Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №128, 2014
Шувалов В. ДОСТОЙНЫЙ ПОДРАЖАНИЯ: ЖИЗНЕОПИСАНИЕ НАСТОЯТЕЛЯ РЖЕВСКОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА ПРОТОИЕРЕЯ МАТФЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КОНСТАНТИНОВСКОГО (6 НОЯБРЯ 1794 — 14 АПРЕЛЯ 1857). — Тверь: Изд-во Марины Батасовой, 2013. — 260 с. — 1000 экз.
Заглавие книги священника Владимира Шувалова демонстрирует цель, которую хотел достигнуть автор: представить ее героя как объект для подражания потомков. Об этом прямо говорится в предисловии, написанном другим священником — Алексеем (Новиковым): «Нам, людям, живущим в эпоху воинствующего индивидуализма, препоручившим свою судьбу компьютерному "разуму", как-то уже и невдомек, что возможна иная жизнь, простая, свободная, открытая, полная любви к Богу и ко своим ближним». И о самой книге, в которой «что ни страница, что ни эпизод — то назидательный пример — достойный подражания. Да и с кого, как не с этого праведника брать пример нам, теплохладным, а точнее, хладнокровным, то есть безразличным к беде и радостям ближних своих, а оттого почти утратившим понимание сути духовного подвига предшествующих поколений» (с. 8—9).
К подобным призывам «подражать» кому бы то ни было я отношусь с осторожностью. Как не вспомнить с детства заученное изречение Маяковского: «Юноше, обдумывающему житьё, решающему — сделать бы жизнь с кого, скажу не задумываясь: делай её с товарища Дзержинского!» С течением времени идеал человека, который «железен и жилист» в достижении своих революционных целей, несколько поувял. И теперь вот новым «юношам» предлагается для образца фанатик иного, православного толка.
Персонаж этот представлен в книжке очень многосторонне и серьезно. Ее автор, сельский священник из Тверской области, совмещающий свое пастырское служение с активной деятельностью краеведа-энтузиаста, нашел в ряде архивов (в основном, в Государственном архиве Тверской области) много неизвестных ранее документов, касающихся жизни, деятельности и личности знаменитого протоиерея Ржевского Успенского собора отца Матфея (Константиновского), — и опубликовал их со своими комментариями. На страницах книги возникает сначала образ бедного сельского диакона, едва вступающего на пастырское поприще, потом — умудренного жизнью церковного служителя, стойко переносящего житейские скорби и, как никто, умеющего обращать к Богу нестойких прихожан: «На фоне явного безверия и богохульства большей части местных жителей, новый присланный на приход батюшка Матфей выглядел светильником пламенной веры в Бога <...>. Дар слова у отца Матфея был необыкновенный. Речь у него лилась рекой, и он мог, увлекая слушателей, говорить подряд несколько часов. Он был неистощим и не имел нужды в утомительной подготовке к проповеди. Батюшка разом охватывал представляющуюся ему тему и говорил, как бы велико ни было собрание, чрезвычайно ясно, живо и увлекательно. Обличение его побуждало к раскаиванию, угрозы наводили ужас, мольбы его растрагивали» (с. 21).
В 1836 г. наделенный необыкновенным даром слова сельский батюшка был перемещен в город Ржев на «праздное священническое место». Этот город был тогда центром старообрядческого движения на Тверской земле, и красноречивый священник был отправлен туда «для действия на раскольников». Там он выказал много успехов в поддержании православия среди «братий наших, старообрядцев» — и бурными проповедями своими обратил на себя внимание ряда известных современников: уроженца Ржева Тертия Филиппова, графа А.П. Толстого (тогдашнего тверского губернатора, а позднее обер-прокурора Синода), московского митрополита Филарета и т.д. Среди его знакомцев и почитателей оказался и Н.В. Гоголь.
Деятельность отца Матфея до этого места представлена в рецензируемой книге детально, на основе архивных документов. Переходя к взаимоотношениям батюшки Матфея и Гоголя, автор изменяет повествование — и от жизнеописания обращается к жанру жития. Именно эти взаимоотношения (и последующие их разноречивые оценки) вызвали и эпиграф к книге, взятый из Первого послания апостола Петра: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас; теми Он хулится, а вами прославляется».
Дело в том, что еще в начале ХХ столетия в печати появился ряд статей и заметок, в которых отец Матфей характеризовался этаким недалеким фанатиком («новым Савонаролой») и обвинялся в том, что в последние дни жизни писателя именно он много способствовал и его трагической смерти, и знаменитому «сожжению» второго тома «Мертвых душ». Об этом же пишут и серьезные исследователи. Так, В.В. Гиппиус в классическом труде о Гоголе прямо указал, «что предсмертный поворот Гоголя к крайностям аскетизма Матвей если не вызвал, то поддержал»[1]. А Ю.В. Манн, детально изучивший творческую историю «Мертвых душ», отмечает, «что разговор с ржевским протоиереем оказался тем последним толчком, который привел к уничтожению поэмы»[2].
В. Шувалов, впрочем, не цитирует этих утверждений серьезных ученых, а предпочитает обличать довольно известного в последней трети XIX в. прозаика и драматурга И.Л. Щеглова, который в именном указателе охарактеризован лишь как «писатель, который негативно отзывался о протоиерее Матфее» (с. 248). Собственное же повествование об этом сомнительном эпизоде из жизни своего «достойного подражания» персонажа автор строит, исходя из того, что отец Матфей, по его разумению, выступил со своей проповедью «в период начавшегося духовного распада в стране Российской, когда уже начала складываться психология новой, русской "интеллигенции", для которой приносить пользу России, работая в государственных учреждениях, казалось позором». И ржевский протоиерей, равно как и писатель Гоголь, «стал стремиться, в противовес, призывать всех к государственному служению, как религиозному долгу: "Монастырь ваш — Россия!"» (с. 95).
Поэтому «Господь Вседержитель, следуя путем познания истины Божией», свел писателя и протоиерея. С последним, особенно близким ему по духу, Гоголь «делился своими размышлениями о Божьем промысле, о смысле человеческого бытия». А поскольку отец Матфей был духовным наставником А.П. Толстого (в доме которого жил писатель), то он стал пользоваться у Гоголя «особенным уважением» (с. 101). Ему оставалось лишь послушно «внимать наставлениям батюшки» (с. 116), который призывал к тому, чтобы писатель «перестал высмеивать грехи и пороки окружающих его людей», «чтобы больше времени уделял Богомыслию и Иисусовой молитве, а через это приобрести умиротворение и примирение с Богом» (с. 127). Для подкрепления значимости «правильных» наставлений отца Матфея автор приводит письма Гоголя: сами письма «духовного наставника» не сохранились.
Наконец, за месяц до смерти Гоголя «наставник» явился в Москву — и агрессивно стал «стремиться очистить совесть писателя»: то начнет требовать: «Отрекись от Пушкина! Он был грешник и язычник»; то прикажет уничтожить те главы второго тома поэмы, «где изображен священник» (чем-то похожий на самого пастыря). Ничего «чудовищного», по мнению В. Шувалова, «наставник» от Гоголя не требовал — просто хотел «помочь приготовиться его душе к христианской непостыдной кончине» (с. 133). Что бы писателю его смиренно послушаться, а не впадать в то нервическое состояние, которое, в конечном счете, и привело к мучительной кончине! Ведь «наставник», в сущности, говорил правильные слова.
Мне приходит на ум известная реакция «грешника и язычника» Пушкина на «стихи христианина, русского архиерея» митрополита Филарета, написанные по поводу его «кощунственных» строк: «Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана? / Иль зачем судьбою тайной / Ты на казнь осуждена?..» — и т.д. Стихи Пушкина были написаны на день собственного 29-летия — это обстоятельство придавало трагический оттенок его «скептическим куплетам». Всевластный митрополит ответил собственным стихотворным «перепевом», в котором сурово осудил поэта, упрекнув его в забвении Бога и Божьего промысла: «Не напрасно, не случайно / Жизнь от Бога мне дана; / Не без воли Бога тайной / И на казнь осуждена…» — и т.д. Стихотворение Филарета с нравственной точки зрения более «правильно», чем пушкинское, — но к поэзии никакого отношения не имеет и остается интересным разве что как факт полемики: оно вызвало к жизни известный пушкинский ответ — «В часы забав иль праздной скуки...» и т.д. Ответ был тоже неоднозначен: всякая «правильность» и фанатическая «однозначность» противны искусству.
А ситуацию отношений Гоголя и его наставника очень точно описал о. Василий Зеньковский, замечательный ученый, писатель и церковный деятель: «О. Матвей Константиновский, духовному руководству которого отдавал себя Гоголь, был истовый священник, большой молитвенник, но ему были чужды и проблемы культуры (в широком смысле) и, в частности, проблема эстетическая. Он наткнулся в Гоголе на глубокую привязанность к искусству — что было совершенно и чуждо и неприятно о. Матвею, казалось ему лишь искушением. <...> Незачем особенно обвинять о. Матвея — только можно удивляться тому, что Гоголь и дальше оставался под его духовным руководством. <...> Нет никакого сомнения, что о. Матвей был глубокий человек, целиком преданный Церкви, — но нет сомнения и в том, что он не подходил для духовного руководства таким человеком, каким был Гоголь»[3].
Автор же рецензируемой книжки оценивает этот эпизод «духовного наставничества» отца Матфея над Гоголем как нравственный подвиг. И далее — старательно перечисляет другие его «подвиги» как образцы «строгой подвижнической жизни» и «нестяжательности». Вот он направляет силы на расширение и укрепление Ржевского кафедрального собора, вот отбирает у старообрядцев молитвенный дом (в пользу «единоверческой церкви»), вот произносит против тех же старообрядцев ряд «пламенных обличительных проповедей». Рассказывая о кончине протоиерея Матфея, автор книги не только приводит «красноречивые надгробные слова», сказанные разными влиятельными лицами, но и перечисляет ряд «разных чудес», сопровождавших эту кончину.
Некоторое научное значение имеют собранные автором письма батюшки Матфея к разным лицам, сохранившиеся его проповеди и воспоминания о нем, данные в конце книги. Всё это, однако, собрано и писано с известной целью, изложенной в упомянутом предисловии: «Читаешь книгу — и утешается душа, соприкасающаяся светлой праведности, которой, несомненно, преизобиловал отец Матфей Константиновский. Дай Бог, чтобы этот труд стал основой материалов для прославления батюшки и чтобы настал тот день, когда благодарная российская паства "едиными усты" воскликнет: "Святый праведный отче Матфее, моли Бога о нас!"» (с. 9). Иными словами: не пора ли причислить батюшку к лику святых?
Научный журнал — не место для обсуждения «правильности» подобных деяний. Но такие вот поиски «образцов», «достойных подражания» («сделать бы жизнь с кого?»), в какой бы житейской и духовной сфере они ни проводились, не самое актуальное занятие в современном мире.