Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №120, 2013
Свешников А.В. ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА МЕДИЕВИСТОВ НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ПОПЫТКА АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА. — Омск, 2010. — 408 с. — 500 экз.
Летом 1918 г. учредители Общества учителей-историков опубликовали алармистское «Обращение к учителям истории»: «Катастрофа, разразившаяся над Россией, не могла пощадить и русской школы. Расшатаны не только внешние устои ее быта, — поколеблены многие основы, на которых доселе строилась ее учебно-воспитательная работа. <...> Национальное сознание есть связь в традиции поколений, есть прежде всего память об общем прошлом и отсюда воля к общему будущему, чувство ответственности перед мертвыми и долга перед теми, кто придет принять наше наследство. Прошлое дает форму настоящему и жизнь будущему. Насыщенность исторической памяти и сознание ценности своей истории, вместе с волей совместно растить и множить эту ценность, делают народность нацией. Школа закрепляет эту память и формирует эту волю. Она хранит живую преемственность поколений и строит мост от лучших традиций прошлого к будущему. В школе творится нация, через школу протекает и ее распад»[1].
Обращение не было подписано, но, несомненно, председатель общества, профессор Петроградского университета И.М. Гревс не мог не иметь к нему отношения. Через пять лет, в 1923 г., И.М. Гревс вместе с другими историками был уволен из университета за ненужностью — не столько своей, сколько преподаваемого им предмета. Было ли уже во время составления Обращения ощущение того, что новой власти история как наука окажется не нужна? Или это наш опыт вчитывания?
Во всяком случае, каждый раз, когда исследование затрагивает революционные годы, труд приобретает для современного читателя дополнительные обертона и требует дополнительной работы. Обнаруживается, что прежний опыт странно сопряжен с современностью, но культурное пространство России ХХ в. разорвано и требует восстановления связей, преемственность здесь не складывается естественным путем, а может быть только сконструирована ценой немалых усилий.
Иван Михайлович Гревс — сюжетообразующий герой книги А.В. Свешникова. Интрига (точнее, как принято в научных исследованиях, проблема) связана с научным сообществом, концентрирующимся вокруг Гревса. Однако поиск оснований и самой возможности существования научной школы дает повод для разговора не только о былом.
Такая интерпретация исследования не противоречит, кажется, авторскому замыслу. С одной стороны, признает А.В. Свешников, существует интерес внутренний: «проблема социальных оснований (системы коммуникаций и статуса) любой профессиональной деятельности, в том числе и научной» (с. 3); но с другой стороны, «кризис конвенциональных корпоративных ценностей и интересов» (с. 4) в современной российской исторической науке вполне можно расценивать как стимул внешний.
Предмет позволяет автору сформулировать множество вопросов. «Как вообще формируется, воспроизводится и трансформируется нормальная профессиональная научная корпорация»? (Ключевое слово, кажется, «нормальная»: это тоска по нормальности как тоска по гармонии.) Что такое «научная школа» как эффективное научное сообщество? Определяется ли она лишь единством проблематики-методологии и генезисом? Или это точка зрения на мир, включающий в себя и предмет исследования? Что составляет «рамки школьной модели»? Как происходит процесс перехода от обыденного понимания слова «школа» к понятийному (вопрос конвенций и рефлексивности-эмплицитности их)? Как определяются границы и отношения с другими научными сообществами?
Рассматривая школу как реальную социальную группу, Свешников подчеркивает, что «научная школа — реальное, а не "воображаемое сообщество" <...> точнее говоря, более реальное, чем научное направление и течение в науке». Такой подход дает возможность применить методы социологии и культурной антропологии к конструируемой модели. Что вызывает новую серию вопросов: «Каким образом, в каких социальных условиях происходит формирование в сознании группы ученых именно этих <...> общих представлений? Каков социальный механизм формирования и функционирования школы? Как те или иные люди становятся не просто учеными, а представителями именно этой школы?»
Феномен общества модерна связан с профессионализацией и формированием профессиональных субкультур. Исследование этого поля привычно считается доменом главным образом социологии. Однако работа в этом поле историка, изучающего внешние параметры соотношения микрогруппы с социальным контекстом и внутренние специфические связи на основании (помимо прочего) понимания специфики того, чем занимаются члены группы, придает исследованию новые смыслы.
Антропологическая модель научной школы, предложенная А.В. Свешниковым, характеризуется признаками неформальности, профессиональности, реальности, структурности, наличием идеологии, устойчивой идентичностью членов группы, вариативным сходством проблематики, методологии и методики трудов. Школа, как динамичная структура, конструируется и конституируется школообразующими практиками. В случае Гревса первым уровнем селекции и своеобразной проверкой на совместимость с Гревсом были лекции профессора; следующим фильтром — семинары. Коллективные проекты помогали скоординировать взаимодействие. Коннективная структура создавалась режимом интенсивного рефлексивного общения: обсуждения, совместные экскурсии, переписка, мемуары. Своего рода технологический этап сменялся органическим; близкие ученики называли Гревса padre.
Сам Гревс ощущал себя прежде всего — учителем. В своей «скорбной заметке» (определение автора) 1899 г. «Василий Григорьевич Васильевский как учитель науки» Гревс, ставший его преемником в Петербургском университете, писал: «Многое требуется всегда и везде от человека, чтобы он оказался способным достойно выполнять призвание профессора. Особенно разнообразны такие требования у нас, где наука еще не завоевала в жизни и сознании общества подобающего ей самостоятельного и важного места, не приобрела надлежащего всеобщего признания и уважения, где не дифференцированы еще ее функции, где постоянно разрушаются едва заложенные научные традиции. У нас на родине именно настойчиво и громко надобно "учить науке" еще закрытые для нее умы, привязывать к ней глухие сердца, подчинять ей упрямые против нее воли (и не только среди молодежи, но часто и среди тех, которые должны воспитывать ее). Но у нас также область науки особенно беспорядочно и сложно переплетается с другими сторонами государственной, общественной, нравственной жизни личностей и групп. <...> Такое сложное соединение условий деятельности требует от профессора наличности очень разнообразных интеллектуально-моральных данных, и только совокупность их делает из него истинного учителя науки и учителя жизни, общественного педагога в широком смысле»[2].
В 1902 г., поминая еще одного важного для себя человека, с которым встретился еще в гимназии, Гревс в статье «Виктор Петрович Острогорский как учитель» напишет: «Достоин благодарной памяти тот, кто принимает на себя миссию объединять сменяющие друг друга поколения, передавая, с одной стороны, детям оставленное отцами наследие, служа, с другой, назревающим новым потребностям юношества. Такова роль, налагаемая жизнью на учителя-идеалиста»[3].
Этой позиции Гревса соответствует отмеченная А.В. Свешниковым гуманитарность дискурса сложившейся школы, который «характеризуется установкой на синтез научного и художественного стиля, наличием эмоционально окрашенных элементов, с этическими и эстетическими коннотациями. <...> Исторический нарратив строится как "рассказ человека о человеке". И понятно, что подобная имплицитная самоатрибуция текста требовала актуализации внутреннего опыта читателя» (с. 226). Гревс ориентировался на человека культуры — созидательного человека. Позиция эта — порой пафосная и наивная — имела, помимо прочего, свой научный потенциал, связанный с разработкой культурной истории на неожиданных источниках и междисциплинарностью. Исследования и реальность, прошлое и настоящее представляли при таком подходе единое поле и определяли не только методологию исследования, но и стратегию жизни. Гревсу и его ученикам постоянно приходилось решать вопрос: как спасти душу, занимаясь историей? Подтверждением чему, например, не опубликованные при жизни авторов статья Н.П. Анциферова «Историческая наука как одна из форм борьбы за вечность»[4]или книга «Итальянская гуманистическая эпитафия» А.И. Хоментовской[5].
Сочетать социологию и философию получается не всегда. Пытаясь обозначить склад научного мировоззрения героев, автор порой прибегает к ярлыкам (отдавая себе отчет в редукции, но используя этот прием как удобный в дальнейшем анализе). Не всегда кажутся доказанными психологические характеристики, опирающиеся на самоописания. Например, настаивая на гревсовской «страсти к преподаванию» (с. 82) и говоря о конструировании Гревсом в мемуарах своей идентичности именно как учителя (с. 84), А. Свешников, как мне кажется, рационализирует психологическое и слишком доверяется свидетельствам Гревса о себе, тем более — подводящим итоги жизни (также сомнительна и «эмоциональная открытость» (с. 66), приравненная к способности увлекаться побочными для исследования сюжетами, и выстраданная «воля к школе», рождающаяся из своеобразного научного сиротства на входе в науку (с. 84—85)). Не вполне оправданным представляется употребление понятия «место памяти» (в понятийном смысле П. Нора) для событий семинаров и экскурсий («Оценка семинаров как "места памяти" особой значимости встречается и в письмах учеников» (с. 342); «ученики И.М. Гревса, участвовавшие в экскурсиях, активно рефлексировали по ходу дела и результатов поездки в письмах и воспоминаниях. Итальянские экскурсии стали для них значимым "местом памяти", продуктивно работавшим на конструирование школьной идентичности» (с. 305)). Сознательный отказ от анализа влияния внешних факторов (легитимированный ссылками на уже существующие исследования: «Помимо внешних для нашей темы факторов, обусловивших это изменение взглядов, справедливо отмеченных Б.С. Кагановичем (установление советской власти, реформы исторической науки и образования, личная трагедия И.М. Гревса, методологические поиски исторической науки начала ХХ века), можно предположить.» (с. 397)) порой не позволяет читателю увидеть сложность и связанную именно со школой закономерность выбора в той или иной ситуации.
Однако все это можно рассматривать как необходимые самоограничения автора, четко сознающего границы создаваемой концепции, обладающей целым рядом несомненных достоинств. Она обеспечивает возможность сочетания различных источников, исходя из продуктивного представления, что любые тексты, продуцируемые личностью, эту личность в себе имплицитно содержат. Удачной представляется и динамическая конструкция школы — научной школы вообще и школы Гревса в частности. Выход в междисциплинарное пространство и активное привлечение методов социологии и культурной антропологии (прежде всего, понятийного и методического аппарата социологии науки и социологии знания (П. Бергер, Т. Лукман), а также использование идей П. Бурдьё о двойном структурировании социальной действительности; исторической антропологии науки и антропологии профессий, опирающихся на интепретативный подход К. Гирца) позволяют связать прошлое с проблемами современности. При этом следует отметить умение автора «держать дистанцию»: между прошлым и настоящим, с одной стороны, и между собой и предметом исследования, с другой. Нет апологии — есть описание и понимание удачного опыта. Есть и собственный опыт — опыт памяти.
.Гревс считал, что университет — это, прежде всего, этическая ситуация. В 1921 г., в ответ на введение профессионально-утилитарной модели образования, Гревс опубликовал статью «Два педагогических идеала», в которой утверждал, что только «универсальное воспитание <...> делает человека образованным инравственным». Университет — не только научный, но и гуманитарный проект: «Горе, если понятие "специалиста" покроет образ человеческий и "наука" приравнена будет к "специальности". Часто теперь говорят: наука для ученых. Это — опасное заблуждение, в которое легко впадает русская мысль. Этот взгляд душит науку, отрывает ученых от остальных и от жизни; это — и мертвит науку, и принижает тех, кто от нее отрицается. Наука (а также философия, искусство), — зачем приходится это повторять! — для всех. Ученые отдают ей всю жизнь, но иобразованность достигается только прохождением через науку; а процветание общества определяется количеством и качеством, и действенностью образованных его членов; — и от них свет истины должен направляться во все стороны и в массу».
Самому Гревсу тогда уже недолго оставалось работать в университете и констатировать процесс «одичания» в письмах к одной из своих учениц. Разрухе он каждый раз противопоставляет только одно: работу с учениками. Увольнение не меняет позицию и ситуацию: «Если нельзя преподавать науку, не искажая ее, не коверкая себя, приходится отступить, работая лично и общаясь частным образом с тем, кто одинаково смотрит на науку».
Предмет исследования не мог не наложить своего отпечатка и на само исследование А.В. Свешникова. То, что случилось, можно описать через противопоставление проекта и опыта в понимании Ж. Батая. В начале работы школа Гревса еще могла быть представлена автором как проект (как альтернативная социальная сеть), но с течением времени она все больше осмысляется как опыт («…я называю опытом путешествие на край возможности человека» (Ж. Батай)).
[1] В обществе учителей истории // Петроградский учитель. 1918. № 17/18. 20 июля. С. 8.
[2] Гревс И.М. Василий Григорьевич Василевский как учитель науки: Наброски воспоминаний и материалы для характеристики. СПб., 1899. С. 4—5, 6.
[3] Гревс И.М. Виктор Петрович Острогорский как учитель (Набросок воспоминаний ученика). СПб., 1902. С. 3.
[4] Анциферов Н.П. «Историческая наука как одна из форм борьбы за вечность»: (Фрагменты) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник: 2003. М., 2004. С. 107—162.
[5] Хоментовская А.И. Итальянская гуманистическая эпитафия. СПб., 1994.