Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №122, 2013
Александр Житенев берется в своей книге за то, чего филологи, описывающие перипетии новейшей лирики, как правило, избегают. Он трактует картину литературы, связанную с «культурным временем», переживаемым государством в послевоенную эпоху, как конфликтную матрицу индивидуального и социального травматизма. Перед ним встают многие задачи, решаемые обычно критикой в ослабленных номинациях групповых и политических пристрастий таким образом, что актуальность подобных решений не выходит за узкий круг интересантов, сплетенных путами единой дикции.
Уникален своей широтой и свободой от пристрастий список фигурантов (их порядка восьмидесяти), кому Житинев поручает сыграть роль ловчих, своеобычных Арахн, постоянно порождающих необходимые ему тяжи и клеящие эссенции для преобразования шума языка в лирическую речь. Ведь, действительно, одна из тем его книги, а может быть, и основная — новая связность, слиянность, образуемая в дикции культуры усилием лирической поэзии. И он в своем повествовании доказывает, что это усилие — присутствие, гарантирующее вообще существование культуры как времени.
И автору удалось поймать ряд отличительных признаков, выражающих всеобщие лирические перспективы времени, которое для поэзии всегда — текущее, постоянно становящееся. Именно поэтому любая пара его «персонажей», невзирая на всяческие мыслимые расхождения, имеет скрепы психотравматического свойства, и тем самым А. Житенев обозначает природу модуляций в самой матрице культуры, таким образом он трактует идею лирической «связности» самых различных способов говорения.
Это, как представляется мне, — его важнейшее завоевание.
Поэтому Житенев постоянно ставит и обновляет философскую задачу поиска личностных и исторических соответствий в культурном континууме речи, выраженной в лирике, фокусируется на психоаналитических аспектах анализируемых текстов, оперирует категориями личных и творческих идентичностей, не чурается биографического дискурса, воплощаемого в политических коллизиях прошедшего. Чего стоит начинающий книгу прекрасный разбор лирической инволюции выдающегося лирика Л. Черткова, проведшего 60-е годы в лагере среди уголовников, чья лексика повлияла на языковую этику поэта, на сам язык, окислила его, лишила выраженных доминант.
А. Житенев видит историю новейшей поэзии как завоевание и приятие травмы, становящейся, в его изложении, на наших глазах достоянием личности сочинителя, его бытийной матрицей, единственным условием говорения. Эта нетривиальная идея позволяет автору посмотреть на территорию новейшей поэзии как на поле колоссальных возможностей, где больше не действуют конкурентные законы вытеснения одних поэтик другими. Ему удается дать объяснение поэтическому перфекционизму, вызванному силлабо- тоническим пристрастием, возникшим во времена русского классицизма, долго микшировавшим лирические возможности, ограничивавшим просодию русского стиха, обрекавшим сочинителей на самоповторы, тавтологию и логорею. Собственно, аналитическое расширение личности, приятие травматического тренда внутренней биографии и посему — расширение языка самоописания — одна из главных внутренних идей книги А. Житенева. Именно поэтому, повторю еще раз, сведение в одном корпусе книги пластически несопоставимых фигур литературы предстает в его изложении очевидной связностью и необходимостью.
В этом подходе мне видится первостатейная искренняя новость и возможность понимания поэтического текста.
Собственно, «Поэзия неомодернизма» — первая отчетливая история новой русской поэзии, написанная вне политических и групповых амбиций. А. Житеневу удалось написать историю, которую можно по-настоящему вычитать, следуя его нетривиальным доказательствам аналитика.