объясняет, что любое явление, существо, имеют в своем основании способность к внутреннему, сугубо индивидуальному развитию, основанному на самопознании. Они как бы становятся сами из себя, используя свое «я» как автономный ресурс для развития. В этом заключается главная черта принципа индивидуализма. Поскольку все организмы и явления находятся друг с другом во множестве взаимосвязей, то принцип индивидуализма актуален лишь на определенных стадиях и при определенных условиях развития. Принцип коллективизма совершенно не означает полного отказа от индивидуальности, от развития, наоборот, соединяясь, элементы, в своей неповторимости, создают наиболее прочное единство. «Внешние обстоятельства влияют на организм; но так как каждый при этом идет своим путем, то они под этими впечатлениями удаляются друг от друга, вместо того, чтобы превращаться друг в друга и подражать друг другу. Развиваясь, они не создают из себя тот же самый, более высокий тип, напротив, они размножают число разнообразных типов и индивидуальностей, и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки». Для понимания подобного феномена Берви приводит пример из генетики – при скрещивании двух видов появляется новый, сочетающий в себе признаки «родителей», но при этом, имеющий свои неповторимые черты. Появление нового виды приводит к новым связям, к большему количеству вариаций взаимодействия, и, как следствие, четкое определение целей развития. «… Деятельность прочих частей, вследствие их независимости, идет своим порядком; общее действие изме­няет деятельность отдельных клеток и органов только настолько, насколько это нужно для общей цели … вернее будет сказать, что отдельные клетки и органы изменяют свою деятельность для достижения общих целей организма». Применяя данные принципы для объяснения явлений общественной жизни, Берви доказывает, что общество представляет собой именно такое органическое соединение индивидуальностей, направленное на достижение общих целей: «… для того, чтобы деятельность человека была наиболее плодоносной, необходимо, чтобы он при ее выборе руководствовался исключительно своими способностями и наклонностями…». Следовательно, делаем вывод – соединение многих индивидуальностей, с учетом личных особенностей друг друга в сумме дает прочный «органический» союз, целью которого становится достижение общего, а через это – личного – благополучия.

Для утопии «органического коммунизма» В.В. Берви-Флеровского характерно применение принципа свободы. Помимо традиционного ее понимания, как отсутствия политического и экономического гнета, ограничений в общественной жизни, автор применяет еще и философское понимание свободы – как возможность проявления индивидом своей воли в условиях осознания своего места в мире, законов развития общества и природы. Чтобы полнее определить особенности данного принципа следует рассмотреть его в увязке с еще одним – принципом «умственного» поведения. «Правильное мышление единственный фундамент, на котором может держаться и развиваться цивилизация». Все явления, связанные с развитием общества, государства и его институтов, зависят от направления приложения сил последних по развитию и поддержанию свободы, как индивидуальной, так и общественной. Внутренняя свобода индивида выражается в феномене самообладания и развития: «Если я говорю, что мышление господствует над ощущением, над собою и над своим действием или если я скажу, воля господствует над ощуще­нием, мыслью и действием, или человеческая сила господствует над ощу­щением, мышлением и действием, то во всех случаях я сказал то же самое, я выразил ту же идею самообладания, различными словами». Здесь, свобода, в союзе с интеллектуальными способностями, становится неотъемлемой частью развития социума, цивилизации, так как актуализирует внутренний потенциал составляющих ее частей. При рассмотрении свободы как социального явления можно отметить ее функциональную составляющую – а именно – непосредственное участие государства в развитии институтов, которые развивают свободу. К таковым относятся и свобода слова, печати, вероисповедания, деятельности (как экономической, материальной, так и духовной). Исходя их этих двух аспектах принципа свободы, можно сказать, что в обществе они неразрывно связаны и представляют собой подобие систему баланса сил, где каждая сторона уравновешивает другую и при нестабильности одной разрушается другая. Так же и в обществе – несоответствие государственных реакций (реакция здесь в смысле ответа) на посылы общества порождает кризисы не только в самом государстве, но и в сферах социальной жизни индивидов.

В.В. Берви-Флеровский, применяя в своей концепции принцип «умственного» поведения, прямо указывал на первостепенность изменений мировоззрения личности, ее образование. Принцип имеет двойственную природу. С одной стороны – объяснение ложности предыдущего умственного состояния населения, науки в целом, порожденной односторонним изучением явлений: «Причины, побуждающие предсказать современной цивилизации такой же упадок, какой постиг все предшествующие, следующие: прежде всего неправильные приемы мышления, вытекающие из склонности к гипотетическим основным идеям в науке». Изучая уже ранее установившиеся формы общественного и государственного устройства, отношения классов, автор видел их несостоятельность, несовершенство, не соотносившимися с органической природой человека. В этом нравственном и мировоззренческом кризисе, по мнению Берви, виноваты сами люди, а точнее - господствующие классы, развивающие ложные взгляды и убеждения. С другой стороны – «умственное» поведение рассматривается как проявление индивидуальной воли: «Мышление всегда есть воля, но под словом воля разумеют только движущее начало, независимо от его формы…». Главной задачей в реформировании социально-экономического строя государства является именно изменение мировоззрения в обществе. Логика проста – изменяя отношение к окружающей действительности, люди начинают видеть в ней те несовершенства, которые ранее способствовали стагнации интеллектуальной деятельности личности; анализируя причины несовершенств, можно, на основании нового знания, найти выходы и решения проблемы; после решения проблем нравственного порядка, происходит переход к изменению самой структуры общественной жизни, – происходит осознание необходимости реформирования экономических и социальных структур государства (с учетом нового понимания действительности), поиск средств взаимодействия с окружающими для стабильного и благополучного существования.

Принцип рационализма – еще один базовый принцип в творчестве В.В. Берви. Признавая за человеком способность к саморазвитию, самопознанию в новом общественном состоянии «органического коммунизма», автор указывает первостепенную роль разума и активного творческого начала в становлении нового общественного строя. Берви показывает ситуацию в России, когда производительность труда была на низком уровне, промышленность слаба, сельское хозяйство, даже при попытках внедрения новых технологий, стояло на месте, а основная часть помещиков была «завсегдатаем» кредитных учреждений. На подобном уровне владельцы крепостных, а после 1861 года – временно-обязанных, пытались повысить эффективность и доходность поместий путем усиления эксплуатации крестьян. Это было своего рода одностороннее рациональное решение на уровне держателей земли. Вся социально-экономическая концепция Берви строится на логически выстроенных, а потому, рациональных доводах. Отрицая и критикуя капитализм, как единственно возможный путь развития, например, он, тем не менее, признавал до некоторой степени его прогрессивную роль в производственных отношениях. Критики советской эпохи видели противоречивость взглядов Флеровского. С одной стороны, говорили они, он выступает как поборник самодержавия, эксплуатации, а с другой – стремится найти некие социально-экономические формы взаимодействия, которые позволят примирить враждующие классы. Но в этом-то и выразилась дальновидность и совершенно адекватное понимание исторической ситуации. Противоречия в данных тезисах нет. Как и любой теоретик, Берви-Флеровский высказывал изначально ту теорию, которая была идеальна по своей форме, к которой следовало бы стремиться. Но как рационально мыслящий человек, он понимал, что добиться подобной идеальной формы можно, лишь изменяя ее содержание; т.е. достичь увеличения производительности силы рабочих можно в разных формах кооперации, для достижения стабильной экономической системы можно применить и некоторые методы развития, предлагаемые капитализмом и т.д. Подобные идеи имели и наглядное выражение. Будучи в сибирской ссылке, Берви имел возможность наблюдать за жизнью ссыльных революционеров-поляков, которые придерживались полного имущественного равенства, живя коммуной – «Я мог наблюдать, как искусные и трудолюбивые люди удовлетворяли всем своим потребностям, не имея ни копейки капитала, а обмениваясь произведениями своего труда с помощью соответствующих организаций». Рациональное восприятие действительности выразилось, например, в одном из фундаментальных трудов автора - «Положение рабочего класса в России», где приведены статистические данные по доходам и расходам населения с подробнейшим описанием механизма распределения материальных ресурсов между производителями и потребителями, даны практические рекомендации по выходу рабочих из бедственного положения. Из этого можно сделать вывод, что писатель ясно представлял себе проблему и выдел конкретные пути ее решения.

Как сторонних социалистических идеалов, Берви не мог не обнаружить интерес к принципу солидарности в обществе. «Всякое развитие в природе стремится к соли­дарности на почве развития сознания и мышления». Любой организм, будь то организм животного, растения или человека, обладает не просто способностью, а необходимостью к солидарному существованию со своим видом или симбиозу с иными видами. Всякая органическая система, а у Берви государство также является системой, нуждается в постоянных внешних посылах от своих элементов, для лучшего развития.«Всякое впечатление, полученное специальной системой, может превратиться в общее ощущение, если оно достаточно сильно. Этим выражается солидарность всего организма». Принцип солидарности выражается в конкретной категории труда сильного для слабого, т.е. солидарное участие в судьбе того, кто не имеет возможности участия в физическом труде (старики, дети, немощные). Причем такая ситуация исключает эксплуатацию и безвозмездное пользование чужим трудом, поскольку все элементы системы, в данном случае – члены общества – имеют каждый свое предназначение и способности к труду в любой форме. По, В.В. Берви, способность к осознанной организации отличает человеческое общество от стада животных. И чем выше степень солидарности ее членов, тем совершеннее становится общественный организм и структуры, которые он создает. Но подобная способность развивается постепенно. «Способность к организации растет в людях медленно путем исторического процесса, так же медленно, как растут знания и силы человека». Это объясняется тем, что любая структура нуждается не только в ресурсах, составляющих ее основу, но и времени. Никакое явление, а тем более – сложное социально-экономическое становление огромного государственного механизма, не может произойти ниоткуда, в один момент стать идеально организованным. Берви справедливо замечал, что желание ускорить подобные процессы, так же иллюзорны, как желание остановить историческое развитие. Есть структуры, которые возникают только при условии наличия фундамента, на котором они могут существовать, не причиняя вреда всей системе. Так и в обществе – для В.В. Берви-Флеровского было важно показать множественность взаимосвязей различных факторов, которые необходимы для функционирования новой социальной организации.

Таким образом, конкретно-научные принципы познания напрямую зависят от общих и являются для них общим основанием. При создании утопии «органического коммунизма», В.В. Берви-Флеровский использовал принципы историзма – объяснение феноменов общественной жизни на исторических примерах; индивидуализма – тип мировоззрения, при котором интересы отдельной личности противопоставляются коллективу; коллективизма – принцип общего коллективного начала в общественной жизни, взаимоотношениях между индивидами; свободы – как возможность проявления воли; «умственного» поведения – предположение о внутренней гармонии и саморазвитии индивида, из которой выходит становление мировоззрения; рациональности – признание важной составляющей социально-экономического развития разумного, творческого начала; принцип солидарности – взаимное стремление к кооперации и достижению общего блага. Характерной особенностью концепции Берви, стало то, что он использовал данные принципы не по отдельности, не в отрыве друг от друга, а в тесном взаимодействии. Такое их использование позволяет говорить о том, что автор, стремясь к общей идеализации нового строя, понимал значение и тех негативных факторов, которые составляют современное общество.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что поскольку все исследования, проводимые индивидом, нуждаются в понимании этим индивидом причин исследования, методов, которые будут применяться. Именно поэтому для этого следует понимать, какие принципы познавательной деятельности будут использованы. В.В. Берви в своей социально-экономической концепции основывался на общих принципах познания – объяснения, выразившегося в структурированном подборе фактического материала и его тщательном анализе; объективности – беспристрастное изучение явления и научно обоснованные выводы; системности – восприятие окружающих элементов действительности как системы, со сложным механизмом взаимодействия; принцип единства исторического и логического – при отсутствии возможности объективного анализа явления, его измерения, делается попытка на фактическом материале сделать выводы о том или ином явлении.

Общие принципы познавательной деятельности являются основой для конкретно-научных. Во взаимодействии друг с другом они дают более конкретное понимание идей автора. При создании утопии, В.В. Берви-Флеровский использовал принципы историзма – объяснение феноменов общественной жизни на исторических примерах; индивидуализма – тип мировоззрения, при котором интересы отдельной личности противопоставляются коллективу; коллективизма – принцип общего коллективного начала в общественной жизни, взаимоотношениях между индивидами; свободы – как возможность проявления воли; «умственного» поведения – предположение о внутренней гармонии и саморазвитии индивида, из которой выходит становление мировоззрения; рациональности – признание важной составляющей социально-экономического развития разумного, творческого начала; принцип солидарности – взаимное стремление к кооперации и достижению общего блага. Характерной особенностью концепции Берви, стало то, что он использовал данные принципы не по отдельности, не в отрыве друг от друга, а в тесном взаимодействии. Такое их использование позволяет говорить о том, что автор, стремясь к общей идеализации нового строя, понимал значение и тех негативных факторов, которые составляют современное общество.

На основании вышеизложенного можно сказать, что большинство использованных принципов познания действительности и конкретно-научных принципов, использованных В.В. Берви-Флеровским при создании утопии, носят двойственный характер. Любое явление или факт, объясняемый автором на основании того или иного принципа, затрагивает две части объекта – внутренне содержание явления и общие нормы применения его на практике. Подобная «матрешечная» структура позволяет увидеть разные стороны явления и понять отношение к ним автора.

Именно поэтому он высказывал мнение о возможности кооперации между трудящимися и эксплуататорами, о возможности использования методов улучшения качества производства капиталистическими методами; объяснял необходимость развития личности, раскрытия ее потенциала, для лучшего и многостороннего взаимодействия между индивидами уже на уровне коллективного начала; рассматривал проблему внутренней и внешней свободы во взаимосвязи со степенью умственного развития.
Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба