Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №125, 2014
(по поводу книги О.Ю. Малиновой-Тзиафеты «Из города на дачу»[1])
Предметом книги О.Ю. Малиновой-Тзиафеты «Из города на дачу» являются петербургские дачи и социокультурный контекст их распространения. Автор работает как социолог, и я не буду обсуждать методы ее работы и общие выводы, поскольку это выходит за рамки моих профессиональных занятий. Однако хотелось бы рассмотреть источники, которыми она оперирует, поскольку их неполнота или односторонность их подбора могут существенно повлиять на итоговые выводы.
В первой главе («От дачи к дачке»), исследуя появление понятия «дача», автор пишет о том, что «в XVIII в. слово "дача" было тесно связано с глаголом "давать"»[2] и что «существовало также юридическое понятие "дача", связанное с земельным правом» (с. 28—29). Однако О. Малинова-Тзиафета не дает четкого типологического разделения между ранними загородными домами горожан — резиденциями Двора, господскими усадьбами, родовыми поместьями дворян XVII—XVIII вв. — с одной стороны, и собственно «дачей», то есть явлением, изначально характерным именно для петербургских быта и культуры XIX—XX вв., — с другой. Поэтому, говоря о подмосковных усадьбах и загородных резиденциях царского Двора в Москве XVII в. и в Петербурге в начале XVIII в., автор делает вывод, что они типологически «очень близки»: «Подмосковные и загородные дворы (дачи) в окрестностях Петербурга были, в сущности, очень близки в правовом, хозяйственном и культурном отношении» (с. 40).
Между тем современники подчеркивали особое семантическое наполнение термина «петербургская дача». Так, в 1843 г. В. Межевич писал: «Слово дача, в значении летнего загородного жилища, есть, можно сказать, почти исключительный термин Петербурга. Москва усвоила его от северной столицы, и то в недавнее время. Наши провинциальные города пока еще дач не знают». И далее Межевич поясняет причины появления дач в столице: «В Москве несравненно менее живут на дачах, нежели в Петербурге. <...> Москва имеет множество садов, бульваров, освежающих воздух благоуханием и доставляющих тень и прохладу жителям. <...> Поэтому дачная жизнь в Москве не укореняется, не превращается в необходимость для каждого. <...> Петербург, занимая меньшее пространство земли сравнительно с Москвою, но при гораздо большем числе жителей, принужден тесниться своими огромными зданиями, выгадывать место. <...> В Петербурге есть одно только место для прогулки в летнее время — Летний сад; обилием частных садов он также похвалиться не может. И вот те причины, которые заставляют каждого городского жителя искать себе на лето приюта вне Петербурга»[3].
Уместно обратиться к истокам происхождения дач в Петербурге. Ф.В. Булгарин, тонкий знаток столичного быта, посвятил им специальный очерк «Дачи» (1837):
В России постройка дач стала распространяться в царствование императрицы Екатерины Великой, вместе с разлитием просвещения. Модное место была Петергофская дорога. Острова были пусты. Каждый из них принадлежал какому-нибудь одному лицу и имел не более одной дачи. Там, где ныне тысячи дач, было всего четыре: одна на Елагином, одна на Крестовском, одна на Каменном островах и Строгановская дача на Петербургской стороне. На Петербургской дороге было также весьма немного дач, и те принадлежали первым вельможам Двора Екатерины или первым банкирам. В Стрельной и от Стрельной мызы до Петергофа не было ни одной дачи еще в мое время. Сказать о ком-нибудь: он живет на даче, значило то же что: он богат, силен и знатен. <...> А ныне? <...> Почти все сидельцы Гостиного двора проветриваются по праздникам на дачах своих хозяев. <...> Не ищите летом купца в лавке, аптекаря в аптеке, немецкого мастерового в мастерской, бумажного дельца в его кабинете! Все они на даче! <...>
Любовь к природе, к деревьям, к цветам означает уже некоторую степень образованности, а возможность иметь два дома или две квартиры есть доказательство довольства. Все это правда, с малыми исключениями. Кроме того, этот вкус к дачам произвел новый город: летний Петербург (т.е. Петербургская и Выборгская стороны, острова Крестовский и Каменный). Пустые места и болота заселились и украсились прелестнейшими домиками и садиками. <...> Дачи прибавили в С. Петербурге, по крайней мере, четвертую часть цены на все товары, на квартиры и на труд ремесленников и убавили, по крайней мере, два месяца времени из нашего делового календаря. На даче более естся, более спится, более гуляется — и менее работается.
Дамы разговаривают потому, что на дачах легко знакомятся и по соседству часто сходятся. Зимой можно и не продолжать летнего знакомства, ибо два города,летний и зимний, имеют особые нравы и обычаи[4].
Итак, как видим, появление дач было связано не только с «язвами» урбанизации («гигиеной», «канализацией», «неврастенией» — см. название разделов в гл. 2 и 3). Дача — не только место отдыха для многодетных семейств, проживающих в квартирах доходных домов: здесь можно было на время освободиться от тягот жестко регламентированной службы и не столь строго соблюдать обязательные этикетные формы общения. И что особенно важно, по наблюдению Булгарина, Петербург в отличие от других городов разделился на два города: «летний изимний», и каждый имел «особые нравы и обычаи».
Что касается времени зарождения самого явления «дачная жизнь», то для состоятельных горожан она началась на рубеже XVIII—XIX вв. По свидетельству Вигеля, горожане стали выезжать на дачи в 1800 г. Воспоминая свой приезд в Петербург в 1802 г., мемуарист писал: «Большой живости не было заметно. Город только через десять лет начал так быстро наполняться жителями, тогда еще населением он не был столь богат; обычай же проводить лето на дачах в два года (то есть с 1800 г. — А.К.) между всеми классами уже распространился: с них еще не успели переехать, и Петербург казался пуст»[5].
Особый дачный этикет Булгарин упоминает также в очерке 1830-х гг., написанном от лица жительницы Петербурга, дочери состоятельного столбового дворянина, которая сообщала своей подруге в провинцию: «Петербургский обычай повелевает каждому порядочному семейству переезжать на дачу. От знатного барина и богатого купца, до мелкого чиновника и конторщика, каждый выезжает на дачу с половины мая. <...> Человек как-то смелее под открытым небом, и я до сих пор не могу привыкнуть к этикетной жизни <...> Под предлогом житья на даче, можно приостановить обыкновенные визиты, посещения в известные дни, и отложить до переезда в город множество светских обязанностей»[6].
Утверждение Булгарина, что летом все купцы на даче, относится в основном к купеческим семействам, которых отправляли на лето за город. Сами же купцы, особенно биржевые, приезжали на дачу по воскресным и праздничным дням и, если позволяли дела, — в другое время, хотя какая-то часть торговцев, подобно мелким чиновникам, и по будням кочевала из города на дачу, а по утрам — обратно.
Выходя за хронологические рамки (1860—1914), О. Малинова-Тзиафета в гл. 1 справедливо замечает: «Значение слова [дача] резко меняется в 1830-х гг. под воздействием первой волны так называемого дачного бума — эпохи, когда внимание горожан к дачному отдыху достигает невиданного доселе масштаба. Поводом для этого выступают как мода и подражание аристократии, характерные для русского общества той поры, так и эпидемия холеры, впервые охватившая Петербург в 1831 г. <...> Понятие дачи понемногу теряло свою элитарность. <...> термин "дача" стал обозначать явление городской культуры — место для летнего пребывания петербуржцев. Именно слово "дача" стало названием для массового явления, в первую очередь потому, что к моменту дачного бума 1830-х гг. оно уже освободилось от дефиниций юридического термина и вполне подходило для того, чтобы обозначать любое загородное помещение» (с. 47, 48, 50).
Помимо моды на дачи и эпидемии холеры, а также санитарно-гигиенических условий городской жизни (о чем автор пишет ниже), были и демографические причины, вынуждающие горожан покидать летом город. Значительно выросло население столицы: если в 1812 г. число жителей составляло 308 474, то в 1833 г. их было уже 442 890[7]. Кроме того, семьи горожан с малым и средним достатком снимали квартиры в доходных домах, где «отхожие места» находились на черных лестницах или во дворе и где не было водопровода, отсюда необходимая потребность вывозить детей и больных на отдых; другая часть горожан снимала дачи, чтобы оставить квартиру для ремонта или сменить жилье.
В освоении «дачного пространства» вокруг столицы в дореформенные годы огромную роль сыграло также появление различных видов общественного транспорта. Иначе говоря, не только железные дороги (о которых речь пойдет ниже) способствовали расширению топографии дачных мест, но и предшествующие им средства сообщения. В 1830-х гг. открывается летнее омнибусное (дилижансное) сообщение из города на Острова (Елагин, Крестовский и Каменный), в Новую и Старую Деревни, Царское Село, Павловск, Петергоф, Полюстрово, Кушелевку. Легкое Невское пароходство в 1840-х гг. открыло регулярные линии в Новую Деревню, на Острова; тогда же появились постоянные омнибусные маршруты в Заречные дачные места и в Екатерингоф.
Поскольку О. Малинова-Тзиафета, касаясь раннего периода дач, не приводит никаких свидетельств о формировании «дачного пространства» и о его «социальном составе», — восполним этот пробел. Уже в 1843 г. газета помещает обзор дачных мест, которые предпочитали различные слои горожан: «В Парголове живут, по большей части, немецкие купцы, содержатели купеческих контор, а между ними ремесленники и магазинщики. <...> В так называемой Чухонской деревне, на Крестовском острову, живут, большею частью, артисты французской труппы, чтоб быть поближе к Каменному острову, т.е. к театру (Каменностровскому театру. — А.К.). <...> На Черной речке, позади Строгановского сада, живут семейства русские и немецкие. <...> Емельяновка наполнена небогатыми немецкими купцами и ремесленниками, а также и чиновниками без больших претензий. <...> Характер Екатерингофа — русский. <...> Тентелева деревня — чиновничье гнездо и приют небогатых немцев. <...> Немецкая колония на Петергофской дороге имеет характер Парголова, только в миниатюре. <...> Дачи в Павловском и Царском Селе, т.е. квартиры, нанимаемые на лето в селении и в городе, принадлежат к особому разряду. Тут живут семейства, любящие городской шум, городскую жизнь и городской туалет, ищущие многолюдных гульбищ, виста, преферанса, словом рассеяния»[8].
Н.А. Некрасов в 1844 г. публикует цикл фельетонов «Петербургские дачи и окрестности»[9], а В.Р. Зотов в автобиографических заметках «Петербург в сороковых годах» приводит топографию дачных мест в 1840—1850-х гг. и социальный состав отдыхающих[10].
Следующие главы книги (гл. 2. «Борьба за благоустройство Петербурга и дачный отдых (1860—1914)», гл. 3. «Дача и нервное здоровье») имеют опосредованное отношение к петербургским дачам. В гл. 2 О. Малинова-Тзиафета пишет: «Данная глава, как и вся книга, посвящена именно горожанам-дачникам, переживавшим кризис. Ее основной сюжет — распространение в 1860—1910-х гг. новых представлений, с одной стороны, о загрязнении, опасностях и неудобстве города, с другой — о методах очищения городского пространства от нечистот, с третьей — о новых практиках, позволяющих укрепить здоровье и решить другие проблемы, выезжая на дачу в окрестностях города. <...> городские обыватели стали чувствовать себя горожанами, хозяевами города, ответственными за перемены в нем» (с. 68—69).
Иначе говоря, исследование «дачного пространства» замещается градоведением: (санитарное состояние домов и улиц, устройство канализации и водопровода, профилактика и лечение болезней, нравы горожан и пр.). Фиксация известных «язв» города (о чем писал еще Михневич, исследование которого осталось неизвестным автору книги[11]) занимает большую часть монографии, что очевидно даже из названий разделов: в указанной главе дачам уделено три из семи разделов, а в третьей — только последний.
В разделе «"Квартирный вопрос" и дача» гл. 2 не приводится никаких статистических данных о стоимости городских квартир и размере платы за съем комнат или домика для летнего отдыха[12], значимость которых не нуждается в пояснении. Семьи с малым достатком ориентировались прежде всего на цены, а уже потом на обустроенность постройки и удобное ее нахождение. Это упущение можно объяснить тем, что О. Малинова-Тзиафета ограниченно использует важнейший источник по повседневной жизни города — столичную периодику. В списке «опубликованных источников» упоминаются просмотренный выборочно «Петербургский листок» за 1867—1880 гг. и единичные номера других изданий. К периодике конца XIX — начала XX в. О. Малинова-Тзиафета вовсе не обращалась. Автор указывает, что «со временем возникает специальная дачная пресса, например газета "Дачница" (1912)» (с. 286), но берет сведения о ней из вторичного источника и не цитирует ее, хотя следовало бы провести фронтальный просмотр и этого, и других изданий на дачную тему. Найти их не составляет труда — достаточно обратиться к опубликованным каталогам дореволюционных петербургских газет, чтобы сразу обнаружить издания, специально посвященные этой теме: «Дачная газета» (СПб., 1908), «Дачная жизнь» (СПб., 1911), «Дачник» (СПб., 1909), «Дачный курьер» (СПб.; Териоки, 1908).
Вернемся к ценам на квартиры и дачи в конце XIX в. — их также несложно отыскать. Согласно переписи 1890 г., в Петербурге «большинство квартир (40%), занятых исключительно для жительства, состояло из трех-пяти комнат, не считая кухни и передней; 24,4% составляют квартиры в две комнаты, 23,8% — в одну комнату и 11,8% — квартиры в шесть и более комнат»[13]. «Средняя цена квартиры в 1890 году равнялась 360 руб. в год, в три комнаты <...>. Более ценные квартиры находятся от второго до четвертого этажа <...>. В средних квартирах насчитывается от трех до пяти комнат, с платою до 600 руб. в год»[14]. При этом, как сообщала газета в 1892 г., «заработок среднего семейного петербуржца не превышает 100— 125 руб. в месяц»[15].
Чтобы установить стоимость дач, достаточно, например, обратиться к документальному реестру 1892 г., принадлежащему чиновнику Светлову, который делает следующую запись о дачах: «На даче живут месяца три с небольшим, от начала мая до половины августа или до начала сентября. Стоимость дач, понятно, различна (некоторые нанимают простые избы и платят за лето рублей сорок); но иметь порядочную дачу можно не дешевле, как за сто пятьдесят—двести рублей за лето». Здесь же он отмечает, что «большинство дач устроено плохо и случается, что на дачах вместо здоровья приобретают только болезни»[16].
В ряде источников конца XIX в. отмечается тенденция превращения дачного пространства в постоянное место жительства: из-за дороговизны городских квартир часть горожан оставалась жить в конце XIX в. на доступных по цене дачах и зимой. Тот же Светлов указывает, что в «ближайших к Петербургу дачных местностях: Старая и Новая деревни, Черная речка, Лесной, Полюстрово <...> многие живут и зимой, особенно в Старой и Новой Деревнях». Эти сведения подтверждают и путеводители по Петербургу[17].
В разделе гл. 3 «Дача как убежище» было бы уместно привести свидетельства петербуржцев о сборах на дачу[18], о том, как создавался дачный уют[19] и как проходило летнее времяпрепровождение горожан, поскольку именно на дачах зарождаются новые формы проведения досуга, о чем подробно сообщают П.А. Пискарев и Л.Л. Урлаб в книге «Милый старый Петербург» (глава «Дачный быт Петербурга в начале ХХ века»). В частности, особое внимание уделялось детским играм на дачах: «Для детей младшего возраста вешались маленькие качели, гамаки, строились теремки с детской обстановкой. Дети занимались и развлекались, играя в большой мяч, серсо, волан, катая большое колесо, охотясь за бабочками с сеткой. Наиболее распространенными детскими играми того времени были горелки, палочка-выручалочка, пятнашки, уголки, казаки-разбойники». Взрослые предпочитали городки, лапту, крокет, футбол. Именно в дачных местностях широкое распространение получил велосипед, которым могли пользоваться и женщины, что было недопустимо в городе. Вечерами слушали граммофон (романсы Вяльцевой, Раисовой, Дулькевич, Паниной и др.), увлекались модными танцами (кэк-уок, кикапу, танго, ой-ра и др.), а на рубеже 1910-х гг. на дачах появилось кино. «Наиболее демократическая часть дачников, и особенно молодежь, создавала драматические кружки, давала любительские спектакли, импровизированные концерты»[20]. Таким образом, можно говорить также и о влиянии массовой культуры «летнего Петербурга» на городскую, а не наоборот, как указывает автор книги (с. 22).
Устоявшееся деление Петербурга на «зимний» и «летний» сохранилось и в начале ХХ в. И важно, что это противопоставление описывали сами носители петербургской культуры.
Глава 4-я — «Железная дорога и "открытие" Петербургской губернии» — написана с привлечением разнообразных источников и занимает треть книги. «Отправной точкой для моего исследования послужил именно сюжет о расширении дачного пространства вдоль железнодорожных линий <...> Движение по железным дорогам, между тем, открылось уже в 1850—1860-х гг., — пишет автор. — Возник вопрос: почему же именно в 1870-х гг., а не раньше дачное пространство так резко изменило свои границы?» (с. 15—16).
По мнению О. Малиновой-Тзиафеты, «главным условием распространения дачного пространства вдоль железнодорожных магистралей стал взаимный интерес дачников и дачевладельцев». Владельцы дач часто брали на себя «значительную часть затрат по возведению платформы» (с. 224, 227). В этой главе исследуются проблемы, связанные с условиями поездки горожан по железной дороге в дачные места.
Естественно, читателю интересно узнать, насколько расширились границы «летнего Петербурга» после 1870 г., но автор ссылается лишь на путеводители 1880-х гг., в которых приводятся дачные места по Финляндской и Балтийской железным дорогам (с. 283—284). Однако все путеводители включали топонимы не только после, но и до 1870-х гг. Кроме того, в помещенной карте «Железнодорожных магистралей в Петербургской губернии» (с. 220) нет указаний остановок между столицей и пунктом назначения.
В заключительном разделе гл. 4 «Путеводители и пресса о дачном деле в Петербургской губернии» автор называет источники, использованные в работе: периодику (выше уже говорилось, что газеты просмотрены выборочно только за период 1865—1880 гг.), при этом не дает обзора мемуаров и этнографической беллетристики, но зачем-то ссылается на работы западных исследователей о травелогах («изучавших путеводители и путевые заметки, чтобы реконструировать взгляды и ценности путешественников» (с. 282)). Следует отметить, что О. Малинова-Тзиафета основательно воспользовалась сведениями из путеводителей и справочных изданий для «посещающих дачи». В этом разделе она помещает таблицу «Рост числа дачных местностей в путеводителях 1840—1910 гг.» (с. 284), но почему-то опять не указывает цены на дачи и, хотя бы выборочно, стоимость проезда по железной дороге, которая также учитывалась при съеме дачи.
Нельзя не сказать несколько слов о подборе иллюстраций. Во Введении автор пишет, что в монографии использованы материалы архивов кинофотодокументов — ЦГАКФФД и РГАКФД (с. 25). Действительно, в книге опубликованы 47 фотографий, но из них только 12 имеют отношение к петербургским дачам. О. Малинова-Тзиафета зачем-то помещает снимки провинциальных усадеб и имений, фотографии великих князей на охоте (с. 171, 196), городские и провинциальные жанровые сцены и всякие «экзотизмы», снабженные выразительными надписями: «Девушка и пантера в имении Сангушко-Потоцких "Антонины". Украина. Начало 1900-х гг. РГАКФД» (с. 61); «Пьяные в подвале. Москва. РГАКФД» (с. 73); «Жанна, возлюбленная великого князя Бориса Владимировича. РГАКФД» (с. 171); «Поцелуй. Великий князь Борис Владимирович и Жанна. Ницца, вилла "Цветущая долина". Из личного альбома князя Бориса Владимирович. РГАКФД» (с. 180) и далее в том же роде. Чем объясняется такой выбор иллюстраций — совершенно непонятно, поскольку найти изображения петербургских дач и мест летнего отдыха не составляет проблемы. В том же ЦГАКФФД хранится масса фотографий дореволюционных дач, которые мне довелось в свое время просматривать, не говоря о том, что фотографии дач из этого архива опубликованы в нескольких альбомах по старому Петербургу. Можно было бы посмотреть несколько объемных ящиков старинных открыток (три открытки публикует автор), подобранных по дачным местам старого Петербурга, которые хранятся в Отделе эстампов РНБ, специальные картотеки изоматериалов по окрестностям Петербурга имеются в библиотеке Академии художеств и в Музее истории Санкт-Петербурга.
Приведенный в конце библиографический список можно дополнить следующими изданиями (помимо литературы, названной нами выше), содержащими материалы о дачах указанного периода: Григорьев М.А. Петербург 1910-х годов. Прогулки в прошлое. СПб., 2005 (см. на с. 155—167 гл. «Дачи», содержащую иллюстрации); Знакомый Г. Дачи и окрестности Петербурга: Рассказ. СПб., 1891; Иодко О.С. Карманный весь Петербург: Календарь-путеводитель. СПб., 1900—1916 (указаны дачные места в окрестностях столицы); Семенов В.П. Город и деревня в Европейской России. СПб., 1910. Т. 10. Вып. 2 (есть сведения об изменении статуса дачных мест и пригородов Петербурга с 1870-х гг. до начала ХХ в.); Столпянский П.Н. Дачные окрестности Петрограда. М.; Пг., 1923 (даны история возникновения дач, их расположение и характеристика); Финляндия в русской печати: Материалы для библиографии. СПб., 1902—1915 (упоминаются дачные места).
[1] Малинова-Тзиафета О.Ю. Из города на дачу: Социокультурные факторы освоения дачного пространства вокруг Петербурга (1860—1914). СПб.: ЕУСПб, 2013. 336 с. 800 экз.
[2] Дополним этимологию слова «дача» свидетельством современника: «Это слово получило в Петербурге настоящее свое значение от того, что сперва раздавались вокруг Петербурга даром лесистые места для постройки на них загородных домов» (Воскресный летний день в Петербурге // Северная пчела. 1841. 13 авг.).
[3] В. М-ч [Межевич В.С.] Петербургские и московские дачи // Северная пчела. 1842. 17—18 авг.
[4] Булгарин Ф.В. Петербургские очерки Ф.В. Булгарина / Сост. А.М. Конечный. СПб.: Петрополис, 2010. С. 299— 300, 302.
[5] Вигель Ф.Ф. Записки. М., 1892. Ч. 2. С. 3.
[6] Булгарин Ф.В. Письма провинциялки из столицы // Бул- гарин Ф.В. Петербургские очерки Ф.В. Булгарина. С. 233, 236—237.
[7] Статистика // Северная пчела. 1836. 3 июля.
[8] Смесь // Северная пчела. 1843. 12 июня.
[9] См.: Некрасов Н.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1996. Т. 5. С. 355— 386.
[10] См.: Исторический вестник. 1890. Т. 39. № 2. С. 329—330.
[11] См.: Михневич В.О. Язвы Петербурга: Опыт историко-ста- тистического исследования нравственности столичного населения. СПб., 1886.
[12] Почему-то сведения о стоимости трех дач (в Петергофе, Ораниенбауме и Сиверской) попали в раздел «Дачное дело и Министерство путей сообщения: как возникали новые дачные местности» (с. 221, 232).
[13] C.-Петербург: Путеводитель по столице. СПб., 1903. С. 62— 63.
[14] Раевский Ф. Петербург с окрестностями. СПб., [1902]. С. 35—36 (приводится также перечень дачных мест под Петербургом вдоль линий железных дорог).
[15] Петербургская газета. 1892. 16 сент.
[16] Светлов С.Ф. Петербургская жизнь в конце XIX столетия (в 1892 году ). 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Гиперион, 2008. С. 21.
[17] См., например: Зарубин И. Альманах-путеводитель по С.-Петербургу. СПб., 1892. С. 214—215.
[18] Об этом знаменательном событии писал упомянутый Булгарин в заметке «Сборы на дачу», см.: Северная пчела. 1838. 11 мая.
[19] Выходила специальная литература, посвященная благоустройству съемной дачи. См., например: Хозяйка дома (Домоустройство) / Сост. Юрьев и Владимирский. СПб., [1895].
[20] Пискарев П.А., УрлабЛЛ. Милый старый Петербург: Воспоминания о быте старого Петербурга в начале ХХ века. СПб.: Гиперион, 2007. С. 133—137.