Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №125, 2014
26 и 27 сентября 2013 года в Москве прошла Международная конференция «Историческая городская среда в развитии. Что сохранять: память, образ или материю?» Конференция была организована Натальей Душкиной (МАРХИ), Мариной Дмитриевой (Гуманитарный центр истории и культуры Восточной и Западной Европы, Лейпциг), Любой Юргенсон и Евой Берар (Дом наук о человеке, Париж). Заседания происходили в Московском архитектурном институте и в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Охрана архитектурного наследия — злободневная тема. Конференция ставила перед собой задачу показать ее острые моменты, выявить теоретические аспекты, осмыслить их в сравнительной перспективе и обратить особое внимание на наследие тоталитарных режимов ХХ века — в первую очередь, на архитектуру Гулага, как в городской среде, так и на территориях бывших лагерей. Понимая архитектурное наследие как важнейшую составляющую культуры, а вопрос, поставленный в заглавии конференции, как имеющий отношение не только к проблемам подлинности, консервации и воссоздания архитектурных памятников, но и к исторической памяти и актуальной политике, организаторы пригласили к участию не только историков архитектуры, но и представителей других дисциплин — культурологов и литературоведов.
Вступительная речь ректора МАРХИ Дмитрия Швидковского сразу задала тон конференции: прозвучала страстная защита русского наследия, а более конкретно, наследия Санкт-Петербурга. Только завершилась борьба против башни Газпрома на Охте, задуманной наперекор запретам ЮНЕСКО, как возник новый государственный проект, предусматривающий переезд в исторический центр города многочисленных государственных ведомств и, следовательно, вытеснение местного населения на окраины.
Два вступительные доклада позволили обрисовать актуальные аспекты охраны городского архитектурного наследия.
В докладе Натальи Душкиной (МАРХИ / Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест) «Понятия подлинности и целостности в современной консервации (международный взгляд на российскую ситуацию)» были рассмотрены взгляды двух главных протагонистов теории архитектурного наследия, действовавших в XIX веке. Речь шла об англичанине Джоне Рёскине (1819—1900) — стороннике сохранения нетронутыми разрушенных временем строений, поклонника подлинности и ярого противника реставрации и «улучшения» — и французе Эжене Виолле-ле-Дюке (1814—1879), защищавшем «циклическую» модель воспроизводства наследия, в рамках которой допускалось «восстановление» и даже «улучшение» первоначального облика зданий. После Второй мировой войны международное сообщество вернулось к принципу тщательного сохранения подлинности. Согласно Венецианской хартии 1964 года, передача памятников будущим поколениям «во всем богатстве их подлинности является задачей человечества». В Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 1972 года, ратифицированной СССР, был представлен научный «тест на подлинность», дополненный в 1994 году, который основывается на критериях формы, материала, функции, технологии, окружения и «духа места» того или иного архитектурного памятника. Но уже два года спустя было объявлено, что реконструкция («воссоздание») разрешается в случае, если она выполнена «на основе исчерпывающей документации об оригинале и не допускает домыслов». По мнению докладчицы, это уточнение означало признание легитимности производства копий, возврат к концепции Виолле-ле-Дюка (при том, позволим себе добавить, что рациональный анализ средневековой структуры, который лег в основу его реконструкционных работ, нельзя сводить к производству «факсимильных новоделов»). Если раньше в списке Всемирного наследия исключение делалось лишь для исторического центра Варшавы, который был полностью разрушен в 1944 году и затем восстановлен из руин, то теперь появилась возможность обоснования других реконструкций — например, реконструкции Московского Кремля и ансамбля Красной площади (1990), пополнившихся несколькими копиями; при этом также обсуждается включение в список Всемирного наследия храма Христа Спасителя, воспроизведенного без учета каких бы то ни было представлений о реставрационной науке. Следует добавить, что любовь к копиям характерна для всего сегодняшнего мира, предпочитающего «подвижность» сохранению. Можно сказать, что «глобальный» мир устал от истории и консервации. Глубокие изменения в подходе к архитектурному наследию, по мнению Душкиной, делаются «в угоду населению» — девелоперские компании используют территории памятников как инструмент борьбы с бедностью, проводят урбанизацию ценой уничтожения традиционной застройки и т.д. Оправдывается ли пафос подлинности и сохранения в современном мире? По мнению докладчицы, существующие доктрины и профессиональные принципы не соответствуют новым «вызовам», которые часто воспринимаются как угрозы.
Кристин Менжен (Университет Париж IV Сорбонна / Государственный институт истории искусств, Париж) представила радикально иной подход к проблеме: более половины населения земного шара сегодня живет в городах, и это обстоятельство иначе ставит вопрос сохранения старой застройки. В противоположность отдельным памятникам ткань и пространство города невоспроизводимы. Тем не менее исторические города возбуждают большой интерес публики. Однако это происходит в большей степени благодаря усилиям муниципальных инстанций, а не реставраторов. Для городских властей программа охраны архитектурного наследия играет двойную роль: она содействует сплочению населения и его идентификации с местностью и придает последней «прибавочную стоимость», притягивающую зажиточных жителей и туристов.
В докладах Клементин Сесил (Организация «Спасем британское наследие» / Московское общество охраны архитектурного наследия) «Битва за спасение знаменитого викторианского памятника, рынка Смитфилд в лондонском Сити» и Юрия Григоряна (Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», Москва) «Старая и новая Москва» была сделана попытка интерпретировать теоретические схемы в практическом ключе. Григорян блестяще проанализировал развитие центра и периферии Москвы. На примере проекта реконструкции квартала завода «Красный Октябрь», который был разработан возглавляемым им бюро «Меганом» совместно со студентами МАРХИ, докладчик продемонстрировал возможности сочетания новой и исторической застройки. Два этих доклада показали возможности синтеза рассмотренных выше подходов к наследию: попытки профессионалов спасти исторические памятники от напора бизнес-структур в сочетании с учетом стремительного развития городского центра. Кристин Менжен в докладе «Реновация старых городских кварталов: сохранение местного населения или джентрификация?» подняла сходную тему, интерпретируя в социологическом ключе два примера реставрации — города Сальвадор, бывшей столицы колониальной Бразилии, построенной португальцами в XVI веке, и старинного парижского квартала Марэ.
Разрушительное действие капитала, вызванное алчностью и невежеством предпринимателей, — черты, присущие не только современной эпохе. Об этом в докладе «Становление гражданского общества и понятие национального наследия в дореволюционной России» напомнила Ева Берар (Государственный центр научных исследований, Париж). Как ни странно, именно стремительная урбанизация и вторжение капитала, а заодно и укрепление русской городской буржуазии способствовали осознанию на рубеже XIX—XX веков невосполнимости потерь, связанных с разрушением исторической застройки. Появление первых институтов гражданского общества после Октябрьского манифеста 1905 года в значительной мере способствовало развитию как научных изысканий, так и общественной деятельности, направленной на охрану архитектурного наследия. Докладчица остановилась на опыте двух групп, возникших вокруг журналов «Мир искусства» и «Старые годы». Поколение Александра Бенуа, Сергея Дягилева, Николая Врангеля, Ильи Грабаря и Николая Рериха сумело добиться того, что осознание важнейшей роли архитектурного наследия в отечественной культуре вышло за рамки узкой среды специалистов и проникло в широкие круги общественности. Можно сказать, что с этой точки зрения сегодняшняя ситуация представляется менее радужной.
Доклад Рустама Рахматуллина («Архнадзор» / МАРХИ) был посвящен московской градозащитной деятельности 1990—2010-х годов. В последний день конференции Рахматуллин провел для участников конференции экскурсию по Коломенскому, показав как новодел — Царский дворец, так и старинные церкви этого ансамбля, и поделился своим неисчерпаемым знанием московской старины и любовью к ней. В рамках конференции докладчик рассказал о непростой истории движения по охране памятников с 1991 года, очертив, таким образом, предысторию сегодняшнего «Архнадзора». Становление общественного движения по охране памятников можно считать интереснейшей, но не вполне осознанной частью истории гражданского общества. При этом история движения почти не исследована: ее увлекательно рассказывают «старожилы», но фактически она до сих пор не написана. Как будто самоотверженные активисты не сознают, что их знание и опыт сами по себе являются частью становления архитектурного наследия и истории страны и что их дело нуждается в собственном «музее».
Незапланированное выступление Марко Деззи Бардески, известного итальянского архитектора и специалиста по реставрации, позволило лишний раз подчеркнуть приверженность ценностям подлинности и заодно обратить внимание на роль местного населения в приспособлении исторического пространства к современным задачам, как это и предлагала Кристин Менжен. Екатерина Шорбан (ГИИ, Москва) представила результаты работы по своду архитектурных памятников в русских провинциальных городах, показав, помимо прочего, примеры реставраций деревянных церквей, выполненных силами местной общественности. Совсем другая общественная среда была изображена в докладе Марины Хрусталевой («Архнадзор» / Международная рабочая группа по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства, Москва) «Социальная ответственность бизнеса: инвестиционные проекты на объектах наследия ХХ века в Москве». Дискуссия, возникшая после доклада Анны Броновицкой (МАРХИ / «Проект "Россия"») «Судьба комплекса ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ в Москве: опасность потерь при реконструкции», позволила высказаться представителям провинциальных городов, где отношения между общественным движением по охране памятников и местным начальством кажутся более конструктивными, чем в центре. Доклад Екатерины Дмитриевой (ИМЛИ РАН, Москва) «Проблема культурного и исторического палимпсеста при реконструкции памятников Псковской старины» продемонстрировал плодотворность рассмотрения проблем сохранения и реставрации исследователями других областей русской культуры, а именно литературоведами.
Секция «Конфликтное наследие ХХ века» представила два компаративистских доклада о наследии социалистического режима советского лагеря. Пауль Зигель (Центр по изучению метрополий, Берлин) в докладе «Постсоциалистическое городское пространство в Берлине» на конкретных примерах показал, что наследие социалистического режима до сих пор является предметом споров и неоднозначных решений в объединенной столице. Остатки стены, разделявшей Западный и Восточный Берлин, постепенно исчезают, уступая место музейным экспозициям и фотографическим воспроизведениям событий. Планируется воссоздать Берлинский замок, полностью разрушенный в 1950 году, на месте которого был воздвигнут социалистический Дворец Республики (впоследствии он был снесен). Различается отношение к жилым кварталам бывшей столицы ГДР: если некогда престижный квартал Марцан, пример социалистического модернизма, теперь стал второстепенным «спальным районом», то Карл-Маркс-аллее, напротив, ожидает статуса памятника ЮНЕСКО.
Доклад Марины Дмитриевой (Гуманитарный центр истории и культуры Восточной и Западной Европы, Лейпциг) «Чужое наследие: памятники прошлого режима и их место в постсоциалистическом городе» был посвящен судьбе «памятников-варяшв», возведенных «чужими», иностранными зодчими, которые работали в строго заданном контексте. Каково место этих памятников в постсоциалистическом городе? Надо ли их сохранять? Нуждаются ли они в интерпретации и объяснении? Статус памятников и памятных мест истории коммунизма изменился вместе с развалом соцлагеря и багателизацией коммунистической идеологии. В Вильнюсе, Будапеште и Москве появились «парки коммунизма», выдержанные в ироническим ключе. Докладчицей рассматривались «чужие» памятники Германии (прежде всего, памятник-мавзолей Воину-освободителю в Трептов- парке, посвященный памяти советских воинов и возведенный в 1949 году), Украины (Лычаковское кладбище во Львове) и Польши (Дворец культуры и науки в Варшаве, построенный по проекту Льва Руднева с помощью польских архитекторов и по образцу московских высоток). В 2013 году в Германии прошел день «неудобных памятников», обративший внимание на памятники нацистского времени, тюрьмы госбезопасности ГДР, бункеры, концлагеря. Как соотнести с этой, нацистской, проблематикой социалистические памятники? Что сохранять — память или образ?
«Если в случае архитектурных памятников можно спорить об их ценности, если, когда речь идет о зданиях и памятниках, воздвигнутых для прославления систем террора, можно думать о том, следует ли их сохранять или, наоборот, разрушить, то в случае Гулага вопрос стоит иначе» — этими словами Люба Юргенсон (Университет Париж-IV Сорбонна) открыла последнюю секцию конференции, посвященную наследию тоталитарных режимов. О следах нацистских лагерей и о теме холокоста в скульптурных памятниках и в музейной архитектуре в докладе «Как запечатлеть исчезновение? Стирание следов холокоста и его изображение в памятниках» говорил Филипп Менар (Брюссельский фонд Аушвиц / Университет Клермон-Ферран).
«Сталинские лагеря не создавались с эстетической целью, и в этом вопрос о сохранении их остатков принципиально отличается от проблемы пямятников сталинской архитектуры» — таково утверждение Любы Юргенсон. От строений Гулага остались лишь «следы», и Юргенсон задается вопросом о необходимости их интерпретации в общественном контексте, вне которого они не могут существовать как памятники. Например, на Колыме оставалось множество лагерных артефактов — колючая проволока, вышки, котелки и т.д., но только благодаря Ивану Поникарову, который создал музей политических репрессий в Ягодном, эти предметы стали достоянием археологии памяти и в результате культурным наследием. Типология «следов» и их превращение в наследие может рассматриваться, по мнению докладчицы, в контексте постструктуралистских теорий архива (например, в духе книги Деррида «Mal d'archive»). Но память Гулага также вписана в историю зданий, являющихся памятниками архитектуры других времен (например, Расстрельного дома на Никольской улице в Москве, где в годы Большого террора размещалась Военная коллегия Верховного суда СССР и чьи нижние этажи включают фрагменты палат князей Хованских XVII века). Каков статус этих памятников? Сложен статус наследия и тех мест, которые сегодня приобрели другие функции, — например, Соловецких островов, места памяти Гулага и, одновременно, паломничества верующих. Стирание следов советского времени способствует воссозданию аутентичности монастыря, но вытесняет память о Гулаге. Возможен ли здесь консенсус по поводу сохранения, реконструкции и реновации?
Слова Любы Юргенсон о том, что Гулаг — это целая цивилизация, которая должна найти свое место в русском наследии, нашел подтверждение в докладе Сергея Мержанова и Татьяны Царевой. Оба московских архитектора ратуют за сохранение комплекса Болшевской трудовой коммуны в городе Ковалёве, построенной по проекту Аркадия Лангмана и Лазара Черниковера в 1928—1937 годах. Этот ансамбль, а прежде всего дом Стройбюро, предназначенный для руководящего состава, является уникальным социальным и архитектурным экспериментом. В начале тридцатых годов туда возили зарубежных гостей, «друзей Советского Союза». Но уже несколько лет спустя здесь устроили «шарашку». Вокруг дома Стройбюро вырос целый поселок с жилыми и промышленными зданиями. Его сохранение означает в данном случае сохранение исторического места. В этом смысле, как утверждает Татьяна Царева, можно говорить о градостроительной функции памяти.
Александр Марголис (Общество охраны памятников истории и культуры, Санкт-Петербург) в докладе «Археологические находки следов красного террора на территории Петропавловской крепости 1918—1920. Проблемы исследования и мемориализации» пришел к сходному выводу. Докладчик рассказал о находках человеческих останков на территории Петропавловской крепости, являющихся, по всей вероятности, следами массовой казни летом 1918 года, и об устойчивом сопротивлении петербуржских властей узаконнить это место памяти и сделать его частью наследия города.
В заключение секции был поставлен вопрос о переосмыслении понятия «советская архитектура». Не стоит ли прибавить к художественным альбомам, где на глянцевой бумаге красуется «сталинский ампир», архитектуру лагерных бараков и землянок? Не пора ли поинтересоваться историей рабского труда зэков, строивших советские города? Как ни странно, рассуждая на эту тему, невольно вспоминаешь Рёскина и Виолле-ле-Дюка, и тот интерес, который оба исследователя средневековой архитектуры питали к изучению построек, создаваемых не профессиональными зодчими, а коллективным усилием безымянных строителей