Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №121, 2013
SOVIET AND POST-SOVIET IDENTITIES / Eds. M. Bassin, C. Kelly. — N.Y.: Cambridge University Press, 2012. — 370p.
Где та граница, за которой национальная идентичность переходит в национализм? И где граница между идентичностью этнической и национальной?
Хотя интерес к проблемам национального в научной сфере остается стабильно высоким и количество посвященных им книг и статей быстро возрастает, основные вопросы, связанные с определением и концептуальными рамками ключевых понятий, до сих пор продолжают быть актуальными. Это тем более примечательно, что, казалось бы, ясные ответы на эти вопросы были даны еще в 1970—1980-е гг. группой историков и социологов, которых принято объединять в условную группу «конструктивистов» (Бенедикт Андерсон, Эрнест Андре Геллнер, Эрик Хобсбаум и др.). «Конструктивистами» их называют за то, что нация для них, по сути, — искусственный идеологический конструкт, продукт европейской философской мысли XVIII в., искавшей новые основания для объединения больших социальных общностей в условиях секуляризации религии и нарастающей дискредитации идеи династической империи.
Андерсон в книге «Воображаемые сообщества» дал определение нации, претендующее на точную локализацию этого понятия в концептуальном поле исследований социального и вместе с тем, внутри этого очерченного пространства, на исчерпывающую полноту: «...я предлагаю следующее определение нации: это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное. Оно воображенное, поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живет образ их общности. <...> Нация воображается ограниченной, поскольку даже самая крупная из них, насчитывающая, скажем, миллиард живущих людей, имеет конечные, хотя и подвижные границы, за пределами которых находятся другие нации. Ни одна нация не воображает себя соразмерной со всем человечеством. <...> Она воображается суверенной, ибо данное понятие родилось в эпоху, когда Просвещение и Революция разрушали легитимность установленного Богом иерархического династического государства. <... > И наконец, она воображается как сообщество, поскольку независимо от фактического неравенства и эксплуатации, которые в каждой нации могут существовать, нация всегда понимается как глубокое, горизонтальное товарищество»[1]. Это понимание нации стало, пожалуй, базовым — как для тех, кто полностью с ним солидарен, так и для тех, кто пытается обосновать сущность «нации» как-то иначе.
Однако нация, будучи искусственно сконструированным понятием эпохи начала индустриального века, вместе с тем остается вполне реальным социальным образованием — именно постольку, поскольку, будучи особой разновидностью идеологии, она оформляет разные формы публичных человеческих взаимодействий. По замечанию Геллнера, нации делает человек — фактически это продукт общественного договора, который скрепляет людей, имеющих общие мировоззрение, культуру, правила поведения, и распределяет между ними общие права и обязанности по отношению друг к другу[2]. Фактически мы говорим о нации тогда, когда в определенной группе людей формируется и циркулирует некий набор идентичностей, которые определяются ими самими как национальные (а не, скажем, религиозные). Как правило, такие идентичности базируются на этноязыковой общности, хотя это не обязательно: например, американская нация генетически состоит из ряда этносов, в Швейцарии несколько языков наделены равноправным статусом и т.д. По сути, национальная идентичность здесь выступает как форма идеологии в понимании Клиффорда Гирца, то есть культурной системы, формирующейся на сломе традиционных политических образований, когда прежние системы культуры не могут больше отвечать потребностям людей, пользующихся ими[3]. Тем не менее эта стройная концепция наций и национального на практике стала работать со сбоями, что вызвало критику конструктивистских концепций и потребовало переопределения основных понятий — которое продолжается до сих пор, чему примером служит и рецензируемая книга.
По всей видимости, дело здесь не только в том, что в реальной жизни не всегда можно четко квалифицировать, где заканчивается этническая принадлежность и начинается национальная. Например: к какой нации принадлежат жители Квебека? Являются ли отдельной нацией курды и если да, то имеют ли они право на собственное государство? Или если нация возникает только уже при наличии суверенного государства, то как быть с национальными революциями XX в., при которых национальная идентичность у народа возникала раньше, чем этот народ получал собственные государственные институты? (И это только те вопросы национальной идентичности, которые проявляют себя в форме военных конфликтов.) По всей видимости, дело прежде всего в различии генезиса и прагматики наций и национальных идентичностей, соединившихся в трудах конструктивистов воедино. В результате, с одной стороны, представление о «нации» явилось в виде единой стройной системы, сформировавшейся в основных чертах в Западной Европе XVIII в. и далее усложнявшейся в зависимости от локальной специфики, но без принципиальных структурных трансформаций. С другой стороны, определение этого феномена фактически было передоверено самим творцам идеологии: нация постулировалась через идентичность, и структура одного понятия автоматически переносилась на другое — при том что сами создатели этих идентичностей, как правило, и не стремились к целостному и непротиворечивому результату, а ставили перед собой совсем иные цели.
«Нация» — термин столь же очевидный, сколь и туманный, это знак с принципиально выхолощенным означаемым. Каждый раз он заново наполняется новым содержанием, и у пользующихся им создается ощущение определенности, однако это обман: перед нами не субстанция социального поля, а гипостазирование разных, часто противоречащих друг другу идеологий, которые используют этнические, языковые, культурные маркеры для утверждения сущности, которой, собственно, нет. То, что национальная идентичность не может обойтись без идентичностей иного рода, отмечал уже Хобсбаум[4]. Однако раз уж нацию (а следовательно, и национальную идентичность) и национализм нельзя безболезненно реифицировать, но при этом и отказаться от этих категорий нельзя — очевидно, что в последние двести лет они стали неотъемлемыми частями социальной реальности, — то необходимо выбрать некий иной подход к ним. А для этого сначала нужно их переопределить.
Фактически сборник «Советские и постсоветские идентичности» представляет собой попытку найти новые определения «нации», «национализму» и, в конечном счете, «национальной идентичности», которая продолжает формировать первые два понятия. В определенной степени можно сказать, что перед нами опыт неоконструктивистского анализа, пока еще осторожный, скорее на уровне case studies, чем теоретических обобщений, но вместе с тем уже предлагающий попытку переформирования концептуального поля, связанного со спецификой национального. Не опровергая основную идею о нации как воображенном сообществе и национальной идентичности как способе сознательной самоидентификации (и, соответственно, о гибкости такого воображения и субъективности такой самоидентификации), авторы сборника, однако, не стремятся выстраивать целостную картину, которая бы «объяснила все», — наоборот, они предлагают широкий спектр индивидуальных взглядов на проблему. Пусть эти статьи не сложатся в единообразную непротиворечивую картину — тем лучше, зато они позволят социологу избежать призрака структурности, приблизившись вплотную к «нации» во всем ее протеизме. (С другой стороны, определенная структурность прослеживается на метауровне коллективного исследования: семнадцать статей сборника названы главами и объединены в шесть частей, посвященных, соответственно, статусу национальной идентичности, ее институциям, мифам, пространствам, языкам и символам веры.)
Материал позднего (послесталинского) СССР и постсоветского пространства оказывается особенно удобен для такого рода работы, так как конструирование национальных идентичностей происходит здесь, во-первых, активно и наглядно, а во-вторых (и в-главных), разнообразно: так, можно выделить как минимум два противоположных понимания нации и национализма — имперское и (более традиционное) национально-освободительное.
Об этом парадоксе рассуждает Нэнси Конди в статье «Истории, рассказанные националистами». Она отвергает определения национализма, данные оппонентами конструктивистов — в частности, Адрианом Гастингсом[5] и Энтони Смитом[6]. (С этим стоит согласиться: прослеживающаяся в них ориентация на символические объекты и на опыт мемориализации собственных традиций могла бы быть полезной при изучении национализма, скажем, в Прибалтике эпохи перестройки, но никак не может быть универсальным критерием национального.) Пользуясь определением Гастингса, замечает Конди, «как могли бы мы провести границу между русским и чеченским национализмами?» (с. 38). Получается, что никак, хотя интуитивно мы понимаем, что они противоположны. Кроме того, старые концептуальные рамки (сформированные в том числе и конструктивистами) предполагают, что традиционное династическое имперское государство национальным, тем более националистическим быть не может: империя — интернациональный конгломерат, и национализм угрожает самому существованию империи. Тем не менее на практике вполне возможна — хотя и неизвестно, насколько жизнеспособна, — ситуация, когда обе тенденции совмещаются. Русский национализм — сложное явление, не вмещающееся в рамки привычных интерпретаций: с одной стороны, многие его проявления прочно ассоциированы с имперским прошлым России (здесь имеется в виду как советская империя, так и, по большей части, дореволюционная), специфически понимаемым как национально-русское имперское прошлое, но одновременно с этим возникает и мотив освободительной борьбы — только это освобождение должно происходить не от реального государства-оккупанта, а от мифического Запада, угрожающего самому существованию России и русской идентичности. Поглощая и присваивая себе культуры других этносов, входящих в состав государства Российского, русский национализм одновременно позиционирует себя как культуру, постоянно угнетаемую нациями, находящимися по внешнюю сторону государственной границы. Конди резюмирует:
«Поэтому, возвращаясь к "имперскому национализму" Мадины Тлостановой[7], прилагательное в этом противоречивом выражении предоставляет ключевую информацию, которая способна вывести слушателя из парализующей нерешительности. Словосочетание действительно оксюморонно, если мы понимаем "национализм" в плане освободительной программы, но оно близко к тавтологии, если "национализм" сигнализирует о гегемонном отношении к прилегающим культурам под эгидой империи.
В более широком масштабе можно утверждать, что в эпоху растущей глобализации тексты культуры гегемонного национализма — созданные в рамках госзаказа фильмы, романы, памятники, наконец, телевидение и радио — стратегически чрезвычайно изменчивы. Поскольку их имперское воодушевление неизбежно должно оказаться провинциальным в глобальном круговороте культурных установок, способность националистического гегемона к внезапной инверсии смысла дает возможность объявить себя потенциальной жертвой более крупного противника, то есть мировой культурной державы» (с. 41).
Большинство статей сборника посвящены таким текстам (в широком семиотическом смысле) и социальным конструктам, производившим национальную идентичность в советском обществе — сама «закрытость» которого обеспечивала зыбкость и недостаточную отрефлексированность границы между национальным и националистическим — и производящим ее сейчас, когда большинство постсоветских республик идентифицируют себя прежде всего какнациональные государства. Установка на принципиальную многоплановость поддерживается выбором тематики статей. Перед нами — исследование не столько самих идеологий в их непосредственном проявлении (статья Конди в этом смысле является скорее исключением), сколько повседневных бытовых практик советского и постсоветского человека, срез его обыденной жизни в культурно-антропологическом ключе, анализ его чувств и эмоций, его отношения к ближайшим социальным контекстам. Национальная идентичность вычленяется из этих мелких деталей, реконструируется из толщи культуры, в которую авторы сборника проникают — используя выражение Гирца — с помощью метода «насыщенного описания». Как объясняют во введении составители книги Катриона Келли и Марк Бассин: «Предлагаемые здесь разные "моментальные снимки" советской и постсоветской реальности отражают некоторые из многочисленных процессов формирования идентичности на этом обширном континенте (landmass). Они уводят нас от традиционного образа субъекта коммунистической утопии, homo soveticus, (удачно или несовершенно) регламентированного и подвергнутого идеологической обработке, к более тонкому взгляду на советских граждан как индивидов, вовлеченных во множественные практики, верования и институты, которые они сами помогли себе оформить, понять и выразить» (с. 13).
Статья Биргит Боймерс «Национальная идентичность во взгляде в прошлое: Современное российское кино» посвящена отражению национальных (и националистических) кодов в кинематографе 1990—2000-х гг., в котором был визуализирован целый ряд разнообразных проектов идентичности постсоветского человека, формирующейся через переживание опыта, в основном травматического, его советского прошлого. Дмитрий Баранов в исследовании «Архаизируя культуру: Этнографический музей» анализирует музеефикацию этнографических предметов и кодов, которые были призваны сформировать идентичность конструируемой нации — советской. Альберт Байбурин в статье «Ритуалы идентичности: Советский паспорт» обращается, по сути, к той же стратегии, но уже на примере официального (и многообразно ритуализированного) документа.
Статьи «"Если завтра война": Патриотическое воспитание в советской и постсоветской начальной школе» Виталия Безрогова, «Покоряя космос: Культ Юрия Гагарина» Эндрю Дженкса и «Конструирование наций в постсоветской Центральной Азии» Сергея Абашина посвящены конструированию идентичностей наций, прежде всего «титульных», на базе героических мифов советского или досоветского (особенно у Абашина) прошлого.
В статье Дины Хапаевой «Советская и постсоветская Москва: Литературная реальность или страшный сон?» прослежено, как менялось отношение к Москве в советском и постсоветском культурном пространстве, когда город из «образцового социалистического» постепенно превратился в вампирское пространство «Ночного дозора» Сергея Лукьяненко и «Empire V» Виктора Пелевина. Урбанистическую тематику продолжает Эльза-Баир Гучинова в работе «Из СССР на Восток: Национальные и этнические символы в городском тексте Элисты» — исследование китчево-«ориентализированной» архитектуры столицы Калмыкии проводится в концептуальных рамках, интересно совмещающих семиотику образца Тартуско-московской школы с постколониализмом. Исследование Виктории Арнольд «Пространство (пространства) ислама в советской и постсоветской России», также входящее в этот блок из трех статей, посвященный местам идентичности, переводит разговор с пространств географических в сакральные, показывая, как национальное (и националистическое) чувство формируется в дебатах о строительстве культовых мест не «своей» религии.
Майкл Горэм в статье «Языковая культура и идентичность в постсоветской России: Матерные сбережения» обращается к тому, как средством идентичности выступает язык — в частности, отсюда непрекращающаяся борьба «за чистоту языка», — а мат в таком контексте оказывается одним из маркеров негативной идентичности, воспринимается как внешнее проявление ее коллапса. В работеОливье Феррандо «Установки и практики языкового обучения в постсоветской Центральной Азии: Между этнической идентичностью и гражданским самосознанием» демонстрируется созданная еще в СССР иерархия языков, при которой русский занимал доминирующее положение, и последствия такой языковой политики в 1990—2000-е гг., а в статье Анны Кушковой «Выживая в эпоху дефицита: Нарративная конструкция "Советской идентичности"» русский язык занял не менее двусмысленное положение уже в позднесоветскую эпоху: с одной стороны, это было средство вербализации травматического опыта жизни в Советском Союзе, которая описывалась в категориях общенародного ощущения униженности, но, с другой стороны, это общее чувство создавало свой вариант коллективной — советской — идентичности.
Наконец, последний блок, посвященный символам веры (creeds) национальной идентичности, составили статьи «Соревнующиеся ортодоксии: Идентичность и религиозная вера в советской и постсоветской России» Катрионы Келли,«"Народное православие" в советской и постсоветской России: идеология, потребление и соперничество» Александра Панченко и «Религиозная принадлежность и политика постсоветской идентичности: случай Беларуси»Галины Мяжевич. Народная культура, этническая принадлежность и государственная политика здесь драматически переплетаются с актами религиозного выбора людей, живших в СССР и ныне оставшихся на постсоветском пространстве.
Несколько выделяется из общего списка статья Рональда Григора Сюни«Противоречия идентичности: Быть советским и национальным в СССР и после», которая открывает книгу. Автор не анализирует частный случай проявления национальной идентичности и не формулирует новых методов анализа наций, а вводит читателя в курс дела, тем самым показывая, что потенциальная целевая аудитория сборника отнюдь не ограничивается специалистами по России.
Можно спорить о том, насколько подход к феноменам нации и национализма со стороны не больших теоретических парадигм, а точечных исследований отдельных практик национального способен привести к переопределению того концептуального поля, о котором говорилось в первой половине рецензии, — или он, наоборот, останется разрозненной мозаикой case studies (что не умаляет, однако, ценности каждой из них в отдельности). В любом случае этот опыт важен. Антропологический взгляд на повседневные бытовые практики обогащен здесь гуманитарным подходом к ним как к текстам, открытым для анализа, но при этом не «оторванным» от собственных референтов и не превращенным в отвлеченную игру идей вокруг национальной проблематики.
[1] Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма [1983] / Пер. с англ. В. Николаева. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. С. 30—32.
[2] См.: Геллнер Э. Нации и национализм [ 1983] / Пер. с англ. Т.В. Бердиковой, М.К. Тюнькиной. М.: Прогресс, 1991.
[3] «...Впервые идеологии в собственном смысле слова возникают и завоевывают господство именно в тот момент, когда политическая система начинает освобождаться от непосредственной власти унаследованной традиции, от прямого и мелочного руководства религиозных и философских канонов, с одной стороны, и от принимаемых на веру предписаний традиционного морализма — с другой. Дифференциация автономного государства предполагает и дифференциацию особой самостоятельной культурной модели политического действия, поскольку прежние, неспециализированные модели либо слишком универсальны, либо слишком конкретны, чтобы обеспечить ориентацию, которая требуется в политической системе» (Гирц К. Идеология как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур [ 1973] / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004. С. 249).
[4] «...Мы не можем утверждать, что для большинства людей национальная идентификация — когда она существует — исключает или всегда либо часто превосходит остальные идентификации, образующие социальное бытие. Фактически она всегда комбинируется с идентификациями иного рода, даже когда ощущает себя превосходящей их» (Hobsbawm E.J. Nations and Nationalism since 1780: Programme, Myth, Reality. 2nd edn. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. P. 11).
[5] «Национализм силен, только когда опирается на партику- ляристские отношения (is strong only in particularist terms), на убежденность в том, что чья-либо этническая или национальная традиция особенно ценна и нуждается в защите практически любой ценой» (Hastings A. The Construction of Nationhood: Ethnicity, Religion and Nationalism. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. P. 4).
[6] Национализм — это «придание особого значения символам, церемониям и обычаям национальной идентичности» (Smith A. National Identity [1991]. Reno, NV: University of Nevada Press, 1993. P. IX).
[7] Имеется в виду статья: Tlostanova M. The Imagined Freedom: Post-Soviet Intellectuals between the Hegemony of the State and the Hegemony of the Market // South Atlantic Quarterly. 2006. Vol. 105. № 3. P. 637—659.