Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №122, 2013
Даже если мы видим в Университете лишь осколки идеи культуры, это не значит, что мы покинули его пределы и разглядываем его снаружи.
Билл Ридингс. «Университет в руинах» (1996)
С каждым годом растет число публикаций, посвященных кризису университета. Эта тема все настойчивее заявляет о своей обязательности для всякого гуманитария. По сути, она уже приобрела эпистемологическое звучание, обнажив негативное основание единства гуманитарных дисциплин. Тема эта во многом вынужденная. Она навязывается извне университетских стен теми обстоятельствами, которые принято считать экономической злобой дня. Сегодня правительства многих развитых стран стараются сокращать расходы на высшее образование. В глазах чиновников издержки на содержание университетов гораздо выше стоимости производимых ими знаний. Чтобы заставить университеты работать по рыночным правилам, государство придумывает различные способы измерения эффективности труда ученых и преподавателей. Бесконечные отчеты отнимают у них все больше времени и сил. Университеты стремительно бюрократизируются, о принципах академической свободы вспоминают все реже.
Такая ситуация сложилась не вчера. Она давно уже тревожит университетское сообщество, досадующее на растущее среди власть имущих недопонимание важности профессий преподавателя и исследователя для «остального общества» (lay people). Однако сегодня вопросы «Зачем университет?», «Зачем гуманитарное знание?» задаются уже не с точки зрения их (пусть не всегда очевидной, но искомой) общественной пользы. Посредством этих вопросов взыскиваются конкурентные «компетенции», обладание которыми давало бы преимущество на современном рынке товаров и услуг. Совсем недавно декан одного из «неэффективных» российских университетов оправдывал полезность образования, получаемого на философском факультете, тем, что его выпускники становятся успешными журналистами и бизнесменами. И тут нет ничего удивительного. В нынешней ситуации с помощью вопросов «зачем...?» подвергается сомнению бытие университета в качестве «парадигматического публичного пространства»[1]. Беспомощность университетского сообщества перед капризами финансового рынка является следствием коллапса публичной сферы, который более тридцати лет тому назад диагностировал Ричард Сеннет[2].
Удивляться стоит не тому, что польза, приносимая университетами, все чаще рассчитывается по тем же критериям, что и польза от торгово-развлекательных центров, а тому, что никто прямо не решается заявить сегодня об их совершенной бесполезности. Более того, эта бесполезность тщательно маскируется с помощью модной концепции предпринимательского университета (the entrepreneurial university), приобретающей все большее доверие у чиновников от образования. Она привлекательна тем, что строится на отождествлении результатов научного исследования с экономической прибылью от предпринимательской деятельности. Однако эта концепция может устраивать, в лучшем случае, только тех представителей университетского сообщества, которые специализируются в области социально-прикладных и технических исследований. Их преувеличенная значимость нарушает нормативный баланс между профессиональным качеством и широкой доступностью научного знания, производимого университетом, — тот баланс[3], который несовместим с экономической выгодой и который были призваны поддерживать гуманитарные дисциплины, недаром занимавшие центральное место в так называемом классическом университете. Превращая университет в корпорацию по производству «инновационных» технологий, администрация соглашается закрывать глаза на очевидную убыточность гуманитарного знания при условии, что его номинальные носители соглашаются, в свою очередь, сообразовывать свою деятельность с навязываемыми правилами репутационного менеджмента. В результате происходит то, что Билл Ридингс назвал «дереференциализацией» функции университета: его перерождение «в бюрократически организованную и относительно автономную потребительски ориентированную корпорацию»[4]. Поэтому сегодня, в отсутствие надежных референтов — каковыми прежде выступали понятия разума, национального государства, образования и культуры, — гуманитарии вынуждены заниматься поиском новых аргументов, подтверждающих важность их деятельности внутри университета, вопреки ее вопиющей экономической нецелесообразности.
Направления этого поиска задаются мерой согласия с господствующей институциональной прагматикой: кто-то, не меняя правил игры, считает необходимым заново помыслить идею университета в качестве общественного блага (public good), кто-то, не доверяя философским спекуляциям, предлагает ограничиться тактикой уклонения от неприятного вопроса «зачем сегодня университет?», но есть и те, кто уверен, что лучшим ответом на эти вопросы должна стать коллективная борьба за соблюдение принципов академической свободы, поскольку именно бюрократическая атака на эту свободу вынуждает университетских преподавателей подыскивать сомнительные оправдания своей пресловутой «неэффективности». Я собираюсь проиллюстрировать это разнообразие приемов самообороны университета с помощью недавно вышедших книг четырех англоязычных авторов, достаточно заметных в своей среде и успевших прославиться в жанре apologia universitatis, чтобы мы могли к ним прислушаться.
Книга британского философа Йона Никсона «Высшее образование и общественное благо: воображая университет»[5] писалась по следам экономического кризиса 2008 г. По мнению автора, этот кризис обнаружил всю пагубность неолиберального политического курса Тэтчер—Рейгана—Блэра—Буша, приведшего к полной дерегуляции финансового рынка. Этот кризис вскрыл также серьезные социальные и моральные проблемы. Ссылаясь на известного историка экономики Роберта Скидельского, Никсон утверждает, что социальное неравенство, заметно сократившееся в развитых странах после 1945 г., начало резко возрастать с конца 1970-х гг. За это время деньги, перестав быть средством для жизни, превратились в саму ее цель. Приватизация стала универсальным методом, с помощью которого государственные чиновники решают проблему бюджетного дефицита. Все это не замедлило сказаться на состоянии высшего образования — оно тоже стало превращаться в бизнес, основу которого составляют четыре «К»: коммерциализация, коммодификация, конкуренция и классификация. Социальное неравенство медленно, но верно разъедает университетское сообщество. Никсон предрекает его разделение на группы, соответствующие трем типам высших учебных заведений: 1) исследовательским институтам, входящим в первую лигу, 2) основанным на исследованиях, но ориентированным на преподавание (teaching led) университетам, составляющим высший дивизион второй лиги; ориентированным на преподавание, но с меньшим объемом исследований, занимающим низшие места во второй лиге, и 3) остальным институтам, подвизающимся в третьей лиге, которые борются за то, чтобы претендовать хоть на какой-нибудь исследовательский продукт. Старейшие университеты неизменно и неоспоримо пребывают в первой лиге. Университеты, созданные после 1992 г.[6], широко представлены во второй лиге. Низшую лигу составляют те институты, которые лишь недавно обрели статус университета (см. с. 12). Неравенство между этими учреждениями со временем будет только возрастать. Правительственные и частные фонды заинтересованы в поддержке только университетов высших категорий. Растущая плата за обучение позволит поступать в них только тем студентам, чьи родители уже имеют значительное состояние. Высшее образование, таким образом, перестает обеспечивать социальную мобильность и становится инструментом, закрепляющим неравенство. Можно ли с этим бороться и если да, то как?
Отвечая на этот вопрос, Никсон покидает область социального и институционального анализа и полагается на силу философского аргумента: по его мнению, главное, что было утрачено за предшествующие кризису 2008 г. три десятилетия, — это идея общественного блага. «Несводимое к простой совокупности индивидуальных интересов, это понятие означает общую приверженность (commitment) социальной справедливости и социальному равенству. Если крах мировых рынков имел хоть какое-то положительное последствие, то он внес в повестку дня необходимость переизобрести (re-imagine) общественное благо, найти ресурсы, чтобы восстановить общую приверженность ему и определить условия, необходимые для реконструкции представления о нем» (с. 1). Высшее образование должно быть одновременно манифестацией общественного блага и средством, с помощью которого концептуализируется его причастность культурному, экономическому, индивидуальному и социальному благосостоянию. Чтобы утвердиться в этом понимании, нужно попытаться заново помыслить идею «общественности» (public) в трех ее измерениях: социальном, гражданском и космополитическом. Схематично ход философских размышлений Никсона можно представить следующим образом. Люди, будучи по природе социальными существами, нуждаются в публичной сфере, внутри которой они могут взаимодействовать, преуспевать и обретать персональную идентичность посредством взаимного признания. Социальное бытие находит свое органическое продолжение в гражданском коллективе, который придает ему устойчивость и упорядоченность. Институты высшего образования — это пространства, созданные в первую очередь для того, чтобы люди научались быть гражданами. Однако в условиях нарастающей глобализации быть ответственными гражданами своей страны уже недостаточно. Этическое требование сегодняшнего дня состоит в том, чтобы научиться понимать, что благополучие локального гражданского сообщества определяется его включенностью в процессы, имеющие общемировое значение. Никсон называет такое понимание «укорененным космополитизмом». И вновь только институты высшего образования могут способствовать его взращиванию.
Эта книга оставляет двойственное впечатление. Трезвый взгляд на нынешнее состояние университетов контрастирует в ней с прекраснодушными рассуждениями на тему общественного блага, коему они продолжают, несмотря ни на что, служить. Она, безусловно, представляет интерес как пример использования этого непростого понятия (имеющего одновременно неокейнсианские и коммунита- ристские обертоны) для объяснения социально-политической функции высшего образования. Однако она явно разочарует тех читателей, которые обратятся к ней в поисках рецептов, помогающих преодолеть институциональный кризис.
Автор книги «За университет: демократия и будущее этого института»[7], профессор английской литературы и сравнительного литературоведения Уорикского университета Томас Докерти также полагает, что нынешний кризис системы высшего образования является следствием политики, проводимой правительством Тэтчер: «На волне политической победы над шахтерами и их объединениями начался процесс, в ходе которого правительство поставило под вопрос множество соперничающих с ним центров влияния (authority). Началась длительная атака на устои различных профессий, вызвавшая недоверие к "экспертам" и посеявшая сомнение в отношении образования. Все началось со школ. С одной стороны, правительство сетовало на то, что школьники перестали уважать учителей. С другой стороны, одновременно, оно само перестало их уважать. Правительство не только постоянно урезало их зарплаты, но также перестало доверять методам преподавания и поставило под сомнение их репутацию. И поскольку многие из этих учителей были продуктами университетов, давших им дипломы, вскоре университеты были также поставлены под сомнение» (с. 2). Сегодня недоверие к университетам со стороны правительства настолько возросло, что они практически переведены на осадное положение. Как никогда ранее, они нуждаются в друзьях и активной политической поддержке. Докерти предлагает принять следующие меры для их спасения.
В первую очередь, необходимо изменить саму рефлексию институциональных оснований университета. Их не следует представлять в виде неких устойчивых принципов, составляющих вместе его «идею». «Вместо того чтобы мыслить университет как редкое растение или как пространство, нам лучше помыслить его в качестве "события" — того, что происходит. Происходит тогда, например, когда мы вовлекаемся в решительный спор о достойных условиях жизни и нашего совместного существования. Университет — это, конечно, идея. Но не абстрактная идея, исторгнутая из материальной истории: она, действительно, есть то, что происходит, имеет место, обретая это место в социальном творчестве. Если нам сопутствует удача, такие события становятся не эпизодическими, а систематическими. Если нам продолжает и дальше везти, они случаются в особом месте, где собираются группы интеллектуалов, производящие действие, которое является университетом» (с. 17). Тем, кто сегодня собирается защищать его право на существование, следует освободиться от функционалистского мышления, предписывающего ему выполнение какой-либо «миссии», сколь бы важной она ни казалась. Университет, по мысли Докерти, не служит никакой миссии. Он есть социальное действие, которое открывает человеку его новые возможности и расширяет область его свободы. Университет дает знания. Но не те знания, которые можно транслировать в виде информации. В университет следует приходить не для того, чтобы усваивать готовые сведения, но для того, чтобы приумножать знания о том, что нам до конца неизвестно. В этом и заключается парадоксальная логика этого института. Производя знания, он расширяет пространство неизведанного.
В вопросах, касающихся социального содержания университетской прагматики, Докерти заявляет о своем согласии с Биллом Ридингсом. При всем недовольстве идеалом «совершенства» (excellence), погоня за которым превращает современные университеты в закрытые бюрократические корпорации, возвратиться к гумбольдтовской модели «университета культуры» сегодня уже невозможно. Да и не нужно к этому стремиться, поскольку цель гумбольдтовского университета состояла в формировании культурной идентичности нации. Подобная идеология, по мнению Докерти, ограничивает возможности университета как демократического института, который побуждает скорее к поиску различий, нежели к утверждению идентичностей. Вслед за Жаком Рансьером он считает, что «культура — это всегда некая форма растождествления (disidentification): возможность говорить на ином языке, нежели язык чьих-то предков или чьей-то группы интересов» (с. 33). Подлинная демократия не может служить интересам отдельных групп, пусть это даже угнетаемые социальные меньшинства. Докерти выступает решительным противником политики идентичности в любых ее формах. Такая политика всегда консервативна, всегда грозит остановить процесс демократизации. «Правильно организованный университет должен способствовать расширению демократии, поскольку сама демократия существует в режиме непрерывного расширения» (с. 27).
Курс на коммерциализацию высшего образования, проводимый правительством Соединенного Королевства в последние годы, вызывает возмущение Докерти как раз потому, что грозит обратить вспять процесс демократизации британского общества, начавшийся еще в XIX в. По его мнению, плата за обучение в университетах есть дискриминационная мера, сравнимая с имущественным цензом, который в прежние времена ограничивал участие значительной части населения в управлении государством. Поэтому следует добиваться упразднения этой платы. Финансирование университетов должно вновь стать государственным и осуществляться за счет прогрессивного налога. Докерти ничуть не смущает «непопулярность» такого предложения: «...это не отклонение от "естественного порядка вещей", с которым мы, как принято считать, имеем дело сейчас. Сегодня мы имеем налоговую систему, которая организована так, что основное богатство идет в руки небольшого числа людей. Эта система создана определенным политическим выбором и определенной политической волей. Но она не обязана быть нормой. И отнюдь не очевидно, что сверхбогатые, многие из которых, хотя и не все, извлекли прибыль из своего образования, должны платить столь несоизмеримую с их богатством сумму в качестве вклада в общее благо того сообщества, которое позволяет им этим богатством распоряжаться» (с. 167—168). Докерти осознает, что сегодня в обществе еще нет достаточной политической воли, способной изменить текущую ситуацию. Скорее наблюдается нечто прямо противоположное. В то время, когда он работал над книгой, палата общин одобрила законопроект о троекратном повышении платы за обучение в университетах[8]. Однако это обстоятельство еще больше убедило его в том, что будущее университета зависит от способности людей понимать происходящее в терминах политики. Привычка измерять индивидуальное человеческое благополучие материальным достатком, столь прочно укоренившаяся в сознании многих наших современников за последние несколько лет, расторгла связь политики с опытом повседневного существования. Чем скорее будет восстановлена эта связь, тем скорее общество осознает важность университетского образования.
В ноябре 2012 г. шестьдесят шесть ведущих профессоров Великобритании основали «Совет по защите британских университетов»[9]. Одним из учредителей этой организации стал Стефан Коллини, профессор Кембриджа, известный специалист по интеллектуальной истории Англии XIX—XX вв. Свое отношение к проблемам высшего образования он выразил в книге «Зачем университеты?»[10]. В отличие от своего коллеги Томаса Докерти, вошедшего в состав исполнительного комитета того же Совета, Коллини не считает, что университеты призваны расширять демократию[11]. Он признается, что испытывает сильный дискомфорт, когда ему приходится оправдывать их назначение, взывая ко всеобщим ценностям и используя такие выражения, как «стремление к истине», «возделывание души», «достижение демократической включенности» и т.п. Тонкий стилист, он советует избегать подобного рода риторики: «Сегодня в условиях рыночной демократии, подобной нашей, политикам очень трудно найти язык, позволяющий им ставить те вещи, которые традиционно считались "благами сами по себе", выше тех вещей, которых якобы "хотят потребители"» (с. 91). Для него очевидно, что университеты всегда выполняли различные инструментальные функции в обществе. Но в то же время их деятельность никогда не сводилась только к их выполнению. Как можно говорить об этом, не прибегая к «напыщенности» того оправдательного жанра, который он называет «mission statement»? Вот, пожалуй, главное, что заботит автора этой книги.
По сути, она представляет собой набор рекомендаций о том, как можно грамотно уклоняться от ответа на вопрос, вынесенный в ее заглавие. Как считает Коллини, в начале XXI в. во всем мире университеты оказались в странном положении. «Никогда прежде в человеческой истории они не были столь многочисленны и столь значимы, но никогда прежде они так не страдали от недостатка доверия и утраты идентичности. Они получают больше общественных (public) денег, чем когда-либо прежде, однако их репутация в обществе крайне неустойчива. Сегодня, когда количество студентов по всему миру в несколько раз больше, чем оно было поколение назад, существует невиданный скептицизм в отношении преимуществ (как интеллектуальных, так и материальных), которые дает университетское образование» (с. 106). Его часто критикуют за бесполезность или элитизм. Несмотря на все это, тем, кто работает сегодня в университете, совершенно не нужно отвечать на подобную критику. Не нужно, к примеру, оправдывать гуманитарные дисциплины, приписывая им большой вклад в развитие национальной экономики. Подобного рода оправдания могут вызвать к ним еще большее недоверие. Что же тогда нужно делать? По мнению Коллини, гораздо лучше придерживаться оппортунистской тактики: ввязываться в полемику только в особых ситуациях, а не стараться формулировать исчерпывающие ответы на все случаи жизни. Университеты всегда представляли проблему для правительств, заключивших с ними своеобразный фаустовский договор: их просили выполнять определенные социальные функции, но, получая интеллектуальную свободу, они тут же стремились выйти за пределы отведенных им задач и изменить их смысл. Правительства учреждают различные комиссии по контролю за деятельностью университетов, но они все равно не могут эффективно руководить работой библиотек и лабораторий. «Общество хочет, чтобы ученые в университетах расширяли границы познания, но эта деятельность имеет свою собственную логику, которой нельзя возражать без риска нанести ущерб самому познанию. Конечно, в ряде случаев могут быть приняты чрезвычайные меры для того, чтобы заставить исследователей не удаляться слишком далеко от официального предписания: можно, например, расстрелять одних профессоров, чтобы внушить вдохновение другим. Но в либеральных обществах на такие меры смотрят неодобрительно, поэтому нужно искать более утонченные способы, помогающие справляться с неизбежным напряжением между настоятельностью предписания и капризами ученого ума» (с. 13).
Коллини не обнаруживает ни малейшего сомнения в том, что университеты очень нужны обществу (хотя и не затрудняет себя объяснением, почему они так нужны). Его позиция — это позиция крепкого, знающего себе цену профессионала, работающего в старейшем университете своей страны. Да, он осознает, что высшее образование переживает сегодня трудные времена. Он сетует на то, что в современном медийном пространстве разговор об общественной значимости этого образования сводится к оценке его экономической эффективности: «И даже тогда, когда допускается, что оно дает какие-то нематериальные преимущества отдельной личности — описываемые, скажем, в терминах самосовершенствования или углубленных интеллектуальных способностей, — все равно сохраняется тенденция сводить любое возможное социальное благо к привычному камланию по поводу "продуктивности", "конкурентоспособности", "инновативности" и "прироста". Этот дискурс устроен таким образом, что все неэкономическое приравнивается здесь к приватному, а экономическое — к публичному. Вместо этого нам нужно показывать, что есть публичная, а не только приватная польза от высшего образования, которую можно охарактеризовать в различных, не только чисто экономических терминах» (с. 26). Тем не менее он не находит иных способов продемонстрировать эту пользу, кроме как лишний раз подчеркнуть, что в спорных вопросах, касающихся организации исследований и образовательного процесса, решающее мнение должно принадлежать университетскому сообществу. Правительство (в основном, кстати, состоящее из бывших студентов Оксфорда и Кембриджа, которым еще не приходилось платить за свою учебу), откровенно пренебрегая этим мнением, сокращает ассигнования на высшее образование, взвинчивает плату за него и подчиняет отношения студента и профессора логике потребления. Однако Коллини не видит в этом угрозы своей академической свободе. Если правительство принимает неосмотрительные решения, то ему нужно доходчиво объяснять, что неразумно, например, регламентировать численность специалистов в таких областях, как ассириология, ссылаясь на потребности рынка. И если сегодня в Великобритании гораздо меньше филологов-классиков, чем это было в 1900 г. или даже в 1950 г., то такое сокращение является следствием масштабных социальных изменений, а не снижения запроса на классическую филологию со стороны абитуриентов. Университетская наука живет своей жизнью и сама определяет свои приоритеты. Подобная аргументация выдает в авторе этой книги типичного представителя британского академического истеблишмента, который, по словам самого же Коллини, никогда не проявлял большого интереса к такой функции высшего образования, как гражданская социализация (socialization in civic values) (с. 89)[12].
Совершенно иначе реагирует на изменения образовательной политики в своей стране профессор Иллинойсского университета, исследователь современной американской поэзии Кэри Нельсон, написавший книгу «Ни один университет не остров»[13]. С 2006 по 2012 г. он возглавлял Американскую ассоциацию университетских профессоров (AAUP) — авторитетную организацию, основанную еще в 1915 г. Артуром Лавджоем и Джоном Дьюи для продвижения и защиты принципов академической свободы. Для американцев эта свобода имеет особую ценность. В отличие от Европы, университеты и колледжи Соединенных Штатов финансируются в основном частными фондами и управляются попечительскими советами, состоящими из представителей деловых кругов. Чтобы обезопасить свою профессиональную деятельность от их чрезмерного контроля и произвольного вмешательства, американская профессура с начала 1900-х гг. выступает с требованием академической свободы, которая включает в себя три элемента: свободу исследования, свободу преподавания, свободу на выражение собственного мнения за стенами университета или колледжа. Академическая свобода не закреплена законодательно. Однако в 1967 г. решением Верховного суда она была объявлена предметом «особой заботы» Первой поправки к Конституции США. Противоречивое с точки зрения своего правоприменения, поскольку не определяет точно, кто является носителем академической свободы — отдельный преподаватель или преподавательский коллектив[14], — это понятие служит для описания условий, которые должен соблюдать работодатель, чтобы сотрудники университета могли успешно выполнять свои профессиональные обязанности. К этим условиям Нельсон относит бессрочный трудовой договор (tenure) и участие профессорско-преподавательского состава в управлении университетом (shared governance). Последнее может выражаться в решении таких вопросов, как оценка квалификации (peer review) и прием на работу новых сотрудников, разработка и утверждение программ учебных курсов, и вообще охватывать все области, в которых администрация заведомо обладает несравнимо меньшей компетенцией, чем профессиональное сообщество. Однако так выглядит академическая свобода с точки зрения своего нормативного идеала. Что же касается реального состояния дел, то оно, по мнению Нельсона, сегодня такового, что впору всерьез беспокоиться за будущее университетских профессий.
В своей книге он дает широкий обзор неолиберальных тенденций, несущих прямую угрозу академической свободе. Наиболее тревожные из них — корпоративизацияуниверситетов и каузализация преподавательского труда. Эти два явления неразрывно связаны друг с другом. Корпоративизация означает превращение университетов в бизнес-компании по продаже образовательных услуг. Административный аппарат университетов, становясь менеджментом таких компаний, озабочен главным образом тем, чтобы как можно дороже продать эти услуги при минимальных издержках на их производство. Администрация все меньше заинтересована в том, чтобы приглашать на работу профессоров на условиях бессрочного контракта. Ей гораздо выгоднее иметь дело с преподавателями, готовыми работать на неполную ставку (part-timers) на условиях годичного контракта, или нанимать на один семестр почасовиков (adjuncts), платя им зарплату ниже прожиточного минимума и не тратясь даже на их медицинскую страховку. Согласно данным официальной статистики, на которые ссылается Нельсон, за период с 1975 по 2007 г. число преподавателей американских университетов и колледжей, работающих на условиях бессрочного договора, сократилось почти в два раза — с 56,8% до 31,2%. Но зато сегодня больше половины профессорско-преподавательского состава — это временные работники. Конечно, ни о каком «участном управлении» университетом в таких обстоятельствах говорить не приходится. Нельсон приводит множество красноречивых примеров произвола администрации. Так, в 2006 г. президент Антиохского университета Макгрегора (Йеллоу-Спрингс, штат Огайо), где нет ни одного преподавателя, работающего на постоянной основе, проводила голосование среди сотрудников, чтобы получить одобрение плана строительства новых университетских корпусов. Она собрала преподавателей в аудитории и попросила встать тех из них, кто одобряет ее план, а затем записала фамилии тех, кто остался сидеть. Спустя некоторое время она пригрозила, что уволит любого преподавателя, кто позволит себе высказаться о состоянии дел в университете в средствах массовой информации. В Линденвудском колледже (Сант-Чарльз, штат Миссури, в 1997 г. получил статус университета) случилась такая история. В 1989 г. было объявлено о его банкротстве. Новый президент добился финансовой стабилизации, но заявил, что в следующем году он вводит мораторий на tenure. Затем он единолично переписал устав колледжа, указав, что преподаватели работают в нем только на условиях годичного контракта и никто не работает на постоянной основе. Все должностные назначения, изменения в учебных программах проводились им без согласования с преподавателями. Преобразования завершились тем, что статус профессора получили штатные администраторы колледжа, среди которых были его дочь и зять. Но, наверное, самый возмутительный случай произошел в 2005 г. в Луизиане, когда после урагана Катрина президенты нескольких университетов Нового Орлеана провели массовые увольнения преподавателей, многие из которых работали на постоянной основе, без соблюдения надлежащих правовых процедур, пренебрегая мнением ученых советов (сенатов), выступивших против таких чрезвычайных мер. Нельсон специально подчеркивает, что многие из этих университетов имели прекрасные гарантии академической свободы, прописанные в их уставах. Но ими оказалось нетрудно пренебречь, когда дело коснулось финансового благополучия административной верхушки. Единственно верный урок, который следует извлечь из этого случая, состоит, по мнению Нельсона, в том, что принципы академической свободы должны не только декларироваться в уставах университетов, но также отражаться в договорах, которые имеют правовую санкцию — позволяют привлекать администрацию к суду в случае их нарушения. И наиболее действенными в этом смысле являются коллективные договоры, которые заключают с работодателем профсоюзы. Нельсон убежден, что только вовлечение все большего числа преподавателей в профсоюзную деятельность может остановить деградацию высшего образования, которое перестает служить демократизации общества и превращается в еще один инструмент закрепления социального неравенства.
Поэтому он горячо приветствует возникшее еще в конце 1960-х гг. профсоюзное движение среди аспирантов, вынужденных заниматься преподавательской работой (graduate-employees). Высокие требования к качеству диссертационного исследования и желание продолжать академическую карьеру заставляют многих аспирантов подолгу оставаться в университетах. Администрация, видя в них источник дешевой рабочей силы, старается привлекать их к преподаванию за небольшую зарплату и не предоставляя никаких социальных гарантий. В 1969 г. в Висконсинском университете в Мадисоне возникло первое профсоюзное объединение аспирантов, решивших бороться за улучшение условий своего труда. В 1990-е гг. такие профсоюзы появились во многих кампусах, включая университеты Канзаса, Айовы, Массачусетса, Нью-Йорка и Калифорнии. Нельсон призывает всех коллег, имеющих tenure, всемерно поддерживать инициативу аспирантов, полагая, что их движение способно произвести субъективность нового типа — преданного своей академической работе исследователя и, одновременно, активиста местного университетского сообщества. Он отдает себе отчет в том, что сегодня этот призыв не найдет отклика у большинства преподавателей. Стремление к индивидуальному успеху в избранной дисциплине ориентирует их на поиск признания за стенами того университета, в котором они сейчас работают. Наиболее успешные ученые скорее постараются покинуть этот университет, чем будут тратить свое время на борьбу с его администрацией, если почувствуют притеснение с ее стороны. Кроме того, существует предубеждение в отношении профсоюзов, будто бы они поощряют посредственность и подрывают меритократию. Чтобы побороть подобного рода предубеждения, могут потребоваться многие годы. Но иного способа защиты академической свободы Нельсон не видит. Сегодняшний американский университет, по его словам, представляет собой странное сочетание высокой культуры и подневольного наемного труда. «Город на холме[15]стоит на вершине горы лицемерия» (с. 159). Однако он надеется, что рано или поздно настроение большинства университетских преподавателей изменится: «Моя надежда основана на том, что, потеряв возможность самостоятельно составлять программы курсов, наблюдая за тем, как образование перерождается в тренинг, как стремительно растут зарплаты чиновников, как число административных должностей умножается подобно триффидам из научно-фантастического фильма 1962 г.[16] и как преподавательская профессия все больше напоминает труд работников фастфуда, преподаватели начнут понимать, что они не заинтересованы в групповом бессилии» (с. 135). Академические профсоюзы должны больше вовлекаться в управление университетом. Нельсон сочувственно цитирует социолога Стэнли Ароновица, который еще в 1997 г. писал, что «перед профсоюзами стоит уникальная задача превратиться в институты альтернативы и сопротивления. Они должны принять ответственность за всю академическую систему, а не представлять специфические интересы преподавателей и штатных сотрудников университета в технократически определенных границах. Они должны стать носителями нового образовательного воображения» (там же)[17].
Из всех книг, представленных в этом обзоре, книга Нельсона является наименее теоретически нагруженной, но при этом наиболее «инсайдерской» или даже партизанской, в строгом смысле этого слова, работой. Ее автор не пытается искать союзников среди тех, кто еще не осознал, что корпоративизация университетов грозит уничтожить академическую свободу, а также среди тех, кто не видит большой беды в том, что преподавательский труд подвергается все пущей прекаризации. Эта книга адресована тем, кто не собирается мириться с этими тенденциями и ищет пути сопротивления им. Уверен, что если ее переведут на русский язык, то она найдет множество благодарных читателей в нашей стране. Польза от нее может быть двойной. Во-первых, она способна отрезвить тех из нас, кто продолжает верить, что университеты благополучных Соединенных Штатов лишены пороков, от которых мы страдаем в своем отчестве. Там, увы, тоже далеко не все в порядке. Чего стоит, например, такое высказывание Нельсона: «Президент университета, который получает миллион долларов, но при этом платит жалованье своим преподавателям ниже прожиточного минимума, является преступником. Его или ее поведение противоречит всем ценностям, которым традиционно служит высшее образование» (с. 158). И, во-вторых, эта книга способна задать ориентиры для низовой активности преподавателей, которая становится у нас все более заметной. В нашей стране никогда не было организации, подобной Американской ассоциации университетских профессоров, да и о том, что такое академическая свобода, знают у нас пока немногие. Но в системе российской высшей школы давно существуют профсоюзы, которые, правда, до сих пор занимались чем угодно, но только не защитой трудовых прав преподавателей. Возможно, настала пора по-новому посмотреть на их назначение — так, как это предлагает сделать Кэри Нельсон.
[1] Выражение британского социолога Джерарда Деланти. Цит. по: Калхун К. Университет и общественное благо / Пер. с англ. А. Смирнова // Прогнозис. 2006. № 3 (7). С. 286.
[2] Сеннет Р. Падение публичного человека / Пер. с англ. О. Исаевой, Е. Рудницкой, Вл. Софронова, К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2002.
[3] О соотношении качества и доступности университетского знания см.: Калхун К. Указ. соч. О роли гуманитарных наук в поддержании этого баланса см.: Фуллер С. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства / Пер. с англ. С. Филоновича // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 50—75.
[4] Ридингс Б. Университет в руинах / Пер. с англ. А.М. Кор- бута. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. С. 25.
[5] Nixon J. HIGHER EDUCATION AND THE PUBLIC GOOD: Imagining the University. L.; N.Y.: Continuum, 2011. XIV, 152 p.
[6] Это бывшие политехнические институты Великобритании.
[7] Docherty Th. FOR THE UNIVERSITY: Democracy and the Future of the Institution. L.; N.Y.: Bloomsbury, 2011. X, 198 p.
[8] Этот законопроект был принят 9 декабря 2010 г.
[9] См.: http://cdbu.org.uk/.
[10] Collini S. WHAT ARE UNIVERSITIES FOR? L.: Penguin, 2012. 240 p. Ссылки даются по электронной версии книги, не совпадающей с макетом «бумажного» издания.
[11] См. рецензию Коллини на книгу Докерти в журнале «Нью стейтсмен» за июль 2011 г.: http://www.newstatesman.com/books/2011/07/university-universities.
[12] Справедливости ради стоит отметить, что Коллини считает отсутствие такой «социализации» признаком самодовольства университетских ученых, «которое было сильно поколеблено за последние годы» (там же). О необходимости развития в британских университетах «гражданской повестки» см.: AnnetteJ. The Challenge of Developing Civic Engagement in Higher Education in England // British Journal of Educational Studies. 2010. Vol. 58. № 4. P. 451—463.
[13] Nelson C. NO UNIVERSITY IS AN ISLAND: Saving Academic Freedom. N.Y.; L.: New York University Press, 2010. X, 289 p.
[14] Нельсон предлагает, по сути, коммунитаристское решение этой проблемы: «...академическая свобода не может быть истолкована как право личности, но она осуществляется личностями в рамках профессиональной и институциональной традиции» (с. 7).
[15] «Город на холме» — метафора исключительности американского образа жизни. Впервые была использована Джоном Уинтропом, губернатором Массачусетской колонии.
[16] Нельсон имеет в виду фильм «День триффидов», снятый в 1962 г. по роману Дж. Уиндема. Триффиды — фантастические плотоядные растения, угрожающие существованию человечества.
[17] См. также: Aronowitz S. Academic Unionism and the Future of Higher Education // Will Teach for Food: Academic Labor in Crisis / Ed. C. Nelson. Minneapolis: University Of Minnesota Press, 1997. P. 213.