Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №10, 2012

Анна Полунина
Художественное творчество и политика

Художественное творчество никогда не было «вещью в себе и для себя», оно всегда являлось отражением жизни, политических веяний эпохи. Полны глубокого философско-политического смысла романы А.С.Пушкина «Евгений Онегин», Л.Н.Толстого «Война и мир», И.С.Тургенева «Отцы и дети», М.А.Шолохова «Тихий Дон», В.И.Белова «Кануны» и др. Эти высокохудожественные творения находили широкий отклик не только в писательской среде, но и в научно-политических кругах как внутри страны, гак и за её пределами. Это не романы-однодневки, это книги надолго.

В художественной и общественно-политической значимости произведения одна из причин его долголетия.

Захар Прилепин ещё не классик, но его имя уже стало одним из наиболее известных и громких в современном литературном мире, в политических кругах. Писателя знают не только в России, но и за рубежом, а его роман «Санькя» был признан в 2007 году «лучшим зарубежным романом года» в Китае.

Своей популярностью выпускник филологического факультета МГУ З.Прилепин обязан не только литературному дарованию, но и своим «специфическим» политическим взглядам: русский патриот, почвенник, участник коалиции «Другая Россия», сопредседатель Всероссийской общественной организации «На.Р.О.Д.». Герой романа «Санькя» Саша Тишин хотя и не является литературным прототипом автора, но, естественно, взгляды их во многом совпадают.

Вообще с прототипами героев дела обстоят интересно. Автор, видимо, озаботившись проблемами своих будущих исследователей, все «источники» опубликовал на сайте. Там есть «настоящие» фотографии Саши, его соратников и боевых подруг. Большинство из них взяты с официального сайта партии Эдуарда Лимонова. В книге Лимонов - «философ, умница, оригинал Костенко», руководитель партии «красно-коричневых», еще до начала повествования его сажают в тюрьму.

Эти места романа отражают сложную, противоречивую, неоднозначную политическую обстановку в современной России, где не только старшее поколение, но и большинство молодёжи не могут и не хотят мириться с процветающими пороками: коррумпированностью чиновников всех уровней, повальным воровством и несоблюдением конституционных норм, пьянством и наркоманией, безысходностью и бесперспективностью жизни. Недавнее социологическое исследование, сделанное по заказу фонда Эберта, показало, что 40% русских готовы к насильственным действиям в защиту своих интересов против творящегося зла.

Вот потому пафос романа - в несогласии с такой жизнью, которую устроили для народа, и стремление показать, на что способны «революционные» ребята «один на один с городом», страной и самими собой. Но, к сожалению, их способности ограничиваются жаждой все разрушить; на вопрос «зачем?» никакого ответа не следует. Все начинается с погрома Саши со товарищи, который учиняют они «с ясной головой, отгоняя иные чувства, кроме желания разбить и сломать как можно больше». Формула уничтожения лишних мыслей и чувств в собственной голове действует на протяжении всего романа. Для героя «с тех пор как повзрослел, к армейскому возрасту - все стало очевидным. Неразрешимых вопросов больше не возникало. Бог есть... Родина одна». Иногда просыпается внутренний голос, ироничный и раздраженный, но Саша или не слушает его, или спорит до полного обессиливания противника.

Захар Прилепин справился с нелегкой литературной задачей - написал роман о парне из толпы и достиг уровня широкого обобщения. Главной особенностью Саши Тишина является отсутствие каких-либо особенностей. Саша - обычный парень из народа; автор подчеркивает это в названии романа - «Санькя» с мягким согласным на конце. Так говорят во многих деревнях, в том числе и там где вырос Сашка и где остались его дед и бабка.

Известный писатель и литературовед В.В. Набоков, преподавая русскую литературу американским и английским студентам, призывал их всегда относиться к «литературе идей» критически. Иначе нельзя. Всё бери под сомнение, хотя подчас не за всем можно уследить, как и в романе Прилепина. Если пространственные перемещения героя еще можно уследить, то время в романе движется неравномерно, иногда даже сам герой не может его отследить: «А какое сейчас время года? - подумал Саша, прислушиваясь к звукам за окном. Несколько секунд повалял дурака, нарочно плутая рассудком, словно бы всерьез не зная, зима на дворе или лето».

Писатель и общественный деятель Захар Прилепин наделил героя многими своими чертами и даже «подарил» ему свое детство. При этом он не дал герою никакой идеологической платформы - от любых споров Саша уходит. Идеи и мысли он заменяет звоном битого стекла и шапкозакидательством: «Сейчас насущно одно - передел страны, передел мира - в нашу пользу, потому что мы лучше. Для того чтобы творить мир, нужна власть - вот и все. Те, с кем мне славно брать, делить и приумножать власть - мои братья...И на этом все заканчивается». Герои уверены, что народ - на их стороне, но сами портят ему жизнь, круша витрины магазинов и ресторанов.

Одно из развлечений Саши - разглядывать маленьких детей. Он смотрит на них как на чистый лист. Правда, Санькя сам не знает, каков он: словно смотрит на себя в осколок разбитого зеркала. В начале романа он действительно представляет, как смотрится в разбитое зеркало и не может увидеть всего себя, понять, «хороший он или плохой, надежный или безнадежный».

Позже, много перетерпев в столкновениях с правоохранительными органами, он меняет направление мыслей и из обычного «человека толпы» превращается в «отчаянного революционера».

Сложно сказать, может ли всем понравиться такое произведение. Однако в любом случае оно представляет определённый срез жизни общества, и, безусловно, автор справился с поставленной задачей: ёмко, выпукло и типично изобразил представителей молодёжи с её протестными настроениями. Сложно не сопереживать герою. Но общий пессимистический настрой оставляет гнетущее впечатление после прочтения романа. Вместе с тем его нельзя не прочитать. Это не чтиво, это серьёзная книга о нашем времени.


Другие статьи автора: Полунина Анна

Архив журнала
№3, 2014№4, 2014№5, 2014№6, 2014№7, 2014№8, 2014№9, 2014№10, 2014№11, 2014№12, 2014№1-2, 2015№3, 2015№4, 2015№12-1, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№2, 2013№12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№1, 2012№12, 2011№2, 2013
Поддержите нас
Журналы клуба