Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №123, 2013

Николай Поселягин
От редактора

Все три вынесенных в заголовок слова - «визуальность», «феноменология» и «антропология» - крайне популярны в современном гуманитарном знании, употреблять их нередко считается хорошим тоном. После спада интереса (прежде всего к феноменологии) в середине XX века сейчас эти направления, наоборот, уже не первый десяток лет становятся все более и более модными, в том числе среди людей, которые никогда не были профессиональными ис­следователями визуальных искусств, не сильно интересовались философией и имеют довольно приблизительное представление о социальных науках. Вместе с тем и серьезные аналитики, работающие в поле визуальной куль­туры и выстраивающие свои концепции в том числе на материале кино, фотографии, живописи, архитектуры, дизайна и т.д., активно пользуются инструментарием феноменологии и антропологии, вписывая эти две интел­лектуальные традиции в контекст начавшегося еще в 1970-х годах визу­ального поворота (visual turn). Однако достаточно часто они скорее ставят между «антропологией» и «феноменологией» союз «или», воспринимая их как две альтернативные логики мысли, плохо совместимые друг с другом. На русском языке эта практика особенно распространена: при том что на данный момент вышло уже довольно много работ, написанных в русле визуальной антропологии или феноменологии визуального образа (в том числе и на стра­ницах «НЛО», и в издательстве «Новое литературное обозрение»), исследо­ваний в духе, скажем, «феноменологической антропологии визуальности» практически нет.

Новый теоретический раздел задуман отнюдь не как единичный темати­ческий блок. В нем планируется организовать дискуссию о визуальном об­разе, которая могла бы продолжаться, не ограничиваясь каким-либо одним номером журнала, и в русле которой можно было бы заново проблематизировать феноменологический и антропологический подходы, находить точки схождения между ними, а также реактуализировать в новом интеллектуаль­ном контексте классические исследования XX века, посвященные тем или иным аспектам зрительного образа в культуре. Ибо почти нет сомнений, что современная культура - это прежде всего культура визуальная и сегодня мы живем в мире перехода между эпохами словесных и зрительных текстов.

Рубрику открывает статья Сергея Зенкина, посвященная интерпретации и в некотором смысле нарративизации визуального образа (конкретно - фотографического) в классических работах Жоржа Батая и Ролана Барта. Эта работа, входящая в широкий ряд авторских исследований по истории гума­нитарной мысли[1] и одновременно являющаяся концептуальным продолже­нием книги о сакральности как социальном феномене[2], пересматривающая некоторые канонические интерпретации текстов Барта и Батая и реинтерпретирующая отношения этих теоретиков к проблеме фотографии и заклю­ченной в ней реальности, способна стать камертоном в будущей дискуссии о феноменологии и антропологии визуальности.

Николай Поселягин

 

[1] Многие из них были объединены в книгу: Зенкин С. Ра­боты о теории: Статьи. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

[2] Зенкин С. Небожественное сакральное. М.: РГГУ, 2012. См. также большую подборку откликов, собранную в «НЛО» № 118 в рубрике «Книга как событие».



Другие статьи автора: Поселягин Николай

Архив журнала
№164, 2020№165, 2020№166, 2020№167, 2021№168, 2021№169, 2021№170, 2021№171, 2021№172, 2021№163, 2020№162, 2020№161, 2020№159, 2019№160, 2019№158. 2019№156, 2019№157, 2019№155, 2019№154, 2018№153, 2018№152. 2018№151, 2018№150, 2018№149, 2018№148, 2017№147, 2017№146, 2017№145, 2017№144, 2017№143, 2017№142, 2017№141, 2016№140, 2016№139, 2016№138, 2016№137, 2016№136, 2015№135, 2015№134, 2015№133, 2015№132, 2015№131, 2015№130, 2014№129, 2014№128, 2014№127, 2014№126, 2014№125, 2014№124, 2013№123, 2013№122, 2013№121, 2013№120, 2013№119, 2013№118, 2012№117, 2012№116, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба