Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №122, 2013
В последние годы обсуждение антропологического поворота в гуманитарных науках стало общим местом применительно к самому широкому кругу явлений и дисциплин: философии, теологии, истории, литературоведению и культурологии[1]. Хотя с подачи Вольфганга Изера (одного из основателей Констанцской школы рецептивной эстетики) термин вошел в гуманитарный дискурс еще в 1989 году[2], в славистику он проник сравнительно недавно. Столь же недавнее появление его в России во многом связано с деятельностью журнала «Новое литературное обозрение» («НЛО»).
С 2009 года в «НЛО» было размещено несколько статей и своеобразных манифестов, посвященных анализу антропологического поворота в гуманитарной сфере. Первая публикация такого рода, вышедшая в юбилейном, 100-м номере, принадлежала перу главного редактора журнала, Ирины Прохоровой. Во вступительной статье к номеру, озаглавленной «Новая антропология культуры» (с подзаголовком «Вступление на правах манифеста»)[3], антропологический поворот выступает в качестве ориентира, призванного обозначить новое направление работы журнала. Прохорова описывает историю «НЛО» в терминах настойчивого поиска новой антропологии культуры, которая, в свою очередь, должна стать идеологическим и методологическим кредо журнала. Под «новой антропологией культуры» Прохорова понимает новую исследовательскую парадигму, в которой
будут пересмотрены совокупность подходов, понятийных категорий, профессиональных навыков и дискурсивных средств для создания новой истории цивилизаций и новой исторической периодизации, концептуальным стержнем которых станет жизнь человека в его разветвленных связях с другими людьми, социальными группами, институтами власти, его стратегии выживания, креативности, самореализации в разных исторических обстоятельствах, его усилия по расширению сферы автономного и независимого существования[4].
Второй манифест был опубликован журналом в 2010 году. Кевин Платт (профессор Пенсильванского университета) в статье «Зачем изучать антропологию? Взгляд гуманитария: Вместо манифеста»[5] писал о нарождающемся кризисе в гуманитарных науках и необходимости реструктуризации системы американского высшего образования. Другой важный текст, статья Николая Поселягина (МГУ) «Антропологический поворот в российских гуманитарных науках»[6], вышел в 2012 году.
За манифестами Поселягина и Платта последовало несколько полемических ответов от исследователей со всего мира (таких, как Марк Липовецкий, Виктор Живов, Брюс Грант, Ханс Ульрих Гумбрехт, Сергей Ушакин, Александр Эткинд, Борис Гаспаров и т.д.). Авторы отмечали как перспективность, так и методологическую спорность антропологического поворота и коснулись самых разных тем: социополитических аспектов новой концепции (развитие кафедр славистики в США после окончания холодной войны[7]), апологии литературоведения[8], способов институционализации нового подхода[9]и различий между академическими сообществами России и Америки[10].
В своем эссе мне хотелось бы обсудить природу антропологического поворота и причины, способствовавшие его популяризации в славистике. При этом я сосредоточусь на манифестах Ирины Прохоровой и Кевина Платта (Николай Поселягин в своей подробной статье обсуждает скорее методологические перспективы антропологического поворота, чем вопросы его происхождения) и попытаюсь представить на суд читателя два различных взгляда на декларируемые в них изменения. Связано это с тем, что — несмотря на существенное родство взглядов Прохоровой и Платта на антропологический поворот — между ними есть ряд значительных расхождений. Констатируя кризис в гуманитарных науках в России и США и усматривая в антропологическом повороте потенциальный инструмент его преодоления, авторы по-разному обосновывают необходимость его применения: Прохорова обращается к философской антропологии в том виде, в котором она сложилась в начале XX века, а Платт последовательно совмещает антропологию и социологию. Мой опыт «пристального чтения» обоих текстов указывает на то, что расхождения между ними объясняются различиями в установках авторов (intentionally), а также характером связей между используемой ими аргументацией и их позицией по отношению к антропологическому повороту. Кроме того, хотя формат эссе и не располагает к полноценному всестороннему анализу споров, возникших по следам этих двух публикаций, я буду время от времени ссылаться на некоторые отклики, чтобы выстроить более полную картину того, как идея антропологического поворота была воспринята в славистике.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ
Манифест Ирины Прохоровой представляет собой прежде всего попытку обозначить необходимость научного анализа русской истории и вписывания последней в контекст современных глобальных процессов. Исторический путь России, по мнению Прохоровой, так и не сумел стать предметом академических штудий по причине «априорного признания мифологемы об эксклюзивности, "экзотизме" России»[11]. Это, в свою очередь, породило любопытный исследовательский парадокс: «.установки традиционной российской гуманитарной науки на объективность и позитивистский подход, с его развитым изощренным инструментарием, фактически покоятся на мистическом, иррациональном фундаменте»[12]. Прохорова всерьез озабочена состоянием российского академического сообщества: методы, остающиеся в ходу на постсоветском пространстве, устарели и нуждаются в фундаментальном обновлении, в то время как недостаточное взаимодействие между российскими и западными учеными мешает проникновению новых теоретических дискурсов на территорию бывшего СССР. По мнению Прохоровой, для преодоления сложившейся стагнации необходимы две вещи: применение теории множественных модерностей к российской историографии и последующий перевод гуманитарных исследований в «антропологическую оптику». Выбор этих двух ориентиров неразрывно связан со стратегическими задачами, стоящими перед «НЛО»: вписывание России в контекст глобальной истории и методологическое перевооружение русистики. И то, и другое станет возможным только после создания новой научной парадигмы и наведения мостов между академическими кругами России и Запада.
Теоретические основы нового понимания модерности в том виде, в котором они были заложены Йоханом Арнасоном и Шмуэлем Ноем Эйзенштадтом[13], играют в манифесте ключевую роль. Прохорова заимствует отсюда идею непрерывности (continuity) исторического процесса, в рамках которой «.Новое время предстает как "молодая" эпоха в стадии становления и формирования, а не как одряхлевшая общественно-политическая формация, движущаяся к закату»[14]. При этом автор существенно ограничивает применимость теорий Арнасона и Эйзенштадта. В качестве стержневых концептов номера Прохорова предпочитает идее множественности различных версий современности попперовские категорииоткрытости и закрытости (понимаемые как «"агрегатные" состояния различных социумов внутри модерности, способных к трансформациям как в направлении открытости, так и в направлении закрытости под влиянием различных исторических обстоятельств»[15]).
В рамках этого подхода СССР оказывается примером закрытого сообщества, в котором модерность сдерживалась налагаемыми на нее рамками (frames) и, как следствие, трансформировалась в различные компенсаторные механизмы, способствовавшие «открытию» сообщества изнутри. Таким образом, задача «НЛО» — довести до конца «открывание» культуры. Здесь Прохорова отказывается от идеи множественных модерностей, так как
если большинство теорий Нового времени (включая концепцию множественных модерностей) связывает образование изоляционистских (то есть «закрытых») обществ в основном с травматическим периодом начальной стадии модернизации, то мы полагаем, что феномен открытости / закрытости присущ модерности как таковой — это ее родовая черта и фундаментальная драма. <...> Наша гипотеза, с одной стороны, еще больше подчеркивает неоднозначную природу модерности, но, с другой, дает надежду и на возможность изменения траектории развития, на обжалование приговора о «фатальной предрасположенности» к закрытости[16].
В позиции «НЛО» можно усмотреть некоторую необоснованность и внутреннюю противоречивость: вызывает сомнение правомерность применения категориизакрытости к СССР, а также весьма вольное (fairly arbitrary) толкование теории множественных модерностей, которая излишне радикальным образом противопоставляется попперовской. Кроме того, вызывает вопросы и применимость понятия закрытости в условиях модерности. Слабость позиции Прохоровой проявляется в том, что, пытаясь примирить теории Поппера и Арнасона — Эйзенштадта и обосновать через них положения своего манифеста, она не может разрешить все противоречия между ними. Рассуждая о теории множественных модерностей, Прохорова связывает закрытость с зарождением модерности, со стадией ее становления и формирования, а открытость — с ее зрелостью. На мой взгляд, подобная интерпретация не лишена недостатков. Хотя и Арнасон, и Эйзенштадт согласны с тем, что коммунистический проект существенным образом отклонился от канонической вестернизированной модели модерности, они не настаивают на том, что Россия так и не вышла в модерность. Напротив: СССР воспринимается ими как воплощение модерности во вполне зрелом виде. Так, Эйзенштадт утверждает, что СССР был
самым радикальным проявлением модерности — как в смысле модерного бунта или протеста против первой конкретной силы модерности, осуществленных в терминах и рамках той же модерности, так и в качестве предельно полного проявления всех потенций движения человечества к новой цивилизации, которая бы завершила человеческую историю[17].
Арнасон также не оспаривает модерность советского проекта. Коммунизм интересует его как «особая саморазрушительная версия модерности»[18], анализ которой может пролить свет на модерность в целом: «Кризис и коллапс Советской империи может иметь отношение к вопросу о более общих кризисных тенденциях, присущих модерности»[19].
Важно отметить и то, что Прохорова обращается только к одному направлению в обширном поле исследования модерности (обозначенному Б. Уиттроком как «либеральный историцизм»[20]), отдавая приоритет идее исторической непрерывности (continuity). При этом она ничего не говорит об альтернативных исследованиях — например, о работах Арнольда Тойнби и его последователей, где множественность модерностей представлена в виде набора «цивилизационных сущностей»[21] (civilization entities), которые «подверглись процессу изменения и реинтерпретации, но <...> продолжают при этом структурировать глубинные космологические и общественные установки цивилизаций»[22].
Впрочем, хотя обсуждение альтернатив идеям Арнасона и Эйзенштадта и могло бы привести к большей сбалансированности программы «НЛО», понятия «закрытости» / «открытости» неизбежно бы в нем затерялись. А ведь именно тезис о «закрытости» советского общества позволяет Прохоровой связать идею множественности модерностей и необходимость перехода к «антропологической оптике» в контексте «открывания» славистики:
Для исследователей, биографически связанных с постсоветским пространством и в большинстве своем обладающих непосредственнным опытом существования в жестком закрытом обществе, главный моральный императив их научной деятельности состоит в поисках адекватных оптики и концептуального языка для описания травматического исторического наследства. Нам представляется, что найти их возможно, если признать подлинным ядром модерности как философского и социального проекта радикальное изменение концепции человека и его места во временной перспективе, автономизацию личности от традиционных политических и культурных авторитетов, расширение социальных ролей, стратегий личного успеха и т.д.[23]
Точкой сопряжения множественных модерностей и антропологического взгляда в манифесте Прохоровой служит интерес к человеку, смещение исследовательского внимания «с макроуровня политико-экономических абстракций на микроуровень отдельных личностей»[24]. В этом плане ее текст созвучен взглядам Николая Поселягина на методологическую специфику антропологического поворота, в котором
главным является именно человек, любой индивид (как действующее лицо социума), но познаваемый не непосредственно, как в физической антропологии, и даже не только через его социальную активность (включая индивидуальный повседневный быт), а прежде всего через знаковые медиаторы — тексты[25].
Подобный интерес к гуманистической онтологии вписывается в посткантианскую традицию видеть в человеке свободно действующее лицо, а не аристотелевское «рациональное животное». Кроме того, связывая идею модерности с интересом к человеку, Прохорова еще раз демонстрирует, что ее понимание антропологического поворота вписывается в рамки модернистского проекта «философской антропологии» первой половины XX века. Здесь я имею в виду как немецкую философскую антропологию (Гелен, Шелер), так и неокантианство (Кассирер) и Хайдеггера.
Подобно немецким философам-антропологам, Прохорова подчеркивает важность не только позиции, занимаемой человеком в природных и социальных координатах, но и его внутреннего, индивидуального мира. А. Мамзин, В. Пуляев и В. Шаронов отмечают, что для антропологии XX века «общечеловеческое — синоним общеиндивидуального»[26]. В подобном ключе высказывается и Прохорова, перефразируя утверждение Поля Вена, что именно анализ «индивидуального сознания, индивидуального опыта и индивидуальной деятельности»[27], индивидуального целеполагания способен подсказать ответ на вопрос о том, каким образом культурные системы определяют исторические процессы и управляют ими[28]. В конце концов, пишет она, необходимо признать, что «микроуровневые трансформации» предопределяют «изменение глобальных политических и экономических процессов»[29] и именно это лежит в основе антропологического поворота.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Сквозной темой манифеста Платта является обеспокоенность автора текущим положением дел в американском научном сообществе. Платт противопоставляет гуманитарные и социальные науки по типу производимого ими знания. Первые, по мнению исследователя, занимаются поиском «локального» (local) знания, вторые же пытаются достичь универсальности путем построения разного рода моделей. Подобное разделение в каком-то смысле повторяет неокантианскую классификацию наук в зависимости от метода: естественные используют метод номотетический, а гуманитарные — идиографический. Как показала в своем полемическом ответе на манифест Платта Дина Гусейнова (Университетский колледж Лондона), эта дихотомия лежит в основе разделения социальных и гуманитарных наук в Англии и Америке[30]. Из всех социальных наук Платт отдает предпочтение антропологии, поскольку в ней выдерживается баланс между гуманитарными и социальными исследованиями: получая «локальное» знание в результате полевых изысканий, антропологи используют его для конструирования и доказывания универсальных моделей.
Кроме того, Платт выдвигает предположение о том, что XIX век, в котором идея национальной идентичности, укорененной в языке, стала краеугольным камнем западной цивилизации, был временем наибольшего расцвета гуманитарного знания. Литературный канон рассматривался в то время как хранилище национального духа и материализованный «ритуал посвящения в подлинное бытие нации»[31].
В XX веке, по мнению Платта, два фактора сыграли определяющую роль в разрушении подобных взглядов. Первым из них (здесь аргументация Платта полностью совпадает с идеями, высказанными Поселягиным[32]) было наступление постструктурализма, в котором литература рассматривалась не как хранилище чувственных смыслов (senses) и ценностей, а как механизм, структура которого определяется доминирующей идеологией. Вторым, смежным фактором стала визуальность, которая, не обладая сама по себе разрушающей силой, способствовала дальнейшему «разрушению канона»[33] и понижению статуса национальных литератур:
Визуальность преодолевает любые языковые барьеры, делая невозможным новый «чисто» национальный канон. Потребители глобальной культуры все меньше и меньше обращают внимание на национальное содержание потребляемого образа (все национальное низводится до заранее спланированного эмоционального эффекта «местного колорита», как в фильме «Миллионер из трущоб»), а господствующие жанры визуальной продукции, такие как блокбастеры и видеоклипы, в любом случае производят непродолжительный эффект[34].
Процесс постструктуралистского разрушения философских основ гуманитарных наук шел параллельно с процессом демифологизации идеи нации (но не национальной идеологии как таковой, как правильно заметил в своем ответе на манифест Платта Виктор Живов, профессор Отделения славянских языков и литератур Калифорнийского университета в Беркли и заместитель директора ИРЯ РАН[35]) в социальных науках. Результаты этих двух процессов тем не менее оказались разными. Если в социальных науках идея нации была преодолена (overcome), то ее позиции в гуманитарных областях практически не поколебались. Это расхождение определило неравномерность развития обоих полей и спровоцировало активное заимствование исследовательского иструментария социальных наук науками гуманитарными, чьи методы подверглись обструкции со стороны социологов.
Подобно Прохоровой, Платт выдвигает два условия выхода из кризиса — методологическое и дисциплинарное. В плане методологии Платт пишет о необходимости «профессионализации», подразумевая под ней заимствование методов наук о человеке (таких, как культурная антропология). По мнению Платта, сочетание пристального чтения как основного метода литературоведения с «локальным» знанием, полученным в результате его применения, и последующее их перенесение на работу различных социальных механизмов способны вернуть смысл (justify) существованию гуманитарных наук и открыть перед ними новые исследовательские возможности.
Второе требование Платта подразумевает революционное перекраивание дисциплинарных границ в современных университетах, где до сих пор (в силу «местнических комплексов» исследователей) существуют отдельные кафедры национальных культур[36]. Это, по мысли Платта, даст гуманитарным наукам возможность, не отказываясь от традиционного для них метода пристального чтения, «преодолеть границы» локального знания и, посредством построения более общих моделей, выйти на универсальный уровень.
Важно отметить, что в своем манифесте Платт умалчивает о том, к какой именно антропологии должны, по его мнению, обратиться за помощью гуманитарные науки. Как пишет Константин Богданов (ИРЛИ РАН):
О какой антропологии идет речь — о социальной, культурной, философской, физической или, может быть, «междисциплинарной» (сегодня уже есть и такая)? Кевин обходит этот (очень и очень непростой) вопрос, снимая его по умолчанию сближением антропологии с социальными дисциплинами, и прежде всего социологией[37].
Трудно не согласиться с замечанием Богданова: в роли ключевых у Платта выступают понятия сугубо социологические («модели», «общественные институты» и «универсальное знание»)[38]. Преимущества социальных наук над гуманитарными заключаются, по его мнению, в том, что
наука, как кажется, имеет дело с универсальными моделями, а не с локальным знанием, или, во всяком случае, не со строго локальным знанием. Придерживаясь этой максимы, исследователи в общественных науках интересуются локальным контекстом (на региональном, национальном или поднациональном уровнях) либо как областью, к которой могут быть применены их обобщающие модели, либо как источниками данных для развития новых моделей, посредством компаративных исследований отделяя универсальные «зерна» от локальных «плевел». За последние два десятилетия социальные науки пережили настоящий бум именно в исследованиях, посвященных открытию транснациональных явлений (модерность, глобальный капитализм, неолиберализм, мобильность населения, культурный диалог и т.д.) в локальных культурных и общественных контекстах[39].
И хотя в конце своего манифеста он призывает к «балансу между внутренним знанием интерпретативных актов и постижением социальных институтов, которые и санкционируют эти акты»[40], становится ясно, что именно в социологически направленных исследованиях он видит потенциал объединения «локальных контекстов» и «универсальных феноменов»[41].
«МИКРО» ИЛИ «МАКРО»?
Манифесты Прохоровой и Платта были написаны примерно в одно и то же время и опубликованы с совсем небольшим перерывом. В своем тексте Платт прямо ссылается на манифест «НЛО» — отдавая предпочтение (что неудивительно!) его методологической части. Здесь идеи Прохоровой, кажется, полностью совпадают с предложениями Платта: «Недаром со всех сторон несутся жалобы на отсутствие обобщающей теоретической рамки для социальных и гуманитарных наук, что якобы парализует развитие научной мысли»[42]. Многие исследователи, принявшие участие в дискуссии, поддержали идею сближения гуманитарных и социальных наук и попытки построения единого научного языка. К примеру, Марина Могильнер (преподаватель Казанского государственного университета и редактор международного антропологического журнала «Ab Imperio») в своем ответе пригласила читателей к поиску «срединности» (middle ground) между дисциплинами[43], а Александр Эткинд предложил «не делить мир на жрецов и профанов <...>, а искать живую мысль в любой области, как бы она себя ни называла»[44].
Таким образом, методология — первая из существенных точек схождения между концепциями Прохоровой и Платта. Впрочем, это схождение не абсолютно: если для американского исследователя слияние социальных и гуманитарных наук играет основополагающую роль, то для Прохоровой это лишь приятный побочный продукт интересующих ее более глобальных процессов. Замечая, что «НЛО» «не против новых глобальных концепций»[45], в своем манифесте она сосредоточивает внимание на другом аспекте новых критических моделей — «в каком структурированном культурном пространстве они появятся и как они, в свою очередь, модифицируют эту сферу»[46].
Еще одной существенной общей чертой двух манифестов является то, каким образом авторы описывают генеалогию антропологического поворота. Оба исследователя возводят его к революционным событиям: Платт пишет о событиях 1968 года в Европе и США, а Прохорова — о 1989—1991 годах в СССР, называя их «катализатором интеллектуального процесса»[47].
Платт связывает социальные преобразования и политические события 1968 года с появлением революционной постструктуралистской теории. Последняя, в свою очередь, породила множество влиятельных исследовательских направлений (феминистскую критику, постколониальную теорию, гендерные исследования и др.). Платт подразумевает, что социально-политические процессы в 1968 году дали толчок к изменению культурной парадигмы и зарождению того теоретического дискурса, который до недавнего времени доминировал в гуманитарных и социальных науках и обладал непререкаемым авторитетом в исследовательских вопросах.
Следующая волна массовых социальных волнений пришлась на конец 1980-х — начало 1990-х годов. Применительно к СССР Прохорова замечает, что «профессиональное сообщество столкнулось с явлением, которое в сложившейся конфигурации дисциплин оказалось никем не предвиденным, беспрецедентным, долго не находившим концептуального языка описания и осмысления»[48]. Она указывает на вытеснение (repression) культурных воспоминаний, связанных с распадом СССР, и констатирует, что ни один из существующих научных методов не способен справиться с этой проблемой. Отсюда следует необходимость поиска нового аналитического подхода для рефлексии и объяснения этого явления:
Сотый, юбилейный номер «Антропология закрытых обществ» знаменует собой новый этап в осмыслении «чуда 1991 года». С одной стороны, он вновь актуализирует главный травматический вопрос, вытесняемый ныне как из культурной памяти, так и из официальной историографии, — об истоках и трагических последствиях российской радикальной модели тоталитаризма. С другой стороны, он концентрирует внимание на малоизученной специфике эволюции общества внутри тоталитарных систем, в итоге подтачивающей и разрушающей эту жесткую институционально-сословную решетку[49].
В книге «Структура научных революций» Томас Кун дал всеобъемлющее описание того, каким образом прогресс достигается путем трансформаций так называемых «парадигм», понимаемых как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»[50]. По Куну, научный прогресс носит повторяющийся характер: как только накапливается значительный объем новых данных, происходит научная революция, то есть трансформация существующих парадигм, направленная на адаптацию новых представлений. Подобным революциям необходимым образом предшествуют интеллектуальные кризисы, вызванные неспособностью имеющихся парадигм «нормальной науки» найти традиционное решение новых задач. Переход от «нормальной» к «революционной» науке открывает возможности для дальнейшего развития эпистемы. Кун показывает, что для возникновения новой парадигмы необходимо выполнение некоторых условий. Одно из них — это наличие в научном поле разрозненных «зачаточных» (inchoative) концепций и подходов, которые впоследствии могли бы влиться в новую единую парадигму[51].
Соположив интерпретации событий 1991 и 1968 годов, предложенные соответственно Прохоровой и Платтом, с моделью Куна, мы придем к весьма интересной картине: окажется, что события 1968 года породили интеллектуальную парадигму, просуществовавшую почти сорок лет, а затем изжившую себя под натиском новых социополитических перемен. Первые дискуссии об антропологическом повороте начались в 1990-е годы — в те же годы, когда было основано «НЛО». Однако, как заметила сама Прохорова, у журнала ушло почти двадцать лет на работу «по заполнению огромных интеллектуальных лакун в российской гуманитарной науке, возникших отчасти в силу идеологических препон советского "закрытого" общества, отчасти из-за "замкнутой своеобычности российской мыслительной традиции"»[52]. Таким образом, антропологический поворот, заявивший о себе на страницах «НЛО» в 2009 году, оказывается запоздалым отзвуком (offspring) событий девяностых и отличен по своей природе от изменений в научном сообществе, наметившихся в Германии в начале 1990-х годов (и долго не выходивших за пределы ФРГ[53]). Марк Липовецкий (профессор Колорадского университета в Боулдере) в своем ответе на статью Поселягина пишет, что большинство поборников антропологического поворота принадлежат к поколению 1980-х, что само по себе говорит о том, что «сам этот поворот не абстракция и не мертворожденный проект, а то, что действительно резонирует с потребностями следующего за нами научного поколения»[54].
Возвращаясь к теории Куна, мне хотелось бы отметить одно его меткое наблюдение: «В каждом случае новая теория возникает только после резко выраженных неудач в деятельности по нормальному решению проблем»[55]. Дискуссия на страницах «НЛО» — идеальный пример такого рода: интеллектуальное становление ученых, родившихся в конце 1970-х и в 1980-е годы, пришлось как раз на бурные 1990-е. Для них естественно настаивать на решении вопроса о реформировании и переоснащении интеллектуального пространства, так как они чувствуют методологическую неприспособленность постструктурализма для решения стоящих перед ними задач.
Еще одним продуктивным моментом для сравнения мне кажется трактовка понятия нации Прохоровой и Платтом. Последний, чувствуя в этом надежную опору для своих построений, подробно анализирует ту роль, которую идея нации и ее последующий распад сыграли в судьбе гуманитарных и социальных наук. Говоря о демифологизации нации, он отсылает читателя прежде всего к Эли Кедури, Бенедикту Андерсону и Эрнесту Геллнеру, трактовавшим нацию скорее как культурное, а не универсально-природное явление. Кедури считал национализм «доктриной, изобретенной в Европе в начале XIX века»[56], Геллнер писал о нациях как о чем-то, что «имеет очень глубокие корни в наших общих современных условиях»[57], а Андерсон видел в них «особые культурные артефакты».
О позиции Платта мы уже говорили выше: исследователь полагает, что деконструирование национальной идеи дало толчок развитию социальных наук, в то время как науки гуманитарные, продолжавшие разделять губительное представление о нациях как об универсально-природном явлении, стремительно деградировали.
Прохорова не обсуждает понятие нации напрямую. Но, поскольку ее манифест посвящен поиску места России в глобальном контексте, она неизбежно касается вопросов, поднятых Платтом. Прохорова, как мы уже упоминали выше, говорит о необходимости порвать с представлением об особом историческом пути Росии, «особой ментальности» и «"великой" миссии страны». Этот момент был отмечен и получил дальнейшее развитие в отклике Константита Богданова:
...отношение к любым методологическим инновациям носит в России предсказуемо антисциентистский, а еще точнее — «высоко-морально-нравственно-духовно-спасительный» характер. То, что в ретроспективе европейско-американской гуманитарной научной традиции представляется вчерашним днем филологии, в России продолжает быть днем сегодняшним.
Отечественные профессора-литературоведы по-прежнему остаются как раз теми «жрецами и хранителями национальной идентичности», о которых пишет Кевин, — с той поправкой, что «национальное» в России привычно заменяется на «государственническую», «духовную», «ментальную», «самобытную» и прочие «идентичности» торжественного красноречия[58].
В этом фрагменте связь между концепциями Прохоровой и Платта становится очевидной: говоря об упомянутых Платтом «жрецах» и «хранителях национальной идентичности», Богданов подразумевает под ними то же самое, что и Прохорова под «декларированием "особого" пути, особой ментальности и "великой" миссии страны»[59]. Кроме того, Прохорова отмечает, что для «закрытых» сообществ, в которых «мистицизм оказывается неотъемлемой частью культурной и социальной практики»[60], характерна эксплуатация эмоциональной и духовной метафорики (приводя в качестве примеров такие выражения, как «загадочная русская душа», «бездуховный Запад» и т.д.). Таким образом, подразумевается, что «открывание» постсоветского общества, к которому стремится «НЛО», будет сопровождаться не только переходом на позиции рационализма (как замечает сама Прохорова), но и отказом от метафор, увязывающих национальность и духовность. Кроме того, если в результате России удастся, как надеется автор, быть вписанной в глобальный контекст, демифологизация категории нации, о которой говорит Платт, неизбежно затронет и ее.
Впрочем, между манифестами Платта и Прохоровой есть и более ощутимые точки схождения. Оба автора говорят о визуальности как о существенной черте современности (contemporaneity), но при этом по-разному оценивают ее роль.
Как уже говорилось выше, Платт, со ссылкой на книгу Джона Гиллори «Культурный капитал: Проблема формирования литературного канона»[61], усматривает в визуальности властное культурное начало (cultural power), доминирующее среди нынешней технобюрократической элиты. Визуальность, по его мнению, входит в ряд факторов, способствующих постструктуралистской деконструкции нации. Прохорова, напротив, видит в ней знак преодоления постструктуралистской парадигмы. Обсуждая понятие интертекстуальности, введенное Кристевой (интересно, что это — единственное место в манифесте, где автор, пусть даже косвенно, ссылается на постструктурализм), Прохорова противопоставляет ее визуальности как части культурной и философской антропологии:
Процесс «открывания» страны, стремление к эмансипации социальной и научной сферы обусловили переход исследователей от жестких обобщенных тотальных построений к более гибкому, детализированному, индивидуализированному изучению человека и культуры, от текстоцентричнос- ти — к визуальности и телесности, иными словами, от бинарных оппозиций и внимания к интертекстам — к культурной и философской антропологии[62].
Наряду с этой оппозицией тексты Прохоровой и Платта оказываются разделены противопоставлением «микро-» и «макроуровней». Именно здесь расхождения между авторскими позициями становятся наиболее ощутимыми, касаясь самой телеологии движения к антропологическому повороту.
Отказываясь от «локального знания» и «местнических комплексов», Платт призывает видеть универсальное за индивидуальным, перейти от локальных теорий к построению более глобальных систем. Короче говоря, он недвусмысленно демонстрирует интерес к макроуровню, на котором «гуманитарное знание должно стремиться к изучению <...> извне, понимая сравнительные преимущества трансрегиональной, трансисторической и транскультурной позиции»[63].
Напротив, Прохорова понимает под антропологическим поворотом перенос акцента с абстрактного на конкретное, с универсального на частное, то есть как раз упомянутый нами выше переход от «от жестких обобщенных тотальных построений к более гибкому, детализированному, индивидуализированному изучению человека и культуры»[64].
Это различие отражает различную направленность (intentionality) обсуждаемых текстов. Прохоровой интереснее микроанализ, поэтому она с готовностью обращается к культурной и философской антропологии как инструменту теоретического обобщения своего практического опыта. Она пишет, что идея практики, в которой «универсальные проекты, реализующиеся через антропологическую оптику, будут осуществляться объединенными усилиями представителей различных дисциплин и областей знания в зависимости от конкретно поставленной проблемы и ракурса исследования»[65], пришла к ней во время работы над сотым номером «НЛО». То есть основной задачей для нее остается построение стратегии развития журнала в направлении поиска места России в глобальном историческом контексте.
Исследовательская установка Платта противоположна: он предлагает двигаться от теории к практике, а не наоборот. Признавая кризисное состояние гуманитарных наук, он пытается рационализировать и теоретизировать ощущение кризиса, проследить его генеалогию и найти практически применимое решение. Это объясняет его предпочтение культурной и социальной антропологии.
Попытку найти консенсус между «микро-» и «макроподходами» предпринимает в своем отклике на антропологический поворот Сергей Ушакин (профессор Принстонского университета)[66]. Он проводит удачную параллель между дискуссией об антропологическом повороте на страницах «НЛО» и нашумевшим выходом первых номеров журнала «Subaltern Studies» (Дели). Ушакин пишет, что перед «Subaltern Studies» стояла сугубо практическая задача — найти новый научный язык и теоретическую базу для изучения колониальных культур, но в результате это привело к возникновению постколониализма[67]. Помимо Ушакина многие другие авторы откликов на манифесты в «НЛО» указывали на чрезмерную опрометчивость заявлений о новом теоретическом повороте и на недостаточно критическое рассмотрение проблемы[68].
Ясно, что проблемы, прослеживаемые авторами в российских и американских академических кругах, требуют решения. Но при этом степень конкретизации предлагаемых выходов (а также оценка их достоинств и недостатков) вызывает множество вопросов.
Стоит отметить, что, хотя манифесты Платта и Прохоровой существенно различаются на уровне авторских установок и в плане понимания необходимости и исторических корней антропологического поворота, им свойственны похожие недостатки. На основании анализа обоих текстов мы можем утверждать, что, несмотря на различия в путях развития академических институтов в различных частях света, социальные катаклизмы, ставшие катализаторами смены интеллектуальных парадигм, поставили российский и американский академические миры в одинаковые условия независимо от степени «продвинутости» (advancement) доминирующих в них теоретических дискурсов. Как бы ни отличались траектории развития науки в России и США, они натолкнулись на одни и те же проблемы, которые требуют, вероятно, одинаковых решений — что и спровоцировало оживленную дискуссию между исследователями самого разного профиля и происхождения. И наконец, можно утверждать, что первый этап антропологического поворота благополучно завершен; по крайней мере, международный консенсус на уровне концепций был достигнут. Теперь пришло время превратить теорию в методологию: инициировать перестройку американских академических институтов, начать радикальное преобразование российской науки и открыть новую главу в истории «Нового литературного обозрения».
Авториз. пер. с англ. Андрея Логутова
[1] См., например: The Anthropological Turn in Literary Studies. Tubingen, 1996; Lackner M, Werner M. Der Cultural Turn in den Humanwissenschaften: Area Studies im Auf- oder Abwind des Kulturalismus? Bad Homburg, 1999; Losinger A. The Anthropological Turn: The Human Orientation of the Theology of Karl Rahner / Transl. with a foreword by D.O. Dahlstrom. New York, 2000; Reckwitz A. Die Transformation der Kultur- theorien: Zur Entwicklung eines Theorieprogramms. Weiler- swist, 2000; Kultur als Text: Die anthropologische Wende in der Literaturwissenschaft / Hg. D. Bachmann-Medick. Tubingen; Basel, 2004; Bachmann-Medick D. Cultural Turns: Neu- orientierungen in den Kulturwissenschaften. Reinbek, 2010; Дмитриева Н. Человек и история: К вопросу об «антропологическом повороте» в русском неокантианстве // gefter.ru/archive/7211 (дата обращения: 09.05.2013).
[2] См.: Iser W. Prospecting: From Reader Response to Literary Anthropology. Baltimore, 1989. P. 273.
[3] Прохорова И. Новая антропология культуры: Вступление на правах манифеста // НЛО. 2009. № 100. С. 9—16.
[4] Там же. С. 16.
[5] Платт К.М. Ф. Зачем изучать антропологию? Взгляд гуманитария: Вместо манифеста / Авториз. пер. с англ. А. Маркова // НЛО. 2010. № 106. С. 13—26.
[6] Поселягин Н. Антропологический поворот в российских гуманитарных науках // НЛО. 2012. № 113. С. 27—36.
[7] Гусейнова Д. Дегуманизация гуманитариев // НЛО. 2010. № 106. С. 27—31.
[8] Липовецкий М. Тексты и люди, или Оправдание литведа // Там же. С. 34—38.
[9] Кобрин К. Несколько частных замечаний по важному поводу // НЛО. 2012. № 113. С. 73—75.
[10] Вальдштейн М. «Новый поворот... что он нам несет?»: Об антропологизме в гуманитарных науках // Там же. С. 58—65.
[11] Прохорова И. Указ. соч. С. 10.
[12] Там же.
[13] См.: ArnasonJ.P. Communism and Modernity // Daedalus. 2000. Vol. 129. № 1. P. 61—90; Eisenstadt S.N. Multiple Modernities // Ibid. P. 1—29.
[14] Прохорова И. Указ. соч. С. 12.
[15] Там же.
[16] Там же.
[17] Eisenstadt S.N. European Civilization in a Comparative Perspective. Oslo, 1987. P. 87.
[18] Arnason J.P. Communism and Modernity. P. 61.
[19] Ibid. P. 61.
[20] Wittrock B. Modernity: One, None or Many? // Daedalus. 2000. Vol. 129. № 1. P. 53.
[21] Ibid. P. 54.
[22] Ibid. P. 55.
[23] Прохорова И. Указ. соч. С. 13.
[24] Там же.
[25] Поселягин Н. Указ. соч. С. 29.
[26] Мамзин А., Пуляев В., Шаронов В. Научный статус социальной антропологии // Социально-гуманитарные знания. 1997. № 6. С. 48.
[27] Прохорова И. Указ. соч. С. 13—14.
[28] Здесь Прохорова отсылает читателя к книге: Вен П. Как пишут историю: Опыт эпистемологии / Пер. с фр. Л.А. Торчинского. М., 2003. С. 219.
[29] Прохорова И. Указ. соч. С. 14.
[30] Гусейнова Д. Указ. соч.
[31] Платт К.М.Ф. Указ. соч. С. 14.
[32] Поселягин Н. Указ. соч. С. 27—30.
[33] Платт К.М.Ф. Указ. соч. С. 15.
[34] Там же.
[35] Живов В. Гуманитарные науки: чем мы страдаем и как лечиться // НЛО. 2010. № 106. С. 43—48.
[36] Платт К.М.Ф. Указ. соч. С. 19—20.
[37] Богданов К.А. Гуманитарная учеба и иерархия наук // НЛО. 2010. № 106. С. 48—49.
[38] В этом идеи Платта совпадают со взглядами Марины Мо- гильнер, утверждающей в реплике, также опубликованной в «НЛО»: «.гуманитарные науки должны идти навстречу социальным, более ответственно работая с моделями и уходя от партикуляризма, провинциализма, расплывчатости категориального аппарата и самореферентного объяснения культуры в ее же категориях» (Могильнер М. Баланс или middle ground? // НЛО. 2010. № 106. С. 55).
[39] Платт К.М.Ф. Указ. соч. С. 13—14.
[40] Там же. С. 22.
[41] Там же.
[42] Прохорова И. Указ. соч. С. 15.
[43] Могильнер М. Указ. соч. С. 52—56.
[44] Эткинд А. Дорога, вымощенная благими намерениями // НЛО. 2010. № 106. С. 42.
[45] Прохорова И. Указ. соч. С. 15.
[46] Там же.
[47] Там же. С. 9.
[48] Там же. С. 9—10.
[49] Там же. С. 10—11.
[50] Kuhn T. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, 1996. P. 10. (Здесь и далее цитаты приводятся по изданию: Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И.З. Налё- това. М., 1975. — Примеч. перев.)
[51] Ibid. P. 10.
[52] Прохорова И. Указ. соч. С. 9.
[53] Поселягин Н. Указ. соч. С. 27.
[54] Липовецкий М. Конец «застольного» периода // НЛО. 2012. № 113. С. 37.
[55] Kuhn T. Op. cit. P. 75.
[56] Kedourie E. Nationalism. London, 1995. P. 2. (Цит. по: Кедури Э. Национализм / Пер. с англ. А. Новохатько. М., 2010. — Примеч. перев.)
[57] Gellner E. Nations and nationalism. London, 1997. P. 90. (Цит. по: Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. Т.В. Бердиковой и М.К. Тюнькиной, ред. и послесл. И.И. Крупника. М., 1991. С. 128. — Примеч. перев.)
[58] Богданов К.А. Указ. соч. С. 51—52. Курсив автора.
[59] Прохорова И. Указ. соч. С. 10.
[60] Там же. С. 15.
[61] Guillory J. Cultural Capital: The Problem of Literary Canon Formation. Chicago, 1993.
[62] Прохорова И. Указ. соч. С. 14.
[63] Платт К.М.Ф. Указ. соч. С. 22—23.
[64] Прохорова И. Указ. соч. С. 14.
[65] Там же. С. 15.
[66] Ушакин С. «Верните мяч в игру» // НЛО. 2012. № 113. С. 53—57.
[67] Там же. С. 56.
[68] См., например: Гаспаров Б. Почему антропологический? // НЛО. 2012. № 113. С. 43—46; Кобрин К. Указ. соч.