Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №122, 2013
Отдел теории в этом номере посвящен темам, казалось бы, отстоящим друг от друга очень далеко. В одном блоке идет дискуссия вокруг антропологического поворота и проблематизируется его актуальность (в нынешнем виде продолжающихся манифестов) для российских гуманитарных наук, в другом разговор переходит с картографирования современных теоретических концепций в едва ли не мировом масштабе на социально-политическую историю университетов в России XIX — первой трети XX века. Наконец, статья американо-австрийского историка Митчелла Эша вводит третий сюжет: «университет и госзаказ», — сопровождая его жесткой критикой как научных институций на службе государства, так и европейской континентальной модели свободного (в том числе от практической реализации) знания.
Однако расположение этих на первый взгляд разнородных материалов рядом не случайно. Кризис академического знания — который отнюдь не сводится лишь к текущим политическим перипетиям, инициированным Министерством образования и науки РФ в отношении университетов и РАН, — вызвал не только бурное обсуждение того, каким, собственно, может / должно / не должно быть научное знание (в том числе гуманитарное) в XXI веке, но и дебаты о том, какими способами может быть организовано его производство. Из многочисленных дискуссий хотелось бы в первую очередь отметить тематический номер журнала «Логос», полностью посвященный разговору о философских основаниях знания, произведенного в специализированных научных институциях[1], и статьи на сайте «Гефтер»[2]. Вопрос политического самоопределения научных институций в глобализирующемся мире смыкается с вопросом о внутренней структуре самих этих институций — в частности, о том, может ли существовать практически применимое знание, не отгороженное от общества стенами башен из слоновой кости (а в случае России — еще и контрольно-пропускными системами на входе в любой университет или институт Академии наук), основанное не на иерархических принципах внутридисциплинарного профессионализма и академического элитизма, а как-то иначе?
В этой ситуации необходимо прежде всего понять, что мы уже имеем в наличии и по каким принципам это было образовано; иными словами, переопределить уже имеющиеся традиции производства научного знания, чтобы были яснее видны вероятные векторы его дальнейшего движения. С другой стороны, это переопределение должно проходить отнюдь не в привычном модусе «управления знанием», как было в СССР (пресловутая «организация науки» под эгидой партии) и вновь актуализируется сейчас в виде государственного регулирования — причем не только в России, но и, согласно статье Эша, в странах Западной Европы. Отсюда возникает еще одна необходимость, — необходимость обратиться к истокам этой управленческой модели, понять, почему она стала столь привычной, каковы были ее исторические предпосылки и как не наступить на эти грабли в очередной раз. Статьи Елены Вишленковой, Киры Ильиной и Александра Дмитриева в блоке «Университетские истории: реформа как традиция?», демифологизируя привычные историографические схемы, предлагают новый вариант картографирования двухсотлетнего бэкграунда, находящегося за плечами практически любого, кто занимается наукой в России[3]. Митчелл Эш, развенчивая во многом схожий «Гумбольдтовский миф» в немецкоязычном университетском пространстве, фактически разрушает образец для подражания, на который ориентировались (и продолжают ориентироваться) администраторы науки в пространстве русскоязычном — будь то государственные чиновники или представители той аморфной социальной среды, которая могла бы стать университетской корпорацией.
Опыт картографирования иного рода представляет собой продолжающаяся дискуссия об антропологическом повороте. Попытка идентификации одного из возможных векторов движения, начавшаяся в 2009 году на страницах сотого номера «НЛО», приобрела характер несколько затянувшейся, но от этого не менее горячей полемики о собственных основаниях — и дискуссия вокруг статьиОльги Брейнингер представляет собой, по сути, подведение ее предварительных итогов. Можно сказать, что участники этой дискуссии — среди которых сотрудники как российской высшей школы Евгения Вежлян (Воробьева), Юрий Зарецкий, Илья Калинин и Петр Сафронов, так и американских и европейских университетов Дорис Бахманн-Медик, Кевин Платт и Сергей Ушакин, — при всем различии мнений сходятся в двух вещах. С одной стороны, это невозможность производства знания в прежнем виде — академическом, иерархизированном и стратифицированном, с провалами на границах научных дисциплин и фигурами ученых-авторитетов, обладающих (наравне с министерскими чиновниками) привилегированным правом на истину. С другой стороны, при рассуждении о неких новых модусах научного знания — будь то антропологический поворот или что-нибудь другое, не столь обремененное манифестами, — разговор в конечном счете сводится к вопросу, по каким принципам люди, занимающиеся производством знания, будут организовывать свой научный быт. Вопрос институционализации из «технического», связанного с наукой как таковой просто через биографии ученых, превращается в один из ключевых, определяя и идеологию, и методологию тех потенциальных векторов, по которым будет проходить выработка и переработка знания. Как замечает Кевин Платт:
Наша задача как ученых и конструктивно настроенных членов общества состоит в поиске надлежащего места для культурной специфики в глобальном контексте. Остается надеяться, что глобализация приведет в конце концов к установлению во всем мире эгалитарного режима с равным доступом к правам и свободам. Исследователи культуры должны выбрать, какого рода академические институты и сообщества они хотят создавать: те, в которых продолжалось бы священнодействие над гибельными и обреченными на забвение концепциями культурной исключительности, или лаборатории по поиску более справедливых и менее разрушительных способов взаимодействия между локальным и глобальным знанием, между политикой и культурой.
Вряд ли антропологический поворот сам по себе способен изменить структуру и идеологию научных институций. Однако настойчивые поиски поворотов даже только в гуманитарных науках (как замечает Бахманн-Медик, к одной лишь антропологии они отнюдь не сводятся) могут, в принципе, оказаться симптомом того, что институции уже меняются каким-то образом — причем не в рамках государственных проектов по реформе министерств по науке, а на неких более фундаментальных и независимых от отдельных государств уровнях. И задачей ближайшего времени становится понять, в чем, по всей видимости, заключается эта эволюция.
Кажется, можно сказать, что материалы, публикуемые в этом номере в отделе теории, образуют своего рода «перевалочный пункт» между попытками (гуманитариев) оглянуться вокруг себя — оценивая собственное замкнуто- академическое прошлое и полемизируя по поводу того, «куда нам плыть», — и различными видами социальной работы (social work) с использованием социально-гуманитарного знания в качестве прикладного инструментария. А так ли это будет и какие идентификационные коды будут при этом использованы — антропологические или какие-то еще, — зависит в конечном счете от самих участников этого процесса.
Николай Поселягин
[1] Превосходство университета? // Логос. 2013. № 1 (91).
[2] Например: Немцев М. Университетские гуманитарии современной России // gefter.ru/archive/9071; Сафронов П. Высшее образование: что же это все-таки значит? // gefter.ru/
archive/9180; Гуманитаристика будущего?: [Беседа с Сергеем Ушакиным] // gefter.ru/archive/8644; дебаты о плагиате ( Савицкий Е. Наслаждение палестинских старцев // gefter.ru/archive/6946; Кралечкин Д. Ghostbusters против Ghostwriters // gefter.ru/archive/8308; Зенкин С. Наука и плагиат: труженики и паразиты // gefter.ru/archive/8364; Кралечкин Д. Без лишних ссылок // gefter.ru/archive/8507) (дата обращения по всем ссылкам: 26.07.2013) и др.
[3] Надо сказать, это далеко не первое обращение «НЛО» к университетскому вопросу в историческом аспекте. В частности, в последние несколько лет в серии «История науки» издательства «Новое литературное обозрение» вышли книги: Университет и город в России: (Начало XX века) / Под ред. Т. Маурер и А. Дмитриева. М., 2009; Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР: (Конец 1880-х — 1930-е годы) / Отв. ред. А.Н. Дмитриев. М., 2012; Вишлен- кова ЕА, Галиуллина РХ, Ильина КА. Русские профессора: Университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М., 2012. Также было издано ставшее уже почти «классическим» исследование: Рингер Ф. Закат немецких мандаринов: Академическое сообщество в Германии, 1890—1933 / Пер. с англ. Е. Канищевой и П. Гольдина; отв. ред. Д.А. Александров и А.Н. Дмитриев. М., 2008.