Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №118, 2012
Книга С. Зенкина представляется балансирующей между двумя концепциями сакрального. С одной стороны, заявленной во введении концепцией «сакрального как продукта культурной деятельности людей» (14), a с другой — обозначенной в заключении некоторой темной энергией в «виде остатков, полуприродных "пережитков" не-культуры, вытесненных элементов коллективного бессознательного, которые сами по себе не обладают исторической эволюцией — эволюционируют лишь способы, которыми культура обращается с ними» (с. 414), «сакральной энергией непрерывности, возникающей из фундаментального напряжения между homo sapiens и природной средой, откуда он выделился»: «философия, наука и художественное творчество стремятся с нею совладать, ввести ее в русло творческого процесса, сделать ее "яростные" потенции источником бесконечно возрастающего знания и культурного опыта» (там же). Видимо, сакральное имеет обе эти природы. Но человеку необходимо представлять, с чем он имеет дело в данный момент.
Культура действительно в состоянии сознательно оперировать с сакральным, и книга Зенкина приводит примеры подобной работы — как успешной, так и не слишком успешной. У Р. Антельма получается стратегия сопротивления в нечеловеческих условиях концентрационного лагеря, у Ж. Батая — скорее, пародия на религию.
Возможно, книга сильно ограничила предмет разговора, оставаясь «вне представлений о личностно определенном божестве и об отношениях человека с ним» (с. 14). Для очень большого количества людей притягательность божества объясняется именно личным характером взаимоотношений с ним. Однако, с другой стороны, именно небожественное сакральное наиболее открыто свободному культурному творчеству человека. Культура невозможна без иерархии, без понимания того, что есть ценности, превосходящие человека. Разумеется, эти ценности должны быть предметом его собственного свободного выбора, а не навязываться религией или обществом. Но тем не менее есть то, за что современный человек может отдать жизнь, — видимо, оно все же относится к сфере сакрального.
Поэтому особенно важным сегодня представляется исследование сакрального не столько у носителей архаического сознания (которое, конечно, является основой современного; но здесь все-таки уже сделано немало), сколько в современном внерелигиозном обществе. Книга выходит к этому, анализируя работы О. Паса («Благодаря опыту священного, который начинается с потрясения своей ничтожностью, человеку удается уловить самого себя таким, каков он есть, — незащищенным и смертным. Но миг спустя это поразительное открытие затушевывается умозрительными соображениями о Творце, внешними по отношению к самому переживанию. Действительно, многие авторы прекрасно разглядели отверзающуюся нам в тоске бездну ничто. Но они незамедлительно перетолковали смысл своего открытия, связав его с ничтожностью грешника перед лицом Бога» (с. 73)) и И. Бонфуа (который «напоминает, что сегодня мистика из трансцендентной стала имманентной; это не опыт познания потусторонних областей и сущностей, а опыт переживания сакральной энергии, наполняющей посюсторонние, даже заурядные вещи и происшествия» (с. 75)). По мысли Ж.-Л. Нанси, «в конечном счете жертвоприношение в западной цивилизации почти всегда знало и почти всегда готово было признать, что оно жертвует ничему. Поэтому всегда была тенденция заявлять, что настоящая жертва — уже не жертва. Отныне же нам следует говорить, что "настоящей" жертвы и не бывает, что истинное существование не подлежит пожертвованию и вообще истина существования именно в том и состоит, что оно не может быть приносимо в жертву» (с. 251). Современное общество отклоняет возможность жертвы, навязываемой извне, и самопожертвование человека не может быть принесением жертвы богам, которых нет («жертва ничему»). Между людьми нет жертвы, есть дар. Одной из основ современной этики послужит и работа Ж. Деррида, развивающая тему дара.
Можно только приветствовать обращение исследования как к научным, так и к художественным рассмотрениям сакрального. Однако сказывается сосредоточенность книги, в основном, лишь на франкоязычных источниках. Вне внимания остался такой глубокий опыт обращения к сакральному в культуре ХХ века, как «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею» Р.М. Рильке.
Сакральное может быть основой для аналогий. Начиная с исследований М. Элиаде, автор подчеркивает, что для религиозного человека пространство неоднородно: в нем много разрывов, изломов; одни части пространства качественно отличаются от других. Но таково пространство и для мирского человека: различны пространства собственного дома, работы, праздника, дома любимого человека и так далее.
Интересны продолжения исследований сакрального и в сфере экономики. Зенкин упоминает, что ряд современных ученых развивают идеи М. Мосса, усматривавшего в дарственном обмене гуманную альтернативу господствующим товарно-денежным отношениям (с. 167).
Много проблем возникает при сопоставлении взглядов различных авторов. Так, Зенкин отмечает, говоря о нескольких мыслителях XIX века, что «все они были чутки к проблеме сакрального как движущей силы социально-исторического поведения; но радикальный консерватор Местр в своих текстах острее и отчетливее ставит эту проблему, открыто признавая не-религиозную инаковость сакрального, его тревожную амбивалентность и внеморальность, тогда как либерал Карлейль и демократ Мишле оба склонны редуцировать сакральное, упрощать его либо до морально-религиозных, либо до натуралистических моделей» (с. 267). Следует ли из этого, что сакральное в принципе консервативно? Или дело в том, что либерально-демократические авторы XIX века поторопились отказаться от сакрального, либо объявив его пережитком, либо редуцировав, и тем самым не справились с решением важной проблемы?
Зенкин отмечает, что, «опираясь на мощный потенциал обобщения, заложенный в теории Батая, на всемирный принцип бесполезной траты, Бодрийяр в то же время отказывается обосновывать его каким-либо более общим законом (природным или диалектическим) и отводит ему роль абсолютного принципа» (с. 245), — из чего делается вывод об утопичности мысли Бодрийяра. Но ссылки на природу или диалектику повели бы к построению всеобъемлющей философской системы — что неприемлемо для постмодернистского мыслителя, который, разумеется, не утопист.
Анализируя рассказ Ж.-П. Сартра «Стена», Зенкин делает вывод, что «перестать быть самим собой, прежде чем перестать быть, — значит обмануть смерть. Таким образом, Иббиета стремится обрести абсолютную инаковость — инаковость по отношению к себе» (с. 356). Но можно было бы заметить, что, например, с точки зрения М. Бланшо (к сожалению, весьма нечасто упоминаемого в книге), человек, скорее, только так и становится собой. По мысли Сартра, силы сакрального выступают как абсурдные «именно потому, что люди разобщены, а потому не умеют мыслить и вести себя по отношению к сакральному; ведь сакральное адекватно переживается и осознается лишь в сплоченном коллективе» (с. 362). Но, может быть, сейчас именно индивидуальность способна справиться с сакральным своим личным решением и выбором?
Можно только согласиться с Зенкиным, что в современном обществе идет борьба за сакральное. «Борьба идет между тоталитарной идеологией, пытающейся вооружиться силой сакрального, и антифашистским гуманизмом, который тоже пользуется ею» (с. 395—396). Стоит лишь добавить, что борьба за сакральное идет также и с идеей личного Бога (устраняющей личность от выработки сакрального), и с отрицающими сакральное в принципе (тем самым, видимо, устраняя важный источник движения культуры и личности). «Немыслима и неосуществима никакая "история сакрального"» (с. 414) — но не показывает ли сама книга, что это не так? Даже своей композицией, начинаясь разговором о сакральных практиках в архаичных коллективах и завершаясь обращением к практике, проработанной лично Р. Антельмом. Или представляя переосмысление понятий дара и жертвы в современном обществе. Не происходит ли постепенная, непоследовательная, небыстрая, но — смена источника сакрального, перенос его внутрь человека? Не потому ли осмысление концепций сакрального так важно для построения современной внерелигиозной этики?