Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №118, 2012
Войне 1812 года более столетия суждено было играть роль Главной войны Российской империи. Она служила одним из важнейших оснований государственной идеологии, расценивалась как завершение дела Петра Великого, как восхождение России на высшую ступень могущества и славы. «Памятью двенадцатого года» так или иначе освящались и последующие военные действия, в которых России довелось участвовать (оба Польских восстания, Крымская война, Первая мировая война).
Исключительный статус войны 1812 года с неизбежностью требовал ее мифологизации. В пропагандистской, мемориальной, юбилейной, беллетристической, а иногда и в «исторической» репрезентации война обычно исключалась из системы экономических, политических и военных отношений своей эпохи и превращалась в событие, как бы выходящее за пределы истории. Она изображалась не как обычная война, пусть и весьма масштабная, а как война эсхатологическая, как битва Света и Тьмы, от исхода которой зависит судьба не только страны, но и человечества в целом. Поэтому осмысление войны 1812 года как войны священной и даже как «войны за Веру» (что ни в малой степени не соответствовало ее реальному содержанию) оказалось сразу же принято на вооружение государственной идеологией.
Базовые концепты мифа о войне 1812 года начали формироваться уже в ходе ее; впоследствии они лишь шлифовались и детализировались. Российская кампания Наполеона изначально предстала как результат злой воли деспота, стремящегося к всемирной власти. Поэтому война толковалась не как угроза государственной целостности империи (такая угроза — в связи с видами Наполеона на восстановление Польши — действительно существовала), а как угроза самому национально-государственному существованию России. Несчастливое для Франции завершение кампании немедленно стало трактоваться провиденциально-мистически — не как следствие стратегических и тактических просчетов французского командования, а как результат всесословного и всенародного единенния россиян под сенью трона и, соответственно, Божия покровительства. В такой интерпретации Российская империя превращалась в подобие церкви, а трон оказывался почти равнозначен алтарю... Тем самым создавались исключительно благоприятные возможности для сакрализации власти — эти возможности были реализованы в николаевское царствование.
Мифологизация войны требовала не только деисторизации событий, но также их укрупнения. События обретали грандиозный масштаб; соответствующий масштаб приобретали и их участники. В почти мифического героя — еще при жизни! — превратился Михаил Кутузов, сделавшийся «великим полководцем» и спасителем Отечества; при этом в «кутузовской легенде» причудливо соединились черты христианской и античной мифологии (чудесное призвание; мистическая связь с архангелом Михаилом; орел, предвещающий победу, и т. п.). Появились и десятки «младших» героев, чьи биографии прямо строились по образцам, заимствованным из учебников древней истории; из этих же учебников явились русские мужики, которые повторяли (или затмевали) подвиги Курция и Сцеволы...
В утверждении и распространении «мифологии 1812 года» первое место принадлежит, конечно, словесности во всем ее жанровом разнообразии. Очертания мифа о войне начали формироваться в манифестах, написанных А. Шишковым, в листовках штаба Кутузова, в патриотических статьях и анекдотах «Сына Отечества» и «Русского вестника». На «мифологию 12-го года» успешно работали десятки поэтов, затем — десятки прозаиков. Но, разумеется, литературой дело не исчерпывалось: свой вклад в мифологизацию войны внесли изобразительное искусство (от карикатур военной поры до полотен А. Верещагина), скульптура и архитектура (триумфальные арки, Александровская колонна, храм Христа Спасителя), грандиозные ритуализованные празднества, порою устраивавшиеся на фоне грандиозных архитектурных или природных декораций (воздвижение Александровской колонны; Бородинские торжества 1839 года; освящение храма Христа Спасителя), музыка (от маршей до увертюры П. И. Чайковского).
Мифология войны 12-го года продолжила свое бытие и в Советском Союзе (с коротким перерывом на период «марксистского разоблачения» всей дореволюционной истории России). В ту пору к старым мифам, рожденным в имперский период, прибавились новые: одним из важнейших итогов войны 1812 года теперь оказалось ее благотворное влияние на деятелей «дворянского периода освободительного движения»; воистину беспримерные масштабы под пером советских историков приобрело и движение партизанское. Однако старые основания мифов остались непоколебленными.
С середины 1940-х годов функции Главной войны — войны, спасшей страну и мир от порабощения и уничтожения, войны, с которой должны были отождествляться русская слава, государственая мощь и сама русская нация, — перешли к другой войне, недавно завершившейся. Однако несомненный и долговременный — доживший до наших дней — успех мифа о Великой Отечественной объясняется не столько ее меньшей хронологической дистанцированностью от «потребителя» и актуальной исторической памятью (это как раз должно было бы препятствовать такому успеху), сколько тем, что основные приемы мифологизации Великой войны (начиная с ее названия — «Отечественная» — и заканчивая исключением ее из международного военно-политического контекста как уникального и беспримерного события, спасшего мир) были удачно скопированы с мифологии 1812 года.
Жизнь мифологизированного образа войны продолжилась и в XXI веке. Двухсотлетний юбилей выдвинул на первый план связь Отечественной войны 1812 года с Отечественной войной 1941—1945 годов. Понятно, что основная роль в этом квазиисторическом тандеме отводится второй. Великая Отечественная война трактуется официозными идеологами как событие, коллективное переживание/празднование которого должно объединять народы бывшего Советского Союза общей (разумеется, героической и исключительно позитивной) памятью. Такими же интегрирующими свойствами — по аналогии — наделяется и война 1812 года. В силу этой специфической логики, попытки ее демифологизации расцениваются как покушение на интегрирующую память о войне 1941—1945 годов[1].
Параллелизм между двумя «Отечественными» войнами оказался центром юбилейного выступления президента Российской Федерации В.В. Путина на Бородинском поле 2 сентября 2012 года:
И в той, и в другой войне решались судьбы России, Европы и всего мира. На карту были поставлены свобода и независимость нашего государства, а на борьбу против завоевателей поднимался весь народ, весь: от мала до велика. Его беспрецедентная доблесть, духовная мощь, сердечная любовь к родной земле наполняли нашу страну невиданной исполинской силой. Сопротивляться ей было бесполезно, победить — невозможно. И две Отечественные навсегда остались в истории как подтверждение беспримерного патриотизма нашего народа, защитившего свою страну и обеспечившего ей роль великой мировой державы[2].
За официальным стилем узнаются базовые мифологизированные концепты «отечественной войны», родившиеся в 1810-х годах: ее уникальность («беспрецедентность»); война как борьба с угрозой национально-государственному бытию; ее решающее значение в судьбах мира; всенародное единство как залог спасения и победы. Даже образ «исполинской силы» имеет корни в пропагандистской — вербальной и изобразительной — продукции 1812 года... Старые мифы оказались востребованы для поддержки новой политической мифологии: уроки двух «Отечественных войн» должны быть усвоены современностью; вознаграждение за «всенародное единство» — обретение (в современном контексте: возвращение) статуса великой мировой державы... Таким образом, и в юбилейный год мифологизация старой войны претендует на ту роль, которую играли мифы о «великих войнах» и «великих победах» и в XIX, и в XX веках[3].
Антидот от подобной мифологизации — всестороннее критическое изучение исторического материала. Особое значение приобретает сейчас изучение восприятия и репрезентации войны 1812 года, анализ механизмов и процессов ее мифологизации, исследование исторического бытия и политических функций «образов войны» и «мифов о войне». Именно этой проблематике посвящены работы, собранные в настоящем блоке.
Олег Проскурин
[1] Так, интервью с одним из проживающих в Белоруссии «российских соотечественников», недовольных устранением из национальных учебников (в разделе о войне 1812 года) слова «отечественная», появилось на портале Информационного агентства Regnum (24 августа 2012 года) под броским заголовком: «В Белоруссии сделан первый шаг по пересмотру характера Великой Отечественной войны». См.: http://www.regnum.ru/news/polit/1564643.html.
[2] Полный текст выступления см. на сайте Президента России: http://президент.рф/новости/16346.
[3] Об этом см., например, классическую работу: Mosse G.L. The Nationalization of the Masses: Political Symbolism and Mass Movements in Germany from the Napoleonic Wars through the Third Reich. New York: Howard Fertig, 1975.