Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №126, 2014
В 1930-е годы петергофский парк преобразился в советский парк культуры и отдыха. Такова была судьба большинства общественных садов и резиденций, принадлежавших до революции знати. Им были даны новые имена: Царское Село, Павловск и Гатчина были переименованы соответственно в Детское Село (позднее Пушкин), Слуцк и Троцк (позднее Красногвардейск). Посещавшая их публика имела слабое представление о садово-парковой культуре, если не считала ее пережитком буржуазного строя.
Петергоф наряду с московским ЦПКиО им. М. Горького и ленинградским ЦПКиО стал одним из главных советских парков культуры и отдыха, создававшихся по инициативе правительства в конце 1920-х и в 1930-е годы. В них проводили досуг, развлекались, проходили идеологическую подготовку. Те же, кто недавно приехал из деревень в город (а таких было немало), приобретали начальные навыки городской жизни. Один из инициаторов и пропагандистов советского садово-паркового строительства Л. Каганович заявлял: «...Мы должны сделать так, чтобы дать в эти парки такие же удобства, какие даются в европейских городах, с той "маленькой" разницей, что там этими удобствами пользуются капиталисты, а у нас будут пользоваться пролетарии...»[1]
До конца 1920-х годов Петергоф избегал значительных изменений. «Социалистическая реконструкция» парка началась после выхода постановления ЦК и СНК от 2 декабря 1931 года о его преобразовании в парк культуры и отдыха и реализовывалась в период культурной революции. Развитие Петергофа было частью плана Нового Ленинграда, согласно которому парк должен был стать новым «культурно-просветительским центром всесоюзного значения»[2] и «грандиозным культурным комбинатом», где предполагалось построить «Зеленый театр» на 25 000 человек и «Водный стадион» на 5000 человек[3]. Не все эти проекты были осуществлены.
Важным эпизодом в советизации Петергофа стал визит Сталина. Во время поездки с Ворошиловым и Кировым на Беломорско-Балтийский канал 18— 26 июля 1933 года, предшествовавшей запуску этого грандиозного построенного заключенными сооружения[4], вождь компартии посетил Петергоф и одобрил сохранение его исторической части[5]. Директор музейного комплекса Николай Ильич Архипов рассказывает об этом так: «В 1933-м я сопровождал И.В. Сталина и задал вопрос: "Правильно ли было сохранить Петергоф и правильно ли делать это впредь?" На что получил лаконичный, совершенно точный ответ: "Правильно"»[6].
Впоследствии сотрудники музея неоднократно ссылались на мнение Сталина, пытаясь предотвратить разрушение музейного ансамбля. Петергоф был сохранен главным образом усилиями Н.И. Архипова, поплатившегося за свою принципиальность пятью годами лагерей. Свою позицию в дискуссии о социалистической реконструкции музеев он формулировал так: «Я не был музейным консерватором, но я решительно возражал против искажения исторически сложившегося художественного облика Петергофа...»[7] Советские новшества дополняли исторический ансамбль парка, но не вели к его разрушению, несмотря на требования Управления дворцов и парков Ленсовета превратить его в один из популярных в 1920—1930-е годы луна-парков.
Об атмосфере, царившей здесь в середине 1930-х годов, свидетельствуют путеводители, литературные источники и газеты этого времени. В официальных изданиях знаменитый парк представлен как зона досуга. В путеводителе по Петергофу 1935 года среди развлечений упомянуты «стрелковые тиры», «площадки для волейбола и баскетбола, гимнастический городок, сектор прыжков, беговая дорожка на 10 метров», «концерты из радиостудии парка (электро-радио-граммофон)». К услугам посетителей предлагались «затейничество, массовые игры и танцы», а также «эстрада для самодеятельных выступлений» и «зеленая площадка для лежания» у Золотого каскада. Дежуривший на «спорт-поле» инструктор принимал «нормы на значок ГТО и Ворошиловского Стрелка»[8]. Работавший в эти годы во дворце Семен Гейченко в неопубликованной брошюре «Павильон ПВО в Петергофе» пишет, что здесь же можно было пройти инструктаж по противовоздушной обороне у специалистов Артиллерийского исторического музея РККА»[9]. Параллельно были организованы экскурсии и игры на исторические сюжеты.
План Петергофа (из путеводителя: Петергоф и Ораниенбаум: Справочник по дворцам-музеям парка. Л., 1935)
Атмосфера непринужденного веселья, которая, по канону советского оптимизма, должна была царить в парках культуры и отдыха, запечатлена в кинооперетте украинского режиссера Якова Уринова «Интриган, или Сладчайший полет» (1935). В фильме рассказывается история об «учлете», учащемся летной школы Васе Ярочкине, пристрастившемся во время учебных полетов гонять лошадей из соседнего совхоза. За это ему пригрозили не выдать диплом об окончании школы. Все уладилось после того, как Ярочкин сумел найти жеребца по кличке Интриган, убежавшего из табуна. Ярочкин вылетел на поиски Интригана с подругой и соученицей по школе Олей Громовой и, зная его слабость к сладкому, приманил его сахаром. Один из наиболее ярких эпизодов этой абсурдной советской кинооперетты — выпускной бал летной школы в Нижнем парке, на котором «учлеты» танцуют вальс и мазурку.
«Интриган, или Сладчайший полет» (режиссер Яков Уринов. 1935)
То, что бал устроен на аллеях петергофского парка, — дань традиции петергофских народных гуляний, восходящей к эпохе Николая I. В Петергофе с начала XIX века проводились массовые празднества. В советское время эта традиция сохранилась. Как и в дореволюционное время, в 1930-е в народных гуляньях принимали участие десятки тысяч человек. По свидетельству репортера «Вечерней Красной газеты», на последней странице которой с мая по сентябрь регулярно публиковались анонсы мероприятий в петергофском парке, праздник 6 июля 1935 года, посвященный 12-летию Конституции СССР, был грандиозным; по разным свидетельствам, в нем участвовало от 40 000 до 100 000 посетителей. Эти цифры не кажутся преувеличением, если принять во внимание предварительную оценку посещаемости в День советской авиации 18 августа 1936 года. В «Записке от дирекции Петергофского музея Петергофскому пищекомбинату № 2» речь идет о необходимости обеспечить питанием 75 000 гостей[10]. В дни праздников в парк приезжало гораздо больше посетителей, чем бывало в музейном комплексе даже в разгар туристического сезона. По статистическим данным, максимум посещаемости 1935 года был зафиксирован в июле — 49 339 человек за месяц[11]. Годовой максимум посещаемости был почти 518 000 человек. При этом количество посетителей массовых праздников за год достигало 800 000 человек[12].
6 июля 1935 года, к 12-летию Конституции СССР, Советская площадь была украшена двумя панно: «СССР — братство трудовых народов» и «Царская Россия — тюрьма народов». На главной аллее Верхнего парка были установлены большие портреты Ленина, Сталина и семи председателей ЦИКов союзных республик. Летавшие над парком самолеты и дирижабли, согласно анонсу, должны были разбрасывать листовки[13]. Посетителей ожидали «две грузовые машины с бутербродами, пирожками и сладостями, 32 лотошницы, мороженое на тележках, индивидуальные пакеты с обедами»[14]. Вот как описывает этот праздник побывавший на нем журналист:
Веселые флажки, лозунги и пестрые ленты раскрасили парк. Семь оркестров наполняли аллеи музыкой. Но главным аттракционом оставались, конечно, водометы и фонтаны. <...> По аллеям нижнего парка с музыкой и пением прошел карнавал 600 детей, одетых в национальные костюмы. Правда, было странно видеть белобрысого «таджика» в переливающемся всеми цветами радуги халате или черного, как смоль, и смуглого «карела», но все же карнавал пользовался большим успехом. На море к концу гулянья появилось несколько яхт. К сожалению, из-за бурной погоды не удалось провести обещанного катанья посетителей. Вечером все 40000 человек, приехавшие вчера в Петергоф, были вознаграждены великолепным зрелищем водяных струй, освещенных цветными прожекторами. Весь «большой грот» <...> был освещен разноцветным сиянием. Затем у Большого дворца, в потоках бриллиантов дождя фейерверка, возникли пылающие буквы: «Да здравствует двенадцать лет Конституции СССР!» Этим закончилось гулянье[15].
Между тем, несмотря на пользовавшиеся несомненной популярностью регулярные культмассовые мероприятия, советский Петергоф нравился далеко не всем посетителям. Писатель А.И. Пантелеев, останавливавшийся в середине десятилетия в гостинице «Интернационал», рассказывал о народных гуляньях в бывшей императорской резиденции не без сарказма:
Восемнадцатого мая в Петергофе традиционный праздник, открытие фонтанов.
С утра за окном гвалт духовой музыки. Днем я работал, вышел в парк под вечер. Шумно, многолюдно, празднично, но — не весело. Много пьяных. И целые тучи продавцов «эскимо». Много моряков, военных. Девочки в долгополых шелковых платьях. Самсон, раздирающий пасть свейскому льву, только что вызолочен. Львиная пасть изрыгает водяной столб.
Небо над заливом — старинное, акварельно-гравюрное. Дымит пароход, открывающий навигацию.
В глубине парка повизгивает гармоника.
Картинно красивый матрос в компании товарищей шагает с гармонью на ремне, наигрывает и поет:
Три-четыре взгляда —
И будешь ты моя.
За ним идут рядами, как на демонстрации. Песня, даже такая, облагораживает толпу. Здесь меньше похабщины, ругани и просто — тише[16].
Можно было бы отнести эту зарисовку к свидетельствам критически настроенной по отношению к советской власти интеллигенции. Однако еще более красноречиво об обстановке в Петергофе рассказывают советские люди, которым не были свойственны протестные настроения, — например, рабкоры, проводившие отпуск в местных домах отдыха. В рабкоровской газете «За новый быт» (1932. № 5), издававшейся в Петергофе в середине 1930-х, была опубликована следующая жалоба:
Как придешь обедать в столовую ДО 4-5 (дома отдыха. — С.С.), то там не хватает тарелок. Нас 14 человек, а тарелок — 3. И вот приходится стоять в очереди и ждать освобождающейся тарелки. Заведующий столовой тов. Усанов тарелок не дает и, кроме того, кричит на нас на чем свет стоит. За хлебом приходится идти в другую столовую и, главное, каждой работнице отдельно вместо того, чтобы одной сходить и принести на всех хлеба. <...> Имеет место и такой факт, когда тов. Усанов берет руками из общего протвеня <sic!> с плиты макароны и тут же их ест, а потом из этого же протвеня отпускаются макароны служащим, а руки Усанов моет, очевидно, не каждый день, т.к. когда ни посмотришь, они у него всегда грязные.
Парки культуры и отдыха были совсем не похожи на садовые ансамбли дореволюционного времени ни новым люмпенизированным бытом, ни новыми формами досуга. Эту колоритную жизнь в 1920—1930-е годы охотно описывали поэты и прозаики. В стихотворении Николая Заболоцкого «Народный дом» речь идет об Александровском парке у Кронверкского проспекта[17]. В «Бамбочаде» Константин Вагинов гротескно живописует, как крестьяне и рабочие обживали царскосельские сады на свой лад[18]. Английский пейзажный парк с появлением новых посетителей утратил связь с психологическим языком, который с конца XVIII века был неотъемлемой частью его восприятия. Как атавизм, сады могли изображаться в меланхолическом духе, например в поздних картинах Аполлинария Васнецова[19]. Тем не менее царскосельская лирика — от Державина и Пушкина до Георгия Иванова и Ахматовой — звучала бы неуместно в присутствии красноармейцев, гулявших с барышнями или друг с другом по аллеям парка.
Тем более неожиданным представляется ключевой эпизод повествования Лидии Гинзбург «Мысль, описавшая круг»[20], в котором описывается прогулка главного героя по паркам Петергофа. В этом тексте, работа над которым началась в 1936 году, странным образом воспроизводятся элементы психологии пейзажного парка, несмотря на ее неуместность в эпоху социалистического строительства. Это тем более странно, поскольку Петергоф известен в первую очередь своими садами с регулярной планировкой. Понять, как это стало возможным, поможет экскурс в интеллектуальную историю создания этого текста.
В 1936 году Гинзбург, занимавшаяся в те годы историей позднего романтизма, проводила отпуск в одной из гостиниц, открывшихся в бывшей императорской резиденции. Скорее всего, она жила в гостинице «Интернационал», где Литфонд снимал для писателей несколько номеров. В разное время там останавливались писатели Юрий Герман, упомянутый выше Алексей Пантелеев, Николай Тихонов, Даниил Хармс, а также режиссеры Александр Зархи и Иосиф Хейфиц, художник Лев Канторович и др.
Гинзбург в «Мысли, описавшей круг» игнорировала жизнь оздоровительных заведений, бытописательство интересовало ее в последнюю очередь. В Петергофе она видела не новый советский курорт и не руины прежней России, к которой она не испытывала симпатий, придерживаясь социалистических взглядов. В своем повествовании она описывает поиск ценностных оснований причастности к советской жизни, а также принципов изображения советской реальности.
Парадоксальным образом в середине 1930-х годов петергофский парк для нее представляется пейзажным пространством для прогулок-размышлений в духе романтиков конца XVIII — начала XIX века. Здесь нет ни актуальной политической, ни колоритной провинциальной жизни. Здесь нет даже парка в регулярном стиле, поскольку действие происходит зимой и весной, когда эти места легко принять за пейзажный сад в английском вкусе или за лесопарк. Это идеальное место для того, чтобы выйти из привычного течения дел и попытаться увидеть реальность вне логики повседневности, «остраненно», в пограничном пространстве между обыденными представлениями и исторической рефлексией.
Пограничность в данном случае — не только метафора. Петергоф в эти годы был приграничным городом. Если постановление «О порядке въезда в пограничную полосу СССР» выполнялось, то он был едва ли не последним на западном ленинградском направлении городом, который можно было посещать без оформления разрешения НКВД[21]. В располагавшийся ближе к границе Ораниенбаум, рядом с которым дислоцировалась база военно-морского флота, без пропуска въезд был запрещен. В путеводителе по Петергофу и Ораниенбауму туристов предупреждали:
Для проезда в Ораниенбаум необходим пропуск. Пропуска выдаются в бюро пропусков НКВД (Ленинград). Учреждение или предприятие, организующие экскурсию, представляют за три дня до экскурсии заявление с приложением списка участников (в трех экземплярах). Форма списка: порядковый номер, год рождения, партийность, социальное положение, место рождения, адрес. <...> Одиночный посетитель должен получить пропуск в НКВД <...>, предварительно заполнив анкету и представив две фотографические карточки[22].
Петергофский парк, оказавшийся в непосредственной близости от границы изолированного от западного мира государства, предстает в повествовании пространством вне исторических событий, идеальным местом для размышлений о современной социально-психологической реальности.
«Мысль, описавшая круг» — размышление не о злободневных, но о ключевых проблемах эпохи. Эссе посвящено поиску новых этических ценностей и нового литературного героя. Герой Гинзбург — интеллигент, надеющийся согласовать народнические социалистические убеждения и эстетические взгляды, сформировавшиеся под влиянием символизма и футуризма. Гинзбург не считает действенными в разгар социалистического строительства символистский мистицизм, авангардистское формотворчество, христианскую этику или этику Канта. Советская идеология и атеизм делают эти учения и экзистенциальные позиции не актуальными. В поисках нового реализма, претендующего на описание частной жизни в коллективистском обществе, она понимает вопрос о ценности как проблему экзистенциального предела человека, проблему отношения к смерти. Она проводит опрос о личном отношении к смерти среди мещан, коллег, знакомых, обнаруживая у многих нежелание думать об этических основаниях судьбы. Она даже чересчур серьезна в своем стремлении определить смысл смерти для советских атеистов 1930-х годов, воспитанных и получивших образование в разное время и в разных культурных контекстах.
Это социально-антропологическое исследование легло в основу ее повествования. «Научная» проза Гинзбург характерна для раннесоветского времени. Писатели и художники 1920—1930-х годов интересовались открытиями ученых и часто предавались фантазиям о невероятных научных утопиях. В «Мысли, описавшей круг» автор среди прочего анализирует разговоры обывателей об экспериментах профессора Лондона по удвоению продолжительности человеческой жизни, описанных в газетной заметке[23].
В те годы ученые работали над препаратами, стимулирующими нервно- мозговую деятельность. В эпоху непрерывок и соцсоревнований по досрочному выполнению и перевыполнению плана усталость была одной из главных помех при строительстве светлого будущего. Один из способов бороться с ней был предложен супругом скульптора Веры Мухиной, Андреем Замковым. На основе мочи беременных женщин он изобрел средство улучшения выносливости «Гравидан», которое помогло в том числе и его жене, когда она завершала скульптуру «Рабочий и колхозница»[24]. Проблему снятия усталости пытался решить Институт переливания крови, во главе которого стоял один из влиятельных идеологов раннего большевизма Александр Богданов. С середины 1920-х годов туда постоянно поступали пациенты с жалобами на переутомление[25].
Усталость и способы ее преодоления занимали в годы первой пятилетки не только ученых, но и писателей. Гинзбург знала об этом не понаслышке: «...Утомляться мало — надо переутомляться; недостаточно работать, надо перерабатываться <...>. Значение работы расширилось до крайности»[26]. О том, как остаться деятельным членом переживающего радикальные перемены общества, о том, как «сохранить молодость», писал Михаил Зощенко в повести «Возвращенная молодость». Об этой же проблеме говорил Юрий Олеша в своей речи на Первом съезде писателей в 1934 году[27].
Помимо помощи труженикам первой пятилетки в их воодушевленной и непосильной работе ученые 1930-х годов были увлечены футурологическим проектом создания нового советского человека. Опыты по омоложению профессора Волосатова, описанные в «Возвращенной молодости», развитие евгеники[28], деятельность Института мозга[29] тоже были частью этой невероятной антропологической утопии. Еще в середине 1920-х о новой советской науке, выращивавшей счастливого гомункулуса, язвительно писал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце» (1925) и «Роковых яйцах» (1925).
Профессор Ефим Семенович Лондон (1869—1939), упомянутый в тексте Гинзбург, размышлял о возможностях омоложения и преодоления старости в книгах «Борьба за долговечность» (1924) и «Жизнь и смерть» (1926), написанных совместно с И.И. Крыжановским[30]. Обоих ученых интересовали опыты по удалению и пересадке половых желез. Это считалось одним из наиболее перспективных направлений евгеники 1920—1930-х годов. Фиксируя реакции обывателей на газетную заметку о продлении жизни, Гинзбург включает свои размышления о смерти и экзистенциальных основаниях, помогающих атеисту преодолеть страх перед конечностью существования, в шизоидный контекст советских научных экспериментов.
Еще более значимо для размышлений Гинзбург то, как в советском атеистическом обществе мифологизировалась смерть. Помимо прочего, в «Мысли, описавшей круг» говорится о посещении героем «образцового парка-некрополя»[31], создававшегося на месте Лазаревского кладбища бывшего Александро-Невского монастыря[32]. В результате перепланировки в 1935—1937 годах были уничтожены старые захоронения, некоторые из надгробий перемещены на новые места. Также в некрополь были перенесены останки революционеров и деятелей культуры с Волковского, Митрофаньевского и других кладбищ. Таким образом, в Ленинграде появился знаменитый мемориальный парк — новый советский пантеон. Гинзбург описывает формирование ритуального пространства некрополя, однако главный ее интерес — размышления о смерти как об экзистенциальном парадоксе. Новое советское кладбище у собора, так называемая «коммунистическая площадка», поражает ее тем, как явно советский атеизм связан с традиционными суевериями. На могилах атеистов, строивших новое общество, она обнаруживает неуместные в годы соцстрои- тельства иконки. Эпитафия на надгробии лингвиста-академика Н.Я. Марра, похороненного на атеистическом кладбище в декабре 1934 года, неожиданным образом подсказывает автору «формулу преодоления смерти»:
На черном мраморе высечены слова: «Человек, умирая индивидуально, соматической смертью, не умирает общественно. Переливаясь своим поведением, делами и творчеством в живое окружение общества, он продолжает жить в тех, кто остается в живых, если жил при жизни и не был мертв. И коллектив живой воскрешает мертвых»[33].
Социальное бессмертие, память, остающаяся о человеке у современников и потомков, — неожиданное преломление идей Николая Федорова о воскрешении мертвых в пафосе нового общего дела, жизни и «труда со всеми сообща», о котором мечтал в начале 1930-х Борис Пастернак. Социальное бессмертие снимает страх перед конечностью существования.
Принципы метода наблюдений над советской реальностью открываются автору во время прогулок по парку Петергофа. Пейзаж бывшей императорской резиденции пустынен: заснеженная безжизненная природа, превратившийся в санаторий дворец, солдаты, которые кажутся «получившими предупреждение» о готовности в любой момент отдать свою жизнь:
Снежный пейзаж не только освобождает мысль от всяческой суеты, — он освобождает ее от самого себя. Не поглощая и не задерживая мысль, он сквозь себя пропускает ее дальше.
От высоко стоящего дворца открываются радиусами аллеи нижнего парка. Они двуцветны — белый тон снега и темный тон хвои и дерева. <...> Удивительно просто мне предстают — высота, глубина, светотень, протяженность, движение[34].
Сквозь этот «прозрачный» ландшафт Гинзбург наблюдает реальность осознаваемого, формулируя творческий метод рефлексии: мысль, возвращающуюся к самой себе, или, как значится в названии эссе, «мысль, описавшую круг»: «Единство сознания — <...> это связь материалов творческой памяти в ее непрестанной борьбе со смертью.»[35] Рефлексия предстает в этом эссе и способом рассуждения, и литературной формой, и этической ценностью. Такова альтернатива символизму, футуризму и марксистской социологии в годы первых пятилеток.
[1] Коммунальное хозяйство. 1932. № 1. С. 30.
[2] Планировка Ленинграда и значение Петергофа в этой планировке [1935] // Дело, скомпонованное из россыпи различных дел. 1930—1940. Т. 2 // Архив Государственного музея-заповедника «Петергоф». Д-777. Л. 52.
[3] Протокол встречи научных работников Петергофских музеев со стахановцами-транспортниками, отдыхающими в Петергофском доме отдыха ЛОСПС [ 1935] // Дело, скомпонованное из россыпи различных дел. 1930—1940. Т. 1 // Архив Государственного музея-заповедника «Петергоф». Д-776.
[4] См.: Известия. 1933. 26 июля; Ленинградская правда. 1933. 26 июля.
[5] Докладная записка о состоянии Петергофа в 1936 г. // Дело о состоянии петергофских парков. 1936 // Архив Государственного музея-заповедника «Петергоф». Д-369. Л. 10.
[6] Выписки из дел архива ФСБ и Государственной библиотеки РФ (бывшей им. В.И. Ленина) о Архипове // Архив Государственного музея-заповедника «Петергоф». Л.ф. 1. Д-17. Л. 6.
[7] Там же. Л. 16.
[8] Петергоф и Ораниенбаум: Справочник по дворцам-музеям парка. Л., 1935. С. 44—45.
[9] Гейченко С. Павильон ПВО в Петергофе: Машинопись [1933] // Архив Государственного музея-заповедника «Петергоф». Р-284а.
[10] Переписка с Трестом ресторанов [1936] // Архив Государственного музея-заповедника «Петергоф». Д-370. Л. 12.
[11] Экскурсионно-массовая работа в 1933—1936 гг. // Архив Государственного музея-заповедника «Петергоф». Д-2362. Л. 9.
[12] Статистика посещаемости петергофских дворцов-музеев с 1918 по 1935 // Дело о состоянии петергофских парков. 1936 // Архив Государственного музея-заповедника «Петергоф». Д-369. Л. 51, 53.
[13] Вечерняя Красная газета. 1935. 4 июля.
[14] Там же.
[15] Там же. 7 июля.
[16] Пантелеев А.И. Из старых записных книжек // Пантелеев А.И. Собрание сочинений: В 4 т. Л., 1984. Т. 4.
[17] Заболоцкий Н. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1983. Т. 1. С. 370.
[18] Вагинов К. Козлиная песнь: Романы. М., 1991. С. 352—364.
[19] См., например, его картину «Шум старого парка» (1926).
[20] Гинзбург Л. Мысль, описавшая круг // Гинзбург Л. Записные книжки. Повествования. Эссе. СПб., 2002. С. 542—582.
[21] О порядке въезда в пограничную полосу СССР // Бюллетень Ленинградского городского совета. 1933. № 2. С. 6—7.
[22] Петергоф и Ораниенбаум: Справочник по дворцам-музеям и паркам. Л., 1937. С. 25—27.
[23] Гинзбург Л. Указ. соч. С. 547—549, 552.
[24] Найман Э. Дискурс, обращенный в плоть: А. Замков и воплощение советской субъективности // Соцреалистиче- ский канон. СПб., 2000. С. 625—638.
[25] Богданов А. Год работы института переливания крови: 1926—27. М., 1927.
[26] Тетрадь V: 10.06.1929 — 17.12.1930 // Архив Л.Я. Гинзбург. РНБ. Ф. 1377. Л. 166а—166.
[27] Олеша Ю. Речь на 1 Всесоюзном съезде советских писателей // Олеша Ю. Избранное. М., 1935. С. 3—8.
[28] Маликова М. НЭП как опыт социально-биологической гибридизации // Отечественные записки. 2006. № 1. С. 175—192.
[29] Спивак М. Посмертная диагностика гениальности. М., 2001.
[30] Лондон Е. С., Крыжановский И.И. Борьба за долговечность. Пг., 1924; Они же. Жизнь и смерть. Л., 1926.
[31] Парки-некрополи // Вечерняя Красная газета. 1935. 14 июня.
[32] О нем см.: Кобак А.В., Пирютко ЮМ. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. М.; СПб., 2009. С. 228—234.
[33] Гинзбург Л. Указ. соч. С. 560.
[34] Там же. С. 568.
[35] Там же. С. 581.