Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №120, 2013
Maiorova O. FROM THE SHADOW OF EMPIRE: DEFINING THE RUSSIAN NATION THROUGH CULTURAL MYTHOLOGY, 1855—1870. — The University of Wisconsin Press, 2010. — 277р.
История Российской империи и история русского национального самосознания останутся актуальными направлениями отечественной историографии еще на долгие годы. За чисто академическим интересом к теме незримо будут стоять проблемы, входившие в «повестку дня» полтора столетия назад и так и не решенные до настоящего времени. В конечном итоге все их можно свести, с одной стороны, к проблеме места русского этноса и отдельного носителя русской идентичности в «многонациональном российском государстве» и, с другой стороны, к проблеме места, которое занимает российское государство в картине мира, системе ценностей и социальных установках человека, считающего себя русским. Можно спорить о том, насколько эти «русские вопросы» разрешимы в настоящее время, но, как с обескураживающей наглядностью демонстрирует монография профессора кафедры славистики Мичиганского университета Ольги Майоровой, во второй половине XIX столетия страна не имела на это никаких шансов. Автор развертывает масштабную картину предложенных в период Великих реформ вариантов рождения русского народа как политического субъекта, совокупности его этнических черт, стоящих перед ним и российским государством политических задач, оптимальных моделей взаимоотношений русского народа с государственной властью, и эта картина оказывается настолько многообразной, разноплановой и противоречивой, что становится понятной невозможность выработки в то время такой национальной идеологии, которая могла бы быть воспринята большинством хотя бы только образованного класса.
А потребность в такой идеологии в середине 1850-х гг. была чрезвычайно высока. Автор показывает, что поражение в Крымской войне и начало реформ (в том числе ожидание конституции) требовали преодоления испытанного унижения, переосмысления самого общества, переживавшего болезненную трансформацию, ревизии канонического набора национальных черт и государственной идеологии и изменения отношений общества, с одной стороны, и государства, с другой. Общество пыталось в отношениях с государством и олицетворяющим его государем осмыслить себя как самостоятельный субъект, и делало это, в частности, в ключевых для XIX в. категориях национального. Историческое наследие Руси, самую Россию писатели и публицисты открывали и «воображали» заново. В противоположность концепции Н.М. Карамзина в их концепциях нация объявлялась не менее, а иногда и более активным субъектом исторического и политического процесса, чем монархическая власть. Империя и прежде безраздельно принадлежавшая ей история превращались в «подмостки, где развертывалась историческая драма, главным действующим лицом которой был русский народ» (с. 6).
Обретение этой субъектности, выход «из тени империи» происходили нелегко. Поскольку уровень свободы, которой пользовалось русское население империи, зачастую уступал тому, что имели отдельные национальные меньшинства, «русский национальный дискурс зачастую был удивительно похож на тот, которым пользовались народы, лишенные политической независимости» (с. 15). Но относительно широкая свобода слова второй половины 1850—1860-х гг. и ситуация серьезнейшего кризиса национальной идентичности создали уникальные возможности для проведения этой интеллектуальной работы, в которую оказались глубоко втянуты авторы самых разных политических убеждений, кроме, за редкими исключениями, радикальных. При этом совпадения и расхождения во взглядах, логика преемственности и взаимного влияния носили настолько причудливый и хаотический характер, что привычное деление общественных деятелей на консерваторов и либералов в данном случае не имеет большого смысла. Результаты проделанной работы не пропали впустую и были востребованы властью и в 1870-е гг., и даже на рубеже столетий. Автор не упускает возможности показать, как та или иная идея, тот или иной образ, то или иное требование вдруг находили применение в проводимой государством политике, иногда через несколько десятилетий. При этом О. Майоровой удалось выявить важнейшее противоречие этого процесса. С одной стороны, национальное чувство и национально ориентированная общественная мысль становились мощным фактором либерализации общественного сознания; с другой же, осмысление русским обществом национальных интересов создавало точку нарастающего давления национально ориентированных идеологов, главным образом М.Н. Каткова и И.С. Аксакова, на государственную власть (которая в тот момент могла быть едва ли ни единственной защитницей русских национальных интересов), причем отнюдь не в либеральную сторону.
Стоит отметить три особенности авторского подхода, уточняющие тему, заявленную в заглавии. Во-первых, основное внимание автор сконцентрировала на историко-культурной мифологии. Во-вторых, 1870 г. оказывается очень условной датой; исследовательская часть доведена до 1872 г. (реакция национальных идеологов на греко-болгарский церковный конфликт), и экскурсы в 1870-е гг. в монографии весьма многочисленны.
Третья особенность представляется нам наиболее существенной. Вопреки заглавию, О. Майорова рассматривает идеологические экзерсисы как вехи в развитии не только и не столько русского национального самосознания в целом, сколько русского национализма («исследование вскрывает культурные корни националистической риторики», с. 25) и его отношений с властью. Снимая нюансы, можно сказать, что попытки русского национального идеологического самоопределения периода реформ рассматриваются как этап на пути к исторической концепции Н.Я. Данилевского и политической линии Александра III (в частности, к русификаторской политике конца XIX в.). На наш взгляд, это верно лишь отчасти; развитие национального чувства и национальной идеологии создает почву для крайнего национализма и шовинизма, но это еще вопрос, насколько прочно эти крайности овладевают умами и допустимо ли всякое размышление о национальном называть национализмом. Позволим себе предположить, что этот сдвиг от национального самосознания к национализму был изначально запрограммированным стремлением автора дистиллировать националистический дискурс, надежно отделив его от имперского. При этом, казалось бы, вполне логичное разведение «патриотического» (как имперского) и «национального», введенное отнюдь не О. Майоровой, выводит за скобки идею страны как единого поля деятельности общества и власти, растворяет идею страны в понятии империи и, соответственно, игнорирует такие важные, хотя и зыбкие феномены, как чувство территориального единства и территориальный патриотизм.
В результате сужения национального самосознания до национализма из поля исследовательского внимания выпало радикально-демократическое течение общественной мысли, без рассмотрения которого картина поисков в период реформ русской национальной идентичности представляется не полной. Одного сюжета полемики М.П. Погодина с Н.И. Костомаровым и его союзниками плюс нескольких упоминаний А.И. Герцена все-таки, наверно, недостаточно. Отмеченное автором отсутствие у радикальных деятелей сколько-нибудь заметных творческих усилий в деле национального мифотворчества, видимо, следует считать частью их осознанной общественной позиции. Однако отсутствие выраженного интереса к национальной проблематике не исключает национального чувства и наличия определенного ответа на вопрос о том, что представляет собой русская нация. Идея «забитости» низших сословий, поиск в «народе» демократических и социалистических традиций — все это вполне можно рассматривать как особый мифологический комплекс, имеющий прямое отношение к проблеме национального самосознания, хотя и не получивший детального историко-мифологического подкрепления. И сама идея раскола, и поиск характерных национальных черт сами по себе подразумевали сравнение русских с другими народами, пусть и не всегда эксплицированное. Например, теория русского социализма А.И. Герцена и творчество Н.А. Некрасова, с его поисками национальных типов, возможно, заслуживали хотя бы нескольких страниц для большей полноты идеологического ландшафта.
Некоторое сужение темы, последовательно проведенное во введении и заключении, не слишком сильно проявляется в основной части работы и не задает ей, на наш взгляд, жесткого, неуклонно развивающегося сюжета. Несмотря на выдержанный автором в расположении глав хронологический порядок, на самом деле после введения монография словно расходится «веером» на ряд вполне самостоятельных исследований статейного формата. Многие из этих глав, к настоящему изданию переработанные, публиковались в научной периодике в виде статей начиная с 2000 г.[1]
Связи между главами выдержаны по большей части на уровне общих подходов (к примеру, «рассмотреть конкурирующие проявления национального начала в сравнительной перспективе и проследить, как они взаимодействовали, противоборствовали и случайно совпадали», с. 20), методологии, устойчивых образов и объектов рефлексии, излюбленных авторов и последовательности вызовов, на которые приходилось реагировать. Процесс развития национально ориентированного дискурса прослежен, но без ущерба для разнообразия мнений, без умолчания о тех дискуссиях и противоречиях, которые его сопровождали; некоторые произведения — как правило, литературные — подвергнуты очень подробному анализу. Так как отбор для анализа авторов, событий и источников, выбор точек идеологического прорыва зачастую не мотивирован, нам остается только догадываться о логике, связывающей отдельные структурные единицы, и о точности авторского выбора. Но при этом случайно, казалось бы, избранные темы складываются в цельную, убедительную, подвижную, отнюдь не хаотичную, устойчивую и многомерную мозаику из людей, идей и событий, саму по себе взывающую к конструктивной критике и дальнейшему заполнению. Сочетание произвольности и убедительности создает некоторый «когнитивный диссонанс». С одной стороны, в научном издании хотелось бы видеть побольше объяснений особенностей замысла. Возможно, эту задачу можно было бы решить во введении, вписав каждую из глав-«иллюстраций» в традицию биографических штудий и историографию национальной проблематики у каждого из идеологических течений, но именно историографическая часть во введении не прописана, и, видимо, принципиально. С другой стороны, эта основательность и проговоренность, видимо, придавала бы книге более тяжелое «дыхание», лишала бы ее того драматизма непредопределенности, который делает книгу О. Майоровой убедительно релевантной той эпохе.
Для реконструкции титанических усилий русского общества по осмыслению, обретению и во многом — созданию самого себя О. Майорова обратилась к таким памятникам идеологической работы, как историография и публицистика, поэзия и художественная проза, к единичным примерам монументальных памятников, малой пластики, произведений изобразительного искусства, религиозных проповедей и описаний официальных праздников. При общей сбалансированности использования различных источников заметно внимание автора именно к художественной литературе. Так, центральным событием для первой главы стала публикация повести Л.Н. Толстого «Казаки» в 1863 г. Именно в этой повести, по мнению О. Майоровой, впервые был предложен широкий спектр новаторских ответов на волновавшие общество вопросы. В частности, выбор локального сообщества вольных самоуправляющихся гребенских казаков-старообрядцев (вооруженных, обладающих чувством человеческого достоинства и хранящих культурную традицию) в качестве воплощения национального идеала был сильным ударом по тому представлению о русском национальном характере и его носителях, который был канонизирован так называемой «теорией официальной народности». В первые годы после Крымской войны пересмотру подверглись и другие национальные клише. В частности, устойчивое представление о широте русской души как прямом отражении бескрайних российских пространств и даже, со стороны митрополита Филарета (Дроздова), искренняя и глубокая приверженность русского народа православию.
Огромное значение для развития русского национального самосознания имела дискуссия вокруг легенды о призвании варягов, развернувшаяся в 1860-е гг. Отчасти толчком к ней послужило празднование в 1862 г. тысячелетнего юбилея российского государства. Скрупулезно выявляя новаторство новой официальной трактовки этого события, нашедшей отражение в ритуале новгородских торжеств и памятнике «Тысячелетие России» М.О. Микешина (народ, ассимилировавший вставших над ним чужеземцев, выступал субъектом действия, равным государю, а в качестве лиц, достойных памяти потомков, на памятнике были представлены и враждебные Москве политики, и многие деятели литературы и искусства), О. Майорова показывает, что подобная трактовка не удовлетворяла в российском обществе слишком многих и откровенно запоздала, уже слабо отвечая как общественным ожиданиям и ощущениям, так и уровню научного осмысления проблемы. Изложение в летописании сюжета о призвании варягов оставляло открытыми массу вопросов, поиск ответов на них давал широкие возможности для национально ориентированного мифотворчества в направлениях, соответствующих вкусам, политическим взглядам и представлениям о русском народе каждого конкретного историка и публициста, что ярко продемонстрировала подробно разобранная О. Майоровой публичная дискуссия между Н.И. Костомаровым и М.П. Погодиным, состоявшаяся 19 марта 1860 г. в Петербургском университете. Любопытный феномен представляли также сочинения по варяжскому вопросу, написанные эрудированным историком-любителем С.А. Гедеоновым, который доказывал высокий уровень общественного и культурного развития восточных славян в середине IX в. и их доминирование на территории будущей Руси, западнославянское происхождение варяжских князей и добровольное принятие ими ценностей, институтов и бытовых традиций пригласившего их народа. Все эти идеи импонировали русскому национальному чувству и обеспечили книгам Гедеонова популярность. Совсем иначе были расставлены акценты М.Н. Катковым, который в публицистических статьях развивал мысль о добровольном подчинении нерусских этносов в ходе образования и развития русского государства не государю, а именно русскому народу, который представлял собой государство-нацию. Вообще идея доминирования русского народа над остальными народами России именно в это время получила широкое распространение; многие авторы различались между собой лишь взглядами на темпы и методы необходимой, с их точки зрения, русификации.
Важное место в развитии национального самосознания в этот период занимало и осмысление опыта некоторых крупных войн, в первую очередь Отечественной войны 1812 г., события которой стали едва ли не самым распространенным источником идеологических конструктов еще во время Крымской войны (процесс эволюции этой темы во время и сразу после войны подробно рассмотрен в первой главе). Кроме идеи о народном характере войны 1812 г., в очередной раз подчеркивавшей субъектность русской нации и ее единство перед лицом внешнего противника, переживание военно-исторического опыта приобретало особое значение для русского национального самосознания, поскольку после призвания варягов так называемые народные войны, когда страна стояла на краю гибели, по сути, были немногими убедительными историческими примерами политической самостоятельности русского народа. Все это — вопреки распространенному тогда мнению о миролюбии русских — неизбежно вело к усиленной эксплуатации военной тематики патриотической публицистикой («писатели 1860-х гг. превратили культ войны в основную форму национального мифотворчества», с. 96) и в перспективе — к милитаризации общественного сознания. В тот период мощный импульс военной риторике вообще и связанной с Отечественной войной в частности, как показала О. Майорова, дало польское восстание 1863—1864 гг., причем патриотическая/националистическая публицистика создавала образ повстанцев не как сепаратистов, а как интервентов, покусившихся на само существование России (то есть получалось, что русские восстали против иноземных поработителей), а волна обращенных к Александру II со всех концов России верноподданнических адресов, в которых выражалась готовность подданных встать на защиту отечества, сравнивалась в прессе с патриотическим подъемом 1812 г. Поездка в Крым летом 1863 г. наследника престола великого князя Николая Александровича стала важным поводом для реминисценций на тему 1612 г. Несколькими годами позже в лице О.И. Комиссарова, объявленного спасителем императора от руки «поляка» Д.В. Каракозова, прессой был преподнесен публике образ нового Ивана Сусанина. В итоге, как точно заметила О. Майорова, в публицистике М.Н. Каткова война как средство обретения русским народом гражданских прав подменила собой реформы, которые изначально и должны были даровать ей эти права.
Художественная литература также не осталась в стороне от переживания военных событий, и нельзя не признать удачу авторского выбора; в качестве иллюстраций того, как это происходило, взяты стихотворение Ф.И. Тютчева «Ужасный сон отяготел над нами...» (1863), вызванное началом польского восстания, и роман Л.Н. Толстого «Война и мир» (1863—1869). При всех различиях характера и масштаба исторических/политических событий и выбранных автором жанров существенной оказывается разница в идеологических результатах. Так, при том, что оба автора рассматривают эти события как моменты рождения русской нации, — Тютчев видел в происходящем начало движения вовне и превращение русского народа в мирового защитника православия и будущего устроителя общехристианской империи. Для Толстого же на первый план выходил момент общенациональных лишений и переживаний, сплачивающих нацию и позволяющих подняться от чувства национального единства к высотам христианской любви.
Завершает монографию глава «Миф о духовном происхождении», посвященная настойчивым попыткам славянофилов и близких к ним историков и публицистов опереться в своих поисках национальной идентичности на православие как важнейшую черту русского народа и предложить обществу и правительству панславизм как ключевой принцип внешне- и отчасти внутриполитической стратегии. Первая попытка такого рода была связана с тысячелетием славянской письменности, формально совпавшим с тысячелетием призвания варягов. Настойчивые попытки М.П. Погодина представить это событие как момент духовного рождения русского народа вызвали определенный отклик у современников, но его же усилия организовать по этому поводу праздничные торжества не получили правительственной поддержки. Более плодотворной оказалась его идея восходящего к наследию Кирилла и Мефодия общеславянского духовного единства, ставшая фундаментом панславизма. Его временным триумфом стал Славянский съезд 1867 г., основные события которого происходили в Москве. Однако на этом же съезде обнаружились и пределы панславистской доктрины, особенно основанной на идее православия: игнорирование сложной картины интересов разных славянских народов и выдвижение на первый план именно русских национальных интересов (порой, возможно, безотчетное), скатывание в экспансионизм и внешнеполитические проекты, порой совершенно утопические. Уже в 1872 г. необходимость занять четкую позицию во время греко-болгарского церковного конфликта расколола славянофилов и других теоретиков русского национализма. Этим сюжетом книга заканчивается. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время она будет переведена на русский язык.
[1] См., например, публикации на русском языке: Митрополит Московский Филарет в общественном сознании конца XIX века // Лотмановский сборник. М., 1997. Вып. 2. С. 615—638; Царевич-самозванец в социальной мифологии пореформенной эпохи // Россия — Russia. Вып. 3: Культурные практики в идеологической перспективе. М., 1999. С. 204—232; Бессмертный Рюрик. Празднование Тысячелетия России в 1862 году // НЛО. 2000. № 43. С. 137—165; Славянский съезд 1867 года: Метафорика торжества // НЛО. 2001. № 51. С. 89—110; Политический подтекст споров вокруг празднования тысячелетия России // Тыняновский сборник. Вып. 11: Девятые Тыняновские чтения: Исследования. Материалы. М., 2002. С. 318—332; Образ нации и империи в верноподданнических письмах к царю (1863—1864) // И время и место: Историко-филологический сборник к 60-летию А.Л. Осповата. М., 2008. С. 357— 369; Греко-болгарская церковная распря в русском националистическом дискурсе конца XIX века // Пермяковский сборник. М., 2010. Т. 2. С. 458—466.