Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №123, 2013
Все три вынесенных в заголовок слова - «визуальность», «феноменология» и «антропология» - крайне популярны в современном гуманитарном знании, употреблять их нередко считается хорошим тоном. После спада интереса (прежде всего к феноменологии) в середине XX века сейчас эти направления, наоборот, уже не первый десяток лет становятся все более и более модными, в том числе среди людей, которые никогда не были профессиональными исследователями визуальных искусств, не сильно интересовались философией и имеют довольно приблизительное представление о социальных науках. Вместе с тем и серьезные аналитики, работающие в поле визуальной культуры и выстраивающие свои концепции в том числе на материале кино, фотографии, живописи, архитектуры, дизайна и т.д., активно пользуются инструментарием феноменологии и антропологии, вписывая эти две интеллектуальные традиции в контекст начавшегося еще в 1970-х годах визуального поворота (visual turn). Однако достаточно часто они скорее ставят между «антропологией» и «феноменологией» союз «или», воспринимая их как две альтернативные логики мысли, плохо совместимые друг с другом. На русском языке эта практика особенно распространена: при том что на данный момент вышло уже довольно много работ, написанных в русле визуальной антропологии или феноменологии визуального образа (в том числе и на страницах «НЛО», и в издательстве «Новое литературное обозрение»), исследований в духе, скажем, «феноменологической антропологии визуальности» практически нет.
Новый теоретический раздел задуман отнюдь не как единичный тематический блок. В нем планируется организовать дискуссию о визуальном образе, которая могла бы продолжаться, не ограничиваясь каким-либо одним номером журнала, и в русле которой можно было бы заново проблематизировать феноменологический и антропологический подходы, находить точки схождения между ними, а также реактуализировать в новом интеллектуальном контексте классические исследования XX века, посвященные тем или иным аспектам зрительного образа в культуре. Ибо почти нет сомнений, что современная культура - это прежде всего культура визуальная и сегодня мы живем в мире перехода между эпохами словесных и зрительных текстов.
Рубрику открывает статья Сергея Зенкина, посвященная интерпретации и в некотором смысле нарративизации визуального образа (конкретно - фотографического) в классических работах Жоржа Батая и Ролана Барта. Эта работа, входящая в широкий ряд авторских исследований по истории гуманитарной мысли[1] и одновременно являющаяся концептуальным продолжением книги о сакральности как социальном феномене[2], пересматривающая некоторые канонические интерпретации текстов Барта и Батая и реинтерпретирующая отношения этих теоретиков к проблеме фотографии и заключенной в ней реальности, способна стать камертоном в будущей дискуссии о феноменологии и антропологии визуальности.
Николай Поселягин